Текст как единица речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок проведенный в 3 классе, помогает сформировать учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Текст как единица языка и речи
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Шевченко Светлана Ивановна | |
Место работы | МОБУ СОШ им. Ф. Султанова с. Исянгулово | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 3 | |
Тема и номер урока в теме | Что такое текст? (№ 1) | |
Базовый учебник | Н. А. Чуракова Русский язык 3 класс |
- Цель и задачи урока
Цель: Сформировать учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Задачи:
- обучающие. Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации). Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной
-развивающие развитие орфографической зоркости учащихся; развитие лингвистического мышления; развитие творческих способностей; развитие познавательного интереса; развивать навыки самостоятельной работы с ЭОР, формирование компьютерной грамотности учащихся, развитие навыков самостоятельной и практической деятельности и умений представления ее результаты
-воспитательные воспитание нравственных качеств: товарищества, деликатности, дисциплинированности, ответственности, способности сопереживать, самоуважения; воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к русскому языку; формирование самооценки своей деятельности
Тип урока Урок – введение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности обучающихся.
- Формы работы учащихся объяснительно-демонстрационные
- Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, экран, карточки для самостоятельной работы.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Минутка вхождения в день | (читает стихотворение) Доброе слово - Добрый день, мои милые детки! Садитесь. Приветствует, проверяет готовность к уроку. | 1-2 мин | ||
2 | Организация класса | -Девизом нашего урока будет пословица, записанная на доске «Через тернии к звездам». - Что такое тернии? | -Тернии это препятствия. (cообщение о пословице). | 3 мин | |
3 | Минутка чистописания | - Откройте тетради, возьмите ручку в руке, закройте глаза. Представьте, что ручка это легкое перышко птице, бабочка, порхающая над цветком, капелька росы в ладошке. | Т ттт тернии звезда Через тернии к звездам. | 2 мин. | |
4 | Повторение (термологический диктант) |
| Индивидуальная работа | 7 мин | |
5 | Словарная работа | -Отдохните и расслабьтесь. Прислушайтесь к звукам. Ваш слух уловит музыку осени, журчание воды, шорох ветвей, звук дождя, голоса птиц и животных. И от радости закружиться голова. И чтобы продлить это наслаждение мы с вами сейчас прослушаем грамзапись с голосами птиц и животных. И ваша задача догадаться голоса каких птиц и животных вы услышали. И слова-отгадки записать в тетради (два ученика работают у доски). | Индивидуальная работа Ворона, корова, воробей, петух, сорока, собака, соловей, медведь. | 3 мин | |
6 7 8 9 10 | Работа по теме урока Физминутка (ребус) Закрепление Домашнее задание Итог | Какое словарное слово было последним? Что вы знаете про этого зверя? Составьте словосочетание со словом медведь. С любым из записанных словосочетаний составьте предложение Составьте два или несколько предложений о медведе. Можно ли эти предложения назвать текстом? Что такое текст? Почему? - Сегодня на уроке мы будем накапливать опят и более глубоко и тонко учиться понимать текст. Текст имеет несколько признаков. Сегодня на уроке мы с вами остановимся на 3-х признаков текста: тема, главная мысль текста и заголовок текста. (название терминов вывешивается на доске) Ребята я предлагаю вам составить текст о том, как зимует медведь – это будет наша тема. - У вас на партах лежат карточки с напечатанными на них предложениями. Прочитайте данные предложения и расположите их в смысловом порядке. 1. В берлоге медведь спокойно спит всю зиму. 2. В феврале у медведя на лапах меняется кожа. 3. Сила у медведя велика. 4. Медведь любит разорять муравейники. 5. При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу. 6. Зимой он живёт за счёт жира, который он накопил за лето и осень. 7. Он ест растительную пищу. Что у вас получилось? Это текст? Давайте вспомним, какая тема нашего урока. Посмотрите, все ли предложения, соответствуют нашей теме. Найдите и укажите только те предложения, в которых говориться о том, как зимует медведь. - Прочитайте какие предложения вы взяли? Какие предложения вы не взяли? Оставшиеся предложения расположите в логической последовательности Подберите к этому тексту точный заголовок 1. Медведь. 2. Медведь в лесу. 3. Берлога медведя. 4. Как зимует медведь. (использование ЭОР) Учитель раздает каждой группе карточку с текстом - Определите тему текста, его главную мысль и озаглавьте текст. Как вы думаете, какой поступок совершили дедушка и его внук? - Ребята! Мы начали урок со слов «Добрый день» и заканчиваем словами «Доброе дело». Я думаю, что у каждого из вас поднялось настроение. Ведь люди часто стесняються говорить друг другу добрые и хорошие слова, совершать добрые поступки. И поэтому я хочу чтобы сейчас каждый из вас сказал как можно больше добрых ласковых слов. А начнете вы свою речь со слов Я счастлив(а) когда… Написать мини-сочинение на тему: «Животные моего края» Как вы чувствовали себя на уроке? - Интересно ли вам было на уроке? - Что нового узнали на уроке? - Спасибо вам. Вы потрудились от души!
| Фронтальная работа Медведь Словосочетание Предложение Ответы Работа в парах Ответы 1,2,5,6 3,4,7 Они не на тему как зимует медведь зимой Они не главные. В берлоге медведь спокойно спит всю зиму. Зимой он живёт за счёт жира, который он накопил за лето и осень. В феврале у медведя на лапах меняется кожа. При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу. Как зимует медведь. Вывод: Текст это… Все предложения в тексте должны быть… Иметь одну… Текст можно… Работа по группам 1 гр. Тема – Как цыплята прятались от дождя. Мысль – Что бывает, если не слушаться маму. Заголовок – Курочка. 2 гр. Тема – Говориться о сороке. Мысль – Что сорока нарядная птица. Заголовок – Сорока. 3 гр. Тема – Как дедушка и внук нашли в лесу гнездо. Мысль – Дедушка и внук не тронули, даже не коснулись гнезда. Заголовок – Гнездышко. Ответы В народе говорят, что человек, Ответы - Эти сведения нам не нужны. | 15 мин 1 мин 10 1 мин 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | упражнение | Модуль, текст | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | лекция (конспект) | Модуль, текст | |
3 | Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов | образовательный | Презентация, словарная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи"
Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи". УМК "Школа России". 2 класс...
Презентация "Текст как единица языка и речи"
Данная презентация поможет повторить изученный материал 2 класса по теме "Текст" . В ней даны : текст-повествование "Коту стало стыдно", текст-описание "Вороний глаз",текст-рассуждение "Дождевик...
Электронное пособие "Единицы речи"
Цель – активизация новых форм образовательного процесса при помощи использования ИКТ для обеспечения технической поддержки уроков русского языка.Задачи:Способствовать совершенствованию детьми знаний о...
Урок "Предложение и текст как единица речи"
Урок-обобщение русского языка во 2 классе из цикла "Сказка на уроке"...
Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).
Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна - учитель начальных классов, 2 категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...
Урок русского языка в 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Актуализация знаний о предложении как единице речи."
Урок представлен в форме технологической карты....
«Общее представление о тексте и предложении как единицах речи».
разработка урока...