Правописание глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Фоменко Марина Александровна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass_.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Учитель Фоменко М.А.

                                                                                                                    МБОУ СОШ № 21

                                                                                                                     программа Н.Ф. Виноградовой

4 класс

Предмет:    русский язык

Тема:          Правописание глаголов.

 Цель:        Отработать орфограммы, связанные с написанием глаголов.

                    Провести комплексный орфографический тренинг.

 Задачи:    1. Уточнить и конкретизировать представления учащихся о глаголе, как части речи.

                   2. Учить работать со справочной литературой.

                   3. Развивать память, речь, мышление, воображение детей.

Оборудование:   учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, инд. карточки.

Организационный момент.-

 Над какой большой темой мы работаем?

- Как вы считаете, вы уже всё знаете об этой части речи?- Сегодня на уроке мы дополним ваши знания о глаголе.

Словарная работа.- Но в начале нашего урока словарный диктант.

Запишите слова: Командир, комета, конверт, корабль, коридор, лиловый, район, пейзаж, решать, сверкать, свитер, желать.- Найдите глаголы, определить спряжение глаголов. Найдите группы слов, которые можно объединить по какому -либо признаку.

.Взаимопроверка:  Проверьте.

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.- Соберите и прочитайте  название темы урока из слогов .    

Тема: во    Пра    пи  гла    ни    са   е  го   лов

 

1)Давайте вспомним. Какие орфограммы, связанные с написанием глаголов, мы учили?

1. Правописание тся, ться Настоящее и будущее время в форме 3 лица, ед. ч -тся Неопределённая форма (что делать, что сделать?)- ться.  К

2. Правописание не с глаголами

3. Мягкий знак после шипящих в глаголах

2) выполнение упражнения 1 стр 37

Умеешь ли ты? - Закончите эти предложения:

Глагол – это……… Глаголы обозначают ……… Глаголы отвечают на вопросы:………-Что обозначают глаголы? (действие предмета или состояние)

-На какие вопросы отвечают глаголы?

 -Как изменяются глаголы? ( по числам, по временам, по родам, бывают совершенного и несовершенного вида, 1 и 2 спряжения, изъявительного, условного и повелительного наклонения)

-Употребляются ли глаголы с предлогами?

- Как пишется частица не с глаголами. (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, невзлюбить, неволить, нездоровится и др.)

 Повторение знаний о спряжении глаголов.1)Что такое спряжение? ( Это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний)

Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме

- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? ( глаголы на –ить, кроме брить, стелить), 4 глагола на –ать (гнать, дышать, держать, слышать), 7 глаголов на – еть(вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть)

Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (все остальные- на –ать, на –еть, на –оть, -уть, - ыть, -ять, -ти

 Какими личные окончания имеют глаголы 1спряжения? (-у,(-ю),-ешь,-ет,,-ем,- ете,-ут,(-ют).

  2 спряжения? (-у,(-ю), -ишь,- ит,, -им, - ите, -ат,(-ят).

Знакомство с разноспрягаемыми глаголами

 В русском языке есть 2 глагола разноспрягаемых - хотеть и бежать.

Наблюдение над окончанием глаголов  (с использованием  интерактивной доски)

Эти слова имеют личные окончания и 1-го и 2-го спряжения хочу, хотим,, бегу, бежим, хочешь, хотите ,,.бежишь бежите, хочет, хотят, бежит, бегут

.Глаголы-исключения 2 спряжения: Слышать, дышать, гнать,  держать, смотреть, видеть, ненавидеть,  зависеть, терпеть, вертеть, А ещё?  обидеть  

2) выполнение упражнения № 3 стр.37

Выпишите из упражнения только глаголы – исключения, относящиеся ко 2 спряжению Слышать, дышать, гнать,  держать, смотреть, видеть, ненавидеть,  зависеть, терпеть, вертеть, обидеть.. (один ученик выписывает на интерактивную доску, без проекции, а все самостоятельно. Затем идет проекция на доске.)

Ф И З М И Н У Т К А 1. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

                                         Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

                                         В стороны руки – плавно помашем - это к нам птицы летят.

                                         Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложим назад.

- Какие действия мы выполняли? Назовите эти слова. В каком времени они употреблены? Как называются эти слова в грамматике.

2. Задание на внимание. - Услышав глагол, хлопайте в ладоши.

Учебник с. 25 упр. 2 «Когда на улице мороз»  Закрепление полученных знаний.

 1. Задание: по действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать?.

Шипит, ползает, извивается…Растёт, цветёт, пахнет...Облизывается, мурлычет, мяукает…Идут, тикают, бьют…

2. Самостоятельная работа  по карточкам  .     Как изменяется глагол?

 Из данных слов выбери глаголы и обозначьте спряжение и выделите окончание.

1) Белый, белизна, побелка, белить, молодёжь, молодость, молодой, краска, красить, красный.

2) . Данные глаголы запиши в неопределённой форме  с суффиксом -ся. Распишет - ______________, покормит - _______________, научить - _______________, одеваешь - _____________,  поделить  - _______________,  раскричался - ________________.

3). Проспрягай глагол кричатьвыдели окончание

Единственное число                                     Множественное число

1-е лицо ______________________           ______________________

 2-е лицо ______________________          ______________________

3-е лицо ______________________            ______________________

4). Образуй от данных существительных глаголы трёх времён.

                   Настоящее время         Прошедшее время           Будущее время

 Рассказ – __________________   ___________________      ___________________

Говор –    __________________    ___________________      ___________________

5. Определи спряжение данных глаголов по окончанию.

Знают ( ), плывут ( ), звенят ( ), сверкают ( ), копает ( ), желает ( ), строит( ), любят ( ), держат ( ), беседуют ( ), щебечет ( ), стригли ( ).3)

Работа в «Рабочей  тетради» (стр.71) - Прочтите задание №3. Выпишите глаголы после вопросов.

Оценка знаний проводится в ходе урока и по окончанию проверки самостоятельной работы- выборочно.

 Рефлексия.- Домашнее задание.

Рабочая тетрадь №2 урок 82, «Учусь писать без ошибок» упражнение 122.

Итог: Какие орфограммы, связанные  с правописанием глаголов мы повторили?

       Я дарю вам карточку- помощницу, которая поможет правильно выполнить домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...