"час занимательного русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме
Материал содержит интересные занимательные задания по русскому языку для учащихся 2 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: развитие интереса к изучению русского языка, обогащение словарного запаса учащихся, развитие памяти, логического мышления , творческого воображения и наблюдательности, воспитание уважительного отношения к товарищам.
Оборудование: карточки с буквами, таблицы, ребусы, таблички со словами пословиц, набор смайликов.
1. Волшебный сундучок
- Сегодня на занятии мы будем соревноваться в знаниях русского языка и литературы. Для соревнования нам необходимо разделиться на 2 команды. У каждой команды будет название, но чтобы его узнать, нужно отгадать загадки, из начальных букв слов-отгадок составить слово – название животного.
Вот волшебный сундучок,
На дверях висит замок.
В нём живут отгадки
На все мои загадки.
Ключ волшебный вставим в щель
И откроем эту дверь.
Загадки для 1-ой команды:
- Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (автобус)
- Полон хлевец белых овец. (зубы)
- Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
- Какой колокольчик не звенит? (цветок) Команда « ЗАЯЦ»
Загадки для 2 –ой команды:
- Конь стальной, хвост льняной. (иголка)
- Сам алый, сахарный
Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
- Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рождён,
Сам её рождает. (лёд)
- Бел, как снег, в чести у всех. (сахар) Команда «ЛИСА»
2. Подбери слова
- Каждая команда составляет слова – существительные. В первом столбике слова с одной гласной -о, во втором – с двумя гласными -о, в третьем столбике – с тремя гласными -о
ком город молоко
дом мороз молоток
сом овощ огород
сон окно болото и т.д
3. Угадай глагол
-Каждая команда берёт по 4 карточки, на которых записаны глаголы и пытается изобразить их движениями, а соперники угадывают этот глагол.
Считать, зевать, сидеть, прыгать, дышать, жевать, толкаться, прятаться
4. Найди глаголы.
В вертикальных или горизонтальных столбцах найдите глаголы
л | е | т | е | т | ь | с | с |
й | к | ц | ф | ъ | м | й | п |
у | н | ч | д | е | о | е | р |
п | р | а | я | с | щ | х | о |
л | о | в | и | т | ь | э | с |
ы | ж | э | ю | ь | и | ф | и |
т | и | з | х | к | ш | р | т |
ь | в | е | р | т | е | т | ь |
5. Составь фразу.
Каждый игрок из команды пишет по одному слову, чтобы получилась фраза. Последним игрокам разрешается дописать по 2-3 слова для завершения фразы.
6. Реши анаграммы.
Решите анаграммы, назовите лишнее слово:
ЖААРБ ТЯХА НУССК КОДАЛ (Баржа, яхта, скунс, лодка)
7. Ставь под ударение.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение!
-Я называю по очереди каждой команде слово с сомнительной гласной в корне слова, а вы подбираете к нему проверочное
Тропа, трава, гора, стена, холода, река, холмы, поля, нога, мосты, грибы, вода.
8. Дежурная буква.
-Я про себя называю алфавит, но вы меня останавливаете. Буква, которая произнесена во время сигнала «стоп» будет дежурной. Каждая команда по очереди называет существительные, начинающиеся с этой буквы.
9. Собери пословицы.
Из слов этих карточек соберите пословицы. Работать начинаем одновременно.
хорошо, а, лучше, ум, два; торопись, не, делом, спеши, языком;
10. Реши ребусы.
11. Прочитай пословицу.
Впиши в пустые белые клетки буквы, помеченные цифрой 1 и прочти пословицу:
О 1 | Р 5 | Д 1 | У 3 | И 1 | К 7 | Н 1 |
П 2 | В 1 | С 2 | Л 4 | В 3 | П 1 | Н 5 |
О 1 | Д 3 | Л 1 | Т 8 | Е 1 | Х 6 | Б 2 |
Р 3 | Н 1 | В 4 | Е 1 | Г 7 | Е 9 | А 2 |
В 1 | Ф 3 | О 1 | Ж 4 | И 1 | З 2 | Н 1 |
12. Подводим итоги.
Вам понравилось наше занятие?
Что помогало вам в решении грамматических заданий?
Поделитесь своим настроением. Для этого каждая команда выбирает из набора соответствующий смайлик
Спасибо. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; сформировать представление о родовых окончаниях имён прилагательных.
Задачи урока:
Образовательные:
- -формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;
- -закреплять умения распознавать имена прилагательные в тексте;
- устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род и число;
- -способствовать развитию орфографической зоркости;
- - учить работать в группах, парах.
Развивающие:
- -развивать внимание и логическое мышление;
- -расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
- -создание атмосферы доброжелательности между уч-ся, учителем.
Планируемые результаты:
Предметные:
- -совершенствовать умения находить имена прилагательные,
- - узнать от чего зависит родовые окончания имён прилагательных
- -научиться писать родовые окончания имён прилагательных,
- - учиться выделять из текста словосочетания прилагательное + существительное.
Метапредметные:
- -формировать умения формулировать тему урока;
- -ставить учебную задачу и удерживать ее;
- -строить высказывания, понятные собеседнику;
- -анализировать информацию и делать выводы.
Личностные:
- - формировать умения обосновывать свою точку зрения;
- - умения слушать товарища, давать оценку его ответа;
- - умения адекватно оценивать свою работу;
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: карточки для парной и групповой работы, карточки для самостоятельной работы, компьютер, проектор, учебник русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
II.Проверка д/з
- Вспомните, какое домашнее задание выполняли?
( Сочинение-описание на тему «Моё любимое животное».)
-Как вы понимаете высказывание « Мы в ответе за тех, кого приручили»?
-Скажите, какой частью речи являются слова при помощи, которых вы описывали животных?
- С какой целью используем в своей речи имена прилагательные?
III.Актуализация опорных знаний.
1) Словарная работа.
-Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы:
Б..рёзовая рощ.., ог…родное р…стение, в…сточный вет…р, в…сенняя п…года, ов…щной м…газин, ст…личное м…тро, ф…вральский праз…ник.
2)Взаимопроверка
- Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, проверьте работу друг друга.
IV. Самоопределение к деятельности:
-Какую тему вам напомнила словарная работа?
Выпишите прилагательные по вопросам, выделите в них окончания и определите род.
Какой? …, …, … .
Какая? …, … .
Какое? …, … .
-Ребята, по данному заданию сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока.
-Какую цель поставим себе на урок?
-А для чего нам это нужно?
1)Работа с электронным приложением (слушаем объяснение материала)
- Как определить род имён прилагательных?
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода?
- Какие имеют окончания? (пример)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?
Какие имеют окончания? (пример)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода?
-Какие имеют окончания? (пример)
2) Работа по вариантам.
(1вариант выполняет задание слева, 2вариант выполняет задание справа)
- Допишите окончания имён прилагательных. Как вы думаете, почему у одного и того же прилагательного разные окончания?
1в. 2в.
смешн… рассказ больш… деревня
смешн… песенка больш… город
смешн… стихотворение больш… село
-Докажите, что вы правильно написали окончания прилагательных?
-Как проверить правильность написания окончаний имён прилагательных?
3) Работа в парах.
- Можем ли мы определить род у следующих имён прилагательных? Почему? Что нам в этом поможет?
Зелён…, деревянн…, румян…, смел…, школьн…, больш…. .
-Подберите к этим прилагательным существительные, определите род имён прилагательных, выделяя их окончания.
VI. Физкультминутка (музыкальная)
VII. Работа по теме урока (проблемная ситуация).
Работа в группах.
- Всегда ли можно проверить окончание имён прилагательных вопросом?
- 1-ой группе предлагаю исследовать в каких случаях пишется окончание -ый, -ий у имён прилагательных мужского рода?
-2-ой группе предлагаю исследовать в каких случаях пишется окончание -яя у имён прилагательных женского рода?
-3-ей группе предлагаю исследовать в каких случаях пишется окончание -ее у имён прилагательных среднего рода?
-У вас на партах карточки со словосочетаниями, возьмите их и проведите исследование
1 группа 2 группа 3 группа
Син… карандаш Син… лента Син… небо
Добр… человек Добр… ученица Добр… сердце
Поиск решений.
Учитель с детьми ведёт диалог:
1.Выделите основу слова имён прилагательных.
2.Посмотрите внимательно, на какой звук оканчивается основа слова.
- Определите, твёрдый или мягкий звук?
- Посмотрите, какое окончание пишется в этих случаях?
3. Влияет ли твёрдость и мягкость на окончание имён прилагательных?
Представитель каждой группы представляет вывод:
-Если основа прилагательного мягкая, то окончание начинаем писать с буквы обозначающей мягкость звука.
VIII. Закрепление изученного материала
1) Выполнение разно уровневых заданий.
1 уровень
-Допишите окончания имён прилагательных, определите род, выделите окончания.
Кленов… лист, тёпл… молоко, хорош… друг, звёздн… ночь, ярк… солнце, ранн… весна, широк… двор, овощн… рагу.
2уровень.
Запишите рассказ, выбирая имена прилагательные.
Сегодня ( отличн.., замечательн.., чудесн..) день.
Впереди ( густ.., таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу ( высок.., зелён.., могуч..,) деревья.
Вдали видна ( старин.., камен.., таинствен.., ) крепость.
К крепости ведёт ( узк.., широк.., лесн..) тропинка.
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании родовых окончаний имён прилагательных?
(Проверка по эталону на доске)
2) Самостоятельная работа.
-Подберите к данным существительным имена прилагательные и запишите полученные словосочетания :
Ландыш … ; роса … ; яблоко … ; ветерок … ; сирень.
(утренняя, серебристый, свежее, душистая, тёплый)
-В каком роде стоит прилагательное в словосочетании с именем существительным?
IX. Рефлексия.
- Заполните таблицу «Родовые окончания имён прилагательных:
Род | Вопрос | Окончание |
Какой? | ||
Какая? | ||
Какое? |
-Почему окончания прилагательных называют родовыми?
-Оцените свою работу на уроке
X. Домашнее задание
-Составить и записать восемь словосочетаний «имя прилагательное + имя существительное». Указать род прилагательных, выделить родовые окончания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный русский язык
Презентация подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....
Час занимательного русского языка.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...