Урок по русскому языку. Тема: Определение имени прилагательного
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Русский язык
3 В класс
УМК «школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Тема: Определение имени прилагательного
Цель: познакомить учащихся с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные; уточнить роль и значение имени прилагательного в нашей речи.
Оборудование: учебник, дидактический материал, мультимедиа, карточки
Планируемые результаты: уметь выделять существенные признаки имён прилагательных
Формируемые УУД:
Познавательные
1. Развиваем умения классифицировать по признакам.
Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1.Оформлять свои мысли в письменной форме.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ι. Актуализация знаний. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий. Слайд Минутка чистописания. Слайд - Найдите самую красивую букву или элемент, который вам понравился больше всего и подчеркните его. Оцените себя с помощью карточек. | Самостоятельно выполняют задание Фронтальная работа |
ΙΙ. Словарный диктант | Слайд Апельсин, овощи, лимон, помидор, огурец, горох, яблоко, морковь, малина - Какие слова вы записали? А полезно есть овощи и фрукты? Почему? -Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените соседа. Слайд | Самостоятельно выполняют задание Дети отвечают, называют слова: овощи, фрукты - все овощи полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей. Проверка |
ΙΙ1. Введение в раздел. Формулирование темы урока. | Изучение нового материала. Слайд - Отгадайте мою загадку: Конь …, хвост …. - Почему вы ее не поняли? Помогли ли вам существительные догадаться, о чем идет речь? - Послушайте еще раз: Конь стальной, хвост льняной. Что это? Слайд - Какие слова помогли вам отгадать загадку? Слайд - Что они обозначают? (признак предмета) - О каких словах пойдет речь у нас на уроке? - Как бы вы сформулировали тему урока? – Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи – именем прилагательным. И тема нашего урока «Определение имени прилагательного» Слайд - В самом названии части речи содержится намек на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться». К чему присоединяются прилагательные? Попробуем вместе разобраться. - И мы постараемся ответить на следующие вопросы. Прочитаем их хором (со слайда).
- Откройте учебник на стр.75. Прочитайте название раздела. Рассмотрите иллюстрацию. - Назовите На чем спит Афанасий? Подушка (какая?) … - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке, что будем делать? - Упр. 304 - Можно ли определить, о каких предметах идёт речь? Как вы догадались? - Почему легко было догадаться? - Что общего у слов в каждом столбике? Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные? - Попробуем сами охарактеризовать некоторые предметы. Слайд - Работа по вариантам (устная проверка) Слайд - Почему вы задавали разные вопросы? | Дети: иголка и нитка Дети: стальной, льняной Дети формулируют тему урока. о назначении имён прилагательных, к какой части речи они «прилагаются» Дети отвечают, называют слова: мягкая, пушистая, тёплая и так далее. Дети: они отвечают на один и тот же вопрос. По вопросам и значению устный подбор – запись с комментированием по цепочке проверка Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос КАКОЙ?, и т.д. |
ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания. | – Прилагательные очень дружны с именами существительными. Без прилагательных наша речь была бы бедна, непонятна, невыразительна. О чем бы ни шла речь: об учебе, отдыхе, работе, одежде, пище, характере человека, – нас всюду сопровождают вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Отвечая на вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладают те или иные предметы. - Какие же могут быть признаки у предметов найдем в таблице. Слайд – Наш класс какой? (Светлый, уютный…) – Урок какой? (Трудный, легкий, полезный, интересный…) – Погода какая? (Солнечная, пасмурная, дождливая…) - Итак, все эти слова, которые прилагаются к именам существительным для обозначения различных признаков, отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и получили названия имена прилагательные. 1V. Физминутка (2 мин) Игра «Форма, цвет, размер» Форма – хлопнем, (Квадратный, большой, сиреневый, треугольная, лиловый, багровый, гигантский, малиновый, овальный, лилипутский, круглый, маленький.) - Что же обозначают имена прилагательные? Слайд - На какие вопросы они отвечают? Связь прилагательных с существительными. 1. Постановка проблемы. - Давайте вспомним, почему имена существительные получили такое название? - Как вы думаете, что обозначает слово прилагательное? К чему оно прилагается? - Давайте обратимся к учебнику Упр 308. Работа с определением стр.77 - Что же вы узнали об имени прилагательном? - Почему сказано «не имеют род и число», а « изменяются по родам и числам»? 2. Сравнение текстов. Слайд - Прочитаем и сравним тексты. А) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Возвращаются птицы. Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Возвращаются перелетные птицы. - Какова тема первого, второго текста? - Можно ли считать тексты одинаковыми? - Какой текст вам понравился больше и почему? - Что же отличает второй текст от первого? Сделайте вывод: чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предметы, прилагательные нужны для красоты описания Слайд Запишем первое предложение второго текста, выделим орфограммы. - Найдите прилагательное, докажите. С каким словом оно связано? - Прочитайте вопрос на с. 78 (Не может быть признака без предмета) - Понаблюдаем, как изменяются имена прилагательные. - Упр. 309. - Сравните прилагательные в каждом столбике. - Изменилось ли их значение? -А что же изменилось? (род, число) - Как же понять, что прилагательное изменяется? Меняется – род, число, а значение остается прежним) - Можно ли сказать, что существительное измениться по родам? - А по числам? Докажите. - Как вы думаете, род и число – это постоянные признаки прилагательного? А теперь пронаблюдаем это по таблице. Слайд - Работа с правилом (2 абзац). - Как же изменяются прилагательные? Слайд – Кому подходят эти прилагательные? Добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная, скромная, требовательная, справедливая, старательная, умная, трудолюбивая, мудрая, красивая и так далее. – Конечно, ваша мама! | Дети делают вывод: с помощью имен прилагательных можно обозначать предметы по следующим признакам: цвету, вкусу, запаху, величине, форме. Имена прилагательные могут обозначать качества характера людей Дети рассуждают Дети рассуждают Дети: Во втором тексте есть прилагательные. С ними текст стал ярче, образнее, поэтичнее ребенок у доски . |
3. Итог. | - С какой частью речи познакомились? Слайд | Фронтальная работа |
ΙV. Рефлексия. | Оцените свою работу. - Достигли мы своей цели на уроке? -Чему научились? -Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карточек -Покажите сигнальным знаком, какую отметку вы получили за сегодняшний урок. Оцените себя. Молодцы! | Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
V. Домашнее задание. | Домашнее задание: упр.2 стр.98-99, стр.77 – правило Слайд |
Используемая литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2000.
2. Методические рекомендации для учителя «Русский язык 3 класс»
Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева, Москва, «Баласс», 2012г.
3. Учебник «Русский язык 3 класс» , Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, Москва, «Баласс», 2012.
4. Тетрадь по чистописанию 3 класс М. А. Яковлева М.: «Баласс», 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по теме "Определение имени прилагательного".
Урок по программе "Школа 2100" по русскому языку 3 классТема: Определение имени прилагательногоТип урока: урок постановки учебной задачи.Форма – урока: Урок – исследование.Виды деятельности: фронтальн...
Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагатель...
Конспект урока русского языка. Тема: «Роль имен прилагательных в тексте» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте»Цели урока: развивать умения употреблять имена прилагательные в речи; познакомить с понятием текст-описание.Планируемые результаты:Пред...
Открытый урок в 3 классе по русскому языку Тема: «Изменение имен прилагательных по числам».
Открытый урок в 3 классе по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по числам»....
Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc
Тема: Определение рода имён существительных.Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительног...
Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)
Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...