Конспект урока по теме:"Составление рассказа - описания по картинно - цифровому плану".
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему
Материалы конспекта могут быть использованы учителем как на уроках письма, так и на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов,
учитель – логопед Л.Л.Тропина,
высшая квалификационная категория,
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14,
специальные коррекционные классы (VIII вида)
Конспект урока по теме: "Составление рассказа-описания по картинно – цифровому плану "
4 класс специального коррекционного обучения (VIII вида).
Технологии:
1. Образовательные:
- технология групповой деятельности;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология.
2. Педагогические:
- технология личностно – ориентированного обучения;
- технология группового обучения;
- технология индивидуального обучения.
3. Информационные технологии
Цели:
1. Формировать навыки исследовательской деятельности через составление рассказа – описания:
- учить рассматривать признаки предмета через различные сенсорные каналы, доказывая, что описательный рассказ получается только тогда, когда описаны все признаки предмета;
- формировать умение совершенствовать написанное, а именно: находить и исправлять ошибки, допущенные в содержании текста (на основе осознания особенностей текста-описания);
- расширять словарный запас путём образования словоформ, подбора синонимичных рядов, слов-омонимов;
- учить работать по картинно–цифровому плану.
2. Развивать фонематический слух, зрительно –моторную координацию, произвольную регуляцию деятельности обучающихся ( умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты работы); навыки связного высказывания;
3. Коррегировать взаимодействие анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, рече - двигательного через выполнение заданий и упражнений;
4. Воспитывать мотивацию к учению; деловую направленность, уверенность в себе, самостоятельность.
Оборудование:
– наборное полотно;
– картинки с изображением лисы и лисят (животные) и лисят (грибов);
– подборка книг-сказок, в которых лиса – действующее лицо;
– картинно-цифровой плана рассказа–описания (контурное изображение лисы на альбомном листе) для каждого ученика.
ИКТ – оборудование:
- компьютер;
- мультимедиаустановка;
- ноутбук
ЦОР: авторская электронная презентация «Составление рассказа – описания».
Подготовительная работа: рисунки по теме «Лиса и лисята».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент: приветствие.
II. Введение.
1. Отгадайте: о каком животном мы будем говорить на занятии?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её – …( лиса).
2. Какая из схем подходит к слову лиса и почему?
3. Буквенно – звуковой анализ слова лиса.
4. Какая гласная безударная? Каким словом проверим? (Лисонька).
5. Развитие мелкой моторики.
Лисоньки в футбол играют,
Все друг друга догоняют,
Всё – бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч.
Каждый забивает гол –
Хорошо играть в футбол.
III. Повторение.
1. Словоизменение. Работа по образованию форм единственного, множественного числа имён существительных.
Задание: распределить слова в два столбика:
(она) | лиса, лисица | (они) лисы, лисицы |
Ласково: | лисонька | лисоньки |
Детёныши: |
| |
(он , один) | лисёнок | (они) лисята |
Работа с наборным полотном. Выставление карточек по ходу занятия.
2. Работа по подбору слов – омонимов.
Что ещё мы можем назвать лисятами?
Чтение стихотворения, демонстрация картинки с лисятами – грибами.
– Кто вы?
Мы – лисички, дружные сестрички.
Ну а вы – то, кто же?
Мы лисички тоже.
– Как, с одной-то лапкой?
– Нет, ещё со шляпкой.
За схожесть по какому признаку так назвали грибы?
Итак, лиса, лисонька, лисёнок – это слова в форме какого числа? (Это слова в форме единственного числа).
А во втором столбике слова в форме какого числа? (Слова в форме множественного числа.)
Это всё формы одного слова – лиса . Как мы можем их назвать ещё? (Родственными, имеющими общий корень лис).
3. Беспредложное управление (иллюстрирование через слайды электронной презентации)
Можно изменить слово лиса и другим способом, с помощью вопросов . Логопед задаёт вопрос, дети отвечают( по цепочке).
Кто? | Лиса. |
Нет кого? | Лисы. |
Дать кому? | Лисе. |
Вижу кого? | Лису. |
Доволен кем? | Лисой. |
Думаю о ком? | О лисе. |
4. Работа по развитию памяти. Подбор слов – синонимов.
Как в русских народных сказках называют лису? (Используется выставка книг–сказок, в которых лиса – действующий персонаж.)
IV. Подготовка восприятия нового материала ( у детей на партах - загадки на альбомных листах с контурным изображением лисы; на экране - слайды электронной презентации по ходу урока)
1. Выделение слов–признаков.
Народ много сложил загадок о лисе.
Прочитайте загадки и назовите, какой признак или признаки названы в загадке. (Загадки на альбомных листах с контурным изображением лисы).
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Рыжая птичница
Пришла в курятник
Порядок наводить.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её – (лиса).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
2. Признаки текста–описания.
Какой тип текста (рассказ) можем составить с помощью слов, обозначающих признаки предмета?
(Рассказ–описание).
Какой рассказ мы назовём рассказом–описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).
V. Новый материал. На партах у детей – альбомные листы с загадками и контурным изображением лисы – для дальнейшей работы над составлением картинно - цифрового плана и рассказа описания.
1. Объявление темы урока.
Учитель - логопед: сегодня на занятии мы будем составлять рассказ – описание лисы . В этом нам поможет картинно–цифровой план.
2. Работа над составлением картинно–цифрового плана: дети отвечают на вопросы учителя - логопеда и одновременно на контурном изображении лисы расставляют цифры на тех участках тела, которые соответствуют задаваемым вопросам.)
Вопросы учителя - логопеда | Ответы детей |
1. Какой величины лиса? | Лиса – небольшой зверь. |
2. Какой шерстью покрыто тело лисы? | Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью. |
3. Какой у лисы хвост? | У лисы большой пушистый хвост. |
4. Какие у лисы лапы? | Лапы у лисы короткие, тёмно-серого цвета. |
5. Какая мордочка? | Мордочка вытянутая, заострённая |
6. Какие ушки? | |
7. Какие глазки? | |
8. Какой вывод сделаем: | Лиса – красивое животное. |
3. Психогимнастика.
Речь с движением: изобразите хитрую лисичку.
Работа над фразеологическим оборотом. Про какого человека говорят: хитрая лиса.
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
4. Редактирование текста (текст записан на доске).
Учитель – логопед: прочитайте мой рассказ.
Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью.
У лисы короткие лапы и острая мордочка с длинными чёрными усиками и хитрыми глазками. Лиса любит мясо.
Учитель – логопед: можно ли этот рассказ назвать рассказом–описанием? Почему?
Ответы детей: этот рассказ нельзя назвать рассказом–описанием, потому что:
1. Есть лишнее предложение;
2. Названы не все признаки;
Учитель – логопед: ещё раз повторим, какой рассказ назовём описанием? (Рассказ, в котором названы все признаки предмета).
Учитель – логопед: какие предложения добавим?
У лисы большой пушистый хвост тоже рыжего цвета.
Лиса – красивое животное.
Учитель – логопед: какая речевая ошибка в моём рассказе? (Повтор – лиса).
Учитель – логопед: каким словом–синонимом заменим?(лиса – зверёк, она, лисонька, рыжая плуьлвка…)
5. Работа по выделению частей текста.
Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. У неё большой пушистый хвост тоже рыжего цвета. У зверька короткие лапы и острая мордочка с длинными чёрными усиками и хитрыми глазками. Лиса – красивое животное.
Задание: выделить в тексте 3 части: 1. Вступление;2.Основная часть;
3.Вывод.
6.Орфографическая работа.
Задание: объяснить орфограммы:
Л…са – неб…л…шой звер….
Тело л…сы покрыто густой рыжей шерст…ю. У неё б…льшой пуш…стый хвост тоже рыжего цвета. У звер…ка к…роткие лапы и острая мордочка с дли…ыми чёрными усиками и хитрыми гла…ками.
Лиса – красивое ж…вотное.
VI. Самостоятельная работа.
Задание: самостоятельно составить и записать рассказ–описание лисы, опираясь на составленный картинно–цифровой план.
VII. Домашнее задание: дома повторить рассказ и раскрасить лисичку.
VIII. Итог урока. Рефлексия. Итак, чему мы учились сегодня на занятии?
Все ребята устно работали замечательно и в награду вы получаете медальки с изображением лисички на одной стороне и оценки 5 (за урок) – с другой стороны. Молодцы! За письменную работу оценки будут дополнительно, после проверки работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/08/picture-1048439-1533696446.jpg)
Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого
Разработка материала по картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...
Технологическая карта русского языка Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.» 2 класс УМК "Школа России"
Тема: Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.»Цели деятельности учителя: Сформировать умение описывать предмет, определять роль прил...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-347451-1384861734.jpg)
составление рассказа – описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» 2 класс 1 отделение
Сставление рассказа-описания по картине Шишкина "Утро в соснвом лесу"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1205559-1580984726.jpg)
Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)
Конспект урока русского языкаТема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/03/picture-1302308-1691073597.jpg)
Конспект урока по теме "Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: развитие речи в ходе составления рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Планируемые результатыПредметные: Знать: план составлени...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/03/picture-1302308-1691073597.jpg)
Конспект урока по теме "Составление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Планируемые результаты: Предметные:- знать: отлича...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1449806-1673780229.jpg)
Конспект урока русского языка «Составление текста-описания по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён п...