Рабочая программа для 1 класса (УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yayk_1kl.doc | 793.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №5» г. Губкина Белгородской области
«Рассмотрено» Руководитель МО начального базового образования ________Мушнина С. И. Протокол № 5 от «14» июня 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МАОУ «Лицей №5» г. Губкина ___________ Зверева С. Н. «21» июня 2013 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Лицей №5» г. Губкина ___________Сергеев Н. И. Приказ №______ от «___» __________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
учителя Соломахиной Людмилы Ивановны
1 класс
2013 г.
I. Пояснительная записка
1. Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (1 класс) составлена на основе авторской программы «Русский язык» 1-4 класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н – М.: Просвещение, 2011.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Авторская программа рассчитана на 165 часов. В рабочей программе запланировано 165 часа. В связи с государственными праздниками 8 марта,1 мая, 9 мая, выпадающими на занятные дни, учебный материал будет изучен за счёт уплотнения.
Учитывая уровень подготовки детей к школе, подготовительный период, рассчитанный на 17 ч, увеличен на 3ч, букварный период – на 8 часов. Эти часы добавлены из резервных часов букварного периода обучения грамоте.
4. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Учебники: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник,
2 класс. В 2 ч. Ч. 2011
Рабочие тетради Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс.
В 2 ч. 2012
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ, экскурсий.
Учебно-тематический план
1 класс (165 ч)
№ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
По плану | Рабочая программа | ||
I. | Обучение письму | 115 ч | 115 ч |
1. | Подготовительный этап | 17 | 20 ч |
2. | Букварный (основной) период | 67 + 11(резервные) | 75 ч |
3. | Послебукварный период | 20 ч | 20 ч |
II. | Русский язык | 50ч | 50ч |
1. | Наша речь | 2 ч | 2 ч |
2. | Текст, предложение, диалог | 3 ч | 3 ч |
3. | Слова, слова, слова… | 4 ч | 4 ч |
4. | Слово и слог. ударение | 6ч | 6ч |
5. | Звуки и буквы | 34ч +1(повт.) | 35ч |
Итого | 165 ч | 165 ч |
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, урок-путешествие, урок проект).
На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос; диагностические работы; тестовые задания, итоговая комплексная контрольная работа.
II. Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуника тивных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятель ности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от ношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 165 часа (5 часов в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение письму». Его продолжительность 23 учебные недели (115 ч). 50 ч отведено на предмет «Русский язык».
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
VI. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
VII.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Ча сы | Дата предполагаемая | Дата фактическая | Характеристика деятельности учащихся |
Обучение грамоте (207 ч). Подготовительный период (20 ч). | |||||
1 | Урок – праздник. Пропись — первая учебная тетрадь. | 1 | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать отдельные элементы письма. Соотносить рабочую строку и написание элементов букв. участвовать в учебном диалоге. Участвовать в работе класса. | ||
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | |||
3 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | |||
4 | Рисование бордюров | 1 | |||
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | |||
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). | 1 | |||
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | |||
8 | Письмо короткой, длинной наклонных линий с закруглением. вверху (влево). | 1 | |||
9 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. | 1 | |||
10 | Письмо коротких наклонных линий | 1 | |||
11 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | 1 | |||
12 | Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | 1 | |||
13 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением | 1 | |||
14 | Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 1 | |||
15 | Строчная и заглавная буквы А,а. | 1 | Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. | ||
16 | Строчная и заглавная буквы О, о. | 1 | |||
17 | Строчная буква и. | 1 | |||
18 | Заглавная буква И. | 1 | |||
19 | Строчная буква ы. | 1 | |||
20 | Строчная и заглавная буквы У, у. | 1 | |||
Букварный период (75 ч). | |||||
21 | Строчная и заглавная буквы Н,н. | 1 | |||
22 | Правописание изученных букв. | 1 | |||
23 | Строчная и заглавная буквы С, с. | 1 | |||
24 | Строчная и заглавная буквы К, к. | 1 | |||
25 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 1 | |||
26 | Правописание изученных заглавных букв. | 1 | |||
27 | Правописание изученных строчных букв. | 1 | |||
28 | Строчная и заглавная буквы Л, л. | 1 | |||
29 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | |||
30 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | 1 | |||
31 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 1 | |||
32 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | |||
33 | Строчная и заглавная буквы Е, е. | 1 | |||
34 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | |||
35 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 1 | |||
36 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 1 | |||
37 | Написание слов с изученными буквами. | 1 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. Списывать с печатного и письменного текста. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости—мягкости предшествующих согласных звуков. Списывать с печатного и письменного текста. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы, участвовать в диалоге. Характеризовать звуки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие). Находить слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв). | ||
38 | Строчная и заглавная буквы М, м | 1 | |||
39 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | |||
40 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | |||
41 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | |||
42 | Урок – путешествие. «Там на неведомых строках…» | 1 | |||
43 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | |||
44 | Письмо слогов и слов с буквами Б, б. | 1 | |||
45 | Написание слов с изученными буквами. | 1 | |||
46 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | |||
47 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | |||
48 | Заглавная буква Д. | 1 | |||
49 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | |||
50 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | |||
51 | Написание слов с буквой я. | 1 | |||
52 | Написание слов с изученными буквами. | 1 | |||
53 | Строчная и заглавная буквы Г, г | 1 | |||
54 | Написание слов с буквой г. | 1 | |||
55 | Проверь себя. Написание слов с изученными буквами. | 1 | |||
56 | Строчная буква ч. | 1 | |||
57 | Написание слов с буквой ч. | 1 | |||
58 | Заглавная буква Ч. | 1 | |||
59 | Буква ь. | 1 | |||
60 | Написание слов с ь. | 1 | |||
61 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | 1 | |||
62 | Написание слов со словосочетаниями ши. | 1 | |||
63 | Письмо слов с изученными буквами | 1 | |||
64 | Написание слов со словосочетаниями ши. | 1 | |||
65 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 1 | |||
66 | Написание слов со словосочетаниями жи. | 1 | |||
67 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | |||
68 | Строчная буква ё. | 1 | |||
69 | Заглавная буква Ё. | 1 | |||
70 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 1 | |||
71 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 1 | |||
72 | Написание слов с изученными буквами. | 1 | |||
73 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | |||
74 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | |||
75 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | |||
76 | Строчная буква ю. | 1 | |||
77 | Заглавная буква ю. | 1 | |||
78 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | |||
79 | Проверь себя. Написание слов с изученными буквами. | 1 | |||
80 | Урок – игра. «Раз, два, три допиши…». | 1 | |||
81 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | 1 | |||
82 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 1 | |||
83 | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 1 | |||
84 | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 1 | |||
85 | Написание слов с изученными буквами. | 1 | |||
86 | Строчная буква щ. | 1 | |||
87 | Письмо слогов и слов с буквой щ. | 1 | |||
88 | Заглавная буква Щ. | 1 | |||
89 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 1 | |||
90 | Письмо слогов и слов с буквой ф. | 1 | |||
91 | Строчные буквы ь, ъ. | 1 | |||
92 | Письмо слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |||
93 | Письмо слов с разделительным твердым знаком. | 1 | |||
94 | Письмо слов с разделительными ь и ъ знаками. | 1 | |||
95 | Списывание печатнго текста. Письмо под диктовку. | 1 | |||
Послебукварный период (20 ч). | |||||
96 | Работа над формами букв и их соединениями. | 1 | Определять количество слов в предложении. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех—пяти слов со звуками в сильной позиции. Объяснять функцию букв ь и ъ. | ||
97 | Упражнения в связности ритмичности написания букв, слогов, слов. | 1 | |||
98 | Упражнения в письме под диктовку слов и предложений. | 1 | |||
99 | Оформление предложений в тексте. | 1 | |||
100 | Оформление предложений в тексте. Деформированные предложения. | 1 | |||
101 | Упражнения в списывании слов, предложений с рукописного текста. | 1 | |||
102 | Упражнения в списывании слов, предложений с печатного текста. | 1 | |||
103 | Упражнения в звуко-слоговом анализе слов. Списывание с печатного текста. | 1 | |||
104 | Гласные и согласные звуки. | 1 | |||
105 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | |||
106 | Правописание жи, ши. Выборочное письмо. | 1 | |||
107 | Правописание ча, ща. Выборочное письмо. | 1 | |||
108 | Правописание чу, щу. Выборочное письмо. | 1 | |||
109 | Письмо слов, написание которых не расходится с произношением. Ударение. | 1 | |||
110 | Письмо слов, написание которых расходится с произношением. | 1 | |||
111 | Наблюдения над именами собственными. | 1 | |||
112 | Правописание имён собственных. | 1 | |||
113 | Списывание текста с доски. | 1 | |||
114 | Выборочное письмо из текста. Письмо под диктовку. | 1 | |||
115 | Урок – праздник «Спасибо, Азбука!» | 1 | |||
Русский язык (50 ч.) Наша речь (2 ч) | |||||
116 | Наша речь. | 1 | Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» | ||
117 | Устная и письменная речь. | 1 | |||
Текст, предложение, диалог (3 ч) | |||||
118 | Текст. | 1 | Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Различать диалог. | ||
119 | Предложение. | 1 | |||
120 | Диалог. | 1 | |||
Слова, слова, слова … (4 ч) | |||||
121 | Роль слов в речи. | 1 | Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Использовать в речи «вежливые слова». Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении | ||
122 | Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 1 | |||
123 | Вежливые слова. | 1 | |||
124 | Слова однозначные и многозначные. Близкие и противоположные по значению слова. | 1 | |||
Слово и слог. Ударение (6 ч) | |||||
125 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | ||
126 | Деление слов на слоги. | 1 | |||
127 | Перенос слов | 1 | |||
128 | Правила переноса слов. | 1 | |||
129 | Ударение. | 1 | |||
130 | Ударные и безударные слоги. | 1 | |||
Звуки и буквы (35 ч) | |||||
131 | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 | Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы. Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике. Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Находить допущенные ошибки в характеристике звука. Характеризовать устно звук. Оценивать правильность предложенной характеристики звука. Объяснять (характеризовать, пояснять, Объяснять функцию букв ь и ъ. Находить слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Делить слова на слоги, переносить слова по слогам. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Соотносить случаи звучания и написания, объяснять случаи расхождения звучания и написания | ||
132 | Условные звуковые обозначения слов. | 1 | |||
133 | Значение алфавита | 1 | |||
134 | Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | |||
135 | Гласные звуки и буквы. | 1 | |||
136 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | |||
137 | Гласные буквы и звуки. Слова с буквой Э | 1 | |||
138 | Обозначение ударного гласного буквой на письме. | 1 | |||
139 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | |||
140 | Правописание гласных в ударных слогах. | 1 | |||
141 | Правописание гласных в безударных слогах. | 1 | |||
142 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | |||
143 | Согласные звуки и буквы. | 1 | |||
144 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | |||
145 | Слова с буквами И и Й | 1 | |||
146 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | |||
147 | Парные и непарные согласные звуки. | 1 | |||
148 | Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки. | 1 | |||
149 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | 1 | |||
150 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | |||
151 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | |||
152 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | |||
153 | Парные глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | |||
154 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов. | 1 | |||
155 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 1 | |||
156 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 1 | |||
157 | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки» | 1 | |||
158 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Итоговая комплексная работа. | 1 | |||
159 | Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ | 1 | |||
160 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | |||
161 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | |||
162 | Заглавная буква в словах. | 1 | |||
163 | Правописание слов с заглавной буквой | 1 | |||
164 | Урок – праздник. «Русский язык – мой родной язык!» | 1 | |||
165 | Проект «Сказочная страничка» | 1 | |||
VIII. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...
Рабочая программа 1 класс "Школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 1 класс "Школа России"...
Рабочая программа 1 класс Школа России математика
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы учебн...