урок развития речи 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
формирования умения работать с картиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 21.69 КБ |
urok_razvitiya_rechi.pptx | 912.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
Тема: Сочиняем басню по картинке
Цель: 1)развитие речи учащихся
2)создание условий для понимания детьми особенностей басни, для практического освоения детьми данного жанра
3)формирование умения работать с информацией (вести наблюдение, получать информацию из общения, рассматривать картину и извлекать информацию, внимательно рассматривая детали картины)
Ход урока:
- Добрый день, дорогие ребята, давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок развития речи
- Из разговора с вашей учительницей, я узнала, что вы на уроках литературного чтения познакомились уже с многими литературными жанрами.
- Напомните, с каким литературным жанром вы работали на прошлом уроке. (это литературный жанр басня)
- Прослушайте аудиозапись и определите жанр произведения. (это басня)
- Как вы догадались? (басня короткая, есть мораль)
- А какая мораль в этой басне? (Вперед чужой беде не смейся, Голубок.)
- Мораль – это нравоучительный вывод, который чётко прописан в басне.
- Я рада, что вы помните….. СЛАЙД
- БАСНЯ – ЭТО КОРОТКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С НРАВОУЧИТЕЛЬНЫМ СОДЕРАЖНИЕМ, ЕСТЬ МОРАЛЬ)
- Вы услышали название этой басни? («Чиж и голубь»)
- Может, кто- то из вас вспомнит, кто написал эту басню? (И.А. Крылов ) (ПОРТРЕТ Крылова) СЛАЙД 2
- Молодцы! Действительно, как можно говорить о баснях и не вспомнить известного сочинителя - баснописца Ивана Андреевича Крылова, который подарил нам много нравоучительных басен.
- Ребята, а вы пробовали сочинять басню? (да….легко ли тебе было?
(нет….. – А вы бы хотели научится сочинять басню? (да…)
- Ну что ж, тогда у вас сегодня будет такая возможность, ведь тема нашего урока «Сочиняем басню по картине» СЛАЙД 3
- Приступаем к работе. Откройте учебник, по закладке.
-Мы пришли с вами в «Музейный дом»
-Прочитайте название картины и художника. («Кошка в клетке» Готфрид Минд)
- Какие отношения между кошкой и мышкой в обычной жизни?
Кошка сильнее, мышка слабее.
-Рассмотрите картину.
- Чтобы рассмотреть все детали, можете воспользоваться лупой.
СЛАЙД (картина)
-Что необычного вы видите на картине? (кошка сидит в клетке)
- И что? Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?
Кошка слабее, мыши сильнее.
- Как ведут себя мыши? (спокойно, не боятся, занимаются своими делами, не испуганы, с интересом наблюдают за кошкой, рассматривают её)
- Найди мышей, которые рассматривают кошку.
-Покажи, где ты увидел… (1)мышонок, который сидит на дереве, всматривается, вытянув шею) 2)два мышонка внизу повернули мордочки 3)радом маленький мышонок, прижался и тоже рассматривает кошку 4)позади клетки ещё один 5)один мышонок направляется прямо к клетке, 6)один мышонок пытается взобраться на дерево, наверно чтобы получше разглядеть кошку)
- Чем заняты все остальные мыши? (играют, заняты своими делами, играют, чистят шерстку, едят, то есть, заняты мышиной вознёй)
-Как чувствуют себя мыши?
-
Мыши чувствуют себя в безопасности.
- Как вы думаете, как чувствует себя кошка? (она зла, испуганна, встревожена)
-Что помогло вам увидеть это? (детальное рассмотрение кошки)
- Обратите внимание на её позу, спину (выгнула спину, готова к прыжку)
- Рассмотрите её шерсть, (шерсть дыбом)
- А какой у неё взгляд? ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЛУПОЙ (глаза сверкают, злой и сердитый, свирепый взгляд)
-Возможно, кошка даже шипит.
Кошка очень сердита.
ДЕТАЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ КАРТИНЫ ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ВНИМАТЕЛЬНО РАССМОТРЕТЬ ТО, ЧТО ХОТЕЛ ДОНЕСТИ ДО НАС ХУДОЖНИК.
-Как вы думаете, чтобы произошло, если бы клетка сейчас неожиданно открылась? (кошка выскочила бы и напала на мышей)
- А вот Добрая волшебница, глядя на картину, сочинила сказку…
- Я предлагаю вам послушать эту сказку и подумать: какой эпизод изображён на картине.
(Чтение сказки с. 106)
- Вам понравилась сказка Волшебницы?
- Какой момент сказки изображён на картине? (момент, когда кошку обманули и заперли в клетке)
-Как вы думаете, эта сказка похожа на басню? (животные – люди)
- А чем отличается от басни? (слишком длинная, много лишней информации, басня должна быть короткой, нет морали)
СЛАЙД
- Действительно,( сказка длинная, басня короткая, в сказке морали нет, а в басне есть)
-Давайте подумаем, а можно ли из этой сказки сделать басню? (да)
-Какие будут наши действия, если из сказки собираемся сделать басню? (раз сказка длинная, а басня короткая нужно убрать лишнюю информацию, выделить главное, и подобрать мораль)
ПЕРЕСКАЖИ СКАЗКУ КАК МОЖНО КОРОЧЕ (ВЫДЕЛИ САМОЕ ГЛАВНОЕ) |
-Давайте попробуем пересказать сказку .
-С чего началась история?
-Что было дальше?
-Чем закончилась история?
- что необходимо ещё, чтобы получилась басня?
ЗАВЕРШИ БАСНЮ МОРАЛЬЮ (ПРИДУМАЙ СВОЮ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЙ ПОСЛОВИЦУ) |
- Вам нужно будет придумать мораль. О чём она будет? (не делай плохо другим, самому будет плохо)
-Если вам будет сложно придумать мораль, вы можете воспользоваться пословицами. Они лежат у вас на парте.
.
Пересказ сказки. КАК ЭТО МОЖНО СКАЗАТЬ КОРОЧЕ?
Мыши вместе с кошкой жили в старом замке . Мыши стали замечать, что их становится меньше. Кошка отрицала того, что она ела мышей. Тогда мыши по совету Старой Мудрой мыши заманили кошку в клетку. После этого мыши перестали пропадать.
- Теперь я предлагаю пересказать сказку, работая в паре, превратив её в басню. Чем вы должны завершить басню? (моралью)
- Если вы затрудняетесь, как начать басню, вы можете воспользоваться тем как начали сочинять басню Маша и Миша.
- Сейчас мы послушаем одну пару. Вы можете взять с собой карточку.
-Получилась ли у ребят басня?
- Получилась ли басня короткая?
- Как можно было короче?
- Какую мораль вы выбрали?
- Как вы думаете, правильно ли подобрана мораль?
- А кто выбрал такую же мораль?
-Можно ли было выбрать другую мораль?
- А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою басню. Удалось ли вам сочинить басню?
- Выберите магнит и украсьте наше дерево.
СЛАЙД
- Расскажите, что у вас не получилось?
-Что показалось самым сложным? В чём возникло затруднение?
-К сожалению, мы не успели прослушать все басни и на следующем уроке вы расскажите свои басни.
Я рада, что большинство ребят сочинили басню, ну а те ребята у кого пока возникали трудности – не нужно расстраиваться! у вас впереди много уроков и я уверена, что у вас всё получится!
- Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сочиняем басню по картине»
СКАЗКА БАСНЯ ДЛИННАЯ КОРОТКАЯ НЕТ МОРАЛИ ЕСТЬ МОРАЛЬ
СИНИЙ УРОК БЫЛ ИНТЕРЕСЕН, Я ПОНЯЛ(А), КАК СОЧИНЯТЬ БАСНЮ КРАСНЫЙ МНЕ БЫЛО ТРУДНО СОЧИНЯТЬ БАСНЮ, ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ ЖЁЛТЫЙ У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ СОЧИНИТЬ БАСНЮ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
Задачи: Понимать значение речи как средства общения, передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....