для каждого учителя
методическая разработка (2 класс) на тему
Форма проведения урока: деловая игра « Разведчик-следопыт»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока « Имя существительное».
Цели урока:
1) знакомство с именем существительным как частью речи;
2) развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;
3) воспитание коллективизма.
Форма проведения урока: деловая игра « Разведчик-следопыт»
Ход урока.
I. Организационный момент. -Кто такой «Разведчик- следопыт»? –Какими качествами должен обладать хороший разведчик-следопыт? ( По ходу ответов появляется плакат).
1) иметь зоркий глаз;
2) уметь слушать и слышать;
3) быть внимательным.
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в следопытов.
II.Целепологание. -Итак, поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать?
- Искать.
- С чего начнём поиск?
- Со сбора информации.
- Какие у вас возникли вопросы?
Как называется?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
-Это и есть цель нашей деятельности.
Мы:
1) познакомимся с новой частью речи;
2) узнаем, на какие вопросы она отвечает;
3) а также научимся распознавать её среди других слов.
III. Открытие нового материала.
- Итак, пойдём по следы. Он ведёт нас на урок «Окружающего мира».
- Замени одним словом и запиши:
- Движение воздуха-….(ветер)
- Буря на море-…(шторм)
- Сильный ветер со снегом…(метель)
- Порывистый ветер….(вихрь)
- Ненастье с громом и молнией….(гроза)
- Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?
- Отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы.
На центральной части доски появляются таблички:
ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
- Следы привели нас на урок математики. Слушаем задачу:
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав, и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м?(15-5-3=7(м)
- Молодцы. Назовите героев этой задачи.
- Попугай, Мартышка и Удав.
- Как одним словам назвать эти слова?
- Животные. Запишите названия животных.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Кто?
На доску вывешиваются таблички:
КТО?
ЖИВОТНЫЕ
- А на вопрос кто кроме животных кто ещё отвечает?
ЛЮДИ
-Следы привели нас на урок изобразительного искусства. Вы видите репродукцию картины .
-Как называется эта картина?
-Кто её автор?
-Молодцы .Запишите автора и название картины.
-Посмотрите на главную героиню. Что она чувствует?
(Боль, печаль, страх, уныние, любовь).
-На какой вопрос отвечают эти слова? Кто знает значение данных слова?
-Отвечают на вопрос что? И обозначают чувство.
Запись на доске:
ЧУВСТВА
- Следующий урок технология. Для изготовления аппликации какие инструменты нам пригодятся?
- Ножницы, кисточка.
- А какие инструменты вы знаете ещё? Запишите.
- Грабли, лопата, пила, топор…
- На какой вопрос отвечают эти слова? К какой группе предметов относятся?
ЧТО?
ИНСТРУМЕНТЫ
Урок литературного чтения.
Вид устного народного творчества. Загадка.
Стоят в лесу сестрицы-
Платья белы,
Шапочки зелены. (Берёзы)
- Что такое берёза?
- Это дерево. – Деревья относятся какой группе слов?
- Растения.
- На какой вопрос отвечают растения?
- Последний след ведёт нас в будущее, кем бы вы хотели стать?
- Составьте предложение.
- О чём говорится в вашем предложении? (о будущей профессии).
- На какой вопрос отвечает слова профессии? (что?)
ЧАСТЬ РЕЧИ
ЧТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?
ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
ПРЕДМЕТЫ
- Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов - значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? - о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.
Имя существительное
ЧТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?
ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
ПРЕДМЕТЫ
На вопрос кто? или что? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.
- Прочитайте текст учебника. Почему эта часть речи получила такое название?
- Нашли ли мы ответы на свои вопросы?
- Для чего нам нужны эти знания?
- А сейчас очень важно заложить знания в компьютерную базу данных, т.е. запомнить их и уметь ими пользоваться.
V. Развитие умений.
- Из данных слов выберите существительные, объясните:
Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.
- Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите по одному предложению: 1-й ряд- о снежинках, 2-й о детях, 3-й об учительницы.
- Получился текст? Докажите.
VI.Рефлексия.
- Подведём итог работы. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока.
VII.Самооценка.
- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите свои карточки: радостное - красный цвет; спокойное - зелёный цвет; печальное - синий цвет.
- Мне радостно вместе с вами. Мы справились со своей задачей. Благодарю всех за работу!
Предварительный просмотр:
Что же такое педагогическое мастерство? Каковы его составляющие?
Это искусство обучения и воспитания, требующее постоянного совершенствования. Только при соблюдении этого условия педагог может оказывать позитивное нравственное воздействие на личность ученика.
Фундаментом развития профессионального мастерства учителя выступают его профессиональные знания.
Какова составляющая педагогического мастерства и педагогические способности? Для учителя важно иметь творческое воображение, хорошую память, чувство языка, быть эстетически и эмоционально развитым человеком. Любому учителю необходимо обладать организаторскими, коммуникативными способностями и педагогическим чутьём.
Сегодня меняются общественные ценности, взгляды на мир, государство, историю, этику, искусство, а вместе с ними учебные программы и учебники. Поэтому на первый план в настоящее время выдвигаются высокая нравственность, твердая жизненная позиция педагога.
Учитель воспитывает будущих граждан - патриотов России. Но патриотизм начинается с семьи.
Не зная своих корней и истоков, не сберегая и не приумножая нажитое предками, не уважая семейные ценности, невозможно любить родину. Поэтому воспитывать патриотизм надо начинать с таких понятий, как генеалогическое древо, семейный архив, семейные предания, традиции, происхождение фамилии.
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).
Другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).
И педагоги, создающие систему обучающих технологий.
В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно. Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный, информационный, организационно-деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Творчески работающие педагоги , реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие задачи:
– поддержка и развитие интереса к предмету;
– формирование навыков исследовательской работы;
– решение практических упражнений;
– организация работы с современными источниками информации.
Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.
Поэтому проблемные ситуации, столкновение различных мнений, вариативность возможных решений являются необходимым инструментом педагогического приближения учеников к творчеству.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.
Главным помощником в этом должен быть не только учитель, но и родители, ибо они являются первыми учителями детей. И если учитель школы совместно с родителями учеников и педагогами дополнительного образования учит ребенка видеть необычное в обычном , может увлечь учебным процессом, то, несомненно, наше стремительно развивающееся общество сможет получить подготовленного к жизни человека
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Актуальность работы определяется тем, что во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности , безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности . в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности . само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка
Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.
Сказка в современном мире… В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки
Цели:
Задачи: 1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни . 2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, с одействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. 3. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
4 . Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. 5. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда. 6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту .
Ожидаемый результат: Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.
Сказка «Цветик - семицветик » Тема: Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку.
«Для милого дружка и сережка из ушка» «Доброе дело век не забудется», « Без друга в жизни туго»
Развивать в детях стремление посильно помогать окружающим людям. На примере сказки показать пример верного выбора друга . Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души .
Сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Тема: Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение
«Умей обождать » « Мир не без добрых людей » « Любовь братская крепче каменных стен»
Воспитывать в детях послушание к старшим, терпение. Воспитывать заботливость, внимательность к близким людям. Учить детей быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми
Сказка «Василиса Прекрасная» Тема: О любви к родителям
« Кто родителей почитает, тот век счастливым живет » «Без отца — бедность, без матери — сиротство » « Все купишь, а отца и матери не купишь».
Воспитывать почтительное отношение к родителям. Рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью. Раскрыть значение родительского благословения
Вывод: Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего школьника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.
Литература: 1. А.С. Давыдов «Лучшая книга сказок» - М: 2003г. 2 . «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» - «Ленинградское издательство», 2003г. 3 .Л.Б . Фесюкова «Воспитание сказкой». – М.: 2000 4 . С.В. Шамаева «Апология сказки».- М: 2000г . 5. И.Г. Дмитриева, Е.А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». – М: 2005г. 6 . О.А. Садилова «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М: 2005г.
7.Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия .- М., 2000. 8.Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике . – М.: 1995. 9. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947. – 71 с. 10. Ушакова О.С. Развитие речи школьника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237 с. 11. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996. 12.Шамаева С.Е. Апология сказки.- Воронеж, 1996. 13. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Забота о здоровье школьников – дело каждого учителя начальных классов»
В статье рассказывается о способах укрепления здоровья учащихся....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"
Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает ожидаемого эффект, а дети...
4. Деятельность учителя по созданию условий без-опасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося
4.2. Деятельность учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося...
Учитель-архитектор детского коллектива, где комфортно каждому
Материал содержит опыт создания детского коллектива, где комфортно каждому ребёнку....
Сборник диктантов по русскому языку "В помощь учителю на каждый день". 1-4 класс
В сборнике представлены тексты словарных и текстовых диктантов, в том числе загадки, стихи, пословицы, которые можно использовать в любой момент урока. Материал рассчитан на учащихся 1-4 классов....
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки
Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки...
Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?
Чтобы добиться успеха сегодня, должны быть решены задачи вчерашние. В нашей сегодняшней жизни огромных эмоциональных, информационных и физических перегрузок нельзя забывать о психологических аспектах ...