Знакомство с учебником "Русский язык". Язык и речь, их значение в жизни людей. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока и презентация. 1 класс. Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._k.doc | 91.5 КБ |
pr.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
учителя начальных классов МБОУ СОШ №4
Терентьевой Н.В.
Предмет: Русский язык
Класс: 1
Дата: 26.02.2020
Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей».
Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.
Планируемые результаты
предметные:
- уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
- личностные:
- проявлять интерес к родному языку;
- выполнять правила поведения ученика на уроке;
- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, учебник « Русский язык» : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; тетрадь на печатной основе «Русский язык»: 1 класс: В.П. Канакина; рабочая тетрадь.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный: слово учителя | 1 мин | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль у тебя в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверил? Ну тогда садись! И с усердием трудись! | Эмоционально настраиваться на работу. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. | Минутка чистописания | 1 мин | Запись даты, показ образца чистописания: я яя яг яз ям ся ня вя тя ял | Работать над чистописанием. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
3. | Актуализация знаний. Фронтальный опрос Словесный: Слово учителя Словесный: учебный диалог | 10 мин | Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение) - Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки. (Слайд 2)
Ну конечно … (карандаш).
Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет, сеет семена Не на поле, не на грядке – На листах твоей тетрадки. (Ручка)
Нам потребуются …(краски).
Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)
И встретимся с героями В строчках, на листочках, Где станции на точках. (Книга)
Я сама прямая. Сделать новую черту Всем я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? (Линейка) - Какое слово у вас получилось? (Русский) - Запишите в тетрадь с «красной» строки. - Прочитайте слова. (Слайд3) Пенал, тетрадь, язык,портфель. - Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.) - Что может обозначать это слово? (Язык во рту, английский язык, язык пламени, язык в ботинке, язык у колокольчика…) (Слайд 4) - Что объединяет все эти предметы? (Везде язык.) - Какое это слово? (Многозначное.) - Запишите его в тетрадь рядом со словом русский. - Соединим 2 слова и получим русский язык.(Слайд 5) - Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: « Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать. - Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу? (Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.) - Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы). - Прочитайте, что написано под названием книги. (Русский язык). - Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.) - Давайте поприветствуем наш новый учебник и запишем в тетрадь это приветствие. Здравствуй, русский язык. - Дома вы рассмотрели учебник. Откройте его на с. 3. - Прочитайте обращение авторов к первоклассникам (с. 3) - С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.) - Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.) - На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас. - А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.) | Знакомиться с учебником Отгадывать загадки Заполнять кроссворд Отвечать на вопросы, выполнять задания учителя, записывать слова в тетрадь. Объяснять, что такое язык. Записывать приветствие в тетрадь. Читать обращение авторов учебника, отвечать на вопросы. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: строить речевые высказывания в устной форме Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции |
Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Словесный: слово учителя | 5 мин | - Прочитайте название раздела на с.5. (Наша речь.) - Выскажите свои предположения о том, что такое речь. - Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.) - Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.) - Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.) | Работать по учебнику Участвовать в учебном диалоге Объяснять, для чего нужна речь Слушать речь учителя Определять тему и цель урока | Р: принимать и сохранять учебную задачу. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; | |
Физкультминутка | 1 мин | Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вдохнем, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали, Вверх на солнце посмотрели, И их все лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали маленькими дети. А потом все дружно встали – Великанами мы стали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали. | Выполнять движения | Л: установка на ЗОЖ | |
Решение частных задач Словесный Фронтальный диалог Наглядный: работа с иллюстрацией Практический: работа по упражнению Наглядный: работа с иллюстрациями Практический: выполнение уст. задания | 15 мин | - Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?») - Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.) - Из чего состоит наша речь? (Из слов.) - Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.) -Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? - Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.) - Почему? (Животные издают звуковые сигналы.) Работа с учебником (с. 6, упр. 1) - Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.) Работа с учебником (с. 6, упр. 2) с опорой на схему и рисунки (с. 5 ) - Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок? - Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? - В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? Работа со слайдами презентации: 1. Мальчик с девочкой разговаривают. (Говорение.) Слайд 6. 2. Дети слушают учителя. (Слушание.) Слайд 7. 3. Девочка пишет письмо. (Письмо.) Слайд 8. 4. Мужчина читает книгу. (Чтение.) Слайд 9.
- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя? - На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь.) - Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь - есть один из главных способов общения людей друг с другом.) |
Отвечать на вопросы учителя Работать по иллюстрации Читать высказывания Л.Успенского Высказывать свое мнение Работать с рисунками и с карточками Участвовать в учебном диалоге Читать сведения Делать правильные выводы | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений | |
5. | Самостоятельная работа | 6 мин | - Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1. - Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки? – Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи? (Дети, которые быстро справятся с работой, списывают в тетрадь предложение: Хорошую речь приятно слушать.) | Самостоятельно выполнять задания Участвовать в проверке задания | Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
6. | Итог урока Словесный: учебный диалог Фронтальный опрос | 5 мин | - Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом.) - Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) - Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.) - Что можно отнести к говорению? - Что можно отнести к слушанию? - Что можно отнести к чтению? - Что можно отнести к письму? - Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.) | Подводить итоги урока Отвечать на вопросы по изученной теме Высказывать свое мнение | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнени |
7. | Рефлексия Словесный: ответы на вопросы | 1 мин | Закончите предложения: Сегодня я узнал … Мне было интересно … Я выполнял задания …. | Осуществлять рефлексию | Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
Самоонализ | |||||
Достижения: | Сложности: | Предложения: | |||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор шаблона Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Используемые источники: http://s49.radikal.ru/i125/0808/11/03a5b123776c.jpg сова с книгой к а р а н д а ш 1 2 5 4 3 7 6 р у ч к а к р а с к и ч а с ы а з б у к а к н и г а л и н е й к а
Автор шаблона Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Используемые источники: http://s49.radikal.ru/i125/0808/11/03a5b123776c.jpg сова с книгой Пенал, тетрадь, язык, портфель Найдите лишнее слово
Многозначное слово. Что объединяет все эти предметы? Придумайте предложение с любым словом.
Автор шаблона Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Используемые источники: http://s49.radikal.ru/i125/0808/11/03a5b123776c.jpg сова с книгой РУССКИЙ ЯЗЫК
Автор шаблона Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Используемые источники: http://s49.radikal.ru/i125/0808/11/03a5b123776c.jpg сова с книгой говорение Виды речи
Автор шаблона Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Используемые источники: http://s49.radikal.ru/i125/0808/11/03a5b123776c.jpg сова с книгой слушание Виды речи
Автор шаблона Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Используемые источники: http://s49.radikal.ru/i125/0808/11/03a5b123776c.jpg сова с книгой письмо Виды речи
Автор шаблона Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Используемые источники: http://s49.radikal.ru/i125/0808/11/03a5b123776c.jpg сова с книгой чтение Виды речи
Автор шаблона Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Используемые источники: http://s49.radikal.ru/i125/0808/11/03a5b123776c.jpg сова с книгой чтение слушание говорение письмо Устная речь Письменная речь
К нам в гости пришёл Незнайка. Незнайка гулял и съел много мороженого и теперь он не может говорить, у него ангина. Незнайка воспользовался письменной речью и написал нам загадки.
Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Незнайка? Письменной речью.
.) Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают? Без языка живет. Не ест и не пьет, А говорит и поет. Радио Эта речь… устная
Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей. Газета Эта речь… письменная
Поверчу волшебный круг – И меня услышат вдруг. Телефон Эта речь … устная
Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет. Ручка Эта речь… письменная
Дополните предложения: Человек владеет … (речью). Речь нужна для того, чтобы … (общаться с другими людьми). Она состоит из … (предложений). Речь бывает … (устная и письменная).
Речь человека должна быть вежливой , уважительной . Вежливо общаться нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.
Презентацию составила Терентьева Наталья Викторовна учитель начальных классов М БОУ СОШ № 4 г. Егорьевск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша речь. Её значение в жизни людей.
Методическая разработка урока«Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс...
Знакомство с новым учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни людей.
Цель: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевого общения....
"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)
"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...
Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)
Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой. Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....
Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать ...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК «Школа России»Тема: Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей...