Правописание относительных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Титеева Жанна Николаевна

Урок русского языка в 3  классе по программе «Начальная школа ХХI века».

Учитель: Титеева Жанна Николаевна

Блок «Как устроен наш язык»       

Тема: Правописание относительных прилагательных.

Цель: учить наблюдать за языковым материалом; развивать умение образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 в  классе по программе «Начальная школа ХХI века».   Учитель: Титеева Жанна Николаевна

Блок «Как устроен наш язык»        Тема: Правописание относительных прилагательных. 

Цель: учить наблюдать за языковым материалом; развивать умение образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас

Этапы урока

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

1.Организа ционный момент.

Создание эмоционально го фона урока.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

1.                Михаил Пляцковский

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
 Покинув страны южные,
 Вернулись птицы дружные.
 На каждой ветке скворушки
 Сидят и чистят перышки.
       Пришла пора весенняя,
       Пришла пора цветения.
       И, значит, настроение
       У всех людей - весеннее!

2.О каком времени года рассказывается в стихотворении?

Вот и к нам в класс пришла Весна. (плакат)

В каком образе ее обычно изображают?

Почему Весну сравнивают с девушкой?

3.За окном у нас тоже весна.

Опишите сегодняшний день

4.Какой сейчас месяц?   Что вы знаете о нем?

Апрель – слово нерусское, оно пришло к нам из Византии. Наши древние предки называли этот месяц цветень. почему так называли месяц?

5.Какие слова помогли нам описать день, погоду?

Какую роль играют прилагательные в речи?

6.Продолжаем работать над темой: Имена прил.

Наша гостья-Весна загадала для нас ключевое слово, которое узнаем в конце урока. После выполнения каждого задания будем получать подсказку.

Приветствие

Весна

Девушка юная, красивая…

– Скучный, тоскливый, печальный.

– Светлый, солнечный, прекрасный.

Апрель

все начинает цвести

прилагательные

украшают речь, помогают описать предметы или явления

Коммуникативные.

Личностные:

формулируют собственное мнение и позицию, про-являют интерес к новому учебному материалу.

2.Актуали зация знаний учащихся.

Словарно-орфогра фическая работа.

Актуализация знаний

Начнем работу с Минутки чистописания:

«Весенний ручеек». Что напоминают вам эти сочетания букв? Они нам скоро пригодятся.

На доске написана пословица, в которой пропущены некоторые буквы.

Яркий луч_ в_сеннего со-нца  проник в л_ сную  ч_щ _.

                         Заработали 1 подсказку!

ск      ан      енн

      ов     ян

Учащиеся объясняют пропущенные орфограммы.

Познавательные логические: 

-анализ объектов с целью выделения признаков,

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Регулятивные:

контроль

3.Система тизация и обобщение знаний учащихся.

Система тизировать языковые понятия

Повторим все, что знаем о прил.

Найдите прилагательные, докажите свое мнение.

На какой вопрос отвечают, что обозначают, с каким словом связано, чем явл-ся в предл.

Какие бывают прил.? Чем отн. прил. отличаются от кач.

Охарактеризуйте яркий, весеннего и лесную.

                           Заработали 2 подсказку!

                 

Часть речи, вопросы какой? какую? Признак предмета, с сущ.

Качеств. могут иметь степень сравн., антонимы, кр.форму.

Отн. образуются от сущ. и гл., указывают на материал, время, место, вес, длину предмета.

Яркий -качественное прил., сравнительная форма - ярче.

Лесная -относительное, образовано от сущ. лес+н

Познавательные логические: 

-анализ объектов с целью выделения признаков,

Личностные:

формулируют собственное мнение и позицию

Работа в группах.

Проверка усвоения изучаемого материала.

Прежде, чем начинать работу, повторим правила работы в группе.

Задание: из списка прил.выписать относит. им. прил., указать с помощью чего они образовались.

     Большой, крупный, кожаный, хрупкий, апрельский, настольный, красивый, апельсиновый.

К доске выходит ученик одной из групп, выбирает карточку, прикрепляет в другой столбик, доказывает правильность выбора.

                              Заработали 3 подсказку!

 

На доске запись: кожаный, апрельский, настольный, апельсиновый.

Образованы от сущ., с пом. суфф. и прист.

Познавательные

общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации;

логические;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном,

4. Создание проблемной ситуации, целеполага ние

создание проблем ной ситуации, при решении которой фор мулируется  цель урока

Ребята, мы уже многое знаем о прил. Как вы думаете, есть ли еще неоткрытые нами знания?

Рубрика «Давай подумаем».

Почему в работе Марины появились ошибки?

Гороцкой, брацкий, децкий, гиганский, матроский.

Как рассуждала Марина, когда писала? О чем она забыла?

Какие знания помогут избежать таких ошибок?

Какую цель мы поставим с вами на урок?

Предполагают, высказываются.

О составе слов, о том, как образуются отн.прил.

Научиться грамотно писать относит.имена прил.

Познавательные

общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации;

логические;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

Работа по учебнику

С. 141 упр.1

Образовать слова по заданной модели.

По цепочке дети работают у доски.      5 слов

   

Теперь вы можете объяснить, почему в слове русский пишется две буквы с?                      Заработали 4 подсказку!

Город – городской

Брат – братский

Дети – детский

Русь – русский

Гигант – гигантский

Физминутка зрительная

Если прил. кач. – глаза и руки вниз,

если прил. относ. – глаза и руки вверх.Быстрый↓, осенний ↑, капитанский↑, каменный↑, зеленый↓

Работа в парах

Развитие речи. Формирова ние умения правильно употреблять слова в речи.

Учебник с.141 упр.2. Образуй по модели прил. и запиши их.

С помощью суффикса –ов-.                    5 слов!

Проверка.                 Заработали 5 подсказку!

Коммуникативные:

умение слушать и всту-пать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

«Лови ошибку!»

Работа в тетради «Пишем грамотно».

Задание «Поработай учителем»    С.45 упр.2

Один ученик работает за доской.

Самооценивание по алгоритму.

Остальные дети – «Светофориком» оценивают себя.                            

                                   Заработали 6 подсказку!

Ошибки в словах: русский, березовый, водный, капустный, туманный, золотой.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Физминутка

Под музыку. Выполняя упражнения, запомнить прил. в песне.

Самостояте льная работа с заданиями разного уровня сложности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их.

Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.

Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

2-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделите грамматическую основу и надписать части речи.

3-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделите грамматическую основу и надпишите части речи. Определи род и число имен прилагательных.

     Самооценивание зеленым карандашом.    

Познавательные:

общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последователь ности действий

5.Оценка уровня усвоения темы

Проверка усвоения изуча емого материала

Логический диктант. Чтобы и вам, и мне понять, насколько хорошо усвоили тему.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

 

 

+

+

 

 +

+

+

+

Нет

 

 

 

 

 -

 

     1. Имя прил. часть слова.

     2.Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?

     3. Имена прил. обозначают признак предмета.

     4.Имена прил. изменяются по родам.

 5  5. Имена прил. связаны в роде и числе с

            глаголом.

     6. Имена прил. является второстепенными

            членами предл.

     7.Качеств.прил. могут иметь краткую форму.

     8.Относ.прил. образуются с пом. суффиксов и

             приставок

     9.В прил. ГОРОДСКОЙ пишется буква Ц.

     10.КАМЕННЫЙ – это относит.прил.

   ВЗАИМПРОВЕРКА. Оценивание по шаблону.

                                     Заработали 7 подсказку!

 

Ответы детей

 

Взаимопроверка

Регулятивные:

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном

6.Итог урока.

 Рефлексия.

7.Домашнее задание

Обобщение знаний о право писании имен прилага тельных

– Над какой темой сегодня работали на уроке?

– Какие знания помогут правильно записывать отн.прил.?

– Сегодня на уроке мы повторили все, что нам известно об имени прилагательном. И это удалось сделать в результате вашей активной работы. Где в жизни пригодятся нам эти знания? Как оцениваете свою работу?         «Светофорик»

Расскажите по схеме на доске.

     По подсказкам догадайтесь, что загадала Весна?

По выбору: Т.с.46 упр.4  или составить 5 предложений с относительными прилагат.

 Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 УМНИЧКИ!

Коммуникативные

Регулятивные. Личностные: 

высказывают свое мнение, свою позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Относительные прилагательные" 3 класс

Урок по программе "Начальная школа ХХI века" с использованием интерактивной доски "SMART". Содержит презентацию "Notebook" и план-конспект урока....

урок русского языка по теме"относительные прилагательные"

урок русского языка проведен в форме игры-путешествия в березовую рощу с использованием маршрутных листов...

Урок по русскому языку в 3 классе "Правописание относительных прилагательных"

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградавой "Правописание относительных прилагательных"...

Конспект урока по русскому языку программа "Школа XXI" века Относительные прилагательные 3 класс

Программа "Школа XXI" века  Относительные прилагательные 3 класс...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание относительных прилагательных"

Урок - игра поможет в разъяснении особо сложной темы 3 класса"Имя прилагательное"....

"Правописание относительных прилагательных" - конспект урока в 3 классе

"Правописание относительных прилагательных" - конспект урока в 3 классе...

Правописание относительных прилагательных

Правописание относительных прилагательных...