Учитель-архитектор детского коллектива, где комфортно каждому
статья на тему
Материал содержит опыт создания детского коллектива, где комфортно каждому ребёнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komfortnost.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
« Классный руководитель- архитектор классного коллектива, где комфортно каждому»
(из личного опыта)
Выполнила
учитель начальных классов
МОУ « Средняя общеобразовательная школа№5»
Чебан Наталья Ивановна
Воскресенск
2016
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»,- сказал Экзюпери. В современном мире компьютеризации, интернета, социальных сетей эти слова приобретают особенное значение. Родители с горечью жалуются: « Нас в детстве с улицы домой поесть не могли дозваться, а теперь – ребёнка гулять не выгонишь: сидит всё время за компьютером, общается по интернету, друзья - только по играм!». Получается, что дети вступают в живой контакт со сверстниками только в школе. Главная задача педагога –научить ребёнка общаться и создать такой коллектив, где было бы комфортно каждому.
Главной заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Практически все первоклассники хотят учиться в школе, важно поддержать это желание, поэтому с первых дней стараюсь создавать ситуации успеха, хвалю детей за хорошие поступки. Например, помыли чисто доску ( «Как хорошо мел пишет! Я думаю, это потому, что Арина старательно её вымыла!»); полили цветы ( « Ребята, посмотрите! У нас сегодня как-то необычно в классе: цветы как-то по-особенному выглядят – распушили листочки, а некоторые даже расцвели! А кто же у нас вчера дежурил? Какие вы молодцы!»; утром поздоровался не только с учителем, но и с ребятами, и со всеми, кто работает в школе; помог однокласснику собрать вещи, застегнуть куртку, завязать шапку; уступил место девочке; поделился запасной ручкой или карандашом…Подобных естественных ситуаций бывает много. Каждому хочется, чтобы его похвалили. В результате – все стараются. Вскоре хорошие поступки становятся привычкой.
Конечно же, в каждом коллективе бывают конфликты, совершаются неблаговидные поступки, всегда разбираю такие ситуации. О хорошем, считаю, нужно говорить всем, а о плохом – только один на один с ребёнком.
Для того, чтобы поддерживать дисциплину, предлагаю детям самим придумать правила поведения. Например, задаю вопрос: « Для чего в школе перемена? Как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо отдохнуть за это короткое время? Давайте придумаем правила поведения на перемене.» Ребята всегда с готовностью это делают.(«Приготовиться к следующему уроку. Разговаривать спокойным голосом. Не бегать. Играть в тихие игры. Принести из дома настольные игры, раскраски, кроссворды, игрушки. Читать книгу и т.д. »). Я записываю на доске (потом печатаю на отдельном листке и размещаю в классном уголке).(Фото 1 и 2). Если есть правила и запреты, то всегда найдутся те, кто их нарушит. Предлагаю самим придумать и наказание.( «Когда будем строиться, то нарушитель пойдёт последним. Писать на листочке без ошибок хорошие слова, если обозвал товарища и т.д.»). Свои правила дети нарушают реже, ведь это ИХ правила, а не те, которые им предложил учитель.
Чтобы сформировать сплочённость детского коллектива, активно использую на уроках и внеклассных мероприятиях работу в парах и группах. Мы готовим совместные мини- проекты ( инсценировки, газеты и т.д.). Например, « На улицах сказочного города»(Фото 3, 4), « Детская площадка» (Фото 5),« Магазин игрушек»(Фото 6), « Мир математики» (Фото 7), « Добро и зло в мировых религиях. Пословицы и поговорки» (Фото 8), « Виды информации» (Фото 9), « Лепим снежную бабу» (Фото 10), «Поздравляем школу с Новым годом» (фото11) и т.д. В ходе таких работ ребята учатся договариваться друг с другом, идти на компромисс, выслушивать и слышать мнения других членов коллектива, а также культурно отстаивать своё мнение.
Также совместный труд помогает сдружиться. Ребята с удовольствием дежурят по классу (Фото 12), выходят на мини-субботники( по желанию, но с разрешения родителей) (Фото 13). У каждого ученика есть поручение. (Таблица 1.). При его выборе учитываю индивидуальные особенности, а также желание ребёнка.
Если в класс приходит новый ученик, то во время знакомства прошу детей показать ему, где и что находится. Обязательно спрашиваю: « К кому может обратиться ваш новый товарищ? Кто готов оказать помощь?». Как правило, все поднимают руки. Когда приходит следующий новенький, всё повторяется, но обязательно спрашиваю того, кто пришёл до него : «Тебе было легко или тяжело привыкнуть ? Почему? Кто тебе помогал из ребят? Я думаю, что и ты не откажешь в помощи …» Таким образом, с самых первых дней формирую уважительные отношения в коллективе, умение заботиться друг о друге.
Стало доброй традицией – поздравлять друг друга с днём рождения (Фото 14), навещать дома тех, кто заболел ( по возможности, в зависимости от диагноза), ежегодно к Новому году писать друг другу письма-пожелания и отправлять их с помощью новогодней почты ( Фото 15).
Наш класс ежегодно участвует в акции « Письмо ветерану», возлагает цветы к памятникам павшим воинам (Фото 16). Это воспитывает уважение к старшему поколению, которое отстояло страну в годы Великой Отечественной войны. В этом году ребята приняли участие в акции « Сладкая сказка», организованной в помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Считая, что ребёнок должен реализовать себя творчески и уметь выступать перед аудиторией, провожу классные часы « Моё хобби»( Фото 18-20), « Я люблю танцевать. А ты?», « Я люблю рисовать. А ты?», « Моя любимая книга», « Мой домашний любимец», «Это я сделал своими руками» (фото 21-24), « Вот что меня заинтересовало», « Интересные факты из жизни животных» и т.д.Дети активно участвуют, не стесняются.Возможно, потому, что и я принимаю участие, рассказывая о своём увлечении выращиванием цветов, домашнем животном - коте, любимой детской книге « Лесная газета» В. Бианки, приношу свои поделки, выполненные в технике бисероплетения и т.д. Всегда помню слова Л.Н. Толстого: « Всё нравственное воспитание детей сводиться к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».
На классный час в 1классе приглашала своего выпускника, а ныне – курсанта Кронштадтского военного училища. Он рассказал о распорядке дня военного, интересной жизни курсанта, показал фотографии Кронштадта (Фото 25).Дети с удовольствием слушали, потом мальчики задавали вопросы: « Как поступить в это училище? Что для этого нужно?» После этого классного часа два мальчика записались в спортивную секцию.
Ребята посещают различные кружки. Участвуют в конкурсах, соревнованиях. Всегда приносят грамоты и награды в школу, для того, чтобы рассказать одноклассникам о прошедшем мероприятии и пополнить своё портфолио.(Фото 26-35) На классные часы стараюсь приглашать не только психолога, социального педагога, медицинского работника, но и родителей. Они рассказывают о своих профессиях: стоматолог, пожарный, сотрудник МЧС. Папа- пожарный организовал экскурсию к себе на работу. Мама-стоматолог рассказала о правилах ухода за зубами и раздала всем памятки. Папа, сотрудник МЧС, показал презентацию об опасности весеннего тонкого льда, напомнил правила дорожного движения.
Также родители участвуют в праздниках (Фото35), организуют поездки и с удовольствием сопровождают нас. Мы уже посетили фабрику новогодних украшений (г.Ликино-Дулёво)(Фото 42-43), школу ремёсел (г.Коломна) (Фото 37), оленью ферму (г. Павловский Посад) (Фото 44), цирк на Цветном бульваре (г.Москва) (Фото 36), шоколадную фабрику (г.Озёры)(Фото 39). Часто провожу совместные коллективные трудовые дела « Выставка семейных поделок из природного материала» (Фото 45-48), « Помоги птицам зимой!» (Фото 49-52). Это сближает ребят, родителей и делает сплочённым детский коллектив.
Для того, чтобы проверить эффективность выбранной воспитательной системы, 2-3 раза в год провожу различные диагностики: уровня воспитанности, уровня комфортности и т.д. (Приложение).
Сотрудничая с учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором, библиотекарем, медицинским работником, родителями, всегда вспоминаю слова А.С. Макаренко : «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных».
Я считаю, что дети ждут от учителя помощи, а не наставлений, хотят видеть в школе место, где их любят и ждут, где радуются их успехам. Поэтому нужно быть педагогом-архитектором, который ВЫСТРАИВАЕТ отношения детей со всеми членами школьного сообщества, СОЗДАЁТ микросреду и благоприятный климат для каждого ребёнка, КООРДИНИРУЕТ совместные действия педагогов, семьи и социума. Мои педагогические находки ещё никогда не подводили. Выпускники моих классов всегда отличаются дружелюбием, сплочённостью, уважительным отношением друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование детского коллектива через творческие дела.
Формирование детского коллектива через творческие дела....
Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...
Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"
В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...
Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...
Роль родителей в формировании детского коллектива
Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....
Занятие-тренинг на сплочение коллектива "Класс глазами каждого"
Тренинг на сплочение даёт возможность лучше узнать друг друга с разных сторон, найти сходства у участников группы, построить более эффективное взаимодействие, улучшают климат в кол...