Урок развития речи "В гостях у Весновки-свистуньи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок позволяет познакомить детей с весенними мини-праздниками народного календаря.
Цели урока: 1.Развивать умение писать мини-сочинения.
2. Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика.
3. Закреплять приемы логического мышления.
4. Побуждать учащихся к сотрудничеству и соперничеству, умению работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей.
5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, поэзии, любовь к природе.
Материалы этого урока можно использовать на уроках внеклассного чтения, окружающего мира, истоках, во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по развитию речи для 3-4 классов. | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа
Межевского муниципального района Костромской области
Урок по развитию речи
На тему: «В гостях
у Весновки-свистуньи»
(3-4 класс)
Работу выполнила
Хитрова Елена Николаевна
учитель начальных классов
МОУ Межевская средняя
общеобразовательная школа
с. Георгиевское
Межевского района
Костромской области
2011 год
Урок развития речи и внеклассного чтения
Тема: «В гостях у Весновки-свистуньи».
Задача: Познакомить детей с весенними мини-праздниками народного календаря.
Цели: 1.Развивать умение писать мини-сочинения.
2. Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ученика.
3. Закреплять приемы логического мышления.
4. Побуждать учащихся к сотрудничеству и соперничеству, умению работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей.
5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, поэзии, любовь к природе.
Оборудование: дидактические карточки, плакаты с изображением Весновки-свистуньи, весенними пословицами, заготовки стихов-буриме о весне, заклички, кроссворды.
Ход урока:
I .Организационный момент.
- Сегодня у нас с вами один из уроков цикла «Времена года», урок развития речи и внеклассного чтения.
II.Постановка темы урока.
(Параллельный просмотр презентации: Слайд2)
- С давних пор солнечный круг являлся зримым символом времени, который катится с востока на запад.
В народе образ года представлялся как образ круга. Да мы и сегодня говорим: «Круглый год».
Давайте окинем взглядом все колесо – круг русского года. Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это – годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник.
Год – это круг жизни реальной и волшебной. Все события размещались по кругу дней года, они были мудро изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося по движению солнца.(Слайд3).
Начало нового года по народному календарю приходится на время первого движения природы к таянию, пробуждения от зимней спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения.
Новый год начинается с весны, с марта. (Слайд4)
На Руси новолетье (новый год) отмечалось в первый весенний праздничный день, названный Весновкой-свистуньей.
(Стихотворение читает ученик). (Слайд5)
Пришел сегодня день чудес
Пришел он не напрасно.
В лесной глуши раздался треск,
И ожил день ненастный.
И лес проснулся на заре,
Очнулся от печали,
Прислушайтесь: в лесной тиши
Вдруг птицы зазвучали.
Они на сотни голосов
Поют лесные песни:
«Весна идет, весна идет.
И нет ее чудесней!»
- Сегодня, как вы уже, наверное, и догадались, мы отправляемся в гости к прекрасной…
+ Весне.
- Совершенно верно. К юной фее Весновке-свистунье. Мы совершим с вами путешествие в мир звуков и красок весны.
-Подумайте, о чем сегодня может пойти речь на уроке?
+ О весне, о том, как звучит весна. Какие краски использует Весновка-свистунья.
- Прочитайте эпиграф урока , который вы видите на слайде:
«Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет». А.К.Толстой
- К концу урока мы вернемся к нему и вы постараетесь ответить , подходит ли эпиграф к нашему уроку и согласны ли вы с этим утверждением.
III. Работа над темой урока.
(Стихотворение читает ученик)
Солнце, словно янтарь, засияло,
Вновь укутало землю теплом.
Из –под снежного одеяла
Ручейки побежали кругом.
Легким шагом пройдя по тропинкам.
К лесу мрачному вышла весна.
И своею зеленой косынкой
Все деревья покрыла она.
На ветвяз, где снежинки лежали,
Изумрудом блеснула листва.
А внизу на земле появилась
Молодая трава-мурава.
Все вокруг так красиво, так звонко,
Ветерок нам поет допоздна
А в тени под сосною тихонько
Облегченно вздыхает весна.
(Звучит пьеса П.И. Чайковского «Март»).
-Ребята, вы чувствуете, над своей страной пролетает наша Фея, указывая нам путь в свое царство весны.
- А как же мы узнаем весну?
+Тает снег, птицы прилетают, бегут ручьи, звенит капель.
- Достовернее всего весну отображают народные приметы, вобравшие в себя погодные и хозяйственные наблюдения земледельцев. С некоторыми из них мы можем познакомится, прочитав их на слайде.(Слайд 6).
- И все эти приметы рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, прозе, картинах.
-Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды»
(Читает ученик)
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет! Весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный , светлый хоровод
Толпится весело за ней.
-Какая главная примета весны в этом стихотворении?
+Весенние воды, ручьи.
-Какое у них настроение?
+ Радостное, бурное.
-Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле говорят ручьи?
+Они журчат, звенят, как будто говорят.
- А ведь мы в волшебном царстве. Вот Тютчев послушал, наверное, звук весенних ручьев, и они у него заговорили. А чтобы волшебство произошло, надо уметь всматриваться, вслушиваться в природу.
- Ребята, у Весновки-свистуньи есть три брата, и каждый приходит к ней со своим подарком.(Слайд 7)
-А вы знаете этих братьев?
-Март, апрель, май.
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
- Пожаловали и они к нам на урок, принесли свои задания. Но прежде хотелось бы им узнать, а что вы о них знаете?
(Дети делают сообщение о месяцах).(Слайд 8)
+Март – утро года. «Февраль силен метелью, а март – капелью» - гласит народная мудрость. И поэтому в народе этот месяц называют КАПЕЛЬНИКОМ. А день со звонкими капелями – СОЛНЕЧНИКОМ.
Март – ПРОТАЛЬНИК, СОЛНЦЕГРЕЙ, ВОДОТЕК, ГРАЧЕВНИК. В названиях отражались природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода. О марте народная молва говорила так:»Март-позимье сшибает рог зиме. Февраль зиму выдувает, а март ломает».
- Первые две недели марта подготавливали к самому яркому весеннему празднику, к первой встрече весны — дню Весновки, который отмечался 14 марта. По святцам — это день преподобномученицы Евдокии, которую в простонародье называли Авдотьей Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, оседать. В этот день, считавшийся началом нового года русского земледельца, узнавали о том, какое ожидается лето. Существовала примета: «На Весновку погоже — все лето пригоже». По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и традиционное название — Весновка-свистунья.
- С первых дней весны дети принимали активное участие в различных обрядах. Они зазывали, заклинали радостное время года песенками, закличками, забравшись куда ни есть повыше. А вы, ребята, заклички приготовили? Давайте и мы приманим Весновку-свистунью к нам в гости! (Слайд 9).
* Весна-краска! На чем пришла?
На сошенке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
Ржаном колесочке!
Весна-красна! Что ты нам принесла?
Красное летечко!
* Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
*Уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило!
Ручейки на улице
Всё журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают,
И летят, и летят.
Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке.
Ой, солнышко-батюшка,
Угоди, годи!
Уроди, уроди!
(Слайд 10).
-Основная встреча весны праздновалась в день СОРОКИ (22марта)в честь 40 мучеников. Есть поверье, что в этот день начинается прилет птиц, говорят,на сороки – «сорок разных птиц прилетает»и первая из них жаворонок. На «Сороки» пекли фигурки жаворонков, водили хороводы, пели песни, разгадывали загадки. По старинной традиции совершали такой обряд: заклинали весну быть доброй.
-- И еще один обряд начинался в этот день: пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков-колобков, а затем каждый последующий день необходимо было выбрасывать по одному шарику, загадывая желание, как правило, в стихотворной форме, например: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову».
- Месяц Март приготовил свою загадку-задание. Надо узнать «Какого цвета Весна?», а поможет вам выполнить это задание кроссворд, отгадав который, вы и узнаете ответ. (Слайд 11).
IV.Работа с интерактивным кроссвордом. (Слайды 12-26).
- Какого же Весна цвета?
-Верно, ребята. Приметил эту особенность Весны и писатель Николай Сладков. Послушайте отрывок из текста «Голубая пора». (Читает ученик).
+ Голубое небо, снега голубые.
Голубая даль, голубые льды.
Голубые на снегу следы.
Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя полоска далекого леса. Весь мир – голубой. Пора яркого солнца и полосатых снегов. Зиме- конец. А весне – начало.
V.Работа над темой урока.
- У Весны много разных примет, красок и звуков. Послушайте стихотворение Алексея Константиновича Толстого .
(Читает ученик).
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Первых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето.
Все кругом и любит, и поет.
-Звуки, звуки, звуки. Прозвучали у нас на уроке стихи и о ранней весне и о весне, набравшей полную силу. Самые разные приметы весны привлекли внимание разных поэтов, писателей. Но общим было то, что весну в их произведениях мы не только видели, но и слышали. Как же это получилось?
+ В стихах говорилось о звуках весны: о шуме воды, о пении птиц, о шелесте листьев.
- Ребята, но только ли слова помогают нам представить приход весны?
+ Нет. Еще помогают и картины родной природы. (Слайд 27).
- Перед вами репродукции картин о весне, прошу обратить внимание на репродукцию Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели».
Эта картина написана в Костромской области, в поселке Сусанино. Представьте, что мы стоим у этой березы. Слышите, сколько звуков в этой картине?
Какие звуки мы здесь можем услышать?
+Перекличку грачей, звон капели, шелест ветрав мокрых ветках, поскрипывание кривых стволов, звучание колокола…
-Какие краски использовал художник?
+ Светлые и темные, голубовато-серые, краски весны.
-А теперь посмотрите на рисунки наших ребят и обратите внимание, какие они используют краски, чтобы изобразить весну.
-Звуки весны можно услышать в музыке. Петр Ильич Чайковский свою пьесу об апреле так и назвал «Подснежник».
(Слушают пьесу).
-Какие звуки весны вы услышали сейчас?
+В вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель, поют птицы…
- Ребята, вы открыли маленький секрет: звучание весны передается не только словами. Но и красками, и музыкой.
- Молодцы! И мы продолжаем путь. Нас ждет Апрель. (Слайд 28).
+Апрель – второй месяц весны, в народе его называют БЕРЕЗОЗОЛОМ, означает: зол для берёз. Встарь в эту пору, заготавливали соковицу- сладкий берёзовый сок. .
- Апрель – это уже пролетье, дружная весна в этом месяце быстро раскрывает свою красоту. Все начинает оживать не только в полях и лесах, но и в сердцах, наполняющихся чувством радости и любви. В народе считали, что весна будет дружной, если люди прежде всего дети, будут дружными, сумеют ладить друг с другом.
-Апрель – русское «преет» означает отогревается.
Это слово рифмуется с капелью, с прелестью рождения новой нежной зелени, согреваемый солнцем, отогревающий землю, раскрывающий свои дары.
В народном словаре много названий этого месяца: ВОДОГОН, СНЕГОГОН, РУЧЕЙНИК, ЦВЕТЕНЬ, БЕРЕЗЕНЬ.
К концу месяца солнце прогоняет последние остатки снега. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода.
7 апреля в «Благовещенье» говорили: «Весна зиму поборола». Соблюдался и обычай «отпущения птиц на волю». Покупали пташек дети и взрослые и тут же растворяли клетки и кричали свои заклички.
- Кто из вас приготовил такие заклички?
(Чтение закличек на слайде 29).
- А вот и задание Апреля – месяца. Попробуем мы с вами хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так интересно.
У каждой группы есть карточка со стихотворением, но шутник Апрель смыл весенней водой все прилагательные. Давайте придумаем свои прилагательные и напишем свои стихи о весне.
VI. Работа в группах.
* Пройдет зима … * Люблю природу… -
Настанут дни … … поля,
Теплом растопит солнышко, Люблю леса …,
Как воск, снега … … берега .
Листами … Люблю сады …,
Леса зазеленеются Люблю я синь небес,
И вместе с травкой … И облака …,
Взойдут цветы … . И жаворонка песнь.
VII. Работа над темой урока.
- Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Но нас с нетерпением ждет последний братец Весновки-свистуньи – Май! (Слайд 30).
- Что вы можете рассказать о нем?
Майя – богиня плодородия; мать, кормилица – дала название этому месяцу. На Руси он назывался : ТРАВЕНЬ, ПРОЛЕТЕНЬ, ЯРЕЦ.
Покрывает Ярило-солнце землю травою-муравою, идут по долам и полям Зеленый Шум и его жена Шумиха, ведут они всю природу у лету (языческие божества).(Слайд 31).
В России 1 мая волей Петра I стали называть «гуленый день», водили хороводы вокруг «майского дерева», изгоняли ветвями всякую нечисть , затевали веселые игры.
На Руси праздник и труд часто сливались в единое действие. (Слайд 32). 4 мая – девичий красочный праздник – Ляльник. Девушки тайно от парней собирались на чистом лугу, выбирали самую красивую девушку, наряжали ее, на голову возлагали венок из цветов и величали Лялей, т.е. Весной. Вокруг нее водили хоровод, пели песни, обряд заканчивали трапезой, а затем шли собирать лекарственные травы.
- Говорят, март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Вот и просит Май выполнить и его задание: отгадайте по описанию писателя Олега Онегова первоцветы. У каждой группы своя карточка с описанием цветка.(См. приложение)
(Самостоятельная работа).
- Проверим, какие же цветы загадал Май?
VIII Итог урока
- Что же вы, ребята, узнали о весне?
- Поэты, писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. У каждого человека – своя весна: и по приметам, и по звукам, и по краскам. И это большая удача в жизни, если вам удастся встретить стихи, музыку или картину, очень близкую вашей весне.
Мы сегодня услышали стихи о весне, слушали отрывок из музыкального произведения, увидели репродукцию картины, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, может, появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ , увидеть картину, послушать музыку, написать свой рассказ о весне.
- Прочитайте эпиграф нашего урока и скажите, подходит ли он к нашему уроку и почему? (Ответы детей)
- Все в природе согрето весенним дыханием – солнцем, теплым ветром, и от этого все кругом оживает, поет, любит.
- Учитесь наблюдать, ребята, мир вокруг нас огромный, многоцветный, удивительный. Каждый человек совершает свои открытия, удивляется чудесам. А чудеса порой оказываются совсем рядом. (Слайд 33).
Н.Рубцов
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам –
глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье –
Все будет так
И все не так
Через одно мгновенье…
- Спасибо вам , ребята, за ваше сотрудничество на уроке.
IX Домашнее задание
- Дома попробуйте в своих сочинениях найти слова, чтобы описать красоту весенней природы, используя карточки на тему : «Весеннее утро».
Весеннее утро.
Теплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветерок, свежий воздух, льется веселая песня, зеленая дымка, чувствуешь дыхание весны.
X. Рефлексия.
Используемая литература:
1. В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова «Весенние праздники, игры и забавы для детей», Москва, творческий центр «Сфера»,2001г.
2. Н.В.Новотворцева «Развитие речи детей», Ярославль, изд-во «Гринго»,1995г.
3. В.Аникин «Русский фольклор», Москва, изд-ва «Художественная литература,1986г.
4. Г.В.Ковальчук, Г.С,Ковальчук, Л.К.Нарочная «Книга для чтения», Киев, изд-во «Радянська школа», 1986г.
5. С.И.Жупанин «С чего начинается родина», Киев, изд-во «Радянська школа»,1987г.
Приложение:
Описание цветов.
- Весенний ветерок ещё не согнал весь снег с лесных полян, а на краю леса, под кустами, уже покачиваются на ветру резные листья – юбочки и белые-белые цветы.
Зацветет этот цветок, и покажется, что вернулись зима и украсила всё вокруг большими белыми снежинками. Но вот дождь. И белые цветы тут же закроются, будто растают.
А выглянет солнце, и цветы снова оживут, раскроются и примутся кивать головками весеннему ветерку.
Его так и зовут за то, что цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от слабого ветерка.
- Звенят, переговариваются весенние ручейки, бегут к реке мимо кустов ольхи и ивы.
Не скоро ещё ольха и ива оденут свои весенние платья. Но откуда взялся чудесный сиреневый цветок под кустами?
Цветки у него небольшие, собраны в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому так и зовут цветок.
Цветет цветок, жужжат возле него пчёлы. Отцветут сиреневые цветочки. Упадут на землю семена. Но зацветет он не сразу. Чтобы вырасти и зацвести, нужно ему несколько лет.
- Этот цветок так называют, потому что в цветках много сладкого сока – нектара. Цветки у него окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. Розовые цветки бывают, когда только распустятся. Пройдет немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими. Такое растение легче заметит шмель. Листья у цветка покрыты особыми волосками – оттого и кажутся шероховатыми.
- Эти цветы можно встретить всюду, где есть хоть небольшой бугорок, пригретый солнцем, сразу после снега могут появиться жёлтенькие огоньки.
А когда цветочки отцветают, на их месте появляются небольшие белые шарики-пуховки.
Отцветают цветы, и появляются листья. Сверху эти листья гладкие и холодные, а снизу – мягкие и тёплые. Вот поэтому у растения и название такое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ 1 КЛАССА "В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ"
Урок развития речи для 1 класса "В гости к зимушке - зиме". Вначале урока дети рассматривают репродукции картин Константина Юона «Мартовское солнце», Василия Поленова «Ранний снег», Алексея Саврасова ...
Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
Задачи: Понимать значение речи как средства общения, передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....