Правописание частицы "НЕ" с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Федченко Марина Владимировна

Разработка урока по русскому языку "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 6

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ

Конспект урока русского языка

 в 3 классе по теме:

«Правописание частицы «не»

с глаголами»

Подготовила:

 учитель начальных классов

Федченко Марина Владимировна

Краснодарский край, г. Горячий Ключ,

 ст. Саратовская, ул. Остров, д. 35

т. 8(928)2369090

e-mail: marfedchenko@mail.ru


Цели:

  • Познакомить с отрицательной частицей  «не».
  • Развитие умений писать глаголы с частицей «не», графически обозначать орфограмму.
  • Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов

Ход урока

  1. Актуализация знаний
  1. Организационный момент

Словарная работа.

  1. Стихотворение Александра Шибаева.

– Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок.

– Что общего между словами платье и платок? (Часть плат). Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». http://www.efremova.info/word/plat.html#.Uy7ihMG9pj0

 Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например:

«Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или

 «А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок).

– Как вы запомните правописание слов платок, платье?

2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:

Прил. – платок             платок – сущ.

Глагол – платок

(Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.)

Повторяем то, что знаем.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f1dd866-c1f1-4269-8c7f-7daa30cc9622/%5BNS-RUS_3-26%5D_%5BIM_052%5D.swf

  1. Формулирование проблемы

– Попробуйте подобрать название к стихотворению.

Завести велели мне                       Я согласен даже не

Новые привычки:                           Рисовать на карте!

Никогда девчонок не                     И согласен даже не

Дёргать за косички!                     Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не             Но не смейте делать мне

Драться за обедом!                      Никаких упрёков,

На уроках больше не                    Если даже я и не

Говорить с соседом!                    Выучу уроков.

После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не».

– Как вы думаете почему?

– Что же обозначает это слово?

– Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?

– Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)

Запись темы на доске.

– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.)

– Составим план урока.

III.  Изучение нового

1. Наблюдение над употреблением частицы не.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38d10548-311e-4921-ac5c-cfb5996643d8/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BIM_056%5D.swf

Запись на доске:

Успела – не успела

Написала – не написала

– Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.)

– Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4a228e5-4326-4ecd-a029-ecc5ed0a8894/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BMA_058%5D.swf

  1. Чтение правила в рамке учебника на с. 112.

Работа с правилом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db85b957-9279-4824-ab47-4680ed9e3eab/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BQS_057%5D.html

4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112).

– Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.)

– Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!)

– Это для вас закон.

  1. Развитие умений

1. Упр. 361

а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо.

б) Запись пословиц по вариантам.

I вариант: первые 3 пословицы;

II вариант: 3 следующие пословицы.

2. Упр. 362

3. Упр. 363

4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/81b9e499-1262-4069-896e-df466d48d6b8/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BQS_060%5D.html

V. Итог урока

http://pedsovet.su/load/28-1-0-38648

– Изобразите изученную орфограмму в виде схемы.

  1. Домашнее задание

Упражнение 7, с. 119.


Источники информации:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х ч. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2013.
  2. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 3 класс, автор: Л. Ю. Комиссарова
  3. Методические рекомендации для учителя по русскому языку 3 класс, авторы: Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева
  4. http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2013/1/9/russkij-yazyik-3-klass.docx
  5. http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/382


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...

Презентация "Правописание суффиксов глаголов"

Данная презентация была использована на уроке русского языка  в 4 классе по программе "Школа 21 века"...

Презентация и конспект урока по теме: Закрепление правописаний окончаний глаголов 2 лица единственного числа

На данном уроке активно применяется  исследовательская деятельность учащихся....

Конспект урока по теме: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа

Тема: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа:Главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего п...

Тренажёр правописания окончаний глаголов (в 2-х вариантах) 4 класс

Тренажер используется для закрепления навыка правописания глагольных окончаний. Сигналами "+" и "-" ученик получает информацию о каждом шаге выполнения задания и видит растущую оценку в баллах. Таким ...

Открытый урок русского языка в 4 классе Тема « Правописание суффиксов глагола»

Правописание суффиксов глагола  -ова (-ева), -ыва (-ива)....

Правописание окончаний глаголов

Правописание окончаний глаголов(закрепление)...