Три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Андюкова Елена Владимировна

ФИО                           Андюкова Елена Владимировна

Место работы         МОУ-СОШ с. Орловское

Должность              учитель

Предмет                   начальные классы

Класс                         4

Базовый учебник  Русский язык. 4  класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Цель  урока  Дать понятие о трех склонениях имён существительных и их признаках.

Задачи:

- образовательные:   осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения, составление алгоритма определения склонения имен существительных;  

- развивающие:  развивать зрительную память, устную и письменную речь, умение работать индивидуально и в группе и  развитие умения работать по алгоритму;

- воспитательные:  формировать потребность писать грамотно, воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля, учить ставить цель своей деятельности.

Тип урока    «Открытие новых знаний».

Формы работы учащихся   индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование:

для учителя: мультипроектор, программа Power Point, брошюры к уроку для каждого ученика, карточки для работы  

в группах, карточки-символы настроения для каждого ученика ;

для учащихся:  учебник,  рабочая тетрадь, фломастеры, пенал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_imen_sushchestvitelnykh.docx51.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

  Три склонения имен существительных

ФИО                           Андюкова Елена Владимировна

Место работы         МОУ-СОШ с. Орловское

Должность              учитель

Предмет                   начальные классы

Класс                         4

Базовый учебник  Русский язык. 4  класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Цель  урока:    Дать понятие о трех склонениях имён существительных и их признаках.

Задачи:

- образовательные:   осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения, составление алгоритма определения склонения имен существительных;  

- развивающие:  развивать зрительную память, устную и письменную речь, умение работать индивидуально и в группе и  развитие умения работать по алгоритму;

- воспитательные:  формировать потребность писать грамотно, воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля, учить ставить цель своей деятельности.

Тип урока    «Открытие новых знаний».

Формы работы учащихся   индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование:

для учителя: мультипроектор, программа Power Point, брошюры к уроку для каждого ученика, карточки для работы  

в группах, карточки-символы настроения для каждого ученика ;

для учащихся:  учебник,  рабочая тетрадь, фломастеры, пенал.

Технологическая карта изучения темы:    Три склонения имен существительных

Тема

 Три склонения имен существительных

Цель

 Дать понятие о трех склонениях имён существительных и их признаках.

Планируемые результаты

Предметные:

-  определять  грамматические признаки  склонений;

- находить в тексте существительные определенного склонения;

- видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;

Личностные:

- формировать учебно-познавательный интерес  к новому материалу и способам решения новой задачи;

- проводить самооценку на основе критерия успешности;

- прислушиваться к чужому мнению, не бояться  собственных ошибок;

Метапредметные:

РУУД:

- определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать  планировать  и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения  своих и чужих действий;

ПУУД:

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме  простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

КУУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Основные понятия

 1-е, 2-е, 3-е склонение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр.- 138

-презентация к уроку

- рабочая тетрадь

-карточки для работы в группе

-сигнальные карточки для каждого обучающегося

Организация пространства

- фронтальная

- групповая

- индивидуальная

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

 

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цели:

-осуществить осознанный переход  обучающихся  в пространство учебной деятельности;

-создать условия для возникновения внутренней потребности в  включения в учебную деятельность.

Стоят возле парт перед началом урока.

Спокойно по очереди садятся за парты.

Демонстрируют смайлики своего настроения.

Разминают пальчики с помощью узелков на веревочке перед.

 

Усложненное списывание с объяснением.

 Слайд 1. 

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

Лезет, лезет альпинист.

В этом деле он артист.

По скале и по веревке.

Он наверх залезет ловко.

- Откройте тетради,  запишите число, «Классная работа».

 Тр.на.цатое  д.к.бря

Кла__ная р_бота.

2. Планирование предстоящей деятельности

Цели: определите последовательность этапов урока

Ребята, я предлагаю вам план работы, все ли с ним согласны?      

   

План урока.

  • Применяем новые знания.                                                    
  • Повторяем, что мы знаем об имени существительном.    
  • Подводим итог.                                                                      
  • Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.        

Слайд 1

- Нет.

Слайд 2

План урока.

  • Повторяем, что мы знаем об имени существительном.
  • Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.        
  • Применяем новые знания.                                                    
  • Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.         

3. Актуализация и пробное учебное действие.

Цели:

-актуализировать изученные способы действий,

-тренировать мыслительные операции;

- Работаем  по плану:

  1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

- Поиграем в игру  «Умники и умницы» Перед вами три дорожки вопросов и заданий разного уровня сложности

 Предлагаю вам выбрать самим по каким дорожкам вы пойдете.

 «Зелёная дорожка» - простые вопросы и задания;

 «Жёлтая дорожка» - вопросы  средней сложности  ;

 «Красная дорожка» - сложные вопросы и задания.

 

Вопросы зеленой дорожки

  1.  Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

 

  1. На какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные?

  1.  Какие имена существительные отвечают на вопрос Кто?, а какие на вопрос Что?

  1. Запишите  предложение, вставим пропущенные буквы в словах. Назовите имена существительные

         (презентация):

           

Теперь я предлагаю проверить знания у ребят желтой команды

  1. Определи, каким членом предложения являются существительные. Обозначьте.

  1. Назовите постоянные признаки существительных. Обозначьте эти признаки в нашем предложении.

  1. Назовите непостоянные признаки имен существительных

     

 Теперь я предлагаю проверить знания у ребят

 красной  команды

  1. Сколько падежей в русском языке?   Назовите их.  
  2. Как определить падеж?

 Определите падеж в нашем предложении.

 

 

Слайд 3

Имя существительное – это самостоятельная часть речи.

Имя существительное обозначает предметы и отвечает на вопросы Кто?, Что?

На вопрос Кто? – одушевленные, на вопрос Что неодушевленные имена существительные

Слайд 4

  сущ                               сущ.            сущ       сущ

Марина нап.сала с.ч.нение о з.ме и ос.ни.

Главным (подлежащее) и второстепенным.

Одушевленные, неодушевленные, род (ж.р., м.р., с.р.)

  сущ                               сущ.            сущ       сущ

Марина написала сочинение о зиме и осени.

 одуш                             неодуш        неодуш   неодуш

 ж.р.                                   с.р.             ж.р.          ж.р.

 ед. ч                                         ед.ч               ед.ч             ед.ч

Число и падеж.

 

6 падежей. И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п. П.п.

  1. Найти слово, от которого можно задать вопрос к существительному.
  2.  Ставлю вопрос.
  3. По вопросу определяю падеж.

  сущ                               сущ.            сущ       сущ

Марина нап.сала с.ч.нение о з.ме и ос.ни.

 одуш                             неодуш        неодуш   неодуш

 ж.р.                                   с.р.             ж.р.          ж.р.

  И.П                                         В.п.               П.п.            П.п.

    ед.ч                                         е.ч.              ед.ч              ед.ч.

                     

4. Выявление места и причины затруднения

Постановка проблемы

Цели:

-выполнить реконструкцию выполненных операций и зафиксировать в языке шага, где возникло затруднение;

-соотнесение своих действий  с алгоритмом.

Замечательно, ребята, молодцы. Вот только я заметила какую то странность, а может мы ошиблись когда списывали предложение.

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные в словах о зиме и осени?

Можем ответить на этот вопрос?  

 

Физминутка

 

 

Нет.

5.Построение проекта и выхода из затруднения

Цели:

-устранить возникшее затруднение с помощью учебных действий, направленных на реализацию цели.

- Переходим к следующему этапу урока по плану:

  1. Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.  

       

- Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:

- Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование. Работа в группах

 На слайде слова:

ПАПА, ДЯДЯ, МАМА, ТЁТЯ, ДОМ, САРАЙ, КОНЬ, ПОЛЕ, ОКНО, НОЧЬ, СТЕПЬ

- Прочитайте слова, найдите в них общее

 

- Давайте разделим эти слова на  группы, ориентируясь на указания:

  • Назовите существительные женского рода с окончаниями – а, -я.

  • Назовите существительные мужского рода с окончаниями – а, -я. 

  • Прочитайте  оставшиеся существительные мужского рода, выделите в них окончания  

  • Назовите существительные среднего рода.

  • Определите род оставшихся существительных.

На слайде появляются слова:

         

     

Ребята сколько групп существительных у нас получилось?

А кто  знает, как называются в русском языке эти группы существительных?

А чтобы узнать, я предлагаю поработать по таблице Шульте. Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.

адрес

1

2

3

4

5

А

с

су

ме

не

ль

Б

ще

к

т

ны

н

В

ни

ви

ло

е

и

Г

х

ни

те

ри

я

А1, Б2, В3, А4, Г2, В4.

Как назовем нашу таблицу?

Значит, какая тема нашего урока?

Какая цель нашего урока?

 

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

Слайд 5

Имена  существительные  в ед. числе

мама, тётя

папа, дядя

дом, сарай, конь

поле, окно

ночь, степь

Слайд 6

Ж.Р.     М.Р.               М.Р.     СР.Р.                Ж.Р.

мама   папа             дом        окно               ночь

тётя     дядя             сарай     поле              степь

Три

Не знаем.

Слайд 7

СКЛОНЕНИЕ

 Слайд 8 

«Склонение имён существительных» Слайд 9

«Склонение имён существительных»

Варианты ответов детей.

5.Реализация проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

-решить типовое задание в форме коммуникативного взаимодействия  в группах с проговариванием алгоритма действия

По плану у нас:

  1. Применяем новые знания.  

                                                 

Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

 

 Кто может ответить?  

   

Как будем действовать, чтобы определить склонение существительных? Давайте вместе составим кластер.

 Определите склонение остальных существительных в предложении по алгоритму.

 

 

 Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые?

Они разного склонения.

http://festival.1september.ru/articles/583332/1.gif

Марина написала сочинение о зиме и осени.

Марина – нач. ф. Марина – ж. р. – окончание –а – 1 скл.,

сочинение – нач. ф. сочинение – ср. р. – окончание –е – 2 скл..

6. Самостоятельная работа

Цель:

-выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку,

-осуществить ситуацию успеха

Практическая индивидуально-групповая работа

Задание по выбору

  1. с. 142 упр. 160
  2.  Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло. – 1 скл.
Стена
, сверло, озеро. -  2 скл.
Скворец,
гора, звонок.- 2 скл
Вьюга, ласточка,
рысь. – 1 скл
Дочь,
конь, ночь. – 3 скл.

Площадь, пристань, олень. – 3 скл.

Весло, поле, вода. – 2 скл

 

Слайд 10

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

Закрепляем полученные знания.

 Слайд 11

Мышь – 3 скл., сердце – 2 скл., ель – 3 скл., солнце – 2 скл., компьтер – 2 скл., корзина – 1 скл., мужчина – 1скл.

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками  собственной учебной деятельности на уроке

4.  Подводим итог:

Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

Удалось ли нам добиться поставленной цели?

 

 - Какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению?

- Как определить склонение существительного?

Самооценивание своей роботы на уроке.

Выставление оценок.

 

Постоянный

Да, мы установили отличительные признак имён существительных разных склонений и научились определять склонение существительных в косвенных падежах.

Ответы детей

Нужно поставить существительное в начальную форму, определить род и выделить окончание.)

9. Инструктаж Д/з

с. 143 упр 161

Д.м. с. 38 упр 72

по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...