Изложение текста-повествования методом прогнозирования.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Изложение текста-повествования методом прогнозирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_teksta-povestvovaniya_metodom_prognozirovaniya.docx | 46.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ловкий зверёк.
На берегу лесной речки на пне сидела белка. В лапках она держала еловую шишку и грызла её.
Вдруг из леса выскочила большая собака. Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке.
По реке плыли брёвна. Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно - и на тот берег!
(По В. Бианки.)
Русский язык, 3 класс, урок развития речи
Тема урока: изложение текста-повествования.
Цель урока: создание условий для формирования умения воспроизводить стилистически и грамматически верно текст-повествование.
Планируемые результаты:
Познавательные
- осмысливание текста, поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- получат возможность научиться слушать и слышать.
Регулятивные
- научится контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Метапредметные результаты:
- обучающиеся научатся или получат возможность научиться;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные результаты:
- находить опасные места в словах, записывать их в соответствии с правилами;
- передать текст орфографически и стилистически верно по памяти;
- определять тип текста.
Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, нетбуки.
Этапы урока | Содержание деятельности | Формирование УУД | Результаты реализации ООП | Примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. Орг. момент | - Проверка готовности к уроку. Добрый день, ребята. На слайде эпиграф: «С малой удачи начинается успех!» - Что необходимо для успешной работы на уроке? Сядьте те, кто верит в свой успех. - Какое ключевое слово в этом высказывании? Сядьте те, кто считает, что Я верю в ваш успех. - Что необходимо для успешной работы на уроке? | Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе. Формулировать правила поведения на уроке и правила работы с нетбуками. Повторение правил ТБ. - Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д. «С малой удачи начинается успех!» | Самоопределение,мотивация учения, смыслообразование. Умение слушать друг друга. | Личностные Коммуникативные | Слайд презентации |
2. Подготовка уч-ся к изучению новой темы: активизация деятельности. | На доске слайд со словами: повествование, рассуждение, описание. - Подумайте, о чем будем говорить на уроке? Определите тему урока по данным ключевым словам. -На слайде слова: белка, на берегу, вдруг выскочила, белочка прыгнула. - К какому виду будет относиться текст, если встречаются эти слова? | - Сегодня мы поговорим о тексте. - Повествование, т.к. в тексте -повествовании встречаются вопросы : Кто? Что? Где? Когда? Что сделал? | - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - анализ с целью выделения признаков | Общеучебные Регулятивные | Слайд презентации |
3. Введение в тему. | Уточним тему урока: - На каких уроках русского языка мы учимся писать текст? - Значит какая тема сегодняшнего урока? | - На уроках развития речи. - Написание изложения. | -Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | ||
4. Подготовка к изложению. | - Сегодня мы будем писать изложение по тексту, который называется ”Ловкий зверёк” - Что вы можете представить себе, услышав такой заголовок? - Какой зверёк может быть ловким? - О ком вы сами могли сочинить текст с таким названием? - Как вы можете проверить верность своего предположения? | - Лиса, рысь, белка. - О кошке, собаке. - Познакомиться с текстом. | - Составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства, выслушивать мнение собеседника. | ||
5. Первичное целостное чтение текста с остановками. | - Сейчас мы познакомимся с текстом изложения. Мы сравним наши предположения и посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали только на основе заголовка. Текст будем читать отрывками, а вы будете предполагать, что могло произойти дальше. (Хорошо читающие ученики читают текст на слайдах) На берегу лесной речки на пне сидела белка. - Что могла делать белка на пне? - Вдруг из леса выскочила … - Кто мог выскочить из леса? - … большая собака. - Что может произойти дальше? - Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке. - Как вы понимаете выражение “помчалась скачками”? - Как вы думаете, почему белочка направилась к реке? - По реке плыли бревна. - Предположите, как белочка могла спастись от собаки? - Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно - и на тот берег! - Почему белочка прыгала с бревна на бревно? - Чтобы текст был завершенным, чего не хватает? - Как решить эту проблему? - Обсудите в паре заключительную часть: Автор текста писатель В.Бианки. - Можешь начать свой ответ так: Я думаю, что … Мне понравилось, как … - Давайте выслушаем ваши варианты. Чей вариант наиболее удачный? - Оцените себя “Я готов к написанию изложения”. - Объясни, почему нет? - Как решить эту проблему? |
- Просто сидела. - Нашла гриб - Грызла орехи. - Волк, собака. - Белка прыгнула на дерево.
- Она прыгнула на бревно.
- Придумаем последнюю часть. ( Работа в парах) - Нам нужно узнать кто автор текста.
- Нужно разделить текст на части. - К первой части поставим вопрос КТО? - Ко второй - ЧТО ПРОИЗОШЛО? - К третьей - ЧТО СДЕЛАЛА? - Найти орфограммы. | Умение слушать и слышать. Прогнозирование. Интерес к новому. Умение слушать и слышать.
Учет разных мнений и умение выразить свое. Умение убеждать и уступать. Поиск способа получения информации. Сотрудничество в парах. Осознание своих знаний и незнаний. Планирование. | Регулятивные Коммуникативные Регулятивные Личностные Коммуникативные Регулятивные Личностные
Коммуникативные Регулятивные Личностные | Презентация, на слайдах которых постепенно открывается текст. |
6.Оформление работы. | Запись числа, вида работы и название текста. | Слайд презентации. Первое апреля. Изложение. Ловкий зверёк. | |||
7.Орфографическая подготовка. | Предлагается разноуровневая работа. 1 группа-на отдельной карточке записаны слова с пропущенными буквами. Ученик вписывает буквы. По сигналу учителя, он меняется работой с товарищем по парте. Проверяет её, затем снова передаёт ему. 2 группа- самостоятельно ищет орфограммы в словах. -Ребята, в написании какого слова, вы не пришли к общему мнению? Объясните свой выбор (Отнеситесь к тому, что сказал…). | Работа в парах. Проверяют орфограммы. Самооценка - на полях ставят себе значки ?-я сомневаюсь, что задание выполнил правильно !-я уверен, что задание выполнил правильно. Я с тобой согласен (не согласен), потому что... (устное-словесное высказывание). | Работа в парах.
Развитие внимания. Способность к мобилизации. Коррекция и оценка выполненного задания Умение слушать и слышать. Умение доказывать. Осознание своих знаний и не знаний. | Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные Регулятивные Личностные
| Слова на карточках с пропущенными буквами. При неуверенности, учитель помогает. |
8.Вторичное целостное чтение текста, подготовка к пересказу, пересказ. | Для правильного оформления текста нужно не только знать правила, но и уметь точно передавать содержание. Для этого давайте еще раз поработаем с текстом. Познакомимся с опорными словами, прочитаем текст ещё раз, чтобы подготовиться к пересказу. Кто готов пересказать 1 часть? 2? 3? Внимательно слушаем и кто-то дальше будет продолжать. | Самостоятельная работа. Пересказ. О готовности сигнализируют на нетбуках. | Умение слушать и слышать. Оценка готовности к работе. Самоконтроль |
Коммуникативные Регулятивные | Файл с текстом передается на нетбук. Слайд с опорными словами. |
9.Написание изложение и контроль за результатом обучения. | Приступить пора, друзья. Время вам терять нельзя. Оказание помощи ученикам учителем. | Самостоятельная работа. Самопроверка. Взаимопроверка. | Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; самооценка и взаимооценка; корректировать свои и другого ученика действия. | Регулятивные Познаватель- ные Коммуникативные Личностные | Если ученик быстро написал и выполнил проверку, оценил, то можно дать ему дополнительное задание: - Поразмышляй, какой это текст: научный или художественный. А свои догадки ты проверишь при выполнении домашнего задания. |
10.Рефлексия. Домашнее задание. | - Вы сегодня молодцы. Прекрасно поработали. Какая была задача на урок? На оценочных листах отметьте, кто справился. - За что вы себя сегодня можете похвалить? | На нетбуках рисуют значок, соответствующий их самооценке. | Оценка своей деятельности. У ребенка развита рефлексия. Ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. | Личностные Регулятивные | Разноуровневые задания (ученики выполняют по выбору) 1группа. Списать текст с пропущенными буквами. Сравни этот текст с тем, что ты писал в классе. Какой текст-описание будет научным ,а какой художественным? Почему? 2 группа. Найди или сочини загадку про белку. Обозначь окончание у имён существительных. 3 группа. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные буквы. |
3группа.
Запасливая белка.
Рыжая бел_чка с рыж_м хв_стом
Маленький ры_ик нашла под кустом.
Маленький рыж_ к она зас_лила.
В банку б_льшую его пол_жила.
Белке теперь не страшны х_л_да:
Есть у нее на всю зиму еда.
А.Ганиев
1 группа
Белка
Наши предки называли зв_рька бела. Уважали белку, ц_нили. Зв_рушка малая столетиями к_рмила, поила, согр_вала. А на севере Ро__ии белка была первейшим объектом пушного промысла и т_рговли. Вся Европа издавна одевалась и украшалась ру__кими беличьими м_хами. Уд_вительный зв_рёк Белка. Д_тёныши рождаются у наших белок с конца января до марта. Б_льчата появляются на свет через сорок дней. В гн_зде их бывает до десяти штук.
По Н. Сладкову
Имя и фамилия | |||
1. | На уроке я работал | активно | пассивно |
2. | Своей работой на уроке я | доволен | не доволен |
3. | Урок для меня показался | полезным | бесполезным |
4. | За урок я | не устал | устал |
5. | Мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. | Продолжите фразу «Мне запомнилось на уроке... ____________________________________________ ___________________________________________» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое изложение на основе метода прогнозирования текста
Урок русского языка в 4 классе (с использованием ИКТ) ...
Конспект урока "Изложение на основе метода прогнозирования"
Урок русскаго языка по теме "Изложение на основе метода прогнозирования" 3класс....
Обучающее изложение текста-повествования
Урок развития речи в 3 классе по программе "Школа России" (конспект, презентация, дидактический материал)...
Изложение текста-повествования
Технологическая карта урока может быть использована для проведения урока развития речи в 3 классе....
Изложение текста - повествования "Первые шаги весны"
Изложение текста - повествования "Первые шаги весны"...
Изложение текста-повествования "Ёжик спит" 2 класс
Развитие связной речи - это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с...
Презентация на основе статьи Тивиковой С.К. "Творческое изложение на основе метода прогнозирования"
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Определенную роль в этом процессе играет такой вид работы, как творческие изложения, которые отличаются от других видов...