Рабочая программа для 1 класса (УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

Соломахина Людмила Ивановна

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yayk_1kl.doc793.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №5» г. Губкина Белгородской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

начального базового образования

________Мушнина С. И.

 Протокол № 5 от

«14»    июня  2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по  УВР МАОУ «Лицей №5»   г. Губкина

___________ Зверева С. Н.

«21» июня 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Лицей №5»  г. Губкина

___________Сергеев Н. И.

Приказ    №______   от

«___» __________ 2013 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

учителя  Соломахиной Людмилы Ивановны

1 класс

2013 г.

I. Пояснительная записка

1. Название, автор и год издания предметной учебной программы, на  основе которой разработана Рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (1 класс) составлена на основе авторской программы «Русский язык» 1-4 класс /  Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н – М.: Просвещение, 2011.

2. Цели и задачи данной программы, особенности программы

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  •  социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; 
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

Авторская программа рассчитана на 165 часов. В рабочей программе запланировано 165 часа. В связи с  государственными праздниками 8 марта,1 мая, 9 мая, выпадающими на занятные дни, учебный материал будет изучен за счёт уплотнения.

 

Учитывая уровень подготовки  детей к школе, подготовительный период, рассчитанный на 17 ч, увеличен на 3ч, букварный период – на 8 часов. Эти часы добавлены из резервных часов  букварного периода обучения грамоте.                                    

4. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс: 

Учебники: Канакина В. П.,    Горецкий В. Г.    Русский    язык.    Учебник,    

2  класс. В 2 ч. Ч.  2011

Рабочие тетради  Канакина В. П. Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.

В 2 ч.  2012

 5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа,  в т.ч. количество часов для проведения контрольных  работ, экскурсий.

Учебно-тематический план

1 класс (165 ч)

темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

По плану

Рабочая

программа

I.

Обучение письму

115 ч

115 ч

1.

Подготовительный этап

17

20 ч

2.

Букварный (основной) период

67 + 11(резервные)

75 ч

3.

Послебукварный период

20 ч

20 ч

II.

Русский язык

50ч

50ч

1.

Наша речь

2 ч

2 ч

2.

Текст, предложение, диалог

3 ч

3 ч

3.

Слова, слова, слова…

4 ч

4 ч

4.

Слово и слог. ударение

5.

Звуки и буквы

34ч +1(повт.)

35ч

Итого

165 ч

165 ч

6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, урок-путешествие, урок проект).

На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  Основными формами текущего контроля  являются:

устный опрос; диагностические работы; тестовые задания, итоговая комплексная контрольная работа.

II. Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

                        III. Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на  165 часа (5 часов в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Начальным этапом изучения русского языка  в 1 классе является курс «Обучение письму». Его продолжительность 23 учебные недели (115 ч).  50 ч отведено на предмет «Русский язык».  

IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

VI. Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

VII.Тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела и тем

Ча

сы

Дата

предполагаемая

Дата

фактическая

Характеристика деятельности учащихся

Обучение грамоте (207 ч).

Подготовительный период (20 ч).

1

Урок – праздник. Пропись — первая учебная тетрадь.

1

Выполнять гигиенические правила письма.

Анализировать отдельные элементы письма.

Соотносить рабочую строку и написание элементов букв.

участвовать в учебном диалоге.

Участвовать в работе класса.

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

3

 Письмо овалов и полуовалов.

1

4

Рисование бордюров

1

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево).

1

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

8

Письмо короткой, длинной наклонных линий с закруглением. вверху (влево).

1

9

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.

1

10

Письмо коротких наклонных линий

1

11

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

1

12

Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

1

13

Письмо короткой наклонной линии с закруглением

1

14

Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1

15

Строчная и заглавная буквы А,а.

1

Анализировать поэлементный

состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным  образцом; слова, написанные печатным

и курсивным шрифтами.

Контролировать собственные

действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

16

Строчная и заглавная буквы О, о.

1

17

Строчная буква и.

1

18

Заглавная буква И.

1

19

Строчная буква ы.

1

20

Строчная и заглавная буквы У, у.

1

Букварный период (75 ч).

21

Строчная и заглавная буквы Н,н.

1

22

Правописание изученных букв.

1

23

Строчная и заглавная буквы С, с.

1

24

Строчная и заглавная буквы К, к.

1

25

Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

26

Правописание изученных заглавных букв.

1

27

Правописание изученных строчных  букв.

1

28

Строчная и заглавная буквы Л, л.

1

29

Повторение и закрепление изученного.

1

30

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

1

31

Строчная и заглавная буквы В, в.

1

32

Повторение и закрепление изученного.

1

33

Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

34

Повторение и закрепление изученного.

1

35

Строчная и заглавная буквы П, п.

1

36

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

37

Написание слов с изученными буквами.

1

Выкладывать слова из  разрезной азбуки.

Списывать с печатного и письменного текста.

Характеризовать функцию букв,

обозначающих  гласные звуки в

открытом слоге: буквы гласных как

показатель твердости—мягкости

предшествующих согласных звуков.

Списывать с печатного и письменного текста.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила  при списывании и записи под диктовку

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы, участвовать в диалоге.

Характеризовать звуки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие).

Находить  слова с разным  соотношением количества звуков и букв  (количество звуков равно  количеству букв, количество звуков

меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).

38

Строчная и заглавная буквы М, м

1

39

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

40

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

41

Повторение и закрепление изученного.

1

42

Урок – путешествие. «Там на неведомых строках…»

1

43

Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

44

Письмо слогов и слов с буквами Б, б.

1

45

Написание слов с изученными буквами.

1

46

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

47

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

48

Заглавная буква Д.

1

49

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

50

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

51

Написание слов с буквой я.

1

52

Написание слов с изученными буквами.

1

53

Строчная и заглавная буквы Г, г

1

54

Написание слов с буквой г.

1

55

Проверь себя. Написание слов с изученными буквами.

1

56

Строчная буква ч.

1

57

Написание слов с буквой ч.

1

58

Заглавная буква Ч.

1

59

Буква ь.

1

60

Написание слов с ь.

1

61

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

1

62

Написание слов со словосочетаниями ши.

1

63

Письмо слов с изученными буквами

1

64

Написание слов со словосочетаниями ши.

1

65

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

66

Написание слов со словосочетаниями жи.

1

67

Повторение и закрепление изученного.

1

68

Строчная буква ё.

1

69

Заглавная буква Ё.

1

70

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

71

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

72

Написание слов с изученными буквами.

1

73

Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

74

Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

75

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

76

Строчная буква ю.

1

77

Заглавная буква ю.

1

78

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

79

Проверь себя. Написание слов с изученными буквами.

1

80

Урок – игра. «Раз, два, три допиши…».

1

81

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

1

82

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

1

83

Строчная и заглавная буквы Э, э.

1

84

Строчная и заглавная буквы Э, э.

1

85

Написание слов с изученными буквами.

1

86

Строчная буква щ.

1

87

Письмо слогов и слов с буквой щ.

1

88

Заглавная буква Щ.

1

89

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

90

Письмо слогов и слов с буквой ф.

1

91

Строчные буквы ь, ъ.

1

92

Письмо слов с разделительным мягким знаком.

1

93

Письмо слов с разделительным твердым знаком.

1

94

Письмо  слов  с разделительными ь и ъ знаками.

1

95

Списывание печатнго текста. Письмо под диктовку.

1

Послебукварный период (20 ч).

96

Работа над формами букв и их соединениями.

1

Определять количество слов в предложении.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех—пяти слов со

звуками в сильной позиции.

Объяснять функцию букв ь и ъ.

97

Упражнения в связности ритмичности написания букв, слогов, слов.

1

98

Упражнения в письме под диктовку слов и предложений.

1

99

Оформление предложений в тексте.

1

100

Оформление предложений в тексте. Деформированные предложения.

1

101

Упражнения в списывании слов, предложений с рукописного текста.

1

102

Упражнения в списывании слов, предложений с печатного текста.

1

103

Упражнения в звуко-слоговом анализе слов. Списывание с печатного текста.

1

104

Гласные и согласные звуки.

1

105

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

106

Правописание жи, ши. Выборочное письмо.

1

107

Правописание ча, ща. Выборочное   письмо.

1

108

Правописание чу,  щу. Выборочное письмо.

1

109

Письмо слов, написание которых не расходится с произношением. Ударение.

1

110

Письмо слов, написание которых расходится с произношением.

1

111

Наблюдения над именами собственными.

1

112

Правописание имён собственных.

1

113

Списывание текста с доски.

1

114

Выборочное письмо из текста. Письмо под диктовку.

1

115

Урок – праздник «Спасибо, Азбука!»

1

Русский язык (50 ч.)

Наша речь (2 ч)

116

Наша речь.

1

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

117

Устная и письменная речь.

1

Текст, предложение, диалог (3 ч)

118

Текст.

1

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.

 Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Различать диалог.

119

Предложение.

1

120

Диалог.

1

Слова, слова, слова … (4 ч)

121

Роль слов в речи.

1

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова». Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении

122

Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

1

123

Вежливые слова.

1

124

Слова однозначные и многозначные.

Близкие и противоположные по значению слова.

1

Слово и слог. Ударение (6 ч)

125

Слог как минимальная произносительная единица.

1

Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

126

Деление слов на слоги.

1

127

Перенос слов

1

128

Правила переноса слов.

1

129

Ударение.

1

130

Ударные и безударные слоги.

1

Звуки и буквы (35 ч)

131

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

1

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять особенности гласных, согласных звуков.

Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (из ряда предложенных) и его качественную характеристику.

Находить допущенные ошибки в характеристике звука.

Характеризовать устно звук. Оценивать правильность

предложенной характеристики звука.

Объяснять  (характеризовать,

пояснять, Объяснять функцию букв ь и ъ.

Находить слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу,  жи—ши.  Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши.

Анализировать: делить слова на

слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

Делить слова на слоги, переносить слова по слогам.

Контролировать: находить и

исправлять ошибки, допущенные

при делении слов на слоги, в

определении ударного звука.

Соотносить случаи звучания и написания, объяснять случаи расхождения звучания и написания

132

Условные звуковые обозначения слов.

1

133

Значение алфавита

1

134

Использование алфавита при работе со словарями.

1

135

Гласные звуки и буквы.

1

136

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

137

Гласные буквы и звуки. Слова с буквой Э

1

138

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

1

139

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

140

Правописание гласных в ударных слогах.

1

141

Правописание гласных в безударных слогах.

1

142

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

143

Согласные звуки и буквы.

1

144

Слова с удвоенными согласными.

1

145

Слова с буквами И и Й

1

146

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

147

Парные и непарные согласные звуки.

1

148

Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки.

1

149

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1

150

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

1

151

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

152

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

153

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

1

154

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

1

155

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

1

156

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

1

157

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки»

1

158

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Итоговая комплексная работа.

1

159

Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

1

160

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

161

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1

162

Заглавная буква в словах.

1

163

Правописание слов с заглавной буквой

1

164

Урок – праздник. «Русский язык – мой родной язык!»

1

165

Проект «Сказочная страничка»

1

VIII. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Вид

Наименование объектов и средств

материально –технического обеспечения

Книгопечатная продукция

Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы. 2010                                                                          

Учебники

Русский язык

 Канакина В. П.,    Горецкий В. Г.    Русский    язык.    Учебник,    

1  класс. В 2 ч. Ч. 1.  2011                                                                         Канакина В. П.,    Горецкий В. Г.   Русский    язык.    Учебник.

1  класс. В 2 ч. Ч. 2. 2011

Рабочие тетради (Русский язык)

Канакина В. П. Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.

В 2 ч. Ч. 1. 2012

 Канакина В. П.  Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.

 В 2 ч. Ч. 2. 2012

Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктан тов и самостоятельных работ. 1-4 классы.

Печатные пособия

1. Комплект  учебно – наглядных  пособий: азбука  подвижная (с  магнитным  креплением), модель – аппликация  «Набор звуковых  схем»

2. Раздаточные  пособия  для  работы  с  классом: комплект  динамических  раздаточных пособий  для  начальной  школы  по  обучению  грамоте  – средства обратной  связи; дидактические  раздаточные  материалы «Обучение грамоте 1 класс»; дидактические  раздаточные  материалы. Словарные  слова; схемы – таблицы  по  русскому  языку  для  начальной  школы.

3. Наглядные  пособия: Комплект  таблиц «Русский  алфавит»; Комплект  таблиц «Основные  правила и  понятия 1-4 класс»; Комплект таблиц  по  русскому  языку для  начальной  школы; Комплект  таблиц «Русский  язык 1 класс»; Комплект  таблиц «Звуки  и  буквы  русского  алфавита»; Комплект  таблиц  «Словарные  слова»; Раздаточный  материал «Набор букв  русского  алфавита»; Демонстрационное  пособие «Касса. Лента  букв»; Касса  букв  классная; Касса слогов  демонстрационная; Комплект  наглядных  пособий «Грамматические  разборы»; Комплект  таблиц для  начальной  школы. «Обучение  грамоте.  Письмо  и  развитие  речи»; Модель – аппликация «Набор  звуковых  схем».

Экранно – звуковые пособия

Интерактивные программы  и  издания  на  электронных  носителях

(CD,  DVD)

Компакт – диск  «Обучение грамоте  1 класс. Начальная  школа. Уроки КиМ»

Компакт – диск  «Уроки  русского  языка  КиМ (1 класс)»

Технические средства

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,постеров и картинок.

Настенная   доска  с   набором   приспособлений  для   крепления картинок.

Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Сканер. Принтер лазерный.

Оборудование класса

Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

Игры и игрушки

Веер «Касса  гласных», Веер «Касса  согласных», Веер «Касса  слогов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"

Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....

Рабочая программа 3 класс "Школа России".

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....

Рабочая программа 4 класс " Школа России"

Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...

Рабочая программа 1 класс "Школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 1 класс "Школа России"...

Рабочая программа 1 класс Школа России математика

Рабочая программа по математике  для  1 класса составлена в соответствии с  Федеральным государ­ственным  образовательным стандартом   на основе авторской программы учебн...