Слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Урок соответствует требованиям ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_uchitel_goda.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

 1 класс, УМК «Перспектива» (ФГОС)

Учитель: учитель начальных классов Кюкяйской СОШ Спиридонова Варвара Авдеевна

Тема урока: Слова, отвечающие на вопрос кто? и что?

Цели урока:

1.        углубить представления детей о словах, отвечающих на вопрос кто? и что?        обогащать речь детей словами – нравственными характеристиками.

3.        учить различать и употреблять в речи слова, противоположные по значению.

Формируемые УУД:

1.        Познавательные логические УУД: формировать умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, умение устанавливать аналогии на предметном материале; учить операции классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале.

2.        Познавательные общеучебные УУД: формировать. умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;

3.        Регулятивные УУД: формировать умение выделять и сохранять цель, заданную в виде образца-продукта действия, развивать ориентацию на образец и правило выполнения действия, формировать умения контролировать, корректировать, оценивать.

4.        Знаково-символические УУД: формировать умения создавать элементарные модели, отображающие учебный материал и преобразовывать предлагаемые модели.

5.        Коммуникативные УУД: развивать умение работать в паре, умение слушать и понимать других, контролировать, корректировать действия партнера; создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка.

Планируемые результаты урока:

Научить определять слова, отвечающие на вопрос кто и что? Выделять из текста слова, отвечающие на вопрос кто? и что?

Ресурсы:

Учебник «Русский язык: 1 класс»  УМК «Перспектива»

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки со словами, оценочные листы, цветные карандаши,

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность

учащегося

1.

Организационный момент

Познавательные общеучебные УУД

Психологический настрой детей на урок, проверка технической готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы будете выполнять задания, отвечать полными ответами на вопросы, писать грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы своих друзей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

- Сегодня  мы побываем в гостях у сказки

Угадайте героя сказки (Красная шапочка)

Кто написал эту сказку?

Какие сказки Шарля Перро вы знаете?

Сегодня вы будете работать парами. И оценивать свои действия  будете тоже парами.

2.

Целеполагание и мотивация

Познавательные логические и регулятивные УУД, знаково-символические УУД

Классификация по единому признаку

-Красная шапочка дала мне корзину. Как вы думаете, что здесь находится?

- Здесь находятся слова. Вам надо распределить эти слова в 2 группы, а по какому признаку, вы должны догадаться сами (дети достают слова из конвертов, работают  парами)

(солнце, деревня, мать,  кувшин,  корзина, волк, белка, бабушка, дровосеки, Красная Шапочка, ромашка)

Как вы распределили слова?

2.Проверка выполнения задания и оценивание своей деятельности

Проблемная ситуация с растением

 - У вас получилась ромашка

-Куда вы поместите само слово ромашка?

-Кто хочет доказать своё мнение?

-Где проверить выводы?

- Готовясь к уроку, я тоже задала себе этот вопрос. А ответ нашла в ЭНЦИКЛОПЕДИИ «БИОЛОГИЯ». Вот что там написано

- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

- Так в какую группу мы определим слова « ромашка»?

На ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ отметьте кружок зелёного цвета, если ваша пара выполнила задание правильно и самостоятельно, жёлтого, если требовалась помощь, красного, если были ошибки.

Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

Оценивают свою работу

3.

Актуализация знаний

Познавательные логические и регулятивные УУД

В русском языке такие группы называют по – другому.

- Может кто из вас знает?

( одушевлённые- неодушевлённые).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какова тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи мы поставим перед собой? ( на доску вывешиваются опорные слова учебных задач: узнать, закрепить, применить полученные знания ).

Формулируют  тему урока. Ставят учебные задачи

4.

«Открытие» нового знания детьми

Познавательные логические, общеучебные и регулятивные УУД

Когда Красная  Шапочка  шла по самой длинной дорожке, что делал в это время волк?

Он вам тоже приготовил трудное задание, чтобы вы не смогли помочь Красной Шапочке. Выполним это задание?

 Задание от волка

«Исключи лишнее слово»

- Прочитайте цепочки слов. Определите общий признак данных слов, исключите лишнее слово и запишите его в тетрадь.

•        снег, Снегурочка, снежинка, снежок

(лишнее: Снегурочка – слово отвечает на вопрос кто?)

•        мельница, синица, собака, сорока

(лишнее: мельница – слово отвечает на вопрос что?)

•        вода, заяц, река, зим

лишнее: заяц – слово, отвечает на вопрос кто?

- Что нового узнали из правила?

( не только животные, но и люди)

Объясните значение слова мельница.

(толковый словарь)

Что написано в сказке о мельнице?

сотрудничают  с учителем и со сверстниками.

Умение наблюдать за объектами

Формирование работать с информацией из книги

Формирование умения обосновывать своё мнение, прислушиваться к мнению другого

5

Физкультминутка

По сюжету нашей сказки был создан телевизионный фильм, режиссером которого является Владимир Басов, где Красная Шапочка пела песню. И  сейчас, исполняя припев этой песни, мы сделаем физкультминутку.

(Звучит музыка: слова Юрия Михайлова, композитор Алексей Рыбников)

.  А-а в Африке реки вот такой ширины (руки в стороны),

     А-а в Африке горы вот такой вышины (руки вверх),

     А-а крокодилы, бегемоты (соединяем и разъединяем руки),

   А-а обезьяны-кашалоты (прыжки вверх, пальцы сжать и разжать в кулак ),

   А-а и зеленый попугай (руки в стороны ,машем вверх, вниз).

6.

Первичное закрепление

Коммуникативные УУД

Когда Красная Шапочка  поймала бабочку и сказала:

«Какая красивая бабочка. Я покажу   ее бабушке. Бабушка любит меня»

Работа с предложением

Возьмите ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ   Что на нём записано: слова или предложение? Докажите.

Бабушка любит внучку

- Какие умения мы можем показать после списывания предложения?

( умение делить слова на слоги, ставить ударение, отмечать безударные гласные)

Спишите предложение к себе в тетрадь.

2. Проверка работы по эталону и оценивание своей работы

по эталону ( на доске )

-Самооценивание.

-У кого по какому критерию низкая оценка? Что вы себе порекомендуете?

-Найдём в этом предложении слова и обозначим их условным значком, если они обозначают одушевленный предмет - сердечко, неодушевлённый - солнышко. С комментированием.

-Какие же слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?

Осуществляют наблюдение за объектом в соответствии с алгоритмом

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

Регулятивные УУД

Что случилось с Красной Шапочкой? Если мы сделаем это задание , то поможем  спасти Красную Шапочку и бабушку.

-А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого  я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху нарисуйте сердечко (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? Нарисуйте солнышко (неодушевлённые предметы).

Птица, дом, кровать, ведро, лиса, машина, окно, роза, ученик,  гусь, Маша, котёнок.

Закончите сказку так, чтобы волк не съел  бабушку и Красную шапочку.

сравнивают полученные результаты с поставленной задачей

8.

Рефлексия

Познавательные логические и регулятивные УУД

Ребята, сегодня побывали в сказке, и сказка закончилась счастливым концом.

Вы выполнили все задания и помогли бабушке и Красной Шапочке.

Что мы делали на уроке?

Что мы нового узнали на уроке?

-Какую задачу ставили?

-Мы решили задачу?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

- На оценочной шкале опять оцените свои знания.

дают оценку своей деятельности и деятельности сверстников,

систематизируют, обобщают полученные знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?

Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...