урок русского языка во 2 классе Наблюдение над словами в которых пишется и не пишется буква ь
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Предлагаются способы написания слов с буквой ь и без ь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie_nad_slovami.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение над словами, в которых пишется и не пишется буква ь.

Цели деятельности учителя: способствовать формированию интереса к русскому языку, «живому слову; создать условия для развития умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме, писать ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слов.

Планируемые результаты образования:

Предметные: ставят ударение, различают ударный и безударный слоги; составляют предложения с данными словами; делят слова на части для переноса; видят «опасные места» в словах, изученные орфограммы; пишут ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.

Личностные: объясняют , что получается хорошо, а что – нет (результаты).

Метапредметные (критерии сформированности \ оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Включение детей в деятельность на лично-значимом уровне.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь.

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь.

Откройте тетради: запишите дату, классная работа.

2 ученика работают у доски.

1 – выполняет фонетический разбор слова день.

2 - выполняет фонетический разбор слова денёк.

II. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

 Безголосый он добряк,

 Всё смягчает ...

 (мягкий знак)

Пропишите букву ь, с нижним и верхним соединением (ь ь ьм ьн…)

Словарь. Вспомните и запишите слова с мягким знаком.

Мальчик, сколько, тетрадь, учительница, учитель.

 

- Подчеркните несоответствия буквы и звука.                      

Как надо переносить слова с ь в середине слова? ( ь остаётся на строке)                       Отметка

III. Актуализация знаний.

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Проверка работ учеников.

1 ученик.

- Ребята, у кого есть замечания?

- Как обозначена мягкость согласного звука н? ( ь)

- Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме? ( и е ё ю я)

- Ты умеешь делать ф.р., но допустил …                                                                        Отметка

2 ученик.

- Как ты считаешь, правильно ли ты выполнил задание?

- Назови мягкие согласные в слове.

- Назови несоответствия в слове.

- Молодец, ты правильно выполнил задание…                                                               Отметка

Вывод: мы повторили звуки и буквы, это вам пригодится при изучении нового материала.

IV. Постановка учебной задачи.

Цель. Формулирование темы урока.

Тема нашего урока: Наблюдение над словами, в которых пишется и не пишется буква мягкий знак.

Какую учебную задачу вы поставите перед собой?                                                    слайд

- я хочу узнать, в каких словах пишется ь, а в каких не пишется ь;

- когда пишется ь в середине слова, а когда в конце слова;

- после каких букв пишется ь.

Сегодня у нас будет урок-исследование. Мы с вами составим таблицу, которая поможет запомнить, когда пишется, а когда не пишется буква ь.                                   название таблицы

  1. «Открытие» учащимися новых знаний.

Цель. Познакомить со способами написания и не написания ь в словах.

Распределите слова по группам.

Дверь, дом, удар, уголь, жарь, осень, хлеб, угол.                                             на доске

Назови группы :  с ь           без ь

Вывод: Если слышим мягкий согласный на конце слова, то пишем ь, если слышим твёрдый согласный не пишем ь.                                                                                          на доске

Самопроверка на доске.

Физминутка.

Продолжим наше исследование.

Работа в группах.

Вставьте, где нужно букву ь.

бол…ной

л…итр

д…ен…ки

м…етро

кол…цо

зв…ер…ёк

- В каких словах вставили ь? Почему?

В: - если за мягким согласным следует согласный, то между ними пишется ь.

    - не пишется ь, если после согласного стоит гласная буква.                                   Отметка

Итог по таблице. Сегодня мы знаем 2 условия, когда пишется, а когда не пишется ь в словах. На следующем уроке мы продолжим записывать таблицу.

Эти знания мы применим в диктанте. Не забывайте пользоваться алгоритмом, чтобы не сделать ошибок.

Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи.

Взаимопроверка.

 - Поднимите руки, кто применил знания и не допустил ошибок.

- Кто допустил ошибки? Почему? (не выполнил алгоритм)

  1. Рефлексия.

Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Какую учебную задачу вы ставили перед собой?

Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на свою работу.

V.Домашнее задание.

Дадактич. матер. С 78, упр. 173, 174 по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь. УМК "2100", 2 класс....

урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

данная разработка урока может быть полезной  учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...

Урок русского языка 1 класс "Наблюдение над общим значением однокоренных слов"

Урок разработан по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века». Урок русского языка в 1 классе относится к блоку «Как устроен наш язык».Развитие активности, самостоятельности, инициативы...

Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100

Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...