Развитие речи и словарная работа на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
В работе представлены словарные слова за второй класс. Для запоминания этих слов используются стихотворения, загадки, а так же с этими словами составляются словосочетания, предложения. Данная работа поможет запомнить словарные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_slovarnaya_rabota_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Вот уж поистине верно сказано:» Величайшее богатство – это язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.» М.А. Шолохов
Даром речи обладают только люди. Язык выделил человека из окружающей среды и сделал его самым сильным, самым разумным человеком на земле. Человек владеет словом. С помощью слова человек описывает мир, природу, самого себя.
Мы все педагоги и пришли работать в школу по призванию. И сегодня я хочу рассказать о работе со словарными словами.
Знакомство со словарными словами начинается ещё при написании простейших слов в прописи.
Поэтому, начиная с 1 класса следует уделять огромное внимание работе над словарными словами.
Во 2 классе все словарные слова , которые необходимо изучить по программе, я сгруппировала на смысловые блоки и организовала работу следующим образом:
1день производится ознакомление с группой слов (блок).
Завод, машина, работа, рабочий, народ.
Почему эти слова объединены в одну группу?(п.ч они все относятся к труду людей)
Чем они похожи и чем отличаются?(похожи тем, что безударные гласные у всех слов находятся в 1-ом слоге, во всех словах ударение падает на 2-ой слог. Отличаются они тем , что одни слова состоят из 2-х слогов, а др. из 3-х.
Именно в этот момент активного творческого решения проблем происходит непроизвольный процесс запоминания словарных слов .После этого
уч-ся записываются в индивидуальные словарики этот блок, выделяют орфограммы и расставляют ударения.
Во 2 день работа продолжается с этой же группой слов, только с новым заданием, в парах:
Запишите словарные слова, комментируя их написание. Образуйте от них родственные слова. Составьте словосочетания.
На 3 день работы с данным блоком слов дети составляют предложения- сначала устно, а затем более удачные предложения записывают в тетради с комментированием изученных орфограмм и разбирают их по членам предложения
На 4 день дети получают задание:
приготовить карточки с этими словами, но с пропущенными орфограммами. Карточка предназначена для соседа по парте.
На 5 день дети пишут под диктовку словосочетания или текст с использованием всех изученных словарных слов на этой неделе.
Учащимся допустившим ошибку в написании слов этого блока , предлагается индивидуальное задание по этому блоку.
Правописание словарных слов - одна из серьёзных проблем в начальной школе. Весёлый стишок, загадка, рифмовка создадут положительный настрой, процесс запоминания будет игрой, причём игрой полезной, развивающей и творческой.
Загадка-запоминалка
Барыня в юбках расселась на грядке.
Осенью юбки заквасим мы в кадке. (капуста)
Вставь пропущенные буквы в родственные слова
Без неё в кастрюле пусто.
В борщ и щи нужна К . ПУСТА
Бабочка-к.пустница, отсюда улетай
Бабочка-к.пустница, не ешь наш урожай!
Маму Вити К.пустина вызывали в школу.
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.
Умение пользоваться орфографическим словарём имеет большое социальное значение. Это умение даёт уч-ся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг, а также при просмотре телепередач.
ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА:
У + С + П + Е + ХУ–
педагогу должны быть присущи
семь У: Увидеть, Услышать, Узнать, Уделить (внимание
каждому), Удивить, Увлечь, Убедить
С– педагог должен
Стремиться к трем С: Сотворчеству, Сопереживанию, Сотрудничеству
П– педагог должен
следовать мудрости Сократа: «Познай самого себя!»
Е– главное для педагога «Единство
горячего сердца и холодного разума»
Х — педагог должен
знать главное правило: Хочешь доверительного разговора, не занимай позиции
«над» ребенком, опустись до его роста.
Если педагог в работе с
ребенком применяет все слагаемые этой формулы, он получит результат. Его
воспитаннику будут присущи:
У– Уверенность в своих
силах!
С –Свобода, радость,
эмоциональная раскрепощенность!
П –Покой в себе и около
себя!
Е –Ежедневное
стремление к активным действиям!
Х –Хорошее настроение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка как важнейшее средство речевого развития младших школьников
Обобщение актуального педагогического опыта ...
Словарная работа на уроках русского языка с использованием инновационных технологий для интеллектуального развития учащихся
Практическое применение на уроках данных способов позволяет мне как учителю решать вместе с ребятами лингвистические задачи. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комп...
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха
Отчёт по теме самообразования и презентация к выступлению...
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...