Развитие речи и словарная работа на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Булгакова Алла Александровна

В работе представлены словарные слова за второй класс. Для запоминания этих слов используются стихотворения, загадки, а так же с этими словами составляются словосочетания, предложения. Данная работа поможет запомнить словарные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вот уж поистине верно сказано:» Величайшее богатство – это язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.»  М.А. Шолохов

Даром речи обладают только люди. Язык выделил человека из окружающей среды и сделал его самым сильным, самым разумным человеком на земле. Человек владеет словом. С помощью слова  человек описывает мир, природу, самого себя.

Мы все педагоги и пришли работать в школу по призванию. И сегодня  я хочу рассказать  о работе со словарными словами.

Знакомство со словарными словами начинается ещё при написании простейших слов в прописи.

Поэтому, начиная с 1 класса следует уделять огромное внимание работе над словарными словами.

 Во 2 классе  все словарные слова , которые необходимо изучить по программе, я сгруппировала на смысловые блоки и организовала работу следующим образом:

1день производится ознакомление  с группой слов (блок).

            Завод, машина, работа, рабочий, народ.

Почему эти слова объединены в одну группу?(п.ч они все относятся к труду людей)

Чем они похожи и чем отличаются?(похожи тем, что безударные гласные у всех слов находятся в 1-ом слоге, во всех словах ударение падает на 2-ой слог. Отличаются они тем , что одни слова состоят из 2-х слогов, а др. из 3-х.

Именно в этот момент активного творческого решения проблем происходит непроизвольный процесс запоминания словарных слов .После этого

 уч-ся записываются  в индивидуальные словарики этот блок,  выделяют орфограммы и расставляют  ударения.

Во 2 день работа продолжается  с этой же группой слов, только с новым заданием, в парах:

Запишите  словарные слова, комментируя их написание. Образуйте от них родственные слова. Составьте словосочетания.

На 3 день работы  с данным блоком слов дети составляют  предложения- сначала устно, а затем более удачные предложения записывают в тетради с комментированием изученных орфограмм и разбирают их по членам предложения

На 4 день дети получают задание:

 приготовить карточки с этими словами, но  с пропущенными орфограммами. Карточка предназначена для соседа по парте.

На 5 день дети пишут под диктовку  словосочетания или текст с использованием всех изученных  словарных слов на этой неделе.

Учащимся  допустившим ошибку в написании слов этого блока , предлагается  индивидуальное задание  по этому блоку.

Правописание  словарных слов - одна из серьёзных проблем в начальной школе. Весёлый стишок, загадка, рифмовка создадут положительный настрой, процесс запоминания  будет игрой, причём игрой полезной, развивающей и творческой.

Загадка-запоминалка

Барыня в юбках расселась на грядке.

Осенью юбки заквасим мы в кадке.  (капуста)

Вставь пропущенные буквы в родственные слова

Без неё в кастрюле пусто.

В борщ и щи нужна   К . ПУСТА

Бабочка-к.пустница, отсюда улетай

Бабочка-к.пустница, не ешь наш урожай!

Маму Вити  К.пустина вызывали в школу.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Умение пользоваться орфографическим словарём имеет большое социальное значение. Это умение даёт уч-ся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания  о языке, преодолевать лексические затруднения при  общении, чтении  книг, а также при просмотре телепередач.

ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА:
                                                                                                                                       

У + С + П + Е + ХУ–
педагогу должны быть присущи

семь У: Увидеть, Услышать, Узнать, Уделить (внимание
каждому), Удивить, Увлечь, Убедить

С– педагог должен
Стремиться к трем С: Сотворчеству, Сопереживанию, Сотрудничеству

П– педагог должен
следовать мудрости Сократа: «Познай самого себя!»

Е– главное для педагога «Единство
горячего сердца и холодного разума»

Х — педагог должен
знать главное правило: Хочешь доверительного разговора, не занимай позиции
«над» ребенком, опустись до его роста.

Если педагог в работе с
ребенком применяет все слагаемые этой формулы, он получит результат. Его
воспитаннику будут присущи:

У– Уверенность в своих
силах!

С –Свобода, радость,
эмоциональная раскрепощенность!

П –Покой в себе и около
себя!

Е –Ежедневное
стремление к активным действиям!

Х ​–Хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка с использованием инновационных технологий для интеллектуального развития учащихся

Практическое применение на уроках данных способов позволяет мне как учителю решать вместе с ребятами лингвистические задачи. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комп...

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...