Презентация праздника Русского языка «Наум Грамотник»
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Презентация праздника Русского языка: «Наум Грамотник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_prazdnika_russkogo_yazyka_naum_gramotnik.ppt | 1.99 МБ |
prazdnika_russkogo_yazyka_naum_gramotnik.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пророк Наум «Придёт Наум-наставит на ум»
По говорки о святом Науме Придёт Наум – наведёт на ум. Пророк Наум наставит на ум. Батюшка Наум, наведи меня на ум.
В детских прописях и азбуковниках XVII века можно было прочитать такую молитву: «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».
Пророк Наум стал покровителем грамотеев. Причины две — созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты — больше... Так приобрел пророк Наум эпитет “Грамотник”.
В первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой. Мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
Кирилл и Мефодий
Славянская азбука
Школа в Московской Руси. Художник Б.М. Кустодиев. 1912г.
Устный счёт. Художник Н.П.Богданов-Бельский. 1895 г.
«Корень учения горек, но плод его сладок»
Желание учиться
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 57
Приморского района Санкт-Петербурга
Зачетная работа слушателей
Оперативно-целевые курсы по программе
«Ступени роста»
Модуль «Методическое сопровождение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Подготовили: учителя начальных классов
Биркина Татьяна Адольфовна
Евстюшичева Любовь Владимировна
Мельник Наталья Николаевна
Санкт-Петербург
2014.
Внеклассное мероприятие для начальных классов
«Наум Грамотник»
Цель:
Воспитание любви и уважения к православной культуре и образованию.
Задачи:
1. познакомить с пророком Наумом;
2. развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
3. воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
4. познакомить учащихся с житием Наума Грамотника.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие. Мы рады приветствовать вас. Собрались мы не случайно. (Слад 1) Сегодня отмечаем День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси. (Слайд 2) Наши предки издавна обучению грамоте предавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. (Слад 3) Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведет на ум», «Пророк Наум наставит на ум». (Слад 4) Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45-ом году жизни. (Слад 5) В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать. (Слад 6.) Почему именно живщий в VII веке до н.э. пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две – созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше…
Ведущий: (Слайд 7) А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало-мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали чадолюбивые родители «учителя», усаживали его в передний угол, а затем отец проводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось учение, и пока разучивали «аз» - первую букву алфавита, - матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, а чаще всего ситный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам.
(Слад 8) В старину, когда заканчивался раздел учения, мама варила кашу, складывала ее в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после они назывались «однокашниками».
Славянская азбука была создана известным просветителем и проповедником христианства Кириллом. (Слайд 9) Еще в 863 г. его вместе с братом Мефодием византийский император направил в Моравию (историческая область на территории современных Чехии и Словакии) для проповеди христианства на славянском языке. (Слайд 10) Перед самым отъездом Кирилл составил Славянскую азбуку и с помощью брата перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг – избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, пластырь и др.
Ученики:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей.- (Н. Кончаловская)
Ведущий: (Слайд 11)
Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе, а за одно и знания свое показать. А для этого представителей каждого класса прошу занять свои места. Первым на лавку садится староста класса, а за ним все остальные. Староста во время занятий помогает учителю.
Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом. Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты. Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали свои места за общим столом. (Слай 12) Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй». Первый урок-азбука. «Аз, буки, веди, глаголь, добро», - хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед. (Слад 13) Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.
(Слайд 14) Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.
(Слайд 15) Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.
Наум звонит в колокольчик.
Наум: Делу время - …(Потехе час!). Слышал, что у вас дети много знают и умеют. Вот и пришел проверить, чему научились?
Ведущий: Сегодня вы покажите свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберите на одну низку. Если низка окажется полная, то класс получит почетное звание – «Грамотеи».
Задание на слайдах – слайды с 17 -45.
Испытание 1. «Чтецы»
Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по три представителя от каждого класса.
Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.
Наум: Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучить КИРИЛЛИЦУ. Я думаю, что первые три буквы кириллицы известны всем. Славянский алфавит более 3000 лет назад составили Кирилл и Мефодий. А первый российский букварь был издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.
Испытание 2. «Знатоки азбуки»
Ведущий: Каждый класс получит образы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо определить, каких букв не было в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ вы запишите большими буквами на отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы получите сушки. Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и современного алфавита.
Пока классы работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За каждую правильно сказанную скороговорку выдать сушку.
Испытание 3. «Собери пословицу»
Ведущий: Следующее испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. Наклейте их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все задания выполните, сядьте чинно, староста пусть поднимет руку.
Предлагаю следующие пословицы:
Повторять, да учить – ум точить. Аз да буки избавят вас от скуки. Ученья корень горек, да плод его сладок.
Наум: Богато народное творчество на пословицы. А смысл этих пословиц ребята смогут объяснить?
Испытание 4. «Писари»
Ведущий: Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишете всего одно слово. «УЧЕБА».
Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.
Испытание 5. «Соберите слово»
Ведущий: Участники получат конверт. В каждом буквы для одного слова и лексическое значение этого слова. Вы должны угадать слова по его толкованию и собрать это слово из букв так, чтобы зрители могли его прочитать. Побеждает класс, который быстро и правильно соберет слово.
Буквы заготовить на листах формата А4. Можно использовать слова:
… - это наука о языке, изучающая закономерности образования и употребления слов и их форм.
… - это наука о числах и действиях с ними.
… - это книга или много книг, объясняющих все, что ты видишь вокруг. В переводе с греческого значит «круг просвещения».
Испытание 6. «Старинные задачи»
Ведущий: Участникам раздадут карточки с задачами. Команда читает задачу и записывает ответ на листе. На решение задач командам отводится время 3 минуты. По окончанию решения староста поднимает руку.
Задачи:
- Крышка стола имеет четыре угла. Один угол Иванушка отпилил. Сколько углов стало у крышки?
- Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Решили ее взвесить и диву дались. Вес выразился трехзначным числом. Последняя цифра больше первой в 5 раз. А вторая больше, чем первая на 3. Чему равен вес репки?
- Золушка сварила 6 картофелин за30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?
Зрители играют в игру «Веселый счет». Все играющие становятся в круг, взявшись за руки. По цепочке считают от 1 до 50, но вместо чисел, которые делятся на 5 надо говорить «Не собьюсь».. Играть надо постепенно увеличивая темп.
Испытание 7. «Переведи с русского на русский»
Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык. Каждый класс выбирает по три карточки со словами. На обдумывание 1 минута.
Устаревшие слова: хоромы, перст, палица, бирюк, плетушка, уста, полон, десница, чело, кочет, око.
Наум: У многих ребят побывал, в разных городах погостил. В ваш город попал впервые. Расскажите мне, пожалуйста, чем ваш город может меня удивить. Что в нем особенного?
Испытание 8. «Заключительное»
Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их, пусть староста оденет, полученную низку.
Наум: Порадовали вы меня, хорошие знания показали и учителя ваши молодцы. А вот в старину учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Существовал даже такой обычай: дарили учителю горшок, полный монет. И ваши учителя заслуживают подарки, дарую им каждому по горшочку с монетами. (монетки использовали шоколадные). По окончанию празднования их раздавали учащимся.
Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников – лучший подарок учителю.
Наум: Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел еще и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. «Золотые ворота». Дети выходят для игры.
Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался в нутрии круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Во время игры звучит народная музыка.
Золотые ворота.
Проходите господа,
Первой мать пройдет
И детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник русского языка в 4 классах
Этот праздник проводился в рамках предметной недели русского языка в параллели четвёртых классов....
Презентация по русскому языку для 3 класса: "В гостях у русского языка".
Презентация по русскому языку составлена к уроку - обобщению по теме: "Состав слова". Данная презентация сопутствует методической разработке: "В гостях у русского языка". К каждому з...
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
Презентация по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"
Презентация к открытому уроку по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит,или азбука"...
Внеклассное мероприятие "Праздник русского языка"
Сценарий включает игры, конкурсы, задания на логическое мышление...
Внеклассное мероприятие "Праздник русского языка"
Сценарий включает игры, конкурсы, задания на логическое мышление...
Праздник русского языка "Ты наш друг, русский язык"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме классного часа, призвано показать детям, не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его и...