Русский язык . 4 класс, программа" Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок на тему: "Знакомство с возвратной формой глагола.Правописание глаголов с -тся - и  -ться-"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.

             Правописание глаголов с –тся и –ться.»

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;

- повторить изученное о глаголе;

- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;

- развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение).

Задачи: 
Образовательные: 
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи; 
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время); 
Развивающие: 
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность; навыки сотрудничества;

- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.
Воспитательные: 
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; работать сообща;
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество; 
- воспитывать духовно-нравственные качества;

  1. Организационный момент.

-Как ваше настроение?Я рада, что у нас отличное настроение! Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

2         Языковая разминка. Запись под диктовку. Формулирование заданий детьми.

Здес... по д..р..гам разны.. истории  скитают..ся  и бег..ют ф..нтазии на тон..н..ких н..гах.

  • Работа с орфограммами

- С каким словом возникли трудности? (вывешиваю  на боковую доску слово скитают..ся -?) ( не знаем такую орфограмму)

  • Разбор по членам предложения
  • Определение частей речи
  • Характеристика предложения(пов, нев, сложн, союз )
  • Морфологический разбор

Бегают (что делают?) неопр. форма –бегать, глаг, 1 спряж, в наст. вр., в 3 лице, во мн. ч., сказуемое.

3        Повторение пройденного о глаголе.

- Давайте вспомним, с какой частью речи мы работали на предыдущих уроках? (глаголом)

    - Что вы знаете о глаголе? (письменный опрос)

  • Глагол обозначает….предмета
  • Имена существительные склоняются, а глаголы….
  • Спряжение – это изменение глагола по лицам и ….
  • Определить спряжение легко,  если окончание…
  • Если окончание безударное я поставлю глагол в ….
  • Если перед –ть будет суффикс –и – это глагол…. спряжения
  • Остальные глаголы будут ….спряжения.(кроме исключений)
  • На какие вопросы отвечает глагол в неопред. форме?

Устная проверка ответов.( действие, спрягаются, числам, ударное, неопределённую форму, 2 спр., 1 спр., что делать?, что сделать?)

( 1 слайд)

Оценивание соседа, ставим  +  и оценку своему соседу.

4  Наблюдение и постановка проблемы.

- Послушайте знакомые вам строчки:

( 2 слайд)

Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани... (на экране)

- Кто автор произведения? Как называется? (Мойдодыр, Корней Чуковский)

- Чему учит произведение? (быть аккуратными, следить за собой)

- Назовите глаголы, есть ли лишний?  Почему? Что общего у всех остальных? (-ся-)

-Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся- и т.д.)

- Чем мы будем на уроке заниматься? (- Узнаем что такое –ся?)

Физ. Минутка

Помните мы с вам составляли рассказ « Комар», где герой был Женька? Сегодня поиграем в игру « Ремонт». Нам надо помочь сделать дядюшке Глаголу ремонт. Если я называю глагол вы хлопаете в ладоши, если существительное не хлопаете.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок.

Женька очень помог Глаголу. Он зашёл, подмёл, навёл, осёл, колол, привёл, укол, мукомол, богомол, протёр, затёр, шофёр, подпёр, подтёр, шатёр, бобёр, ковёр, костёр, припёр, утёр и оттёр.

Знаете, что оттёр? Шляпу Глагола от извёстки!

5 Поиск решения проблемы.

Работа в группах.(по карточкам)

  1. Образуй глаголы с помощью –ся-

- Что вы делали? ( образовывали новые слова)

- Какой вывод сделаете? ( -ся- это суффикс)

- Чем он интересен? (стоит на конце слова)

( 3 слайд)

 Продолжим исследование.

  1. Сравни глаголы и выскажите свои предположения.

В какой форме ь знак пишется, а в какой не пишется?  (только в неопред. форме)

  1. Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся

Подведём итог нашей групповой работы:  -ся –это суффикс. Только в неопределённой форме у глаголов пишется ь знак.

Сравним свои выводы с материалом учебника.  

6.  Работа по учебнику.

1) Знакомство с правилом.

( 4 слайд)

Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный суффикс:

Жил был суффикс СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ, причесывалСЯ, УлыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды он так загордился, что посчитал себя в слове самым гланым и…встал перед приставкой. Вот что из этого получилось: Сяумывал, СЯпричесывал, Сяулыбал, Сяхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в самый конец слова. За окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым последним, и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом. Вот такая история.

Хочется еще сказать, что раньше, до того, как стать суффиксом, - ся был самостоятельным словом- местоимением и писался отдельно. Обозначал «Себя», «Сам».

2)  Закрепление пройденного. Упр. 275

7. Итог урока.

 - Какая была проблема?

- Мы нашли ответы на наши вопросы?

- Что нового узнали?

- Давайте вернёмся к заданию языковой разминки. Напишем ли мы ь знак в слове скитаются?

Выступление координаторов групп. Оценивание работы группы.

8. Дом. зад. упр.276

        

  1.  Образуй глаголы с помощью   -ся.

Умыть-

Решать-

Питать-

Учить-

Возвращать-

Вывод: -ся   –это……………

Чем он интересен?

  1.  Умываться   -   умывается

           Учиться  -  учится

           Питаться  -  питается

           Драться  -  дерётся

Мягкий знак пишется………

СКИТАЕТ..СЯ

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс...

Урок русского языка ОС"ШКОЛА 2100", 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе."Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих". ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык. 2 класс...

презентация к уроку русский язык ОС"ШКОЛА 2100" 2 класс

приложение к уроку русского языка 2 класс ОС "ШКОЛА 2100" по  теме «Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих »...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

календарно-тематическое планирование 3 класс русский язык УМК Школа 2100

календарно-тематическое планирование 3 класс русский язык УМК Школа 2100...