"Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Брускова Дарья Вячеславовна

Тема урока "Суффикс". Что такое сйффикс? Для чего он служит?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon суффикс67 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СУФФИКС

Урок 69 (56).

Тема:  Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

Цель:

  развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Орг. момент

Ι. Актуализация знаний.

Готовность к уроку

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

– Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 123.

– Что вы видите на центральном кадре?

– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)

– Что же получится? (Слово корешок).

– Что же такое -ок? (Это суффикс.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

Физминутка

– Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое суффикс?

2. Какие бывают суффиксы?

3. Зачем в слове нужен суффикс?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

1. Упр. 123 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.

Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.

Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.

– Найдите общую часть в словах. (-ок-)

На доске записывается: часть слова.

– Как она называется? (Суффикс.)

– Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)

– Где находится суффикс в словах? (После корня.)

На доске записывается: после корня.

– Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)

– Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть маленькие предметы.)

Запись на доске: новые слова.

зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб);

лёд – ледок (тонкий лёд);

глаз – глазок (маленький глаз);

мёд – медок (ласково о мёде).

– Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-?

(Уменьшительно-ласкательное.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику.

Упр. 124 – развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.

– Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.)

– В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)

– Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)

– Выделите эти суффиксы.

На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный.

– В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)

– В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)

На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш».

– На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану (см. план в начале урока).

– Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника после упр. 125.

– Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.)

– Все ли признаки вы назвали сами?

 2. Игра «Побудь волшебником».

– Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

– Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение).          

V. Домашнее задание.

Упр. 126

Деятельность учеников:

Выделять суффикс в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

Интегрированный урок по русскому языку «Суффиксы. Знакомство с суффиксом –ищ-"

Комбинированный урок по русскому языку, на котором происходит знакомство с суффиксом -ищ, продолжалось повторение и закрепление  раннее изученных суффиксов во 2 классе....

«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»

Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока....

«Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса –ок после шипящих».

Данная презентация составлена к уроку русского языка....

Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.

Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание ...