открытый урок русского языка в 3 классе 21 век по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Сияпова Светлана Фанилевна

Данный урок проводился в рамках  районного конкурса "Учитель года - 2011". Целью данного проблемного урока является формирование представления учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_pasport_uroka_otkr.urok_uchitel_goda.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Методический паспорт урока.

Тема: Имя прилагательное

Цель.     Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе, падеже); о том, что род прилагательного  совпадает с родом, числом  и падежом существительного, к которому  данное  прилагательное  относиться.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневое домашнее задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к русскому языку,   организовать работу в  группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

        Тип урока – усвоение новых знаний

Предмет – русский язык

        Возраст детей – 9 -11лет, класс – 3

           По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

 По видам  деятельности –  поисково-исследовательский

           По результатам выполнения – практический

Оборудование: Пк , мультимедийный проэктор.

Материалы: Презентация «Изменение  имён  прилагательных по  родам, числам и падежам», учебники, карточки для работы в группе.

       Структура  урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

3. «Открытие» нового знания.

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? 

2) Связь имён прилагательных с существительными

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

4.Физкультминутка.

5.  Закрепление полученных знаний.

6. Итог урока (тест).

7. Домашнее задание по выбору.

8. Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Закройте глаза, представьте, что у вас длинный нос как у Буратино. Напишите в воздухе носиком ваше имя. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- я узнала ваши имена, о вашем классе я ничего не знаю. Расскажите какой у вас класс, помогут вам слова на экране. (Слайд. Внимательные, умные, любознательные, хитрые, вредные, радость, веселые, воспитанные ).  

+

- Найдите «лишнее» слово

+ Радость.

- почему вы решили, что оно лишнее?

+ Это имя существительное

- докажите. (Кластер. Существительное – вопросы: кто? что? – обозначает предмет – изменяется по числам и падежам – имеет род).

-Что вы можете сказать об остальных словах?

+ имя прилагательное

- докажите. (кластер: прилагательное – какой? Какая? Какое? Какие?)

+

- что можете сказать о роде, числе и падеже прилагательных?

+ не знаем

-  значит тема нашего урока « Изменение прилагательных по родам, числам и падежам»

- какова цель урока?

+ узнать как определяется род, число и падеж прилагательных

-  чтоб достичь цели предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группах.

+ думаю сам, слушаю мнение другого, принимаем решение вместе.

- 1 группа будет определять род прилагательных, 2 – число, 3 – падеж. Работать будете по плану, один из участников  группы должен будет представить  вывод по вашему маленькому исследованию. (план: 1. Определи (род, число, падеж) существительного;

2 – подбери к существительному прилагательное записанные ниже;

3 – определи (род, число, падеж) прилагательных;

4- понаблюдай, изменилось ли прилагательное;

5 – сделай вывод, почему изменилось прилагательное).

1 группа – книга, шарф, море (слова для справок: синяя, синий, синее);

2 – дети, клоун (смешные, смешной);

3- мяч, мяча, мячом (футбольный, футбольного, футбольным).

+ вывод 1 группы – меняется форма прилагательного в зависимости от рода существительного; 2- меняется форма прил. В зависимости от числа сущ.; 3- меняется форма прилаг. В зависимости от падежа сущ.

- какой общий вывод можно сделать?

+ в словосочетаниях род, число и падеж прилагательного зависти от рода, числа и падежа существительного.

-запомните род у прилагательных во множественном числе не определяется!!! давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике Стр.70. прочитайте сам-но. Правильно мы рассуждали? Знаем теперь как определить род, число и падеж прилагательного? (карточки на доске)

- Что нового вы узнали?

+ согласование

- прочитает….

+

Физминутка.

Закрепление.

- выпишите словосочетания в которых прилагательное согласуется с существительным. (самооценивание по ключу)

- скажите какое слово является главным в словосочетаниях?

+ существительные (подвести к этому)

- главное слово показывается х и стрелочкой указывается зависимое слово. Выделите главное и зависимое слово в своих тетрадях. (взаимопроверка по ключу).

- выполним тест. (на листочках, самопроверка по ключу).

Итог  урока.

- Выполним тест.

Имя прилагательное

  1. В словосочетании прил. + сущ. Главным словом является:
  • а ) имя прилагательное;
  • б) имя существительное;
  • в) и имя прилагательное и имя существительное.
  1. Род, число и падеж  имени прилагательного зависит 
  • а)  от рода, числа и падежа  имен существительных;
  • б)  от глагола.
  • В) от прилагательного
  1. Имя прилагательное во множественном числе по родам:
  • а) изменяется;
  • б) не изменяется

Проверьте себя по ключу. (слайд). У кого без ошибок?

+

- Запишите д/з по выбору:

1. Стр. 70 упр.4

2. описать свою комнату используя как можно больше согласований существительного с прилагательным.

Рефлексия (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Открытый урок русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формировать представления о частях речи; учить распознавать имя прилагательное в тексте и словосочетаниях....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Открытый урок русский язык 4 класс "Род имен прилагательных"

Открытый урок с разноуровневыми заданиями и таблицей самооценки...