Урок по русскому языку 3 класс"Словообразование и словоизменение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Методическая разработка урока 3класс "Словообразование и словоизменение." Первый урок по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoizmenenie_i_slovoobrazovanieva.docx | 66.79 КБ |
pril.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка (3 класс)
Учитель : Куликова Жанна Фёдоровна
Тема: «Словоизменение и словообразование»
Цель: создание условий для ознакомления с понятиями «словоизменение» и «словообразование»;
- способствовать развитию умения образовывать новые слова;
- содействовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся , учить анализу и синтезу, обобщению и сравнению.
- организовать работу по формированию учебной деятельности, навыков контроля и самоконтроля.
-способствовать развитию коммуникативных УУД.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Запишите число, классная работа.
Чистописание.
-Какая буква прописана? Сс
-Что знаете об этой букве?
2.Мотивационно – целевой блок.
«Ах, как нам добрые нужны слова!Слайд 1
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова- дела нужны?
Дела-делами, а слова словами.» (М. Лисянский)
- Как вы понимаете смысл слов автора?
- Но ведь у нас урок русского языка? Слайд 2.
- Какими добрыми делами можно заниматься на уроке русского языка?
Дети:
- аккуратно писать
- активно работать
- быть внимательными
- размышлять
- рассуждать
II.Определение темы урока и постановка учебных задач.
- Как вы думаете. Сколько слов в русском языке? Слайд 3.
Слово слово родит, третье само бежит.(русс.нар.пословица)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
«Если море было бы чернилами, то скорее иссякло бы море, чем слова.»
(Восточная мудрость)
- Что поняли?
Русский язык живой. В нём постоянно появляются новые слова. Одни слова рождают другие.
- Откуда берутся слова?
- Кто их создатель? Слайды 4,5,6.
Попробуйте создать новые слова.
СЛОВО ИЗМЕНЯТЬ ОБРАЗОВАТЬ
- Как можно назвать такую работу одним словом? Слайд 7.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
- Это новая для нас тема?
- Как вы думаете для чего нужно изучать данную тему?
Целепологание.
- Какие задачи поставим на урок?
Дети: - узнать
- сравнить
- различать
- тренироваться
- А где мы можем найти материал по новой теме? От кого узнать?
Дети: - учитель
- учебник
- справочники
- коллективно
III. Исполнительский компонент. (Работа по теме . УД)
1. Доска (карточки)
СКАЗКА СКАЗОЧКА СКАЗКИ РАССКАЗАЛИ СКАЗОЧНИК СКАЗКОЙ ПРИСКАЗКА СКАЗКУ
Разделите слова на две группы. (дети предлагают разные варианты)
Форма слова Родственные
сказка сказочка
сказки рассказали
сказкой сказочник
сказку присказка
Запишите слова 1 группы.
- Чем отличаются? Выделите окончание.
- Что такое окончание?
- Как называется часть слова без окончания?
- Что можете сказать об основе?
- Что произошло со словами?
- Как доказать?
- Откуда узнать?
2.Нам поможет учебник стр. 127.
Прочитайте правило.
- Можете сказать что произошло со словами?
- Почему сделали такой вывод?
- Какие ключевые слова в правиле? ОСНОВА ОДИНАКОВА
Прочитайте слова 2 группы.
- Что можно сказать?
- Каким способом мы получили новые слова?
Выделите окончание , выделите основу.
- Что скажите об основе этих слов? (разные)
- Можем ли мы утверждать что это словоизменение? Словообразование?
- Как доказать?
- Откуда узнать?
Прочитать правило стр 130.
- Можете сказать что произошло со словами?
- Почему сделали такой вывод?
- Какие ключевые слова в правиле? ОСНОВЫ РАЗЛИЧНЫ
- Так что произошло со словами 2 группы?
3.Физ. минутка.
- Какие задачи ставили на урок?
- Что будем делать? (учиться различать)
- Как? (упражняться, тренироваться)
4.Упражнение 252.
Прочитайте задание.
- Вы поняли что нужно делать?
- Какое задание нам нужно сделать?
Самостоятельная работа.
- Чем занимались словоизменением или словообразованием?
- Как доказать?
- Что для этого нужно сделать? (выделить окончание, выделить основу)
5.РАБОТА В ПАРАХ
Карточка №1
Вам даны слова . От данных слов при помощи суффиксов образуйте новые слова. К ОК ИК ЁК ЮШК
ТРОПА
СНЕГ
ДОМ
ОГОНЬ
ПОЛЕ
- Чем занимались?
- Что нужно было сделать чтобы выяснить?
- Как найти основу?
- При помощи какой части слова образовали новые слова? (суффикс)
- Что такое суффикс?
- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (приставка)
- Что такое приставка?
6. -Ребята осталось сложное задание. Можем не успеть. Что предлагаете?
РАБОТА В ГРУППЕ.
Правило как работать в группе? (быстро, дружно, спокойно)
ЦАРЬ РЫБКА БЕЛКА даю слова на листах формата А-4 разного цвета.
- Почему дала 2 листа?
- Почему разного цвета?
Сформулируйте задание.
- Чем займёмся? (словоизменением , словообразованием)
Проверка работы групп у доски.
VI . Рефлексия.
- Ребята по какой теме работали?
-Что узнали? Назовите одно ключевое слово этого урока. ОСНОВА
-Почему основа?
Проверим что запомнили. Что поняли по теме урока?
Выбери нужное утверждение . Из двух ответов выбери правильный.
Тест
- а) Окончание—это изменяемая часть слова.
б) Окончание -- это неизменяемая часть слова.
- а) Основа -- это общая часть родственных слов.
б) Основа -- это часть слова без окончания.
3) При словообразовании.
а) Создаются новые слова.
б) Образуются разные формы слова.
- При образовании новых слов принимают участие
а) Окончание.
б) Приставки и суффиксы.
5) При словоизменении
а) Изменяется только окончание.
б) Изменяется основа слова
Проверка. Слайд 8
А, Б, А, Б, А
Самооценка. Слайд 9
Если без ошибок
Если 1 ошибка
Если 2 и более ошибок
Домашнее задание . Слайд 10
Спасибо за работу на уроке.
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамоте учиться — всегда пригодится .
Тема : Словообразование и словообразование. Цель: Научиться различать родственные слова и формы одного и того же слова.
«Ах, как нам добрые нужны слова! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может не слова - дела нужны? Дела - делами, а слова словами.» (М. Лисянский) Слоово слово родит, третье само бежит. ( Русская народная пословица) «Если море было бы чернилами, то скорее иссякло бы море, чем слова.» (Восточная мудрость)
берег бережок береговой набережная берега
Что? - берег Нет чего? - Подошёл к чему? - Вижу что? - Любуюсь чем? - Думаю о чём? - берега к берегу берег берегом о береге
КОНКУРС «НАЙДИ ДРУЗЕЙ» Распределите слова на две группы. Определите по какому признаку их можно объединить. СКАЗКА, СКАЗОЧКА, СКАЗКИ, РАССКАЗАТЬ, СКАЗОЧНИК, СКАЗКОЙ, ПРИСКАЗКА, СКАЗКУ
В, небо, синий, блещут, звёзды. Ветер, гулять, море,по, и, подгонять, кораблик.
В синем небе звёзды блещут. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
сам ходить дрова летать скоро сечь сам варить Сечь – бить чем-либо гибким, тонким, длинным; хлестать, обычно в качестве наказания (сечь плетьми)
Сам о лёт дров о сек скор о ход сам о вар
КОНКУРС «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСОРУБ СМЕШАТЬ , СМЕХ, СМЕШИТЬ ВОДА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ ЛЕС, ЛЕСОРУБ, (ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК) СМЕХ, СМЕШИТЬ, (СМЕШНОЙ, НАСМЕШИТЬ ВОДА, ВОДЯНОЙ, (ВОДИЧКА, ПОДВОДНИК)
ПРОВЕРКА ТЕСТА (самоанализ) 1) а 2) б 3) б 4) а 5) а
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ БУДУТ ЛИ ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВА: « МЕДВЕДЬ » И « ВЕДЬМА » ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...