Конспект урока "Правописание разделительного твёрдого знака" (с презентацией), 2 класс
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Епифанцева Ирина Валерьевна

Конспект урока и презентация  по русскому языку по теме " Правописание разделительного твёрдого знака" 2 класс  по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razdelitelnyy_.zip801.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.  2 класс

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Правописание разделительного ъ» .

Автор: Епифанцева И.В.  (ГОУ СОШ № 947  ЮОА  г. Москвы)

Основные цели:

1) узнать правило написания ъ в словах;  

    развивать интерес к исследовательской деятельности;              

 2) тренировать в правописании слов с изученными орфограммами

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование :  

  1. учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть,  авторы  Р.Н. Бунеев, Е,В. Бунеева, О.Е. Пронина, программа «Школа 2100»
  2. Дидактический материал к учебнику,   автор Л.Ю. Комисарова
  3. Компьютер, проектор,  экран.
  4. Индивидуальные планшеты.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация
  2. Мультфильм «Маша и медведь» 11 серия  «Первый раз в первый класс»
  3. Картинки с изображениями Маши, медведя.
  4. Эталон правописания разделительного Ь.
  5. Эталон правописания разделительного Ъ.

Раздаточный  материал:

      1) Листы для групповой работы для этапа5                                                                                                                           2) Карточки со словами для групповой работы на этапе 6                                                                                                   3) Карточки со стихотворением для  8 этапа.                                                                                                           4) Карточки с числами 1, 2, 3 (у каждого ученика) для 9 этапа.

 

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.  Слайд 1
  • Сегодня к  вам на урок пришли известные герои. Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите их.

Просмотр фрагмента м/ф «Маша и медведь» 11 серия «Первый раз в первый класс»

Учащиеся называют героев.    Слайд 2.

- Чем захотела заниматься Маша?  (учиться)  

- А зачем?   (Чтобы много знать и уметь)

- А вы хотите учиться?   Сегодня вы узнаете  что-то  новое о правописании  слов.

- Как будете работать? (Поймём, что ещё не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило).

Слайд 3.

-  Прочтите пословицу:  Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть».  Объясните её смысл.

-  Что нужно делать, если хочешь получить новые знания.  (трудиться, работать самому)

-  Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и получить новые знания  о написании слов.

   Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу, и пожелаете успеха.

  • С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания  о приставке, правописании разделительного ь;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация знаний о приставке  

- Где  живёт медведь?  (в лесу).  Маша и медведь предлагают вам найти  однокоренные слова  к слову «лес».  Слайд 4.

 Дети  выделяют корень слове «лес» и по порядку доказывают, является ли каждое следующее слово однокоренным.

- В каком из оставшихся слов есть приставка?  Слайд 4.

- Что такое приставка?   Ученик  рассказывает правило.

 Слайд 5.

- Перед вами приставки.  По какому принципу их можно разделить на две группы?

 При необходимости  можно обратить внимание учеников на буквы, которыми оканчиваются приставки.

Слайд 6.  В первой группе приставки, оканчивающиеся на согласный, во второй – на гласный.

- Сегодня нам это пригодится.

2) Актуализация знаний о разделительном ь.

Слайд 7. - Слова с какой изученной недавно орфограммой есть в пословице.  (съесть, лезть – ь – показатель мягкости).

- У кого из наших героев в названии есть такая же орфограмма?  (медведь).

 - Что помните об этом слове (словарное). Запишите это слово. Поставьте ударение, обозначьте букву, которую нужно запомнить.  Слайд 8.

 - Образуйте  и запишите однокоренные слова: самка медведя, (медведица),  детёныши медведя и медведицы (медвежата),  берлога чья? (медвежья).

- Какая орфограмма встретилась в последнем слове? (разделительный Ь) Расскажите правило.

       Перед  Е, Ё, И, Ю, Я   я корнях стою друзья.  Слайд 9.

- Пропишите соединения ь с этими гласными  (ье, ьё, ьи, ью, ья)

- Что знаете о букве ь. (не обозначает звука). Какая ещё буква звука не обозначает.

   Пропишите её 3 раза на той же строке (ъ,ъ.ъ).

3) Пробное действие.

  • Помните как в сказке Маша ушла от медведя ( он  отнёс её домой в корзинке, думая, что там пирожки для бабушки и дедушки).
  • По пути он останавливался и говорил:

        «А дорога  далека,  а корзинка нелегка.

          Сесть бы на пенёк,  съесть бы пирожок».

- Что хотел сделать медведь?  (сесть и съесть)

Слайд 10.  Перед вами транскрипции этих слов. [с’э с’т’]   [с й’э с’т’]   Запишите слова.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.                   

Покажите, что получилось. 

Слайд 10.   Проверьте себя.  На доске  зафиксировать количество правильных и неправильных ответов.

  • Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно записать слова)
  • Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?

Учащиеся осознают отсутствие эталона для записи слова с Ъ.

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, по которому записывали слово с Ъ.)
  • Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться в наших затруднениях.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать слова по их транскрипции).  Как вы его выполняли?
  • В чем затруднение? (не смогли написать слово с ъ; не смогли объяснить, почему написали ъ)
  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) для  записи слов с ъ)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило написания ъ в словах)

-    Сформулируйте тему урока. (Правописание ъ  в словах)

Запись темы на доске и в тетрадях. Слайд 11.

- Чтобы узнать правило проведём работу  по плану:                                                                         1.Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.

     2. Сравнить между собой группы слов.

     3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой  урока.

     4. Создать эталон (правило) о правописании ъ в словах.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю работать вам в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)

В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах.

  • Выполните план в группах.

Ответственный от каждой группы получает лист  с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4). (Задание взято из учебника с. 42 упр. 207)

 1. Прочитайте слова каждого столбика.  

2. Прочитайте слова с ъ. Сливается ли гласный звук с согласным при произношении. Сделайте вывод 1.

3. На какую букву оканчиваются приставки в каждом столбике. С каких букв начинаются корни  в каждом столбике. В какой ситуации в слове нужно писать  Ъ. Сделайте вывод 2.

4. Попробуйте изобразить свой вывод графическим сигналом.

     поезд                    

     выезд    

      заезд    

    переезд

      сэкономить

      сузить

  безоблачное

  безаварийный

объективный

 разъём

  предъюбилейный

изъясняться

Записи  делаются крупно, чтобы было видно  при представлении.

Вывод 1.

Ъ выполняет _______________________________  функцию.

Вывод 2.

 Ъ  пишется  после _____________________, которые оканчиваются на ____________________  перед гласными ___, ___, ___, ___,

Графический сигнал.

Учитель организует защиту результатов.  Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.

-     Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

  • Откройте учебники на странице 43. Проверьте.

Учащиеся читают правило на странице 43.

  • Итак, сделайте вывод. (Мы всё «открыли» правильно.)  Слайд 12
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что вы можете теперь делать? (Писать слова с разделительным Ъ)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться применять правило написания слов с Ъ)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи умение доказывать выбор написания ъ в слове.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

Слайд 13.  Запишите слова  с данными приставками. Обозначьте орфограмму.

  Ехать  (об-, за-, в-, с-, у- )

Учащиеся работают в тетрадях,  по очереди  комментируют.

  •  ФИЗМИНУТКА.  Игра на внимание.
  • В чём разница написания Ь и Ъ?

Если в слове нужен Ъ – подпрыгнуть, если Ь -  наклоны вправо и влево.

 Съезд, счастье, обезьяна, съела, льётся, объём, подъезд, вьют.

Работа в группах.  (6 гр. по 4-5 чел)

 Каждой группе даются  2  карточки   со словами.

Задание: выбрать слово, от которого можно образовать слово с приставкой,  после которой пишется Ъ. На оборотной стороне записать образованное слово, обозначить орфограмму.

1 группа       есть        окно                   2 группа           юбилей      берёза

3 группа      ясно       дорожный          4 группа            явление        авария

 

5 группа  единый       история            6 группа          ёмкий             дело

Учитель организует защиту результатов. Учащиеся объясняют свой выбор.

-    Новое слово  поместим около Маши, оставшееся  «дадим»  медведю.

Картинки на доске. 

  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять правило написания Ъ..

Организация учебного процесса на этапе 7:

Слайд 14.   В каких словах пишется   Ъ?  Напишите, под каким номером они стоят.

  1. сем…я                             6. об…ект
  2. с…ел                                7.  плат…е
  3. под…езд                          8. с…едобный
  4. прыгат…                          9. руч…и
  5. звер…                             10. с…ёжился

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на планшетах. Проверка организуется по образцу.

Слайд 14.  (2, 3, 6, 8, 10)

  • Кто из вас ошибся?
  • В каком случае? (ребята называют, в каких словах ошиблись)
  • Исправьте ошибку.(называют правило, которым нужно было воспользоваться)
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение писать слова с разделительным ъ.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительными ъ и ь? (Нужно знать правило написания ъ и ь.)  Эталоны      Слайд 15.
  •  Предлагаю вам потренироваться в выборе Ь и Ъ.

Учащиеся получают карточку с заданием. Учащиеся по очереди доказывают написание букв. Слайды 16, 17

Вставьте пропущенные буквы.

Всё вокруг об…ято страхом                            Раз…ярённый   людоед  

Раз…ярённый   людоед                                    Мигом с…ел мешок конфет

Об…явил, что с…ест сегодня                          Закусил  печен…ем плотно

Замечател…ный обед                                       Он от…явленный злодей,

В сверх…естественной тревоге                       Но совсем не ест животных        

Всё звер…ё уносит ноги.                                  И не трогает людей.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания ъ в словах)
  • Удалось ли достичь цели?
  • Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
  • Кто встретил трудности? В чем? Почему?
  • Вернёмся к пословице. Какое слово в ней на новое правило.  Почему в нем нужен Ъ?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами 1. 2, 3.Выберите картинку с изображением Маши, поднимите соответствующий номер.                                                                                            

                         

  • Учащиеся оценивают себя.
  • Что будете делать дома для того, чтобы  знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)

Домашнее задание.  Слайд  18.

Мама и Медведь желают вам удачи и прощаются с вами.  Слайд  19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

Цели: Деятельностная цель:Ø  Формировать  умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;Содержательная цель:Ø   Усвоить  алгоритма работы с  ра...

Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

Цели: Деятельностная цель:Ø  Формировать  умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;Содержательная цель:Ø   Усвоить  алгоритма работы с  ра...

Разделительный твёрдый знак.Тест. 2 класс. УМК "Школа 2100"

Цель: оценка знаний и умений учащихся различать слова с разделительным мягким и твёрдым знаками....

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки."

В технологической карте подробно описан урок русского язхыка, согласно ФГОС начального образования....