Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК " Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для третьего класса на 2013 – 2014 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ по учебным предметам Минобрнауки РФ. Начальная школа. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011г., авторской программы «Русский язык» 1 – 4 класс/ Плешаков А. А. – М.: Просвещение, 2011, планируемых результатов начального общего образования. Руководитель проекта Кондаков А. М. 2011год.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в третьем классе — этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность трнтьеклассников к дальнейшему образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yazyk_bogomolova.docx | 103.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
города Губкина Белгородской области
3 класс
Учитель: Богомолова Н. И., высшая квалификационная категория
2013 – 2014 учебный год
РУССКИЙ ЯЗЫК
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для третьего класса на 2013 – 2014 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ по учебным предметам Минобрнауки РФ. Начальная школа. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011г., авторской программы «Русский язык» 1 – 4 класс/ Плешаков А. А. – М.: Просвещение, 2011, планируемых результатов начального общего образования. Руководитель проекта Кондаков А. М. 2011год.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в третьем классе — этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность трнтьеклассников к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- Общая характеристика учебного курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделируюших учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой; читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
- Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в третьем классе по программе отводится 170 ч. (5ч в неделю, 34 учебные недели).
В рабочую программу изменения не внесены. В связи с тем, что тема «Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе» приходится на каникулярный день 2 ноября, «Изменение имён прилагательных по родам» приходится на праздничный день 8 марта, тема «Правописание частицы не с глаголами. Закрепление. Тестирование по теме «Глагол» приходится на 1 мая, а тема «Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Обобщение знаний по теме «Глагол». Навыки правописания глаголов» - на 9 мая, в тематичесом планировании предусмотрено уплотнение материала (уплотнение 3 часа в разделе «Повторение»).
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. В процессе выполнения упражнений формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся. Рассматривая и анализируя репродукции картин, анализируя тексты упражнений, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока русского языка, формирует личностные качества человека, его отношение к другим людям, к Родине.
Формы организации учебного процесса, в данной программе следующие: коллективная, групповая и индивидуальная. Основными формами контроля являются: наблюдение за интеллектуальными способностями детей, комплексная контрольная работа, практические задания, индивидуальный, фронтальный опрос, контрольные работы, проверочные работы, словарные диктанты.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися третьих классов определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
- Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами,
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета,
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
6. Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку и соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. (Изучается во всех разделах курса) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Закрепление понятий «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения I, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам, настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
В структурном отношении курс состоит из 7 разделов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
1 | Язык и речь | 2 ч | 03.09-04.09 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 ч | 05.09-24.09 |
3 | Слово в языке и речи | 19 ч | 25.09-19.10 |
4 | Состав слова | 16 ч | 22.10-20.11 |
5 | Правописание частей слова | 29 ч | 21.11-14.01 |
6 | Части речи | 76 ч | 15.01-10.05 |
7 | Повторение | 14 ч | 08.05-24.05 |
Всего | 170 ч |
Распределение основного содержания по темам представлено в следующем разделе программы, который включает тематическое планирование по русскому языку 3 класс (170 ч.) к учебникам:
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2ч.: Ч. 1.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2
7. Тематическое планирование
№ урока в курсе | № урока в теме | Дата | Название темы (раздела) | Характеристика деятельности учащихся | |
Пред | Факт | ||||
1 четверть 44 часа | |||||
Язык и речь (2 часа) | |||||
1 | 1 | 03.09 | Знакомство с учебником. Наша речь. Виды речи. | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
2 | 2 | 04.09 | Наш язык. | ||
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) | |||||
3 | 1 | 05.09 | Текст. Типы текстов | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | |
4 | 2 | 06.09 | Текст. Редактирование текста. | ||
5 | 3 | 07.09 | Предложение | Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам» Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение,. Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению» Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетание. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | |
6 | 4 | 10.09 | Виды предложений по цели высказывания. | ||
7 | 5 | 11.09 | Виды предложений по интонации. | ||
8 | 6 | 12.09 | Предложение с обращением | ||
9 | 7 | 13.09 | Р. р. Обучающее изложение «Путешественница» | ||
10 | 8 | 14.09 | Главные и второстепенные члены предложения. | ||
11 | 9 | 17.09 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. | ||
12 | 10 | 18.09 | Простое и сложное предложение. | ||
13 | 11 | 19.09 | Простое и сложное предложение. Запятая внутри сложного предложения. | ||
14 | 12 | 20.09 | Словосочетание | ||
15 | 13 | 21.09 | Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
16 | 14 | 24.09 | Контрольная работа по теме «Повторение» | ||
Слово в языке и речи (19 часов) | |||||
17 | 1 | 25.09 | Анализ контрольной работы. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка» Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нем нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др, Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? Который?), объяснять значение имен числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задами. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | |
18 | 2 | 26.09 | Синонимы и антонимы | ||
19 | 3 | 27.09 | Омонимы | ||
20 | 4 | 28.09 | Слово и словосочетание | ||
21 | 5 | 01.10 | Фразеологизмы | ||
22 | 6 | 02.10 | Р.р. Обучающее изложение «Ель» (с. 52, упр.88) | ||
23 | 7 | 03.10 | Части речи | ||
24 | 8 | 04.10 | Имя существительное | ||
25 | 9 | 05.10 | Имя прилагательное | ||
26 | 10 | 08.10 | Глагол | ||
27 | 11 | 09.10 | Что такое имя числительное? | ||
28 | 12 | 10.10 | Однокоренные слова | ||
29 | 13 | 11.10 | Звуки и буквы. Гласные звуки | ||
30 | 14 | 12.10 | Звуки и буквы. Согласные звуки | ||
31 | 15 | 15.10 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. Контрольный словарный диктант №1 | ||
32 | 16 | 16.10 | Р. р. Обучающее изложение | ||
33 | 17 | 17.10 | Обобщение и закрепление изученного по теме «Слово в языке и речи» | ||
34 | 18 | 18.10 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | ||
35 | 19 | 19.10 | Проект «Рассказ о слове» | ||
Состав слова (16 часов) | |||||
36 | 1 | 22.10 | Анализ контрольного диктанта. Что такое корень слова? | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нем нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег — бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. С памяткой «Как разобрать слово по составу». | |
37 | 2 | 23.10 | Как найти в слове корень? | ||
38 | 3 | 24.10 | Сложные слова | ||
39 | 4 | 25.10 | Что такое окончание? | ||
40 | 5 | 26.10 | Как найти в слове окончание? | ||
41 | 6 | 29.10 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | ||
42 | 7 | 30.10 | Значение приставок. | ||
43 | 8 | 31.10 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | ||
44 | 9 | 01.11 | Значение суффиксов | ||
2 четверть 35 часов | |||||
45 | 10 | 12.11 | Р. р. Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе» | ||
46 | 11 | 13.11 | Что такое основа слова? | Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Редактировать предложения с однокоренными словами, Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | |
47 | 12 | 14.11 | Обобщение знаний о составе слова. | ||
48 | 13 | 15.11 | Проверочный диктант по теме «Состав слова» | ||
49 | 14 | 16.11 | Анализ проверочного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | ||
50 | 15 | 19.11 | Р. р. Обучающее изложение «Скворец» упр.191 (с.99) | ||
51 | 16 | 20.11 | Проект «Семья слов» | ||
Правописание частей слова (29 часов) | |||||
52 | 1 | 21.11 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать с орфографическим словарём. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. | |
53 | 2 | 22.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | ||
53 | 3 | 23.11 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | ||
55 | 4 | 26.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Закрепление. | ||
56 | 5 | 27.11 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | ||
57 | 6 | 28.11 | Проверка слов с парными согласными в корне. | ||
58 | 7 | 29.11 | Проверка слов с парными согласными в корне. Закрепление. Контрольный словарный диктант №2 | ||
59 | 8 | 30.11 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | ||
60 | 9 | 03.12 | Р. р. Обучающее изложение «Клест» | ||
61 | 10 | 04.12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | ||
62 | 11 | 05.12 | Упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. | ||
63 | 12 | 06.12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление. | ||
64 | 13 | 07.12 | Правописание слов с удвоенными согласными. | ||
65 | 14 | 10.12 | Правописание слов с удвоенными согласными. Закрепление. | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление | |
66 | 15 | 11.12 | Р. р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» | ||
67 | 16 | 12.12 | Контрольная работа по теме «Правописание корней слов» | ||
68 | 17 | 13.12 | Анализ контрольной работы. Правописание суффиксов и приставок. | ||
69 | 18 | 14.12 | Безударный гласный или парный согласный в суффиксе и приставке. | ||
70 | 19 | 17.12 | Упражнения в написании суффиксов и приставок. | ||
71 | 20 | 18.12 | Правописание суффиксов и приставок. Закрепление. | ||
72 | 21 | 19.12 | Контрольная работа по теме «Правописание частей слова» | ||
73 | 22 | 20.12 | Правописание приставок и предлогов. Анализ контрольной работы. | ||
74 | 23 | 21.12 | Правописание приставок и предлогов. Закрепление. | ||
75 | 24 | 24.12 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | ||
76 | 25 | 25.12 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | ||
77 | 26 | 26.12 | Правописание слов с разделительными твердыми и мягкими знаками. | ||
78 | 27 | 27.12 | Правописание и перенос слов с разделительными твердыми и мягкими знаками. | ||
79 | 28 | 28.12 | Р. р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Упр.278 (с. 140) | ||
3 четверть 49 часов | |||||
80 | 29 | 14.01 | Проект «Составляем орфографический словарь» | ||
Части речи (76 часов) | |||||
81 | 1 | 15.01 | Части речи | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. | |
Существительное (31 час) | |||||
82 | 1 | 16.01 | Имя существительное и его роль в речи. | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи. Определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение, Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно сотавленому плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные. Определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя), Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
83 | 2 | 17.01 | Значение и употребление имен существительных в речи. | ||
84 | 3 | 18.01 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | ||
85 | 4 | 21.01 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Закрепление. | ||
86 | 5 | 22.01 | Р. р. Обучающее изложение «Горностай» | ||
87 | 6 | 23.01 | Собственные и нарицательные имена существительные. | ||
88 | 7 | 24.01 | Проект «Тайна имени» | ||
89 | 8 | 25.01 | Число имён существительных | ||
90 | 9 | 28.01 | Число имён существительных. Закрепление. | ||
91 | 10 | 29.01 | Род имён существительных | ||
92 | 11 | 30.01 | Род имён существительных. Закрепление. | ||
93 | 12 | 31.01 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | ||
94 | 13 | 01.02 | Упражнения в написании имен существительных с мягким знаком после шипящих. | ||
95 | 14 | 04.02 | Р.р. Обучающее изложение «Лев» | ||
96 | 15 | 05.02 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
97 | 16 | 06.02 | Анализ контрольного диктанта. Склонение имён существительных | ||
98 | 17 | 07.02 | Падеж имён существительных Контрольный словарный диктант №3 | ||
99 | 18 | 08.02 | Упражнения в определении падежей. | ||
100 | 19 | 11.02 | Р.р. Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич лягушка- квакушка» | ||
101 | 20 | 12.02 | Именительный падеж | ||
102 | 21 | 13.02 | Родительный падеж | ||
103 | 22 | 14.02 | Дательный падеж | ||
104 | 23 | 15.02 | Винительный падеж | ||
105 | 24 | 18.02 | Творительный падеж | ||
106 | 25 | 19.02 | Предложный падеж | ||
107 | 26 | 20.02 | Р.р. Обучающее изложение «Кот» | ||
108 | 27 | 21.02 | Все падежи | ||
109 | 28 | 22.02 | Обобщение знаний по теме «Имя существительное» | ||
110 | 29 | 25.02 | Р. р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | ||
111 | 30 | 26.02 | Контрольная работа по теме «Правописание окончаний имен существительных» | ||
112 | 31 | 27.02 | Анализ контрольной работы. Проект «Зимняя страничка» | ||
Имя прилагательное (18 часов) | |||||
113 | 1 | 28.02 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделить словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. | |
114 | 2 | 01.03 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Закрепление. | ||
115 | 3 | 04.03 | Роль прилагательных в тексте | Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении и научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»), Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных: - знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый). Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
116 | 4 | 05.03 | Текст-описание | ||
117 | 5 | 06.03 | Р. р. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | ||
118 | 6 | 07.03 | Род имён прилагательных | ||
119 | 7 | 11.03 | Изменение имён прилагательных по родам | ||
120 | 8 | 12.03 | Изменение имён прилагательных по родам. Закрепление. | ||
121 | 9 | 13.03 | Число имён прилагательных | ||
122 | 10 | 14.03 | Число имён прилагательных. Закрепление. | ||
123 | 11 | 15.03 | Изменение имён прилагательных по падежам | ||
124 | 12 | 18.03 | Изменение имён прилагательных по падежам. Закрепление. | ||
125 | 13 | 19.03 | Обобщение знаний о роде, числе имен прилагательных. | ||
126 | 14 | 20.03 | Обобщение знаний о роде, числе, падеже имен прилагательных. | ||
127 | 15 | 21.03 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||
128 | 16 | 22.03 | Р.р. Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» | ||
4 четверть 42 часа | |||||
129 | 17 | 01.04 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». | ||
130 | 18 | 02.04 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | ||
Местоимение (5 часов) | |||||
131 | 1 | 03.04 | Личные местоимения | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. | |
132 | 2 | 04.04 | Изменение личных местоимений по родам | ||
133 | 3 | 05.04 | Местоимение. Лицо, число и род. | ||
134 | 4 | 08.04 | Местоимение. Употребление местоимений в речи. | Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику, Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | |
135 | 5 | 09.04 | Обучающее изложение «Кошкин выкормыш» | ||
Глагол (21 час) | |||||
136 | 1 | 10.04 | Значение и употребление глаголов в речи | Распознавать глаголы среди других частей речи,. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записывать составленный текст. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. | |
137 | 2 | 11.04 | Значение и употребление глаголов в речи. Восстановительный диктант. | ||
138 | 3 | 12.04 | Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. | ||
139 | 4 | 15.04 | Неопределенная форма глагола. | ||
140 | 5 | 16.04 | Неопределенная форма глагола. Закрепление. | ||
141 | 6 | 17.04 | Число глаголов. | ||
142 | 7 | 18.04 | Число глаголов. Закрепление. | ||
143 | 8 | 19.04 | Времена глаголов. | ||
144 | 9 | 22.04 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | ||
145 | 10 | 23.04 | Изменение глаголов по временам. | ||
146 | 11 | 24.04 | Изменение глаголов по временам. Закрепление. | ||
147 | 12 | 25.04 | Обучающее изложение «Лось» | ||
148 | 13 | 26.04 | Род глаголов в прошедшем времени. | ||
149 | 14 | 29.04 | Род глаголов в прошедшем времени. Закрепление. | ||
150 | 15 | 30.04 | Правописание частицы не с глаголами. | ||
151 | 16 | 02.05 | Правописание частицы не с глаголами. Закрепление. Тестирование по теме «Глагол» | ||
152 | 17 | 03.05 | Обобщение знаний о времени, числе, лице глаголов. | ||
153 | 18 | 06.05 | Обобщение знаний по теме «Глагол» Разбор глагола как части речи. | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | |
154 | 19 | 07.05 | Обобщение знаний по теме «Глагол». Разбор предложения по членам. | ||
155 | 20 | 08.05 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||
156 | 21 | 10.05 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Обобщение знаний по теме «Глагол». Навыки правописания глаголов. | ||
Повторение (14 часов) | |||||
157 | 1 | 13.05 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. | Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке». Уметь выполнять морфологический разбор слова и синтаксический разбор предложения при помощи памятки. Уметь передавать содержание текста. Различать слова по частям речи. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Различать и правильно писать приставки и предлоги. Уметь находить в тексте слова с орфограммой безударной гласной и правильно их писать. Записывать текст под диктовку и проверять правильность записи. Уметь оформлять свои мысли в текст. Уметь работать в паре, группе, показывать полученные знания. | |
158 | 2 | 14.05 | 14} | Морфологический разбор слова. Синтаксический разбор предложений. Обобщение изученного о слове, предложении. | |
159 | 3 | 15.05 | 14} | Комплексная контрольная работа | |
160 | 4 | 16.05 | 15} | Обучающее изложение (упр. 242, с. 133) | |
161 | 5 | 17.05 | 15} | Правописание окончаний имен прилагательных. | |
162 | 6 | 20.05 | 16 | Правописание приставок и предлогов. | |
163 | 7 | 21.05 | 16 | Правописание безударных гласных. Контрольный словарный диктант №4 | |
164 | 8 | 22.05 | 17 | Правописание значимых частей слова. | |
165 | 9 | 23.05 | 17 | Тестирование по изученному материалу в третьем классе. | |
166 | 10 | 24.05 | Однокоренные слова. | ||
167 | 11 | Обучающее изложение (упр. 265, с. 141) | |||
168 | 12 | Текст | |||
169 | 13 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | |||
170 | 14 | КВН «Знатоки русского языка» |
Контроль знаний умений и навыков
№ | Вид и тема контроля | Дата | Примечание |
1 | Контрольная работа №1 | 24.09 | Приложение 1 |
2 | Контрольный словарный диктант №1 | 15.10 | Приложение 2 |
3 | Контрольный диктант №1 | 18.10 | Приложение 3 |
4 | Контрольный словарный диктант №2 | 29.11 | Приложение 4 |
5 | Контрольная работа №2 | 12.12 | Приложение 5 |
6 | Контрольный диктант №2 | 27.12 | Приложение 6 |
7 | Контрольный диктант №3 | 05.02 | Приложение 7 |
8 | Контрольный словарный диктант №3 | 07.02 | Приложение 8 |
9 | Контрольная работа №3 | 26.02 | Приложение 9 |
10 | Контрольный диктант №4 | 21.03 | Приложение 10 |
11 | Тестирование по теме «Глагол» | 02.05 | Приложение 11 |
12 | Контрольная работа №4 | 08.05 | Приложение 12 |
13 | Контрольный словарный диктант №4 | 21.05 | Приложение 13 |
14 | Тестирование по изученному материалу в третьем классе. | 23.05 | Приложение 14 |
- Материально-техничесое обепечение образовательного процесса
Для реализации программы используются следующие учебно-методические средства обучения:
I Книгопечатная продукция
1. Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы
Учебники
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 3 класс. М.: Просвещение, 2011
Методические пособия
1. О. И. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого 3 класс. М.: ВАКО, 2013.
II Печатные пособия
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку
1. Упражнения для гимнастики руки, кисти, пальцев.
2. Согласные звуки русского языка.
3. Написание сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ. ЩУ.
4. Словари по русскому языку
1. Орфографический (15 шт.)
2. В. И. Даль Толковый словарь русского языка (современная версия) М: «ЭКСМО», 2006
3. О. Д. Ушакова Слитно или раздельно Словарик школьника Санкт-Петербург издательский дом Литера, 2009
4. О. Д. Ушакова Пословицы, поговорки и крылатые выражения Словарик школьника Санкт-Петербург издательский дом Литера, 2009
III Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Принтер лазерный
3. Мультимедийное оборудование
IY Экранно-звуковые пособия
1. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого
2. Презентации, соответствующие тематике программы по русскому языку:
1. Состав слова
2. Состав предложения
3. Тест по теме «Слово»
4. Безударные гласные
Y Оборудование класса
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев
2. Стол учительский
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала
5. Магниты для схем и таблиц
Литература.
1. Рабочая тетрадь «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г М.: Просвещение, 2011.
- О. И. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П Канакиной, В. Г. Горецкого 3 класс. М.: ВАКО, 2013.
- Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык Методическое пособие 3 класс. М.: Просвещение, 2011
- Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1-4 классы
- Канакина В. П. Русский язык Раздаточный материал 3 класс. М.: Просвещение, 2008
- Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы «Школа России». М.: Просвещение, 2011
Приложение 1
Контрольная работа №1 по теме «Повторение»
Диктант.
Роса.
Наступила осень. Погода стоит тёплая. Дождя не было. А утром трава покрыта капельками воды. Откуда появилась роса? Она появилась из воздуха. Ночи стали холодные. Ночью остыла земля. В воздухе есть водяные пары. Они превратились в капельки воды. Роса для растений полезна. Росу пьют насекомые, птицы. Роса образуется по утрам.
Грамматические задания:
- В тексте диктанта найти и надписать:
I вариант: 3 существительных
II вариант: 3 глагола
- Разделить вертикальными чёрточками слова на слоги, затем показать возможные варианты переноса каждого слова:
I вариант: широкие, Алёша
II вариант: большие, Юра
- Выполнить анализ слова по образцу:
I вариант: ель - гласных, слогов, букв, звуков
II вариант: яма - гласных, слогов, букв, звуков
4. Подобрать проверочные слова. 1в – гри…, л…сник- , з…мля 2в - п…ля, дож…ь, гр…за
Приложение 2.
Контрольный словарный диктант №1
Праздник, вместе, орех, овес, восток, заря, пшеница, альбом, понедельник, ракета, черный.
Приложение 3.
Контрольный диктант №1 по теме «Слово в языке и речи»
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят и саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокрут стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Приложение 4.
Контрольный словарный диктант №2
Четыре, восемь, вторник, среда, картофель, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, компьютер, столица.
Приложение 5.
Контрольная работа №2 по теме «Правописание корней слов»
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическоее задание
- В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
- Разберите слова по составу:
вариант 1 - зимний, шубки;
вариант 2 - белые, морковки.
3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Приложение 6.
Контрольная работа по теме «Правописание частей слов»
Гостья
Семья лесника переехала в лесную сторожку. Зимой Таня и Витя прикрепили к стволу сосны кормушку. Однажды на сосне появилась белка. Она осторожно прыгнула с сучка на кормушку. Гостья взяла в лапы гроздь рябины и начала объедать вкусные ягодки.
Ребята смастерили для белки столик. Они крошили хлеб, сухие грибки. Иногда дети зарывали съестное в сугроб. У белки отличное чутье. Она разгребала снег и находила пищу. Белочка часто угощалась у столика.
Приложение 7
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Приложение 8
Контрольный словарный диктант №3
Желать, грамм, килограмм, аккуратно, аккуратный, коллектив, коллекция, интересный, интересно, чувство, лестница, пороша, берег, север.
Приложение 9
Контрольная работа №3 по теме «Правописание окончаний имен существительных»
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Грамматическое задание
- Определите падеж имен существительных в последнем предложении.
- В первом предложении слово ГАРАЖ разберите как часть речи.
- Разберите по составу слова ИНТЕРЕСНОЕ, ГЛАЗКИ, НАХОДИТЬ.
Приложение 10
Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное»
Птица-лесовод
Шел я однажды по лесу. Замечаю под осиной кучу шишек. На осине сосновые шишки не растут. Кто натаскал их сюда?
Вдруг летит дятел. Несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Зацепился за кору когтями, сунул шишку в щель, долбит ее крепким клювом.
Засмотрелся я на дятла. Вот молодец! Сам поест и лесу пользу принесет. Все семена дятел не съест. Многие упадут на землю и весной прорастут.
Приложение 11
Тестирование по теме «Глагол»
Вариант 1
фамилия, имя ученика ……………………………………………………. дата………………………………Класс……………….
Тема Глагол
1. Восстановить предложение.
Глагол - это часть речи, которая обозначает _________________________и отвечает на вопросы______________________
____________________________________________________________________________________
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
_______________________________________________________________________________________________
- От данных имен существительных образовать глаголы.
Что делает? Что делают!
свет - ________________________ ____________________________
крик - ________________________ ____________________________
корм - ________________________ ____________________________
звон- ________________________ ____________________________
сад- ________________________ ____________________________
звук - ________________________ ____________________________
блеск -________________________ ____________________________
4. Написать слова, противоположные по значению.
говорить - _______________________________
смеяться - ________________________________
падать - ____________________________________
ненавидеть -_______________________________
радоваться -________________________________
5. Данные словосочетания заменить одним глаголом.
ловить рыбу - ______________________
одерживать победу - _____________________
испытывать страх -___________________________
томиться от безделья -__________________________
посещать уроки -_______________________________
сделать подарок-_______________________________
6. Подобрать и записать три глагола с частицей «не».
___________________________________________________________________________
7. Вставить пропущенные орфограммы и окончания глаголов: «-о,» «-а», «-и».
Наступил__ утро. Вот уже погасл__ п_следняя зв__зда. На в__рш__не ели заиграл_ лучи со__нца. Со__нце взошл._над лесом. Р__са забл__стел__всеми цв__тами радуги. Под тяжест__ю тракторов загудел__ з__мля.
8.Вставить пропущенные буквы, разобрать слова по составу.
Раздр_бил, разгл__дел, раз__яснил, распл__скал, засв__стал, за__скр__пел, задр__жал.
9. Записать глаголы в неопределенной форме.
везёт -_________________________
цветет -_____________________________
несёт - _____________________________
бредёт - ____________________________
плетёт -_____________________________
трясёт - ____________________________
Вариант 2
фамилия, имя ученика………………………………………………………… дата…………………………………………класс……………………………….
Тема Глагол
1. Закончить предложение. Глаголы изменяются по _______________________________________________________.
2. Как изменяются глаголы прошедшего времени? Доказать на примерах.
____________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
3. От данных имен существительных образовать глаголы трех времен.
прош.в. наст. в. буд. в.
крик _____________________________ _______________________________ ____________________________
треск _____________________________ _______________________________ ____________________________
зелень _____________________________ _______________________________ ____________________________
рассказ _____________________________ _______________________________ ____________________________
молчание _____________________________ _______________________________ _____________________________
- Разобрать данные глаголы по составу.
Прилетела, посмотрели, запищала, рассказала.
5. Дописать слова, отвечающие на вопрос «что делать?».
_______________ на работу _____________________________ птиц
________________собаку ________________________ гвоздь
________________о Москве ____________________________ товарищу
______________стихотворение _________________________ деревья
________________растения ____________________________ грядки
6. Данные фразеологические обороты заменить глаголами-синонимами.
клевать носом -________________________________
бить баклуши -_________________________________
бить челом -___________________________________
зарубить на носу -______________________________
надуть губы -___________________________________.
повесить голову -_______________________________
7. Подчеркнуть глаголы неопределённой формы.
Пишут, говорил, наказывать, смотреть, появляться, питаться, пьют, шить, поест, выживать, охраняет, лезть, плакать.
8. Данные словосочетания заменить одним глаголом.
оказывать помощь -___________________________________
вести наблюдение -_____________________________
давать совет - ___________________________________
покрываться цветами -___________________________
принимать решение - ____________________________
издавать крик —_________________________________
нести службу -_________________________________
9. Вставить пропущенные буквы.
Поб__лели п__ля и пригорки. Тонким льдом п___крылась р__ка, уснула, как в ска__ке. Ходит з__ма по г__рам, по д__линам, п__глядывает по ст__р___нам. Зайцу белую шу__ку п__д__рила, теперь его никто не заметит. А л_се — ярко-рыж_ тепл_ плат__е оставила. Пов__дет л__са в стор__ну пуш__стым хв__стом - будто искры рассыплет по снегу.
(По Г. Скребицкому)
Приложение 12
Контрольный диктант №4 по теме «Глагол»
Весеннее утро
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
По Г. Скребицкому
Приложение 13
Контрольный словарный диктант №4
Солдат, воскресенье, одуванчик, животное, гвоздика, поэт, сирень, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль, приветливо, вокруг.
Приложение 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программа по русскому языку (1-4). "Школа России"
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России
В рабочей программе указаны цели и задачи изучения курса ,ууд ,характеристика деятельности учащихся.Программа соответствует комплекту " Школа России" автор Климанова....
Рабочая программа по русскому языку 4класс УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2009), Концепции духо...
Рабочая программа по русскому языку 104 кл. ШКОЛА РОССИИ
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...
Рабочая программа по русскому языку к комплексу Школа России. ФГОС. 3 класс.
Рабочая прорграмма по русскому языку к учебно-методическому комплексну Школа России для 3 класса. В программе приложени календарно-тематическое планирование уроков, карта контроля и другое....