Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы, как фактора повышения уровня их познавательной деятельности.
статья по русскому языку по теме

Полоротова Ирина Сергеевна

Самостоятельность, как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Правильно организованная самостоятельная работа даёт большой потенциал для развития школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_rab.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы, как фактора повышения уровня их познавательной деятельности.

Полоротова Ирина Сергеевна

 учитель начальных классов

ГБОУ лицей №344

       В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.

В настоящее время перед школой по-прежнему стоит задача развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности как свойства личности, которое характеризуется стремлением и умениями без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения в своей самостоятельной познавательной деятельности.

Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время, без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности. Познавательная же самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно–познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ.

 

 Самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

  • В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
  • Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, умений и навыков.
  • Вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
  • Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельности учащихся  в процессе обучения.


Познавательная самостоятельность является одним из важнейших компонентов самостоятельной работы. Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но при этом самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их познавательной самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера и качества самостоятельной работы.
Как отмечают ученые, учебный процесс протекает эффективнее, если учащиеся выполняют задания учителя при систематическом, планомерном уменьшении его непосредственной помощи. Поскольку эта работа происходит постепенно, то развитие познавательной самостоятельности формируется поуровнево и поэтапно.

Первый уровень – отражательно-репродуктивный, для которого характерно более или менее точное воспроизведение учащимися знаний и приемов в том объеме и содержании, в котором они были получены в процессе обучения.

Второй уровень – продуктивный, он предполагает некоторую умственную переработку знаний об известных объектах, самостоятельный выбор методов и приемов их изучения, а также синтез знаний, полученных из других источников или в результате собственной мыслительной деятельности.

Третий уровень – творческий. Он характеризуется более глубокой умственной переработкой приобретаемых знаний, применением сформированных умений в работе с новыми объектами, умением рассматривать их с различных точек зрения, а также умением вносить в свою учебную деятельность исследовательские элементы.

       Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

       Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе обучения ребёнок должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

          Импульсом к началу самостоятельной деятельности служит познавательная трудность, неожиданность задания, учебной ситуации. Это очень важно для детей данного возраста. Поэтому акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний так важен при обучении младших школьников.

     Наблюдения на уроках за самостоятельной работай учеников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить учебную задачу сразу, без анализа и осмысления её условий, работают торопливо, поспешно, допускают ошибки. Встречаются такие ученики, которые, наоборот, включаются в работу слишком медленно, не думают над заданиями, не решаются приступить к их решению и в результате выпадают из общего ритма деятельности, не успевают выполнять всё необходимое. С этим непосредственно связано их эмоциональное самочувствие – тревожное или спокойное. Более половины учеников, выполняя самостоятельную, чувствуют себя тревожно.  Одни – потому, что слишком эмоциональны, - другие  - потому, что не уверены в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными. Это доказывает необходимость специального обучения детей навыкам самостоятельной деятельности.

  Правильно организованная самостоятельная работа даёт большой потенциал для развития школьников.

- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С.р. может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной . Доля С.р. в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20%, в старших - до 70%.

  1.    Метод наблюдений использую для организации самостоятельной познавательной деятельности. В процессе наблюдения ученики анализируют, сравнивают, делают вывод. Полученные  таким образом знания являются более осознанными и тем самым лучше усваиваются. Процесс наблюдения и анализа рассматриваемых объектов, ведущий к обобщению, неразрывно связан с рассуждением, выявлением причинно-следственных связей, с обоснованием тех выводов, к которым приходит ученик в процессе предлагаемых ему заданий. Умение рассуждать самостоятельно формируется, безусловно, в тех случаях, когда воспроизводят знакомую им схему рассуждений, действуют по аналогии.
  2. Дифференциация и индивидуализация в образовательной структуре выполняют основополагающую роль. Я считаю, что наиболее целесообразна организация дифференцированной работы на этапе закрепления и повторения ранее изученного материала. Большинство способов дифференциации использую не только на этом, но и на других этапах урока. Отдельные приёмы индивидуализации и дифференциации можно  использовать на этапе устного счёта, а также при ознакомлении детей с новым материалом. Часто предлагаю дифференцировать домашние задания.
  3. Групповая и парная работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приёмы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Состав групп не постоянен, он меняется. Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребёнка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребёнку предельно полно реализовать свой творческий потенциал. Раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребёнке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдёт настоящая эффективная работа. Групповая работа  - условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе».Для организации групповой работы я использую ряд подходов: группировка по интересам учащихся, по схожести мнения, по месту сидения и т.п.
  4. Разноуровневые задания, обеспечивающие развитие познавательной самостоятельности. В классе всегда есть ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, которые быстро схватывают новое и считают, что они уже в достаточной мере усвоили материал и могут работать самостоятельно. Работая со всем классом, сложно организовать постоянный контроль работы таких учеников, потому что  есть и другая категория детей, которые сразу не усваивают обязательный материал и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними необходимо работать индивидуально, т. к. цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствует введение индивидуальных и разноуровневых карточек.
  5. Тестирование. Тестовая форма организации самостоятельной работы направлена на развитие умения быстро и оперативно выполнять задание за определённый промежуток времени. Большие возможности открывает использование интерактивной доски для организации активной мыслительной деятельности учащихся в самостоятельной работе. Компьютерное тестирование в последнее время стало одной из продуктивных форм организации самостоятельной работы.
  6. Одной из интересных форм организации самостоятельной  деятельности учащихся является метод проектов, девизом при работе над которым являются слова Вольтера «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие». В ходе реализации проекта учащиеся учатся проводить самостоятельные исследования, принимать самостоятельные решения, работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда. Реализация несложных проектов является вдохновляющим стимулом на выполнение более сложных самостоятельных проектов.
  7. Одно из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки. «Памятка – эта вербальная модель приёма учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание».

 Использование опорных схем Всем известно, что успех – главное условие развития детей в обучении, поэтому необходимо предупреждать ошибки, а не работать над ними. Опорные схемы помогают через знающего ученика учить незнающего.

Одной из первых ценностей для учащихся  является интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний. На это направлены упражнения, задания и вопросы в учебниках. В них содержатся два типа задач в зависимости от характера познавательной деятельности. Первый тип – самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные). Второй тип – самостоятельные работы поискового характера (на группировку, обобщение, умозаключение). Задания второго типа формируют сложную мыслительную деятельность. Приведем пример: упражнение в 1 классе. В упражнении дан ряд слов: сон, сын, сад, рот, рыл, рак, дом, дым, дал, вол, выл, вал. Учащиеся должны распределить слова на три равные группы и записать их в отдельный столбик. Первые же слова приведут детей к выводу: слова различаются буквами, означающими гласные звуки. Далее следует вывод, что это буквы – о, а, ы. Это высокий уровень решения задачи. Другие дети могут зафиксировать различия слов по их значениям: одушевленные – сын, рак, вол; неодушевленные – сон, сад, рот, дом, дым, вал; действия – рыл, дал, выл. Это пример неправильной группировки, т.к. она опирается на разные основания. Нужно предвидеть и линию анализа детьми слов по начальным или конечным буквам согласных. Но букв согласных больше, чем три, следовательно, трех искомых групп тоже не получается.

       Такие столкновения и в целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию.

        Давая подобные задания, т.е. с «ловушками», чтобы дети каждую минуту через различные виды заданий  «росли», видели плоды трудов, каждый ощущал свою значимость в коллективе, добьёмся оптимального прогресса в развитии всех учащихся, в том числе наиболее сильных и самых слабых. Именно благодаря тому, что каждый из ребят вносит нечто своё, оригинальное в жизнь класса, это способствует её обогащению. Таким образом достигается подлинно коллективная работа в процессе обучения.

     Для меня важно видеть моих учеников:

  • Любознательными, проявляющими исследовательский интерес.
  • Активно познающими мир.
  • Доброжелательными, умеющими слушать и слышать партнёра.
  • Проявляющими уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
  • Умеющими учиться, способными к самоорганизации.
  • Готовыми самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой.
  • Обладающими навыками  самоорганизации и здорового образа жизни.

     Для этого необходимо формировать познавательные действия у младших школьников в процессе обучения, познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества, проявлением и развитием начал самостоятельной деятельности у детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»

 Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...

Формирование у младших школьников умения учиться через надпредметный курс «Мир деятельности»

Надпредметный курс «Мир деятельности» направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и  дополняет учебную деятельность младшег...

Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных рабо...

Формирование у младших школьников умения оценивать свои возможности в учебной деятельности.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оценочную деятельность, существенным расширением круга...

ВКР на тему "Формирование у младших школьников умения адекватно использовать коммуникативные средства в процессе внеурочной деятельности"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует школы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование лич...

Методическая разработка на тему: Формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 81.1. Формирование н...