урок развития речи 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Аминова Эльмира Рашидовна

формирования умения работать с картиной 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx21.69 КБ
Файл urok_razvitiya_rechi.pptx912.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема: Сочиняем басню по картинке

Цель: 1)развитие речи учащихся

2)создание условий для понимания детьми особенностей басни, для практического освоения детьми данного жанра

3)формирование умения работать с информацией (вести наблюдение, получать информацию из общения, рассматривать картину и извлекать информацию, внимательно рассматривая детали картины)

Ход урока:

- Добрый день, дорогие ребята, давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок развития речи

- Из разговора с вашей учительницей, я узнала, что вы на уроках литературного чтения познакомились уже  с многими литературными жанрами.

- Напомните, с каким литературным жанром вы работали на прошлом уроке. (это литературный жанр басня)

- Прослушайте аудиозапись и определите жанр произведения. (это басня)

- Как вы догадались? (басня короткая, есть мораль)

- А  какая мораль в этой басне?  (Вперед чужой беде не смейся, Голубок.)

- Мораль – это нравоучительный вывод, который чётко прописан в басне.

- Я рада, что вы помните…..    СЛАЙД

- БАСНЯ – ЭТО КОРОТКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С НРАВОУЧИТЕЛЬНЫМ СОДЕРАЖНИЕМ, ЕСТЬ МОРАЛЬ)   

- Вы услышали название этой басни? («Чиж и голубь»)

- Может, кто- то из вас вспомнит, кто написал эту басню? (И.А. Крылов ) (ПОРТРЕТ Крылова)  СЛАЙД 2

- Молодцы! Действительно, как можно говорить о баснях и не вспомнить известного сочинителя -  баснописца  Ивана Андреевича Крылова, который подарил нам много нравоучительных басен.

 - Ребята,  а вы пробовали  сочинять басню? (да….легко ли тебе было?

(нет….. – А вы бы хотели научится сочинять басню? (да…)

- Ну что ж, тогда у вас сегодня будет такая возможность, ведь тема нашего урока «Сочиняем басню по картине»   СЛАЙД 3

- Приступаем к работе. Откройте учебник, по закладке.

-Мы пришли с вами в «Музейный дом»

-Прочитайте название картины и художника. («Кошка в клетке» Готфрид Минд)

- Какие отношения между кошкой и мышкой в обычной жизни?

Кошка сильнее, мышка слабее.

-Рассмотрите картину.  

- Чтобы рассмотреть все детали, можете воспользоваться лупой.

СЛАЙД  (картина)

-Что необычного вы видите на картине? (кошка сидит в клетке)

- И что?   Может ли кошка быть угрозой для этих мышей?  Почему?

Кошка слабее, мыши сильнее.

- Как ведут себя мыши?    (спокойно,  не боятся, занимаются своими делами,  не испуганы, с интересом наблюдают за кошкой, рассматривают её)

 

- Найди мышей, которые рассматривают кошку.

-Покажи, где ты увидел… (1)мышонок, который сидит на дереве, всматривается, вытянув шею) 2)два мышонка внизу повернули мордочки 3)радом маленький мышонок, прижался и тоже рассматривает кошку 4)позади клетки ещё один 5)один мышонок направляется прямо к клетке, 6)один мышонок пытается взобраться на дерево, наверно чтобы получше разглядеть кошку)

- Чем заняты все остальные мыши? (играют, заняты своими делами, играют, чистят шерстку,  едят, то есть,  заняты мышиной вознёй)

-Как чувствуют себя мыши?

-

Мыши чувствуют себя в безопасности.

- Как вы думаете, как чувствует себя кошка?  (она зла, испуганна, встревожена)

-Что помогло вам увидеть это? (детальное рассмотрение кошки)

- Обратите внимание на её позу, спину (выгнула спину, готова к прыжку)

- Рассмотрите её шерсть, (шерсть дыбом)

- А какой у неё взгляд? ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЛУПОЙ (глаза сверкают, злой и сердитый, свирепый  взгляд)

-Возможно, кошка даже шипит. 

Кошка очень сердита.

 ДЕТАЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ КАРТИНЫ ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ВНИМАТЕЛЬНО РАССМОТРЕТЬ ТО, ЧТО ХОТЕЛ ДОНЕСТИ ДО НАС ХУДОЖНИК.

-Как вы думаете, чтобы произошло, если бы клетка сейчас неожиданно открылась? (кошка выскочила бы и напала на мышей)

- А вот Добрая волшебница, глядя на картину, сочинила сказку…

- Я предлагаю вам послушать эту сказку  и подумать: какой эпизод изображён на картине.

(Чтение сказки с. 106)

- Вам понравилась сказка Волшебницы?

- Какой момент сказки изображён на картине? (момент, когда кошку обманули и заперли в клетке)

-Как вы думаете,  эта сказка похожа на басню? (животные – люди)

- А чем отличается от басни? (слишком длинная, много лишней информации, басня должна быть короткой, нет морали)  

СЛАЙД  

- Действительно,( сказка длинная, басня короткая, в сказке морали нет, а в басне есть)

-Давайте подумаем, а можно ли из этой сказки сделать басню? (да)

-Какие будут наши действия, если из сказки собираемся сделать басню? (раз сказка длинная, а басня короткая нужно убрать лишнюю информацию, выделить главное, и подобрать мораль)

ПЕРЕСКАЖИ СКАЗКУ КАК МОЖНО КОРОЧЕ (ВЫДЕЛИ САМОЕ ГЛАВНОЕ)

-Давайте попробуем пересказать сказку .

-С чего началась история?

-Что было дальше?

-Чем закончилась история?

- что необходимо ещё, чтобы получилась басня?

ЗАВЕРШИ БАСНЮ МОРАЛЬЮ (ПРИДУМАЙ СВОЮ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЙ ПОСЛОВИЦУ)

- Вам нужно будет придумать мораль. О чём она будет?  (не делай плохо другим, самому будет плохо)

-Если вам будет сложно придумать мораль, вы можете воспользоваться пословицами. Они лежат у вас на парте.

.  

Пересказ сказки.  КАК ЭТО МОЖНО СКАЗАТЬ КОРОЧЕ?

Мыши  вместе с кошкой жили в   старом замке . Мыши стали замечать, что их становится меньше. Кошка отрицала того, что она ела мышей. Тогда мыши по совету Старой Мудрой мыши заманили кошку в клетку. После этого мыши перестали пропадать.

- Теперь я предлагаю пересказать сказку, работая в паре,  превратив её в басню. Чем вы должны завершить басню? (моралью)

- Если вы затрудняетесь, как начать басню, вы можете воспользоваться тем как начали сочинять басню Маша и Миша.

- Сейчас мы послушаем одну пару.  Вы можете взять с собой карточку.

-Получилась ли у ребят басня?

- Получилась ли басня короткая?

- Как можно было короче?

- Какую мораль вы выбрали?

- Как вы думаете, правильно ли подобрана мораль?

- А кто выбрал такую же мораль?

-Можно ли было выбрать другую мораль?

- А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою басню. Удалось ли вам сочинить басню?

- Выберите магнит и украсьте наше дерево.

СЛАЙД

-  Расскажите, что у вас не получилось?

-Что показалось самым сложным? В чём возникло затруднение?

-К сожалению, мы не успели прослушать все басни и на следующем уроке вы расскажите свои басни.

Я рада, что большинство ребят сочинили басню, ну а те ребята у кого пока возникали трудности – не нужно расстраиваться!  у вас впереди много уроков и я уверена, что у вас всё получится!

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БАСНЯ – ЭТО КОРОТКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С НРАВОУЧИТЕЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ (ЕСТЬ МОРАЛЬ)

Слайд 3

«Сочиняем басню по картине»

Слайд 5

СКАЗКА БАСНЯ ДЛИННАЯ КОРОТКАЯ НЕТ МОРАЛИ ЕСТЬ МОРАЛЬ

Слайд 6

СИНИЙ УРОК БЫЛ ИНТЕРЕСЕН, Я ПОНЯЛ(А), КАК СОЧИНЯТЬ БАСНЮ КРАСНЫЙ МНЕ БЫЛО ТРУДНО СОЧИНЯТЬ БАСНЮ, ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ ЖЁЛТЫЙ У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ СОЧИНИТЬ БАСНЮ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....