конспект урока русского языка 2
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Суффиксы слов, называющих предметы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.» (Перспективная начальная школа)
Учебник : Русский язык 2 класс, часть 2,3. Авторы: Чуракова Н.А.
Цели:
1.Образовательные: продолжить работу над важнейшим значением суффиксов: образовывать слова- предметы, обозначать отношение говорящего к предмету, написание слов с суффиксом ушк, умение находить слова с суффиксом ушк.
2.Развивающие: развить наглядно-образное мышление; развитие исследовательских и творческих навыков.
3.Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
1.Самоопределение к деятельности. (орг. момент)
-Сегодня мы продолжим путешествовать по стране Морфемика
( маг.доска – морфемика)
-Что такое морфемика?
(-словообразование)
-Какой раздел морфемики мы изучаем?
(-суффиксы)
- Что такое «суффикс»?
(суффикс- это часть слова, которая стоит после корня. С помощью суффикса образуются новые слова.)
( Над доской изученные суффиксы: ок , ёк , ик , к , ник , щик ,ниц , щиц , их , иц.)
- Что ещё мы знаем о суффиксах?
- Есть суффиксы, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
- Назовите эти суффиксы (ик, ок , ек , к.)
-Есть суффиксы со значением профессий.
-Назовите их.(ник, ниц, щик, щиц, их )
-Некоторые суффиксы помогут нам определить род слов- предметов.
-Назовите суффиксы, которые указывают, что это слова мужского рода. ( ник, щик )
-Назовите суффиксы, которые указывают, что это слова женского рода. ( ниц, щиц, иц, их)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Найдите на парте лист №1.
Пчёлка, Пчёлка, расск…жи,
Пчёлка, Пчёлка, пок…жи,
Как найти доро…ку
К деду…ке в сторо…ку.
-Прочтём, что написано на листке.
- Что мы прочитали? (стихотворение)
- Знакомо вам это стихотворение?
- Откуда оно? (из сказки, которую мы читали в хрестоматии по литературному чтению, «Как найти дорожку,»)
- А кто помнит автора сказки? ( Валентин Берестов)
- Найдите слова со знакомым суффиксом. Выделите его. (на листке)
- Какие суффиксы вам встретились? ( к )
- Прочтите слова с суффиксом к . (Пчёлка, дорожку, в сторожку, дедушке). Давайте подумаем, от какого слова образовано слово дедушка? (Дед). Правильно названо слово? Есть здесь к ?
– Какое значение придаёт этот суффикс словам? ( уменьшительно-ласкательное)
- Мы нашли знакомый суффикс. А как вы думаете каким будет следующее задание? (вставить пропущенные буквы)
- Вставьте пропущенные буквы.
- Какие правила мы повторили, вставив пропущенные буквы?
- Найдите слова с безударными гласными в корне слова. Назовите пропущенную букву и проверочное слово. (расскажи , а, проверочное слово- рассказ, рассказывать; покажи ,а , показ , показывать)
-Найдите слова с парными согласными в корне слова. Назовите пропущенную букву и проверочное слово? ( дорожку, ж ,дороженька, дорожный ; сторожку, ж, сторожить ).
3.Постановка учебной задачи.
-Какое слово осталось? ( к дедушке )
-Может, это парная согласная в корне ( нет, не в корне )
- А в какой части слова? ( слово дедушка образовано от слова « дед ». Значит в суффиксе. )
-Выделим суффикс в слове « к дедушке ».
-Какой суффикс выделили? ( ушк )
-Знаком нам этот суффикс? ( нет, новый )
-Возникла трудность.
-Чего мы не знаем? ( новый суффикс. Не знаем его написания. )
-Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока, что нам предстоит узнать?
( Написание суффикса ушк. Написание слов с ушк )
4.Построение проекта выхода из затруднений.( « открытие » детьми нового знания )
-Как мы это можем узнать? ( при написании незнакомых слов мы обращаемся к словорям. )
-Работая с суффиксами, мы пользавались обратным словарём.
-Попробуем воспользоваться обратным словарём.
-На какую букву надо открыть обратный словарь? ( На букву « а » )
-Какую страницу открыли? ( 135 )
-Продолжим поиск. Найдём слова на – шка
-Страница ? ( 138 )
-Найдём слово дедушка.
-Какую же букву надо писать в суффиксе ушк?
-Всегда ли будет так?
-Давайте ещё раз посмотрим в обратный словарь.
-Есть ли слова с ужк?
-Значит, сделаем вывод:
В суффиксах ушк всегда пишется ш.
( Карточка: ушк на магнитной доске. )
5.Первичное закрепление во внешней речи.
-Сможем теперь вставить пропущенную букву?
-Вставьте.
-Какую букву вставили?
-Почему?
-Отложите лист №1.
-Подвиньте к себе рабочую тетрадь.
-Запишите число.
-Покажем образование слова « дедушка » в тетради.
-Подвиньте к себе памятку образования слов.
-Вспомним план действий.
-Восстановите порядок выполнения образования слов.
( На магнитной доске карточки )
Разрастается
Завершается
Лишается
Прикрепляется
( 2 человека у доски:
Разрастается
Завершается
Лишается
Прикрепляется
-Покажем образование слова «дедушка» в тетради. (1 человек у доски).
Дедушка-----дед
Дед-----дед
Дед/ + ушк + а = дедушка
-Сегодня мы познакомились с новым суффиксом ушк.
-Был дед, стал дедушка.
-Какое значение придал слову «дед» суффикс ушк? (ласковое)
-Мы всегда говорим «дедушка», выражая своё отношение к дедушке, свою любовь.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1-Вернёмся к обратному словарю (стр.138)
- Прочтём слова с суффиксом ушк. (хором)
- Выпишем из словаря неодушевлённые слова – предметы . (в строчку)
- Поработаем в парах. Посоветуйтесь, какие слова надо выписать.
- Сколько слов вы выписали?
- Какие? (избушка, игрушка)
-Покажем образование этих слов. ( 2 человека у доски)
Избушка----изба
Изба---- изб
Изб/ + ушк + а = избушка
Игрушка----игра
Игра----игр
Игр/ + ушк + а = игрушка
-Значение суффикса. (ласкательное)
7.Включение в систему знание и повторение.
-А теперь найдите на своей парте лист №2.
- Выполним задание.
Бабу…шка
Сову…шка
Подру…ка
Сквору…ка
Кру…ка
Алёну…ка
Отметь «+» слова с пропущенной буквой «ш».
-Какое задание вы выполняли?
-Какие слова отметили? Прочитайте.
-Докажите написание буквы «ш»
-Суффикс ушк.
-Выделим в этих словах окончание, корень.
-Найдем суффикс
Бабушка
Совушка
Скворушка
Алёнушка
-Какие слова остались? ( подружка, кружка)
-На какое правило? ( парные согласные в корне)
-Давайте покажем, что буквы действительно пропущены в корне.
Подружка
Кружка
-Выделим окончание, корень, суффикс
-Буквы пропущены в корне. Придумаем проверочные слова. ( дружить, кружечка)
8.Рефлексия
-Чему новому мы научились сегодня на уроке? (написанию слов с суффиксом ушк., образование слов при помощи суффикса ушк.)
-Возьмём лист наблюдений. Посмотрим на каком уровне находятся наши знания.
-Заполним лист, используя цветные карандаши:
Чёрный, синий, жёлтый, красный
-Почему выбраны перевёрнутые галочки? (так обозначают суффиксы)
-6 жёлтых галочек- хорошо разбираюсь в суффиксах
-6 красных- молодец!!!
-для чего мы изучаем суффиксы? (эти знания помогут нам правильно писать слова)
-А наш сегодняшний ушк придаёт словам….ласковое значение. Слова с суффиксом ушк приятно слушать. Речь становится добрая.
-Существуют ещё суффиксы с таким значением. Мы их будем изучать на следующих уроках.
Лист наблюдений №8
- Назовите слова с ушк.
-Сочиним стихотворенье со словами с ушк. (можно использовать обратный словарь)
Старушка старушка
Избушка ватрушка
Кукушка петрушка
Лягушка игрушка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...