Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное" (программа "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Знакомство с новым материалом - блоком при помощи наглядного пособия (цветок ромашки - у каждого ученика). Развитие самостоятельности суждений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: Имя существительное.
Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», его морфологических признаков, развитие речи и мышления, самостоятельности.
Ход урока.
I. Орг. момент. Рабочий настрой.
Перед каждым учеником цветок ромашки с желтой сердцевиной.
Наша цель: собрать в тетради из отдельных лепестков этот чудесный полевой цветок – ромашку (в ходе урока карандашом на полях рисуют контур ромашки по мере узнавания учебного материала).
II. Изучение нового материала с закреплением.
Итак, начнем с сердцевины цветка.
- Какую часть речи представляет собой ромашка?
- Что обозначает эта часть речи?
- На какие вопросы отвечает?
Все это нам уже знакомо, поэтому нарисовать сердцевину цветка в тетради вам будет легко. Но нарисовать вы можете в том случае, если сумеете повторить про себя с закрытыми глазами все, что сейчас узнали (на полях рисуют кружок).
Проверим, как вы усвоили эту часть урока. Я прочитаю слова из стихотворения, а вы должны найти и записать из него существительные. Кто найдет все, тому дается право прочитать первый лепесток.
Маленькое солнце на моей ладошке.
Белая ромашка на зеленой ножке.
1 лепесток. – Какие бывают имена существительные?
- Как их следует различать?
Закрепление лепестка в игре «Кто? что?» (Кто - красный светофор, что? – зеленый) огурец, учитель, девочка, горох, ученик, морковь, карандаш)
-Что это за слова? (словарные)
- Какие 2 группы? (школа, огород)
- А какие 2 группы существительных различают? (одушевленные, неодушевленные)
Каждый напишет свои примеры. Мы справились с заданием. К кружочку подрисовываем один лепесток.
2 лепесток. – На какие 2 группы можно разделить имена существительные?
Городов много, а Москва одна. Это её собственное имя. Назовите собственное имя нашего города (Воркута), река, на которой стоит столица нашей республики (Вычегда). У вас у каждого есть свое собственное имя, назовите.
- Какие существительные вы называли? (собственные)
- А какие называла я? (нарицательные)
Самостоятельная работа.
Надо списать имя существительное нарицательное и дописать к ним подходящие имена существительные собственные:
поселок, девочка, река, собака
Бим, Советский, Уса, Варя Свой пример.
С заданием справились. Можно пририсовать 2 лепесток.
3 лепесток. – Попробуйте восстановить опору:
Имена существительные бывают мужского, …, и … рода, он (мой) … род, она (моя) … род, оно (моё) … род.
Послушайте загадку, здесь 3 отгадки. К ним подставьте слова-помощники и попробуйте определить род:
Один льет, другой пьет, третий растет.
(дождь – м.р., земля – ж.р., растение – ср.р.)
Пририсовываем 3 лепесток.
4 лепесток.
Правило легкое, потому сумеем справиться с заданием посложней. От существительного единственного числа надо образовать существительное множественного числа.
ед.ч. мн.ч.
медведь
волк
белка
синица
- Какая пара существительных оказалась лишней? Почему? Если сами допишете одну пару существительных, можете пририсовать 4 лепесток.
5 лепесток. Он для вас еще трудней.
Посмотрите таблицу.
Имя существительное
м.р. ж ш ч щ ж.р.
ед.ч. ь
И послушайте сказку.
Жили - были три рода: мужской, женский и средний. Однажды средний род услышал спор. Спорили мужской род и женский. Они никак не могли поделить мягкий знак среди шипящих согласных букв: ж, ш, ч, щ. И тогда средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите мягкий знак женскому роду!» На этом спор мирно закончился. Рыцари уступили женскому роду мягкий знак. С тех пор в именах существительных женского рода в единственном числе после шипящих ж, ш, ч, щ пишется ь, а в именах существительных мужского рода он отсутствует.
Игра «Кто это? (закрепление правила)
В отгадках объясните, где нужно писать Ь. (рисунки)
- Маленький колючий зверек, живущий в лесах? (Еж)
- Грызун, живущий в поле и уничтожающий зерно? (Мышь)
- Птица, прилетающая весной первой? (Грач)
- Белый, душистый, весенний цветок? (Ландыш)
- Часть суток, наступающая вслед за вечером? (Ночь)
Рисуем 5 лепесток.
6 лепесток. Этот лепесток еще труднее.
Посмотрим на него. Имена существительные бывают 3-х склонений. Какие же существительные к какому склонению относятся мы сейчас разберем.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
м.р. и ж.р. м.р.и ср.р. ж.р.
-а, -я -о, -е ь
Давайте вместе придумаем существительные 3-х склонений и запишем в три столбика.
сестра день тетрадь
дядя поле дочь
земля окно ель
III. Итог урока.
Посмотрите каждый на свой цветок.
- Какой лепесток вы запомнили?
- Кто, что нового узнал об имени существительном?
- Какой лепесток больше всего понравился?
Это только одна сторона цветка. А с другой стороной мы познакомимся позднее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Что такое глагол? Школа России.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.Учитель: Козлова Татьяна ВалерьевнаПредмет: русский языкКласс: 2Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс ...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Местоимение. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении; знакомство с его значением и употреблением в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать: определение местоимения; примеры местоим...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Местоимение. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений; употребление местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать: дл...
Конспект урока русского языка 3 класс, «Личные местоимения», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Личные местоимения»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями. Пл...
Конспект урока русского языка 3 класс, «Времена глаголов», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Времена глаголов»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов в речи; ознакомление с временами глаголов....