"Непроверяемые гласные в корне слова. Метод обучения запоминанию написания словарных слов по принципу симультанного чтения"
статья по русскому языку по теме
к уроку русского языка по теме "Работа над словами с непроверяемым гласным"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnye_slova.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарные слова
Метод обучения запоминанию
Принцип симультанного чтения
Использование приема симультанного чтения Е. Гобовой позволяет одновременно активизировать несколько психических процессов: зрительное, слуховое восприятие и память, внимание, мышление.
Принцип симультанного чтения заключается в том, что сначала учащимся предлагается карточка со словами, которые они должны молча прочитать и запомнить (сфотографировать). Размер карточки – пол-листа формата А4, время предъявления каждой карточки – 5 секунд, количество слов – от 4 до 10. После предъявления слов педагог предлагает учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться «сфотографированные» слова (каждое слово должно встречаться не менее 2-3 раз). Дети, услышав слова, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши или слегка ударить по парте – «проявить пленку». Следующий этап работы – «печать фотографий». Те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.
Когда все дети заканчивают писать, педагог вывешивает карточки со словами на доску, каждый ребенок проверяет результат.
«Опасное место»
Все словарные слова, которые дети должны выучить за год, разделяются на несколько групп, в зависимости от «опасного места» - буквы, в написании которых можно ошибиться. Детям предлагается составить из этих слов небольшой связный рассказ, нарисовать к своему рассказу картинку и придумать название – опорное слово ко всем словам рассказа, в написании которого невозможно сделать ошибку.
Например, опорное слово – Оля. (Опорное слово – о.с)
Словарные слова: (с.с.) ягоды, лопата, Москва, девочка, молоко, урожай
(опасное место буква «О»).
Рассказ: «Девочка Оля приехала из Москвы в деревню, там она наелась ягод и напилась молока, а потом взяла лопату и помогла убрать урожай».
О.с. УЧЕБА
С.с. дежурный, ученик, учитель, ребята, пенал, тетрадь. (о.м. «Е»)
Рассказ: пока ребята (ученики) доставали из пеналов ручки, дежурный помог учителю раздать тетради.
С.с. платок, капуста, пальто, карандаш, картина, магазин. О.м. «А»
Рассказ: Жили-были два зайца – Фам и Лия. Однажды Лия надела пальто и платок и ушла в магазин за капустой, а в это время Фам взял карандаш и нарисовал для Лии картину.
В данном рассказе с помощью опорных слов – имен Фам и Лия – дети еще запоминают написание слова ФАМИЛИЯ.
Можно соединить этот метод с приемом симультанного чтения.
Все словарные слова разделить на группы (от 4 до 10 ).
Из каждой группы составить рассказ, в которых словарные слова встречаются несколько раз и придумать опорные слова –названия.
Таким образом, основной целью работы стало формирование грамотной письменной речи, а задачами – развитие психических процессов, функций контроля и самоконтроля.
Отработав с группой слов прием симультанного чтения, на последующих занятиях предлагать учащимся задание на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д. Например, предлагаю по опорному слову восполнить весь набор словарных слов рассказа, даю словарные слова вперемежку и предлагаю разбить их на группы, вспомнив опорные слова, из набора слов найти лишнее.
Ведется работа и с отдельным словом.
После того, как дети «сфотографировали» слово на карточке им предлагается
написать буквы этого слова в алфавитном порядке
выписать все глухие, звонкие, мягкие, твердые согласные, гласные
записать вторую букву слова, считая с начала, третью, считая с конца, и т.п.
выписать второй, третий слог с начала с конца
дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола).
Используя буквы слова, составить другое слово.
О.с. ДАР
С.с. – багаж, вагон, газета, календарь, салют.
В канун нового года посмотрел дед мороз на календарь и подумал: «Времени у меня мало , а поздравить всех надо, соберу-ка я багаж и отправлю подарки в почтовом вагоне вместе с газетами и в разные города. Так и сделал, а когда на календаре появилось 31 число, дед мороз сел в свои сани-вездеходы и объехал все города, в которых его уже ждали вагоны с багажом подарков. Дети и взрослые были рады деду морозу и везде в его честь салют давали, а на следующий день об этой встрече с салютом в газетах писали.
О.с. ЕЛЬ
С.с. двенадцать, желать, интересный, прекрасный, сверкать.
Самым интересным праздником Степа считал Новый год. С утра в его семье наряжают прекрасную ель, на макушке которой сверкает звезда. В двенадцать часов ночи Степа находит под елью подарок, каждый раз то, что желал. А еще после двенадцатого удара часов семью ждет интересная праздничная программа. Все начинаю веселиться, желать друг другу счастья и танцевать около прекрасной ели, на которой сверкает звезда.
О.с. ЛЕВ
С.с. – телефон, восемь, сегодня, сейчас, теперь, электричество.
Сегодня ровно в восемь зазвонил телефон и кто-то сказал, что сейчас отключат электричество. Вот беда, значит, телевизор теперь можно не включать, а скоро мультик про маленького львенка, восьмая серия. Сейчас должна быть интересная история, как жаль, что ее теперь нельзя посмотреть. Но тут снова зазвонил телефон – это был друг. Он сказал, что электричество сегодня не отключат, эта была его шутка.
О.с. РЕЧЬ
С.с. – беседа, железо, инженер, председатель, семена, шестнадцать.
Встретились как то раз два друга – инженер и председатель. И завели между собой беседу. Инженер жил в городе в шестнадцатиэтажном доме на шестнадцатом этаже и работал на заводе, который выпускал железо, а председатель жил в деревне в деревянном доме, работал в колхозе и все знал про семена. Долго шла беседа друзей. Инженер рассказывал, какое хорошее железо выпускает их завод, а председатель говорил о том, что выращивают в их колхозе из разных семян.
О.с. СВЕТ
С.с. адрес, везде, впереди, вчера издалека, правительство, путешествие.
Вчера в правительство одной страны прибыл человек. Он сказал, что начал свое путешествие издалека, из города, адрес которого никому не известен, что обошел уже много стран и везде задавал правительству один и тот же вопрос: «что ждет их людей впереди и что им нужно для счастья?» и везде человек , адрес которого никому не известен, прибывший издалека, слышал один и тот же ответ: «прежде всего люди должны быть сыты и здоровы, добры и уверены в том, что все впериди, что завтра будет луше, чем вчера». Получив от правительства ответ, человек продолжил свое путешествие, впереди его ждало еще много стран. Он хотел обойти весь свет.
О.с. Ирина Викторовна
С.с. библиотека, билет, директор, километр, экскурсия.
Директор нашей школы Ирина Викторовна получила несколько пригласительных билетов для учеников на экскурсию в библиотеку. Директор подумала: «Кого же наградить билетами и отправить в библиотеку на экскурсию?» И потом решила подарить их тем детям, которые на спортивных соревнованиях лучше всех пробегут дистанцию в один километр. Такое решение было не случайным: расстояние между школой и библиотекой тоже километр.
О.с. СОН
С.с. – горизонт, корабль, портрет, потом, революция, свобода.
В комнате Димы висит портрет прадеда – капитана корабля. Прадед умер давно, сразу после революции, но Дима все знает о нем и мечтает потом, когда вырастет, тоже стать капитаном корабля. Однажды Диме приснился сон. Будто жил он в далекие времена, до революции, и отправился в плаванье на своем корабле. Снится Диме, что плывет он по бескрайнему морю, ощущает свободу в груди и видит линию горизонта. Он хочет доплыть до него, но горизонт отодвигается все дальше и дальше, а ощущение свободы становится все больше и больше. «Я капитан! Это мой корабль! Я счастлив! Я свободен!» - прокричал Дима во сне и проснулся. «Жалко, что это пока только сон», - подумал Дима, посмотрев на портрет прадеда.
О.с. ВОИН
С.с. богатство, гореть, командир, костер, оборона, победа.
Богатство бывает разное. В лагере настоящим богатством считают дружбу. Она помогла ребятам из отряда «ВОИН» одержать победу в игре «Последний герой». Это было нелегко. Во главе с командиром команда держала оборону своей крепости, охраняла костер, который должен был догореть до утра. И хотя победу одержала вся команда, последним героем ребята выбрали командира. С ним они выдержали оборону, сохранили костер, который смог долго гореть, и обрели настоящее богатство – дружбу.
О.с. СПОР
С.с. автомобиль, агроном, вокзал, комбайн, космонавт, около, хозяйство, шофер.
Вез как-то шофер автомобиля на вокзал космонавта и агронома и спор их слышал. «Моя профессия самая интересная, - говорил космонавт. – Я в небо летаю, около звезд бываю, а ты, агроном, кроме своего хозяйства, земли и комбайнов ничего не видишь». А агроном отвечает: «Да, не летаю я около звезд, и каждый день вижу, как комбайны работают, но люблю я очень хозяйство свое и жизни другой мне не надо». Всю дорогу спорили агроном с космонавтом, чья профессия интереснее, и не заметили даже, как шофер остановил автомобиль около вокзала.
О.с. – ЭХ! ВО!
С.с. – самолет, электровоз, электростанция, хлебороб.
Сейчас за людей многое техника делает, а было время, когда не знал народ, что такое электростанция, электровоз, самолет. Пшеницу на полях хлеборобы вручную собирали и зерно в город на телегах продавать возили. Но время шло. Построили люди электростанции, на железных дорогах появились электровозы. Обрадовались в селах и деревнях хлеборобы, на электровозах урожай дальше увезти можно. А еще через несколько лет были сконструированы самолеты для перевозки грузов и людей.
О.с. ЯЗВА
С.с. завтрак, здесь, до свидания, сеяли.
Привезли в одну деревню новые сеялки. Все сеялки, как сеялки, а одна вредная оказалась, и имя у нее подходящее было – Язва. «Здесь я самая главная, - сразу сказала сеялка Язва. – завтра в поле только мою работу видно будет, а у вас ничего не получится, и всем до свидания скажут». «Что будет завтра, мы еще посмотрим, - ответили другие сеялки. – До свидания нам рано говорить, здесь работы на всех хватит, а тебе нельзя забывать: один в поле не воин.
О.с. ДАР
С.с. Аккуратно, аллея, пассажир, металл, медленно, расстояние, Россия, килограмм, одиннадцать, шоссе.
Два аккуратных пассажира ехали из Белоруссии в Россию за сувенирами из металла. Расстояние до России было большим. Машина по шоссе шла медленно. За время пути пассажиры съели одиннадцать килограммов яблок, а огрызки аккуратно сложили в пакет. Прибыв в Россию, пассажиры сначала медленно погуляли по аллеям вдоль шоссе, затем купили металлические сувениры и еще одиннадцать килограммов яблок на обратный путь.
О.с. ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
С.с. назад, налево, направо, сверху, снизу, слева, справа.
Давным-давно это было. Стоял на горе один город. Слева- леса, справа – поля, сверху солнце печет, снизу река течет. Ушла как-то раз из этого города девушка в лес по ягоды, а назад не вернулась, похитил ее Змей Горыныч. Собрались тогда добры молодцы города к Змею идти, девицу выручать. Только вышли за ворота, слышат свист страшенный. Это Змей Горыныч на них летит. Одна голова – налево, другая – направо, третья вперед и назад глядит, из ноздрей пар валит. Как его победить? Не растерялись, добры молодцы. Слева и справа его окружили, мечи булатные достали. Испугался Змей Горыныч, стал пощады просить. Вернул девицу, и сам на службу в город устроился. С тех пор он на башне сидит. Одной головой налево, другой направо, третьей вперед и назад глядит, сверху и снизу все видит, днем и ночью город охраняет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...
Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова
Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова, развивать умение распознавать в словах пров...
Слова с непроверяемыми гласными в корне слова.Презентация.3 класс УМК Планета знаний
Презентация подходит к любому УМК Предложенная методика и памятки помогают учащимся легко запоминать слова с непроверяемыми гласными в корне слова....
"Написание слов с непроверяемыми гласными в корне"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Школа России"...
Работа воспитателя по запоминанию слов с непроверяемыми гласными в корне слова.
В публикации освещены разные методыя, приёмы и средства для успешного формирования навыка правописания словарных слов....
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....
Нетрадиционные методы и приёмы словарной работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания словарных слов
Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным...