Рабочая программа по предмету Русский язык.docx
календарно-тематическое планирование (русский язык, 3 класс) по теме
Материал содержит подробное описание рабочей программы и планирования по русскому языку для 3 класса, работающих по программе "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_russkiy_yazyk.docx | 113.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету русский язык
3 класс
УМК «Планета знаний»
Учебник Русский язык
Автор учебника Л. Я. Желтовская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
№ n\n | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
1. | Общая характеристика предмета | Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка. С 2012 года введен программно- аппаратный комплекс (далее АПК), который включает в себя АРМ педагога и учащихся. Данный АПК является составной частью информационно- образовательной среды, обеспечивающий решение профессиональных задач с применением информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), принадлежащих к числу приоритетов ФГОС. Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс. При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности). Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка. Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. В соответствии с принципами учебный материал углубляется заданиями:
Реализация данной вариативной части, предусмотренной в учебниках, позволяет пробудить у детей на познавательную активность, возможность их самореализации, учитывая склонности и способности. Речевое содержание программы так же частично реализуется:
а также:
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой. В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка. Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.). Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык. |
2. | Цели и задачи | В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе: 1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»; 2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка; 3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа. |
3. | Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч) Круг сведений о речикак основе формирования речевых умений (16 ч) Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов). Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка. Наблюдение над стилистическими разновидностями речи. Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Виды речевой деятельности(коммуникативно-речевые умения)[1] (30 ч) Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы. Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты). Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение. Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств. Умения: — осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей; — говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи; — выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм); — произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух; — писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту). Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт. Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения. Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию). Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи. ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (124 ч) Круг сведений о языкекак основе формирования языковых умений Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка. Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.). Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака. Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности. Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов. Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу. Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях. Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях. Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях. Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях. Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений. Синтаксис (34 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях. Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства. Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»). Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения. Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями. Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц. Знаки препинания в конце предложений. Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей. Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания. Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров): — дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку); — близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации). Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально. |
4. | Место учебного предмета в учебном плане | Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 классов и реализуется на основе следующих документов: нормативно-правовых документов федерального уровня:
Учебник в 2 частях.
Программа соответствует учебнику «Русский язык» третьего класса образовательных учреждений/ Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина – Астрель, 2012г./, разработанным в соответствии с Государственным стандартом содержания начального образования второго поколения и являющихся частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2012 г. (Федеральный компонент состоит из 5 часов компонента государственного стандарта общего и среднего образования. Количество отводимых учебных часов на изучение предметов гарантирует овладение общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, обеспечивающим возможность продолжения образования.) и учебного плана МАОУ Лицея №21. Согласно этим документам программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), направленных на расширение курса русского языка, реализацию особенностей образовательной программы школы, на индивидуализацию образовательного процесса. |
5. | Результаты изучения предмета | ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут формироваться
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Коммуникативные
Регулятивно-познавательные
|
6. | Учебно методический комплект | Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2 Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Дидактические карточки–задания Л. Я. Желтовская. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» |
Л.Я. Желтовская
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тематическое планирование
3 класс 170 ч (5 ч в неделю)[2]
№ урока | Дата | Тема урока, страницы учебника | Основные понятия. Слова из словарей[3] | Предметные результаты. | УУД Характеристика деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1-я четверть | |||||
Язык и речь 20ч (повторение изученного во 2 классе) | |||||
1 | Речь пиьменная и устная С 6-7 | Дар речи Общение | На основе речевой темы «Здравствуй, школа! 1 сентября» повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической); стимулировать устные высказывания (беседа по рисункам, высказывания по поводу авторской позиции текстов, ответы на вопросы заданий) и письменные (выборочное списывание текста, письмо по памяти, ответ на вопрос по тексту, высказывание собственного мнения о первом школьном дне). | Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи). | |
2 | Речь пиьменная и устная С 8-9 | Информация Слово | Актуализировать сведения о языковых средствах — слове, предложении, наиболее частотных орфограммах в словах (при пропедевтике записей). Побуждать обращаться за справками к орфографическому и толковому словарям. Дать сведения из истории русской культуры о смене празднования начала нового года: март — сентябрь — январь. | Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно. Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника. Точно следовать «шагам» инструкции, памятки. Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики Обнаружить орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменного аргументировать тип орфограммы. Использовать приемы проверки орфограмм в корне слова. Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Добывать сведения из читательского текста. Группировать слова по типам орфограмм. Осознавать и принимать для жизни нравственые правила русского языка. Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами. Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении. Наводить справки в толковых словарях и справочниках Анализировать и составлять предложения и тексты. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Контролировать грамотность записей. Как в процессе письма, так и после его завершения. Договариваться при работе в парах. Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок .использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника Понимать тему и особенности строения текста. | |
3 | Речевые действия С 10-11 | Синонимы (заяц, русак, беляк, косой) | Углубить представление об основных видах речевой деятельности: при восприятии речи (слушании, чтении), при создании речи (говорении, письме). Ввести представление о речевом действии , глаголах речи. Обратить внимание на особенности русской устной (говорение, слушание) и письменной (письме, чтении) речи. Дополнить сведения о таких видах речевой деятельности как воспроизведение (изложение), внутренняя речь (обдумывание). Стимулировать речевое творчество: воспоминания о лете (устно). | ||
4 | Речевые действия С 12-13 | Письменные принадлежности | Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте (с помощью таблицы). Обратить внимание на процесс оскудения русской речи в наши дни, на необходимость при общении писать разборчиво. Дать первичное представление о наличии в мире разных языков, в том числе на территории России, о родстве русского, украинского, белорусского языков, возникших из древнерусского языка. | ||
5 | Правила записи слов С 14-15 | Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4) переношу слова по слогам. Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне | |||
6 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова С 16-17 | Повторить правила, способы, приёмы подбора проверочных слов при проверке орфограмм: гласные, проверяемые ударением; парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные. Способствовать обогащению словаря школьников подбором антонимов | |||
7 | Обозначение твердых и мягких согласных на письме С 18-19 | Учить руководствоваться правилами при записи слов и предложений. Способствовать обогащению словаря и расширению грамматического строя речи школьников. | |||
8 | Большая буква в именах собственных С 20-21 | Названия улиц Оформление титула тетради | Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек). Упражнять в образовании фамилий от имён, высказывать предположения об истоках выбора кличек, учить правильно подписывать ученическую тетрадь. Дать сведения из истории русских фамилий, прозвищ, названий улиц и населённых пунктов, появления кличек | ||
9 | Лексическое значение слова С 22-23 | Лексическое значение Синонимы Антонимы Омонимы | Повторить сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре. Организовать наблюдение над спецификой называния предметов, лиц детьми (рыцарь, лопата, гвоздика, астра), над омонимами. | ||
10 | Значимые части слов С 24-25 | Корень Суффикс Приставка Основа (вар.) Окончание | Дать сведения из истории развития языка: о разных путях пополнения слов в русском языке, в том числе заимствования из других языков .Практиковать в полном разборе слов по составу его значимых частей. | ||
11 | Значимые части слов С 26-27 | Модель слова | Повторить сведения о взаимосвязи лексического значения слова с оттенками значений, вносимых в слово значимыми частями слова: корнем, приставкой, суффиксом (основой), о роли окончания. Упражнять в анализе слов по составу, моделировании слов, в подборе однокоренных слов (изменяется лексическое значение), наблюдении над написанием их корней. | ||
12 | Слово в предложении и тексте С 28-29 | Повторить сведения о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе. | |||
13 | Слово в предложении и тексте С 30-31 | Упражнять в анализе и составлении предложений, текстов, озаглавливании текстов, в наблюдении над употреблением слов в переносном значении, в пересказе текста (письменно | |||
14 | Урок-тренинг Запись предложений и текстов С 32 | Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | |||
15 | Письмо по памяти С 33 | Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | |||
16 | Письмо под диктовку. Правописание слов с однотипными орфограммами. С 34 | Проверить сформированность ЗУН по правописанию слов. | |||
17 | Анализ диктанта. С 35 | Учить группировать слова по орфограммам. Подбирать способы проверки. Учить устанавливать причины выявления пробелов. | |||
18 | Изложение « Свет осени» С 36 | Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану. | |||
19 | Анализ изложения С 37 | Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочеты, давать совет и т.п. | |||
20 | Творческая работа .Зарисовка уголка родной природы. С 37 | Учить словесно передавать свои наблюдения за природой родного края. Составлять текст с опорой на авторские тексты. | |||
Проводники наших мыслей и чувств 25ч | |||||
21 | Слово. Предложение. Текст С 40-41 | Организовать наблюдение над известными средствами языка с позиции их роли в речи. | Устанавливать взаимосвязь между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств, причины непонимания людей при общении на основе анализа текста. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний. Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире. Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи | ||
22 | Слово и словосочетание С 42-43 | Словосочетание | Сформировать понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. | ||
23 | Слово и словосочетание С 44-45 | Упражнять в составлении словосочетаний, обратив внимание на наличие в русском языке ситуативных синонимов (ученик, сын, пациент и др). | |||
24 | Части речи. С 46-47 | Формы числа | Актуализировать сведения об изученных частях речи. Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях. | Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире | |
25 | Род имён существительных. С 48-49 | Род | Организовать наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имён существительных. Дать понятие о роде имени существительного как его постоянном признаке (бывает …). Упражнять в определении рода имен существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах), в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени) | . Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи. | |
26 | Род имён существительных С 50-51 | ||||
27 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже) С 52-53 | Познакомить с новой орфограммой. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы. Упражнять в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку. Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах | Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого знака после шипящих на конце существительных женского и мужскогорода. Решать орфографические задачи. Определять род имен прилагательных. | ||
28 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже С 54-55 | ||||
29 | Изменение имён прилагательных по родам с 56-57 | род прилагательных родовые окончания | Обратить внимание на родовые формы имен прилагательных (непостоянный признак), на наличие определенных окончаний (родовые окончания — орфограмма). Упражнять в согласовании с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи. | ||
30 | Связь частей речи в словосочетании с 58-59 | Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях: согласованием имен существительных и прилагательных, подчинением имен существительных глаголам (без терминов); над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок). | Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний. | ||
31 | Тренинг. Связь частей речи в словосочетании с 58-59 | Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением | Договариваться при работе в паре. | ||
32 | Устойчивые сочетания слов С. 63—64 | Фразеологизмы | Углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов. Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи. | Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи. | |
33 | Предложение (вводный урок) С 62-63 | Углубить представление о предложении: единица языка и речи, с помощью которой можно выразить мысль, чувство, связь слов не только по смыслу, но и грамматически (с помощью изменения слов и употребления предлогов, союзов). Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе (по таблице) | Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков | ||
34 | Вопросительные и повествовательные предложения | Запрос информации (вопрос) Сообщение (ответ | Углубить представление о предложении с позиций его функции — цели высказывания, речевой задачи. Дифференциация вопросительных и повествовательных предложений по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Организовать наблюдение над наличием внешних признаков а) вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце | Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации. | |
35 | Употребление отрицательной частицы НЕ С 66-67 | Утверждение отрицание | Познакомить со способами выражения 1) утверждения или отрицания с помощью слов предложений ДА, НЕТ 2) отрицания с помощью частицы НЕ и ее раздельным написанием с частями речи. | Находить в предложении отрицательную частицу. Использовать ее при составлении предложений. | |
36 | Побудительные предложения С 68-69 | Речевая задача Совет просьба приказ | Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях. Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь» | Экспериментировать с заменой смысла предложений (утверждения и отрицания0 | |
37 | Восклицательные предложения | Восклицательная Интонация Волнение раздражение Восхищение тревога | Углубить представления о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Обратить внимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний | Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства | |
38 | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) С 72-73 | Пунктуация Знаки препинания в конце предложений | Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи. | «Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений. Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь | |
39 | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) С 74-75 | Самоконтроль Диалог Социальная речь | Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно | ||
40 | Урок-тренинг. Орфограммы в корне слова. С 82 | Организовать работу по самопроверке. | Договариваться при работе в парах, выдвигать собственные гипотезы. | ||
41 | Урок-тренинг. Учимся писать под диктовку. С 83 | Потренироваться в письме под диктовку текста. | Применять изученные правила при письме под диктовку. | ||
42 | Контрольный диктант. Итоги 1 четверти С 84 | Организовать контроль за уровнем сформированности грамотного письма под диктовку. | Применять изученные правила при письме под диктовку. | ||
43 | Анализ контрольного диктанта С 85 | Учить проводить работу над собственными ошибками | Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. | ||
44 | Инструктаж по проектным работам. | Организовать проектную деятельность учащихся. | Определять свои интересы и выбирать нужный проект. | ||
45 | Резерв. Школа грамотея. С 84-85 | ||||
Проводники наших мыслей и чувств 7ч | |||||
46 | Текст С 76-77 | Монолог Диалог текст | Обобщить известные детям признаки текста и его функции (речевые задачи | Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов | |
47 | Спиывание текстасречевой задачей С 76 | Речевая задача | Проверить уровень графической зоркости и степень понимания темы текста. | Воспроизводить содержание текста с опорой на план. | |
48 | Повествование. Описание. Рассуждение С 78-79 | Повествование Описание Рассуждение | Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Наблюдение над текстами разных типов. | ||
49 | Повествование. Описание. Рассуждение С 80-81 | Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам. | |||
50 | Развитие речи. Изложение «Зима» С 86 | Изложение План текста, его информативность | Учить воспроизведению текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре. Работа с памяткой по написанию изложений. Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста. | Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы. Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы | |
51 | Анализ изложения. | Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами | |||
52 | Творческая работа: составление текста (в прозе или стихах) С 87 | Особенности текста загадки Изобразительно-выразительные средства | Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию). Учить слушать загадки, составленные одноклассниками, давать советы по их корректировке | ||
О главном 26ч | |||||
53 | Главные части в средствах языка. С 90-91 | Учить анализировать материал таблицы и делать выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Организовать наблюдение над текстами, отражающими ситуации общения по телефону, актуализировать правила ведения беседы по телефону | Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Выявлять основную мысль высказывания. Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества. Выявлять главную смысловую часть слова — корень. | ||
54 | Корень — главная значимая часть слова. С 92-93 | Исторический корень слова Этимология слова | Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов | ||
55 | Правописание корня (повторение, обобщение) С 94-95 | Чередование согласных | Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов. Организовать наблюдение за написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и. | Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку | |
56 | Правописание корня (повторение, обобщение) С 96-97 | Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку | |||
57 | Если в корне две безударные гласные… С 98-99 | Старославянизмы Полногласие Неполногласие | Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород, 3) новый: сопоставление буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре. Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город-град, золото-злато. Учить извлекать народную мудрость, выраженную в пословицах. | Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Развивать графическую и орфографическую зоркость. | |
58 | Если в корне две безударные гласные… С 100-101 | ||||
59 | Если в корне две безударные гласные… С 102-103 | ||||
60 | Изложение (по рассказу Н. Сладкова «Ухоронки») С 104-105 | Ухоронки | Учить устному прогнозированию содержания по заголовку и отдельных пунктов плана, составлению плана текста | Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку | |
61 | Главное слово в словосочетании 106-107 | Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного слова — от него задается вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Познакомить со схемой анализа словосочетания. На основе словосочетания повторить орфограммы в корнях слов | Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам). Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти. | ||
62 | Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое. С 108-109 | Подлежащее сказуемое | Углубить представления о структурепредложения: о главных членах предложения как основной части проедложения. Дать представление о второстепенных членах предложения | Анализироватьстроение предложений. Определять и различать главные члены предложения. Осуществлять самоконтроль при записи предложений и тексто с образца, по слуху, по памяти. | |
63 | Подлежащее и грамматические средства его выражения С110-111 | существительное | Углубить понятие о подлежащем. | ||
64 | Сказуемое и грамматические средства его выражения С 112-113 | глагол | Углубить понятие о сказуемом. Сказуемое- действие и состояние объекта. | ||
65 | Подлежащее и сказуемое – смысловое ядро предложения. С 114-115 | Грамматическая основа | Обобщить сведения о средствах выражения главных членов предложения. Дать представление о грамматической основе. | ||
66 | Главная (основная) мысль текста C 116-117 | Мораль Иносказание Изопов язык | На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста | Устанавливать аналогии и отличия в теме и идее. Определять тему и основную мысль текста. | |
67 | Главная (основная) мысль текста С 118-119 | Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах. | Сопоставлять сравнивать способы выражения основной мысли в тексте. | ||
68 | Главная (основная) мысль текста С 120-121 | Упражнять в безошибочном списывании текстов с учебника | Строить высказывания, подчиняя содержание основной теме. | ||
69 | Создание текста на основе его главной мысли. С 122-123 | Пересказ Воспроизведение Изложение | Учить составлять текст на основе основной мысли по общей речевой теме «Подкормите птиц зимой» | ||
70 | Контрольное списывание текста С 125 | Проверить уровень орфографической и графической зоркости, текстовые умения | Контролировать процесс и результат письма. Действовать по алгоритму, использовать памятку. | ||
71 | Подготовка к контрольному диктанту С 124 | Провести орфографическую и синтаксическую подготовку к написанию текста на слух. | Оценивать уровень свой подготовки к работе проверочного характера | ||
Применять знания о правописании при записи слов. | |||||
72 | Контрольный диктант «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова» | Проверить уровень сформированности письма под диктовку | |||
73 | Анализ диктанта С 126-127 | Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | Оценивать успешность своей работы. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать упражнения для тренинга | ||
74 | Прверочная работа «Использования разных частей речи в тексте» С 128 | На основе текста проверить разного типа текстовые и языковые УУД | Читать с пониманием прочитанного. Применять полученные умения при работе с текстом | ||
75 | Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка» С 129 | Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: 1) изложение,* 2) описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки | Создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Понимать тему и особенности строения текста. | ||
76 | Презентация и анализ работ | Презентация детских работ | Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы | ||
77 | Резерв. Тренинг-основные средства выажения подлежащего и сказуемого. | ||||
78 | Инструктаж по выбору проектной деятельности. | ||||
о главном 20ч | |||||
79 | Главные структурные части слова и словосочетания С. 6—7 | Упражнять в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов | Выявлять замысел, основную мысль высказывания и выражать её соответствующими языковыми средствами. Осуществлять морфемный анализ слова. | ||
80 | Части речи в роли главных членов предложения С 8-9 | Члены предложения Главные члены предложения | Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения. Дать представление о главных членах предложения —подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов) | Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений. | |
81 | Подлежащее. Употребление личных местоимений. С 10-11 | Местоимение Личные формы | Организовать наблюдение над выражением подлежащего местоимениями. | . Правильно употреблять местоимения в речи. | |
82 | Лицо и число личных местоимений С 12 | Дать представление о личных местоимениях (пока в начальной форме). | Определять значение лица и числа личных местоимений | ||
83 | Значение рода местоимений. С 14-15 | Обобщить признаки личных местоимений. Наблюдать над проявлением значения рода, над особенностями местоимений 3 лица. | |||
84 | Сказуемое. Употребление форм глагола. С 16-17 | Действия: реальные, желаемые, побудительные. | углубить представление о частотном средстве выражения сказуемого: выбор глагольных форм. | Анализировать строение предложений, выделять главные члены. | |
85 | Сказуемое, выраженное глаголом в форме времени С 18-19 | Формы времени | Дать представление об изменении глаголов по временам. Прошедшее, настоящее, будущее время глагола. | Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений. | |
86 | Изменение глаголов прошдшего, настоящего и будущего времени. С 20-21 | Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам. | |||
87 | Формы рода глаголов пршедшего времени. С 22-23 | Форма рода | Познакомить с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнять в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма | ||
88 | Форма лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. С24-25 | спряжение | Организовать наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени. | ||
89 | Форма лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. С26-27 | Сложная простая форма глагола | Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Дать общее (первичное) представление о глаголах неопределённой формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь). | ||
90 | Упребление времнных глаголов в форме сказуемого С 28-29 | Обобщить, какими формами глаголов может быть выражено сказуемое. Обратить внимание на выражение сказуемых в повелительных предложениях. Упражнять в построении предложений из набора слов с выбором нужной формы сказуемых | |||
91 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого. С 30-31 | Формировать понятие о главных членах предложения с определениями подлежащего и сказуемого. Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными типа «Юра — хороший друг», «Свеж воздух зимой!» Упражнять в выделении главных членов в предложениях, в самостоятельном построении предложений с опорными словами и без них. | Обобщать полученные сведения.Проводить синтаксический анализ предложения. | ||
92 | Главная мысль текста. С 32-33 | Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли, внимание тексту-описанию. Учить излагать содержание текста. | Обобщать информацию о главных строительных частях языковых средств. | ||
93 | Тренинг. Использование разных глагольных форм в тексте. С 34-35 | Органзовать работу по самоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. Учить воспроизводить содержание текста. | Остаивать свою точяку зрения, убеждать со беседника, прислуиваться к его мнению. Воспроизводить содержание текста | ||
94 | Проверочный диктант с грамотическим заданием «Орфограммы в корне слова» | Проверить качество грамотности письма под диктовку с граммоатическим заданием. | Контролировать процесс и результаписьма. | ||
95 | Анализ диканта С 35-36 | Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками. | Выявлять причины ошибок и графически обосновывать подбор проверочных слов. | ||
96 | Творческая работа. Описание процесса изготовления кормушки для птиц С 38-39 | Учит составлять текст- инструкцию, используя знания о главных частях средств языка. Описание процесса изготовления какой-либо кормушки для птиц | Составлять текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, наблюдений. | ||
97 | Работа над оибками и речевыми недочетами. | Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками. | Выявлять причины ошибок и графически обосновывать подбор проверочных слов | ||
98 | Резерв. Использование форм имен существительных, местоимений, глаголов. | ||||
Конкретизируем значение, распространяем мысль 32ч | |||||
99 | Структурные части средств языка. С 42-43 | Дать общее представлениео структурных средствах языка. Учить отбирать лексику для выражения отношения к предмету речи. | «Читать» таблицу, добыват новую информацию. | ||
100 | Роль приставок и суффиксов в словах С 44-45 | Учить разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, образовывать слова (с опорой на таблицу), подбирать однокоренные слов с целью обогащения словаря и выявлять среди них проверяемые и проверочные слова. | Образовывать однокоренные слова. Редактирвать текст. Различать однокоренные слова и формы слова. | ||
101 | Роль приставок и суффиксов в словах С 46-47 | Организовать наблюдение над значениями, вносимыми в слово приставками или суффиксами (особенно уменьшительно-ласкательными). | Различатьпроверочные и проверяемые слова.Использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | ||
102 | Правописание пиставок и предлогов 48-49 | Учить распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня (надоить, надломить, надеть). | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. | ||
103 | Приставки.Их значение, правописание. С 50-51 | Организовать наблюдение над приставками со значениями: начала, конца действия, противоположности, совместности действия и др. (приставки чаще употребляются в глаголах). Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется. Упражнять в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки. | Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. | ||
104 | Употребление слов с приставками. С 52-53 | Упражнять в нахождении в предложениях текстов слов с приставками. Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется. | Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках. Записывать в записные книжки высказывания, слова с нравственным смыслом. | ||
105 | Правописание гласных в приставках С 54-55 | Значение приставок | Познакомить с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приёмами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки). Упражнять в точном употреблении в речи слов с приставками. | ||
106 | Правописание гласных в приставках С 56-57 | ||||
107 | Правописание согласных в приставках С 58-59 | Познакомить с орфограммой — одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приёмами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа под-подо, от-ото). Организовать наблюдение над использованием приставок в наречиях | Осуществлять перенос известных способов, приемов проверки выбора согласных в приставках. Наблюдать, делать простые выводы. | ||
108 | Правописание согласных в приставках С 60-61 | ||||
109 | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок С 62-63 | Познакомить с новой орфограммой, её условиями. Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку. | |||
110 | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок С 64-65 | Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]), признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но предыстория. Перенос слов с разделительными знаками. | |||
111 | Употребление разделительных твердого и мягкого знаков С 66-67 | Учить сравнивать условия проявления орфограмм и правильно выбирать разделительный знак. Решать орфографические задачи. | Сравнивать, сопоставлять, устанавливать аналогии по употреблению разделительных знаков. Осуществлять проверку записи и вносить изменения. | ||
112 | Употребление и правописание слов с приставками. С 68-69 | Обобщить типы орфограмм в приставках. Упражнять в применении изученных орфограмм при разных видах письма, особенно под диктовку | Делать простые обобщения.Применять изученные орфограммы при письме. Восстанавливать смысм пословиц, употребляя нужныеслова. | ||
113 | Обучение написанию текста объявления С 69 | Познакомить с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Учить составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи | Воспризводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления. | ||
114 | Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. С 70-71 | Организовать наблюдение над значениями, которые вносят в слова суффиксы: уменьшительно-ласкательные (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных); указывающие на род занятий, профессию, на оттенки признаков и пр. | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках. | ||
115 | Уптребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий С 72-73 | Организовать наблюдениеад значениями, которые вносят в слова суффиксы, указывающие на род занятий, пофессию | |||
116 | Употребление слов с разными частотными суффиксами и приставками С 73-74 | Организовать наблюдение над словами:с суффиксами, указывающими на малышей, образованными с помощью приставок и суффиксов одновремменно. Упражнять всамостоятельномвыборе суффиксов и приставок в зависимоси от контекста. | |||
117 | Творческое списывание. С 75 | Организовать самопроверку уровня графической зоркости, самоконтроля, учить в процессе списывания заменять выделенные слова однокоренными словами с уменьшительно- ласкательными суффиксами. | Списываь текст без ошибок, пропусков, исажений и исправлений. | ||
118 | Назначение зависимго слова С 76-77 | Повторить назначение и строение словосочетаний, их графический разбор. Организовать наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. Упражнять в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным | Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании. Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях | ||
119 | Употребление падежных форм имен существительных. С 78-79 | Дать понятие об изменении имен существительных по падежам, познакомить с системой падежей, организовать наблюдение над употреблением падежных форм существителных в роли зависимых слов в глагольых словосочетаниях | Определять и употреблять нужную падежую форму зависимых частей речи в словосочетаениях. Устанавливать аналогии в написании ударных и безударных окончаний имен прилагательных. Определять окончания прилагательных. | ||
120 | Употребление падежных форм имен существительных 80-81 | Учить опознавать падежную форму существительных с помощью предлогов, упражнять в определении падежей зависимых слов и в употреблении падежных форм сущетвительных в составе словосоченания, предложения. | |||
121 | Употребление падежных форм имен рилагательных. С 82-83 | Познакомить с системой склонения имен прилагательных, упражнять в употреблени падежных форм прилагательных, учить согласовывать зависимоеприлагательное с сущствительным, ставить падежные вопросы и по ним опаределять окончания прилагательных. | |||
122 | Закрепление.Употребление падежных форм имен прилагательных и существительных С р.т.39 | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. | Осознавать степень прочности усвоения правил письма | ||
123 | Закрепление.Употребление падежных форм имен прилагательных и существительных С р.т 40 | Провести пробный диктант с комментированием. | Контролировать и оцениватьрезультаты своей работы. | ||
124 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Проверить качество грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием. | Контролировать процесс записи слов | ||
125 | Анализ диктанта Р.т. 41, 42 | Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками | Классифицировать ошибки, ставить задачи на совершенствование умений | ||
126 | Обучающее изложение текста «Март в лесу» (по слуху) С 101 | Сложный план Проекты | Учить воспринимать содержание текста и вспроизводить его близко к тексту с опорой на самостоятельно составленный план. | Понимать и воспроизводить содержание текста из трех микротем, помогая себе планом | |
127 | Анализ изложения | ||||
128 | Обучающее сочинение. Описание месяца - апреля | Учить составлять собственный текст об особенностях месяца апреля | Наблюдать и сопоставлять признаки весенних месяцев, описывая их в словесной форме. | ||
129 | Анализ сочинения | ||||
130 | Инструктаж по проектным работам | Рассмотреть предлагаемые работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. | Использовать разные источники поиска информации. | ||
Конкретизируем значение, распространяем мысль 40ч | |||||
131 | Назначение зависимого слова в слововосенании С 84 | Склонение падеж | Повторить в каких по структуре словосоченаниях требуются в роли зависимого словападежные формы существительных, прилагательных и изменение по падежам существительных | Определять падежные формы имен существительных, прилагательных. | |
132 | Употребление падежных форм имен существительных, мен прилагательных С 85 | Учить соотносить падежные окончания вопросов с ппадежными окончаничми имен прилагательных. Учить употреблять в нужном падеже имена существительные при глаголе и существительном | Использовать нужные падежные формы имен существительных, прилагательных, местоимений с составе словосочетания | ||
133 | Употребление падежных форм местоимений С 86-87 | Повторить начальные формы личных местоимений. Дать представлениео склонении местоимений, их косвенных формах. | Склонять имена существительные, прилагательные, местоимения. | ||
134 | Правописание местоимений с предлогами С 88-89 | Познакомить с новой орфограммой- употребление-н в косвенных формах местоимений 3 лица. | Образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами | ||
135 | Тренинг. Употребление падежных форм местоимений с предлогами Р.т 23,32,35,38,40 | Учить правильно образовывать и употреблятьформы местоимений с предлогами | Замечать и устронять речевые недочеты в высказываниях. Находить в предложении словосочетания и выполнять их разбор. | ||
136 | Проверочная работа по теме «Словосочетание» | Организовать само-, взаимопроверкууменийпо правильному употреблениюсуществительных.ю прилагательных, местоимений в качестве зависимых слов. | Определять падежную форму зависимых слов. Корректировать и оценивать свою работу | ||
137 | Второстепенные члены предложения С 90-91 | Второстепенные члены Распространненое нераспространенное | Углубить представление о строении предложений с второстепенными членами предложений и их ролью (группа подлежащего, группа сказуемого). Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях. | Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения. Квалифицировать предложение по совокупности его признаков. | |
138 | Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения С 92, 94, 140 | Синтаксический разбор предложения по членам предложения | Ознакомить с памяткой анализа простого предложения по членам предложения (памятка 8). Обратить внимание на наличие в нераспространенных предложениях однородных подлежащих, сказуемых | Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. | |
139 | Связь второстепенных членов с главными членами предложений С 93, 140 | Познакомить с полным синтаксическим анализом простого предложения. Учить анализировать предложения, составлять схемы их строения, наполнять схемы содержанием. | Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения. | ||
140 | Сопоставление состава простых и сложных предложений С 94-95 | Сложное предложение | Углубить представление об осложненных простых и сложныхпредложениях. Учить сопоставлять языковые средства, анализировать строение с помощью моделей, схем. Учить распространять мысли в предложениях с омощью второстепенных членов. | ||
141 | Текст-повествования С96 | Вступление Основная часть Заключение Типы текстов | Наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идёт дождь?» (№ 1, 3). | Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания | |
142 | Текст-рассудения С 97 | Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод). | Выделять структурные части текста | ||
143 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания С 98 | Описание Вступление Внешний вид Речевая задача автора Отношение автора | Организовать наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах- описания | Анализироватьтекст. Создавать текст. Описывать любимую игрушку, предмет, изделие. Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочеты в высказываниях. | |
144 | Анализ текста описания «Три толстяка» С 98 | Анализ отрывков, в которых даются описания куклы, из книги Ю. Олеши «Три толстяка». Что из внешнего вида подчёркивается автором? | |||
145 | Развитие речи. Устное и письменное описание матрешки С 99 | Учить создавать т екст. Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях | |||
146 | Подготовка к итоговой контрольной работе С 102-103 | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. | Проверить, корректировать и оценивать результаты своей работы. | ||
147 | Итоговый контрольный диктант | Проверить уровеь сформированности умений учащихся по русскому языку. | Решать орфографических и пунктационные задачив ходе записи по слуху, применять изученные правила. | ||
148 | Анализ диктанта С 100, 102 | ||||
Повторение изученного в 3 классе 22ч | |||||
149 | Основные средства языка их анализ с 108 | форзац средства языка | Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника) | ||
150 | Слово и словосочетание С 109 | Повторить общие и отличительные признаки средств языка. Повторить строение слов и словосочетаний. | Анализировать строение слов и словосочетаний. Составлять предложения. | ||
151 | Слово как часть речи С 110-111 | Учить обобщать сведения о каждой изученной частью речи. | Делать простые обобщения. Уместно употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств. Проводить словесную информацию о частях речи в табличную форму | ||
152 | Морфологический анализ частей речи С 112 | Дать представление о морфологическом анализе частей речи. | |||
153 | Изменение частей речи. Разбор частей по сотаву С 112 | Упражнять в употреблении в речи слов с разными суффиксами и приставками в соответствии с потребностями речевой ситуации | |||
154 | Фонетико-графические написания слов С 113-114 | Работа над написанием слов, обусловленных произношением или закономерностями графики: 1) запись в соответствии со звуками, 2) по законам обозначения на письме мягких согласных, 3) сопоставление произносительных и графических норм, 4) употребление разделительных мягкого и твёрдого знака | Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи. Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания с элементами фантазии. | ||
155 | Правописание безударных гласных и согласных в корне слова С 114-115 | Повторить типы орфограмм в корне слова и способы их решения. Формировать орфографическую зоркость и умение решать орфографические задачи при написании слов | |||
156 | Способы проверки безударных гласных в других частях слова С 116-117 | Обобщать местоположение гласных в слове. Учить «читать» таблицу и пользоваться ею. | |||
157 | Обобщение. Способы проверки орфограмм С 118-119 | Обобщить способы проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных | |||
158 | Проверочная работа по теме «Правописание слов» С 126 | Учить находить орфограммы в словах, определять их тип и использовать нужный способ решения орфографических задач. | Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме. Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу, презентовать, анализировать, находить достоинства и недостатки, корректировать | ||
159 | Анализ проверочной работы | Учить анализировать причины ошибок и способы их исправления. | |||
160 | Предложение. Текст С 121 | Сопоставлять словосочетание и предложение. Письмо под диктовку текста с анализом предложений. | Переводить информацию, полученную из таблицы, в словесный текст о распространении мыслей в предложении и тексте. Контролировать процесс и результат письма. | ||
161 | Распространяем мысли 120, 122, 124 | Обобщение средств, с помощью которых распространяется мысль: 1) в предложениях 2) в текстах. | |||
162 | Распространяем мысли 120, 122, 124 | Проверочное списывание текста. Проверить уровень графической зоркости. | |||
163 | Развитие речи. Изложение «Любопытные» С 125 | Учить прогназироать содержание текста по его заголовку, плану. Учить излагать мысли в письменном виде. | Прогнозировать содержание текста по заголовку. Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план. Излагать мысли в письменном виде. | ||
164 | Анализ изложения | Учить анализировать причины ошибок и способы их исправления. | Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме. | ||
165 | Итоговая комплексная работа С 123 | Проверить уровень сформированности предметных метапредметных умений по разным учебным дисциплинам. | Использовать имеющиеся ЗУН по предметам для более глубокого понимания текста и использования прочитанного в жизненных ситуациях. | ||
166 | Анализ работы. | ||||
167 | Проба пера.письмо С 127 | Учить культуре оформления письма и правила переписки | Составлять письмо друзьям и родственникам. Оформлять письмо. | ||
168 | Обобщение.Анализ слов, словосочетаний, предложений С 126 | ||||
169 | Обобщение. Основная мысль текста С 127 | ||||
170 | Резерв. |
[1] Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урокРусский язык.docx
Проблемный урок русского языка....
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа по предметурусский язык 3 класс
Адаптированная программа...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...