Тема | Три склонения имен существительных |
|
|
|
Цель | Дать понятие о трех склонениях имён существительных и их признаках. |
|
|
|
Планируемые результаты | Предметные: - определять грамматические признаки склонений; - находить в тексте существительные определенного склонения; - видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания; Личностные: - формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; - проводить самооценку на основе критерия успешности; - прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок; Метапредметные: РУУД: - определять и формулировать тему и цель урока; - умение принимать планировать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения своих и чужих действий; ПУУД: - ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; - проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения в форме простых суждений; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы; КУУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог. |
|
|
|
Основные понятия | 1-е, 2-е, 3-е склонение |
|
|
|
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр.- 138 -презентация к уроку - рабочая тетрадь -карточки для работы в группе -сигнальные карточки для каждого обучающегося |
|
|
|
Организация пространства | - фронтальная - групповая - индивидуальная |
|
|
|
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
|
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цели: -осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности; -создать условия для возникновения внутренней потребности в включения в учебную деятельность. | Стоят возле парт перед началом урока.
Спокойно по очереди садятся за парты.
Демонстрируют смайлики своего настроения.
Разминают пальчики с помощью узелков на веревочке перед.
Усложненное списывание с объяснением. | Слайд 1. Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.
Лезет, лезет альпинист. В этом деле он артист. По скале и по веревке. Он наверх залезет ловко.
- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Тр.на.цатое д.к.бря Кла__ная р_бота.
|
|
|
2. Планирование предстоящей деятельности Цели: определите последовательность этапов урока
| Ребята, я предлагаю вам план работы, все ли с ним согласны? План урока. - Применяем новые знания.
- Повторяем, что мы знаем об имени существительном.
- Подводим итог.
- Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.
| Слайд 1 - Нет. Слайд 2 План урока. - Повторяем, что мы знаем об имени существительном.
- Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.
- Применяем новые знания.
- Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.
|
|
|
3. Актуализация и пробное учебное действие. Цели: -актуализировать изученные способы действий, -тренировать мыслительные операции;
|
- Работаем по плану:
- Повторяем то, что знаем об имени существительном.
- Поиграем в игру «Умники и умницы» Перед вами три дорожки вопросов и заданий разного уровня сложности Предлагаю вам выбрать самим по каким дорожкам вы пойдете. «Зелёная дорожка» - простые вопросы и задания; «Жёлтая дорожка» - вопросы средней сложности ; «Красная дорожка» - сложные вопросы и задания. Вопросы зеленой дорожки - Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?
- На какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные?
- Какие имена существительные отвечают на вопрос Кто?, а какие на вопрос Что?
- Запишите предложение, вставим пропущенные буквы в словах. Назовите имена существительные
(презентация):
Теперь я предлагаю проверить знания у ребят желтой команды
- Определи, каким членом предложения являются существительные. Обозначьте.
- Назовите постоянные признаки существительных. Обозначьте эти признаки в нашем предложении.
- Назовите непостоянные признаки имен существительных
Теперь я предлагаю проверить знания у ребят красной команды
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Как определить падеж?
Определите падеж в нашем предложении.
|
Слайд 3
Имя существительное – это самостоятельная часть речи.
Имя существительное обозначает предметы и отвечает на вопросы Кто?, Что?
На вопрос Кто? – одушевленные, на вопрос Что неодушевленные имена существительные
Слайд 4 сущ сущ. сущ сущ Марина нап.сала с.ч.нение о з.ме и ос.ни.
Главным (подлежащее) и второстепенным.
Одушевленные, неодушевленные, род (ж.р., м.р., с.р.) сущ сущ. сущ сущ Марина написала сочинение о зиме и осени. одуш неодуш неодуш неодуш ж.р. с.р. ж.р. ж.р. ед. ч ед.ч ед.ч ед.ч
Число и падеж.
6 падежей. И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п. П.п.
- Найти слово, от которого можно задать вопрос к существительному.
- Ставлю вопрос.
- По вопросу определяю падеж.
сущ сущ. сущ сущ Марина нап.сала с.ч.нение о з.ме и ос.ни. одуш неодуш неодуш неодуш ж.р. с.р. ж.р. ж.р. И.П В.п. П.п. П.п. ед.ч е.ч. ед.ч ед.ч. |
|
|
4. Выявление места и причины затруднения
Постановка проблемы Цели: -выполнить реконструкцию выполненных операций и зафиксировать в языке шага, где возникло затруднение; -соотнесение своих действий с алгоритмом.
| Замечательно, ребята, молодцы. Вот только я заметила какую то странность, а может мы ошиблись когда списывали предложение.
Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные в словах о зиме и осени?
Можем ответить на этот вопрос?
Физминутка
|
Нет. |
|
|
5.Построение проекта и выхода из затруднения Цели: -устранить возникшее затруднение с помощью учебных действий, направленных на реализацию цели. |
- Переходим к следующему этапу урока по плану:
- Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.
- Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:
- Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование. Работа в группах
На слайде слова: ПАПА, ДЯДЯ, МАМА, ТЁТЯ, ДОМ, САРАЙ, КОНЬ, ПОЛЕ, ОКНО, НОЧЬ, СТЕПЬ
- Прочитайте слова, найдите в них общее - Давайте разделим эти слова на группы, ориентируясь на указания: - Назовите существительные женского рода с окончаниями – а, -я.
- Назовите существительные мужского рода с окончаниями – а, -я.
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода, выделите в них окончания
- Назовите существительные среднего рода.
- Определите род оставшихся существительных.
На слайде появляются слова:
Ребята сколько групп существительных у нас получилось?
А кто знает, как называются в русском языке эти группы существительных? А чтобы узнать, я предлагаю поработать по таблице Шульте. Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных. адрес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | А | с | су | ме | не | ль | Б | ще | к | т | ны | н | В | ни | ви | ло | е | и | Г | х | ни | те | ри | я |
А1, Б2, В3, А4, Г2, В4.
Как назовем нашу таблицу? Значит, какая тема нашего урока? Какая цель нашего урока?
|
Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
Слайд 5
Имена существительные в ед. числе
мама, тётя
папа, дядя
дом, сарай, конь
поле, окно
ночь, степь
Слайд 6 Ж.Р. М.Р. М.Р. СР.Р. Ж.Р. мама папа дом окно ночь тётя дядя сарай поле степь
Три
Не знаем.
Слайд 7
СКЛОНЕНИЕ
Слайд 8 «Склонение имён существительных» Слайд 9 «Склонение имён существительных» Варианты ответов детей. |
|
|
5.Реализация проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: -решить типовое задание в форме коммуникативного взаимодействия в группах с проговариванием алгоритма действия |
По плану у нас:
- Применяем новые знания.
Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением. Кто может ответить? Как будем действовать, чтобы определить склонение существительных? Давайте вместе составим кластер.
Определите склонение остальных существительных в предложении по алгоритму.
|
Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые?
Они разного склонения.
Марина написала сочинение о зиме и осени.
Марина – нач. ф. Марина – ж. р. – окончание –а – 1 скл., сочинение – нач. ф. сочинение – ср. р. – окончание –е – 2 скл.. |
|
|
6. Самостоятельная работа Цель: -выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку, -осуществить ситуацию успеха |
Практическая индивидуально-групповая работа Задание по выбору - с. 142 упр. 160
- Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.
Весна, река, стекло. – 1 скл. Стена, сверло, озеро. - 2 скл. Скворец, гора, звонок.- 2 скл Вьюга, ласточка, рысь. – 1 скл Дочь, конь, ночь. – 3 скл. Площадь, пристань, олень. – 3 скл. Весло, поле, вода. – 2 скл
|
Слайд 10 |
|
|
7. Включение в систему знаний и повторение Цель: -использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся | Закрепляем полученные знания. | Слайд 11 Мышь – 3 скл., сердце – 2 скл., ель – 3 скл., солнце – 2 скл., компьтер – 2 скл., корзина – 1 скл., мужчина – 1скл.
|
|
|
8. Рефлексия учебной деятельности Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке | 4. Подводим итог: Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему? Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?
Удалось ли нам добиться поставленной цели?
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению?
- Как определить склонение существительного?
Самооценивание своей роботы на уроке. Выставление оценок. |
Постоянный
Да, мы установили отличительные признак имён существительных разных склонений и научились определять склонение существительных в косвенных падежах.
Ответы детей
Нужно поставить существительное в начальную форму, определить род и выделить окончание.)
|
|
|
9. Инструктаж Д/з | с. 143 упр 161 Д.м. с. 38 упр 72 по выбору |
|
|
|