"Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык
СУФФИКС
Урок 69 (56).
Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Цель:
– развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Орг. момент Ι. Актуализация знаний. | Готовность к уроку – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». – Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 123. – Что вы видите на центральном кадре? – Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.) – Что же получится? (Слово корешок). – Что же такое -ок? (Это суффикс.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифи-цировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. Физминутка | – Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план. 1. Что такое суффикс? 2. Какие бывают суффиксы? 3. Зачем в слове нужен суффикс? – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 1. Упр. 123 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение. Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса. Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске. – Найдите общую часть в словах. (-ок-) На доске записывается: часть слова. – Как она называется? (Суффикс.) – Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.) – Где находится суффикс в словах? (После корня.) На доске записывается: после корня. – Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.) – Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть маленькие предметы.) Запись на доске: новые слова. зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб); лёд – ледок (тонкий лёд); глаз – глазок (маленький глаз); мёд – медок (ласково о мёде). – Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-? (Уменьшительно-ласкательное.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа по учебнику. Упр. 124 – развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы. – Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.) – В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.) – Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-) – Выделите эти суффиксы. На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный. – В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.) – В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.) На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш». – На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану (см. план в начале урока). – Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника после упр. 125. – Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.) – Все ли признаки вы назвали сами? 2. Игра «Побудь волшебником». – Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов. – Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение). | |
V. Домашнее задание. | Упр. 126 |
Деятельность учеников:
– Выделять суффикс в доступных словах.
– Характеризовать роль суффикса в слове.
– Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
– Образовывать слова с помощью суффиксов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суффикс как часть слова. Обозначение суффикса на письме
Содержит разного рода материал...
План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".
План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....
Интегрированный урок по русскому языку «Суффиксы. Знакомство с суффиксом –ищ-"
Комбинированный урок по русскому языку, на котором происходит знакомство с суффиксом -ищ, продолжалось повторение и закрепление раннее изученных суффиксов во 2 классе....
«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»
Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока....
«Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса –ок после шипящих».
Данная презентация составлена к уроку русского языка....
Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.
Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание ...