Склонение имен существительных. 4 класс. УМК "Гармония"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок направлен на развитие видеть и анализировать имена существительные с безударным окончанием; формирование умения безошибочного написания безударных окончаний имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
![]() | 470.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заголовок: Полуянович Н.В.
Склонение имен существительных
(обобщение)
(русский язык, 4 класс)
УМК "Гармония"
Урок направлен на:
- развитие умения видеть и анализировать имена существительные с безударным окончанием;
- формирование умения безошибочного написания безударных окончаний имен существительных;
- расширение речевого опыта детей.
Уровень образования школьников: базовый.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Ход урока.
I Актуализация опорных знаний.
- Как определить склонение имени существительного? (Слайд №7)
- Какая буква пишется в окончании имени существительного 1 склонения? (Слайд №8,9)
- Какая буква пишется в окончании имени существительного 2 склонения? (Слайд №10,11)
- Какая буква пишется в окончании имени существительного 3 склонения? (Слайд №12,13)
II. Работа по теме урока.
- Назвать окончания имен существительных.
- На моторной лодк.. туристы быстро добрались до березовой рощ.. .
- В спальн.. на кроват.. сидела бабушка.
- На крыш.. избушк.. плотным слоем лежал снег.
- На большой скорост.. мчится по степ.. грузовая машина.
- В переулк.. пахло черемухой.
- Эта наука зародилась в глубокой древност.. .
(Проверка по слайду №22)
- Самостоятельная работа. Распределить слова по склонениям на 3 группы. (Слайд №14)
Веселье, тень, трость, трапеза, город, адрес, глушь, башня, гость, дядя, солнце, малина, болото, речь, басня, роща, удаль, удача, блеск, трель, свирель.
(Проверка по слайду №15)
3.Физминутка
4. Исключи на строке лишнее слово, объясни свой выбор. (Устно) Слайд №18
Житель, огонь, радость, вихрь
Земля, карта, воевода, улица
Дочь, радость, любовь, путь
Солнце, плечо, счастье, поле
Дядя, кошка, братишка, папа
Имя, доля, земля, стезя
(Проверка по слайду №19)
6. Слуховой диктант с сигнальными карточками. (Слайд №16)
Искать в рощ.. , жить в деревн.. , расти в пол.. , расцвел на дерев.. , убежал от девочк.. , играть на свирел.. , не нашел трост.. , спрятался в малин.. , устроился в город.. , остался в пустын.. , договориться о свидании..
(Проверка по слайду №17)
7. Определи, в какой строке во всех словах окончание –И? (слайд №20)
1) У бабушк.., о дом.., в стран.., на кошк..
2) На зелен.. , в пачк.., у девушк.., в кошельк..
3) На зорьк.., в берлог.., у рощ.., из ткани..
4) О сирен.., у девочк.., без песн.., к двер..
8. Определи, в какой строке во всех словах окончание –Е?
Из пустын.., на завод.., в песк.., до дяд..
О вечер.., на природ.., по погод.., в фильм..
На тропк.., о чест.., в темнот.., у черемух..
О жизн.., в ноч.., о дружб.., о помощ..
III. Итог урока.
- Оцените трудность урока и сложность материала для вас.
- Оцени своё участие в уроке.
- Оцени своё настроение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы учебной темы: В каком случае необходимо определять склонение существительных? Как определить склонение существительного ? В каких случаях в безударном окончании пишется буква Е, а в каких – И ?
Дидактические цели урока: *умение увидеть орфограмму и наметить пути её решения *приобретение навыков самостоятельной работы.
Методические задачи: * формирование умения определять склонение существительного; * рассмотрение правила написания букв Е и И в безударных окончаниях имён существительных
Поставь существительное в начальную форму Кто? Что?
Имя существительное Она,моя Он, мой Оно, моё Женский род Мужской род Средний род
Определи склонение существительного Женский и мужской род с окончанием - а , - я 1-ое скл. Мужской род без окончания, Средний род с окончанием - о , - е 2-ое скл. Женский род без окончания 3-е скл.
Существительные 1-ого склонения имеют ударные окончания: И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. -а, -я -и -е -у -ой, -ей -е Река, земля Рек и , земл и Рек е , земл е Реку, землю Рекой, землёй О рек е , о земл е
Безударные окончания пишутся так же, как и ударные : Река, земля Рек и , земл и Рек е , земл е Реку, землю Рекой, землёй О рек е , о земл е мышка мышк и мышк е мышку мышкой о мышк е
Существительные 2-ого склонения имеют ударные окончания: И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. -о, -е -а,-я -у,-ю -а,-о,-е -ом, -ем -е слон, село слона, села слону, селу слона, село слоном, селом о слон е , о сел е
Безударные окончания пишутся так же, как и ударные : гнездо гнезда гнезду гнездо гнездом О гнезд е закат, поле,облако заката, поля,облака закату, полю,облаку закат, поле, облако закатом, полем о закат е , о пол е
Существительные 3-его склонения имеют ударные окончания: И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. - -и -и - -ю -и любовь любв и любв и любовь любовью о любв и
Безударные окончания пишутся так же, как и ударные : любовь любв и любв и любовь любовью о любв и речь, печаль реч и , печал и реч и , печал и речь, печаль речью, печалью о реч и , о печал и
Распредели слова на три группы по склонениям Веселье, тень, трость, трапеза, тюль, адрес, глушь, башня, гость, дядя, солнце, малина, болото, мозоль, басня, роща, удаль, удача, блеск, трель, свирель.
Проверь: 1 скл. 2 скл. 3 скл. Трапеза Башня Дядя Малина Басня Роща Удача Веселье Гость Адрес Тюль Солнце Болото Блеск тень Трость Глушь Мозоль Удаль Трель Свирель
Допиши словосочетания: Искать в рощ . , жить в деревн . , расти в пол . , расцвел на дерев . , убежал от девочк . , играть на свирел . , не нашел трост . , спрятался в малин. , устроился в город . , остался в пустын. .
Проверь: Искать в рощ е , жить в деревн е , расти в пол е , расцвел на дерев е , убежал от девочк и , играть на свирел и , не нашел трост и ,спрятался в малин е , устроился в город е , остался в пустын е ,
Исключи на строке лишнее слово Житель, огонь, радость, вихрь Земля, карта, воевода, улица Дочь, радость, любовь, путь Солнце, плечо, счастье, поле Дядя, кошка, братишка, папа Имя, доля, земля, стезя
Проверь: Житель, огонь, радость , вихрь Земля, карта, воевода , улица Дочь, радость, любовь, путь Солнце, плечо , счастье, поле Дядя, кошка , братишка, папа Имя , доля, земля, стезя
В какой строке во всех словах окончание –И? 1) У бабушк., о дом., в стран., на кошк. 2) На зелен., в пачк., у девушк., в кошельк. 3) На зорьк., в берлог., у рощ., из ткани. 4) О сирен., у девочк., без песн., к двер.
В какой строке во всех словах окончание –Е? Из пустын., на завод., в песк., до дяд. О вечер., на природ., по погод., в фильм. На тропк., о чест., в темнот., у черемух. О жизн., в ноч., о дружб., о помощ.
Оценка Оцени трудность урока и сложность материала для себя. Оцени долю своего участия в уроке. Оцени своё настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313423-1381489531.jpg)
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-1192459-1574861629.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/05/picture-30031.jpg)
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1366928-1637923252.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...