Учитель-архитектор детского коллектива, где комфортно каждому
статья на тему

Чебан Наталья Ивановна

Материал содержит опыт создания детского коллектива, где комфортно каждому ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komfortnost.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

« Классный руководитель- архитектор классного коллектива, где комфортно каждому»

(из личного опыта)

Выполнила

учитель начальных классов

МОУ « Средняя общеобразовательная школа№5»

 Чебан Наталья Ивановна

Воскресенск

2016

     «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»,-  сказал Экзюпери. В современном мире компьютеризации, интернета, социальных сетей эти слова приобретают особенное значение. Родители с горечью жалуются: « Нас в детстве с улицы домой поесть не могли дозваться, а теперь – ребёнка гулять не выгонишь: сидит всё время за компьютером, общается по интернету, друзья - только по играм!». Получается, что дети вступают в живой контакт  со сверстниками только в школе. Главная задача педагога –научить ребёнка общаться и создать такой коллектив, где было бы комфортно каждому.

     Главной  заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.  Практически все первоклассники хотят учиться в школе, важно поддержать это желание, поэтому с  первых дней стараюсь создавать ситуации успеха, хвалю детей за хорошие поступки. Например, помыли чисто доску ( «Как хорошо мел пишет! Я думаю,  это потому, что Арина старательно её вымыла!»); полили цветы ( « Ребята, посмотрите! У нас сегодня как-то необычно в классе: цветы как-то по-особенному выглядят – распушили листочки, а некоторые даже расцвели! А кто же у нас вчера дежурил? Какие вы молодцы!»; утром поздоровался не только с учителем, но и с ребятами, и со всеми, кто работает в школе; помог однокласснику собрать вещи, застегнуть куртку, завязать шапку; уступил место девочке; поделился запасной ручкой или карандашом…Подобных  естественных ситуаций бывает много. Каждому  хочется, чтобы его похвалили. В результате – все стараются. Вскоре  хорошие поступки становятся привычкой.

     Конечно же, в каждом коллективе бывают конфликты, совершаются неблаговидные поступки, всегда разбираю такие ситуации. О хорошем, считаю, нужно говорить всем, а о плохом – только один на один с ребёнком.

      Для того, чтобы поддерживать дисциплину, предлагаю детям самим придумать правила поведения. Например, задаю вопрос: « Для чего в школе перемена? Как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо отдохнуть за это короткое время? Давайте придумаем правила поведения на перемене.»  Ребята всегда с готовностью это делают.(«Приготовиться к следующему уроку. Разговаривать спокойным голосом. Не бегать. Играть в  тихие игры. Принести из дома настольные игры, раскраски, кроссворды, игрушки.  Читать книгу и т.д. »).  Я записываю на доске  (потом печатаю  на отдельном листке и размещаю в классном уголке).(Фото 1 и 2). Если есть правила и запреты, то всегда найдутся те, кто их нарушит. Предлагаю самим придумать и наказание.( «Когда будем строиться, то нарушитель пойдёт последним. Писать на листочке без ошибок  хорошие слова, если обозвал товарища и т.д.»).  Свои правила  дети нарушают реже, ведь это ИХ правила, а не те, которые им предложил учитель.

     Чтобы сформировать сплочённость детского коллектива, активно использую на уроках и внеклассных мероприятиях работу в парах и группах. Мы готовим совместные мини- проекты ( инсценировки, газеты и т.д.). Например, « На улицах сказочного города»(Фото 3, 4), « Детская площадка» (Фото 5),« Магазин игрушек»(Фото 6), « Мир математики» (Фото 7), « Добро и зло в мировых религиях. Пословицы и поговорки» (Фото 8), « Виды информации» (Фото 9), « Лепим снежную бабу» (Фото 10), «Поздравляем школу с Новым годом» (фото11) и т.д. В ходе таких работ ребята учатся договариваться друг с другом, идти на компромисс, выслушивать и слышать мнения других членов коллектива, а также культурно отстаивать своё мнение.

     Также совместный труд помогает сдружиться. Ребята с удовольствием дежурят по классу (Фото 12), выходят на мини-субботники( по желанию, но с разрешения родителей) (Фото 13).  У каждого ученика есть поручение. (Таблица 1.). При его выборе учитываю индивидуальные особенности, а также желание ребёнка.  

     Если в класс приходит новый ученик, то во время знакомства прошу детей показать ему, где и что находится. Обязательно спрашиваю: « К кому может обратиться ваш новый товарищ? Кто готов оказать помощь?». Как правило, все поднимают руки. Когда приходит следующий новенький, всё повторяется, но обязательно спрашиваю того, кто пришёл до него : «Тебе было легко или тяжело привыкнуть ? Почему? Кто тебе помогал из ребят? Я думаю, что и ты не откажешь в помощи …» Таким образом, с самых первых дней формирую уважительные отношения в коллективе, умение заботиться друг о друге.

         Стало доброй традицией – поздравлять друг друга с днём рождения (Фото 14), навещать дома тех, кто заболел ( по возможности, в зависимости от диагноза), ежегодно к Новому году писать друг другу письма-пожелания и отправлять их с помощью новогодней почты ( Фото 15).  

      Наш класс ежегодно участвует в акции « Письмо ветерану», возлагает цветы к памятникам павшим воинам (Фото 16). Это воспитывает уважение к старшему поколению, которое отстояло  страну в годы Великой Отечественной войны. В этом году ребята приняли участие в акции « Сладкая сказка», организованной в помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

       Считая, что ребёнок должен реализовать себя творчески и уметь выступать перед аудиторией, провожу классные часы « Моё хобби»( Фото 18-20), « Я люблю танцевать. А ты?», « Я люблю рисовать. А ты?», « Моя любимая книга», « Мой домашний любимец», «Это я сделал своими руками» (фото 21-24), « Вот что меня заинтересовало», « Интересные факты из жизни животных» и т.д.Дети активно участвуют, не стесняются.Возможно, потому, что и я принимаю участие, рассказывая о своём увлечении  выращиванием цветов, домашнем животном - коте,   любимой детской книге « Лесная газета» В. Бианки, приношу свои поделки, выполненные в технике бисероплетения и т.д. Всегда помню слова Л.Н. Толстого: «  Всё нравственное воспитание детей сводиться к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

     На классный час в 1классе приглашала своего выпускника, а ныне – курсанта Кронштадтского военного училища. Он рассказал о распорядке дня военного, интересной жизни курсанта, показал фотографии Кронштадта (Фото 25).Дети с удовольствием слушали, потом мальчики задавали вопросы: « Как поступить в это училище? Что для этого нужно?» После этого классного часа два  мальчика записались в спортивную секцию.

        Ребята посещают различные кружки. Участвуют в конкурсах, соревнованиях. Всегда приносят грамоты и награды в школу, для того, чтобы рассказать  одноклассникам о прошедшем мероприятии и пополнить своё портфолио.(Фото 26-35) На классные часы стараюсь приглашать не только психолога, социального педагога,  медицинского работника, но и родителей. Они рассказывают о своих профессиях: стоматолог, пожарный, сотрудник МЧС. Папа- пожарный организовал  экскурсию к себе на работу. Мама-стоматолог рассказала о правилах ухода за зубами и раздала всем памятки. Папа, сотрудник МЧС, показал презентацию об опасности весеннего тонкого льда, напомнил правила дорожного движения.

      Также родители участвуют в праздниках (Фото35), организуют поездки и с удовольствием сопровождают нас. Мы уже посетили фабрику новогодних украшений (г.Ликино-Дулёво)(Фото 42-43), школу ремёсел (г.Коломна) (Фото 37), оленью ферму (г. Павловский Посад) (Фото 44), цирк на Цветном бульваре (г.Москва) (Фото 36), шоколадную фабрику (г.Озёры)(Фото 39). Часто провожу совместные коллективные трудовые дела « Выставка семейных поделок из природного материала» (Фото 45-48), « Помоги птицам зимой!» (Фото 49-52). Это сближает ребят, родителей и делает сплочённым детский коллектив.

      Для того, чтобы проверить эффективность выбранной воспитательной системы, 2-3 раза в год провожу различные диагностики: уровня воспитанности, уровня комфортности и т.д. (Приложение).

      Сотрудничая с учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором, библиотекарем, медицинским работником, родителями, всегда вспоминаю слова А.С. Макаренко : «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний,  которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и  положительным, и  отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а действие  всей системы  средств, гармонически организованных».

      Я считаю, что дети ждут от учителя помощи, а не наставлений, хотят видеть в школе место, где их любят и ждут, где радуются их успехам. Поэтому нужно быть педагогом-архитектором, который ВЫСТРАИВАЕТ отношения детей со всеми членами школьного сообщества, СОЗДАЁТ микросреду и благоприятный климат для каждого ребёнка, КООРДИНИРУЕТ совместные действия педагогов, семьи и социума. Мои педагогические находки ещё никогда не подводили. Выпускники моих классов всегда отличаются дружелюбием, сплочённостью, уважительным отношением друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива через творческие дела.

Формирование детского коллектива  через творческие дела....

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...

Роль родителей в формировании детского коллектива

Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....

Занятие-тренинг на сплочение коллектива "Класс глазами каждого"

Тренинг на сплочение даёт возможность лучше узнать друг друга с разных сторон, найти сходства у участников группы, построить более эффективное взаимодействие, улучшают климат в кол...