« Правописание слов с непроизносимыми согласными»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok_neproizn_sogl.doc | 84 КБ |
otkrytyy_urok_neproiznosimye_soglasnye_semenitskaya.pptx | 866.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка технологической карты урока
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями. Пример технологической карты урока, разработанной в ГОУ "Прогимназия № 45" г. Москвы, представлен в приложении 1.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся (приложение 2).
Приложение 1
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. учителя: Семеницкая Елена Владимировна
Класс: 3 « А» класс
Дата: 18. 12. 2013 г.
Предмет: русский язык
№ урока по расписанию: № 3
Тема урока: « Правописание слов с непроизносимыми согласными».
Место и роль урока в изучаемой теме: закрепление по теме.
Технология деятельности подхода Метод: проблемно - диалогический
Цель урока: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными
Задачи:(обучающие, развивающие, воспитательные)
Обучающие: продолжать формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы « непроизносимая согласная в корне слова »; тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, используя алгоритм проверки; учить строить литературно – грамотные и распространённые предложения, используя слова с непроизносимыми согласными, работая над созданием мини – проекта на уроке.
Развивающие: развивать умение видеть данную орфограмму в словах с непроизносимыми согласными, развивать орфографическую зоркость раннее изученных орфограмм, развивать умения находить различие в особенностях проверочных слов при проверке парного согласного звука и непроизносимого согласного
Воспитательные: воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать – соблюдать правила работы в группе); воспитывать позитивно – ценностное отношение к окружающему миру и людям, почитать обычаи и традиции своей семьи и Родины, воспитывать желание учиться
Оборудование: учебники: А. В. Поляковой, А. В. Игнатьева: «Словарь по русскому языку»; компьютер, мультимедийный проектор; карточки с индивидуальным заданием для групповой работы проектной деятельности, алгоритм – правила, плакаты
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный мотивация | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | ||||
Постановка темы и цели Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии урока | 8 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске записаны стечения согласных (здн, стл, вств, рдц. лнц, стн) и предложение: Лес_ ница – чуде _ ица бежит сама собой. Словарный диктант: Солнце, лодка, звёздный, зубки, русский, радостный. Разбор слова по составу – заморозки. Фонетический разбор слова – мороз. Разбор предложения: Стоят сильные морозы. по пунктам: 1. Признаки орфограммы. 2.Какие бывают мые 3.Как проверить? 4.Словарь. 5.Проверь себя Слайд 1 (Вспоминаем то, что знаем) | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают [ст] на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма, формулируют тему и задачу урока | |
Закрепление материала Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения | Непроизносимые согласные | 11 | Выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения находить в словах непроизносимые согласные | Грустный портрет Деда Мороза на доске. Работа над словом грустный правило в учебнике | Наблюдение: Грустный – слова синоним Слайд 4 (Решаем проблему,открываем и закрепляем новые знания Слайд 6 (Решаем проблему,открываем и закрепляем новые знания) Работа с текстом (сравнение) | ф | Указывает объект наблюдения | Называют "опасные" сочетания стн Работают со словарём синонимов( 58 - 59 звуков [сн], [зн], непроизносимые согласные буквы ("т", "д"), читают правило Слайд 5, |
Способ проверки Реализация построенного проекта | Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфограммы Алгоритму проверки слов с непроизносимыми согласными в корне | Для сравнения предлагается слова Слайд 7 (Сравниваем свой вывод с авторским) правило в учебнике с 115, 116, 119 Слайд 10 (Закрепляем новые знания. Развиваем умения) Игра:Забей гол | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | ф, п | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают упр 243 на с.122 выделяют слабую позицию, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике ( с. 115, 116. 119, Сравнивают написания слов упр. 245 с. 123 Объясняют различие в особенностях проверки парн. согл. и непроизн. согл. | ||
Проверка понимания способа действия | Работа на интерактивной доске Слайд(Вставьте подходящие сочетания: стн, здн, лнц –работа в группах Слайд Найди провер.слово | Доказательство | ф | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написание слов | |||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи материала | 10 | Освоение способа проверки | Листы со словами для 3 групп (3 набораслов). Пример одного набора слов: "чудесный" ,праздник»., «прекрасную», «радостно», «звёздочки» «счастливы» На планете весь народ Любит торжество праздник Новый год | Самостоятельная работа – мини-проект : «Весёлый Новый год» рефлексия. контроль | г | Проводит инструктаж работы в группах обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. Дед Мороз остался доволен результатами вашей самостоятельной работы. Он снова улыбается –радостный. Помогите исправить стихотворение Дедушки Мороза | Рассказывают правило работы в группах. Учащиеся самостоятельно работают Производят взаимопроверку, оценивают себя Вывод: « Мы все хорошо усвоили» Учащиеся рассказывают , что означает слово праздник с древнерусского | |
Самопроверка | 4 | Выявление словарных слов Осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы | Слова : поздно звёздное прекрасно чудесно | Чтение составленных предложений самопроверка. самооценка | г и | Работа на интерактивной доске Диктует слова Составь предложения с этими словами | Читают хором с листов групповой работы Производят предварительную оценку работы. Произносят предложения, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку | |
Подведение итогов Рефлексия учебной деятельности | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | План на доске. составленный в начале урока Появляется Дед Мороз, раздаёт подарки учащимися Сладкая выпечка - Буквы (Т.Д, Л) | Рефлексия, контроль | ф | Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки Если, вы выполнили все задания без ошибок,украсьтевашу ёлку красными шарами Если у вас возникали вопросы, украсьте ёлку синими шарами. Если вы не справились с вопросами, то украсьте ёлку жёлтыми шарами. | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения Рефлексия Учащиеся заполняют Рефлексивную карту учащихся Затем оформляют Новогоднюю ёлку |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):
обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала /отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть):
репродуктивный, продуктивный
Оценка достижения целей урока:
урок достиг поставленных целей
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения... Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Диктует. Дает: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей... Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о... Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в... Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова и т. д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие... Выявляют закономерность... Анализируют... Определяют причины... Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают... Читают текст. Читают план описания... Подчеркивают характеристики... Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют... Слушают доклад, делятся впечатлениями о... Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспоминаем то, что знаем Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных . Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? О чем заботилась вторая сестра-орфограмма? Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна ? Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.
Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова. Как они называются? Что обозначает каждое слово? Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили? Какой вопрос возникает? Сравните свою формулировку вопроса с авторской. весть – [в , э ́с , т , ] вестник – [в , э ́ с , н , ик] известный – [ изв , э ́ сный , ] Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?
Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный. Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится. Решаем проблему, открываем новые знания Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? Как можно назвать эти согласные? Почему звуки [ т ] и [ д ] не произносятся? Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д . ездить наез д ник езда грус т но поезда грус т ный грусть грустит Сделайте вывод: Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему ?
Решаем проблему, открываем новые знания В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [ стн ] , [ здн ] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [ т ] и [ д ] , но могут быть и другие звуки
Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного? Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом? Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными? Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки. капуста, капустный (лист) капустница Решаем проблему, открываем новые знания звезда, звезды, звездочка звездный звездолет Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук?
Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым. Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма. Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести Сравниваем свой вывод с авторским
3. Пишу слово. 4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму. Гигантский - гиганты Применяем новые знания. Развиваем умения 1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [ сн ] , гигантский – звуки [ нск ] 2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный . [ сн ] Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной. [ нск ] Гигантский – гиганты. Появился звук [ т ] . Надо писать гигантский. По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове? Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать? Как обозначить орфограмму.
Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему? Спишите, обозначь орфограмму. Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Применяем новые знания. Развиваем умения Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный
Закрепляем новые знания. Развиваем умения
Орфограмма буква парного согласного в корне слова Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы? Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм? Итог урока Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова кот подушка мышка сердце солнце ванна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....
Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...
Тест по русскому языку на тему:«Правописание слов с непроизносимыми согласными в слове». 3 класс. УМК: «Школа России».
Тест помогает проверить знание правила по теме и его практическое применение....
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Правописание слов с непроизносимым согласным в корне слова Канакина 3 класс
Урок проблемно деятельностной технологии...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...