урок русского языка в коррекционной школе VIII вида "Имена собственные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2-VIII вида
Утверждено: Согласовано с рук. метод
Зам директора по УВР объединения
Л.А. Осколкова (________) С.И.Мироманова (_______)
Урок русского языка в 4-а классе
«Имена собственные»
Учитель: Решетникова И.М.
г. Улан-Удэ 2013-14 уч г
Цель урока: формировать навык правописания имён собственных.
Задачи урока:
1. Закрепление навыка правописания собственных имён
2. Коррекция и развитие мыслительной деятельности, установление причинно-следственных связей.
3. Воспитание интереса к учёбе, к предмету.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер для учителя, мультимедийная наглядность учебного материала, изготовленная в среде POWER POINT (Приложение 1), письмо дяди Фёдора, карточки № 1, карточки № 2
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы урока.
- Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а проведём мы его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино
Герои мультфильма помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся.
2.Пальчиковая гимнастика с шарами здоровья.
Шарики перебираю,
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
3.Чистописание
III. Словарный диктант.
- Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки.
Загадки.
Рыжий молокозавод |
|
| С подругами и сестрами |
Хочешь бегать далеко, |
|
| Не ботинки, не сапожки, |
Ушки чуткие торчком, |
|
| Там у дороги стоят стога, |
- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя?
IV.
- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?»
- Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения).
СЛАЙД № 11-13. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Печкин отвечает на вопрос Шарика.
- А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака.
А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик».
Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?»
Печкин: «Верно».
СЛАЙД № 14. На экране два столбика слов.
- Свои собственные имена имеют и другие предметы.
- Прочитайте слова на экране.
- Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов?
- Задание от собаки Шарика.
По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя.
Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение.
- Назовите из указанных слов клички животных.
После того, как дети правильно перечислят все клички на экране, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением.
- Назовите имена и фамилии людей. (Аналогичные действия).
- Назовите названия деревни и речки. (Аналогичные действия).
- Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. Какую закономерность в написании этих слов вы отметили?
СЛАЙД № 15.
- Итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила):
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные.
По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила:
Имена собственные пишутся с большой буквы.
V. Физминутка.
Дидактическая игра «Ванька-Встанька»
(Учитель произносит слова, если они пишутся с большой буквы, то ученики встают, если с маленькой, то садятся на кукурки.)
Ученик, Ваня, озеро, Байкал, река, Уда, город, Улан-Удэ, улица, Дальневосточная, Света, Яна.
VI. Закрепление.
1. Письмо дяди Фёдора.
СЛАЙД № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением.
- Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. Что сделал мальчик, чтобы родители не волновались за него?
- Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось.(Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо.
- Внимательно прочтите письмо.
СЛАЙД № 18. На экране письмо с пропущенными буквами.
- Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную, по щелчку буква появляется в нужном месте).
- Назовите присутствующие в письме имена собственные.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора.
СЛАЙД № 19. На экране мама и папа дяди Федора.
- Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.
- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.
- Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора.
СЛАЙД № 20.
Мама с экрана: «Измените слова по образцу».
Люда – Людмила.
Галя – … .
Вася – … .
Коля – … .
- Как называются слова первого столбика?
- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)
- Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора.
СЛАЙД № 21.
Папа с экрана: «Назовите слова парами по образцу».
Пётр – Петрович.
Иван – … .
Павел – … .
Михаил – … .
- Как называются слова первого столбика?
- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)
Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы.
VII. Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами.
VIII. Релаксация.
СЛАЙД № 23. На экране надпись «Минутка отдуха», музыкальное сопровождение.
- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
- Отдохнём одну минутку,
Восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Нет печали, нет тревог.
Потрудились славно дети,
Завершается урок.
IX. Итог урока. Обсуждение результатов работы.
- Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали?
- Интересно ли вам было работать на уроке?
- Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята.
СЛАЙД № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «До новых встреч!»
X. Домашнее задание: стр 152 упр 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе
Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....
Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида
Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе в начальных классах
В материале даны методические указания и ряд упражнений способствующие предупреждению ошибок в написании словс орфограмами....
Конспект открытого урока в 4 классе по русскому языку в коррекционной школе VIII вида "Правописание безударных гласных"
Конспект открытого урока в 4 классе II четвертьпо русскому языку "Правописание безударных гласных...
Уроки русского языка в коррекционной школе VIIIвида
Уроки русского языка в коррекционной школе VIIIвида...
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...
Урок русского языка в коррекционной школе, 3 класс.
Тема урока: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных»Цель: Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных и научить отличать имена собств...