Склонение имен существительных. 4 класс. УМК "Гармония"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок направлен на развитие видеть и анализировать имена существительные с безударным окончанием; формирование умения безошибочного написания безударных окончаний имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imen_sushchestvitelnykh.doc | 39 КБ |
sklonenie_imen_sushchestvitelnykh.ppt | 470.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заголовок: Полуянович Н.В.
Склонение имен существительных
(обобщение)
(русский язык, 4 класс)
УМК "Гармония"
Урок направлен на:
- развитие умения видеть и анализировать имена существительные с безударным окончанием;
- формирование умения безошибочного написания безударных окончаний имен существительных;
- расширение речевого опыта детей.
Уровень образования школьников: базовый.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Ход урока.
I Актуализация опорных знаний.
- Как определить склонение имени существительного? (Слайд №7)
- Какая буква пишется в окончании имени существительного 1 склонения? (Слайд №8,9)
- Какая буква пишется в окончании имени существительного 2 склонения? (Слайд №10,11)
- Какая буква пишется в окончании имени существительного 3 склонения? (Слайд №12,13)
II. Работа по теме урока.
- Назвать окончания имен существительных.
- На моторной лодк.. туристы быстро добрались до березовой рощ.. .
- В спальн.. на кроват.. сидела бабушка.
- На крыш.. избушк.. плотным слоем лежал снег.
- На большой скорост.. мчится по степ.. грузовая машина.
- В переулк.. пахло черемухой.
- Эта наука зародилась в глубокой древност.. .
(Проверка по слайду №22)
- Самостоятельная работа. Распределить слова по склонениям на 3 группы. (Слайд №14)
Веселье, тень, трость, трапеза, город, адрес, глушь, башня, гость, дядя, солнце, малина, болото, речь, басня, роща, удаль, удача, блеск, трель, свирель.
(Проверка по слайду №15)
3.Физминутка
4. Исключи на строке лишнее слово, объясни свой выбор. (Устно) Слайд №18
Житель, огонь, радость, вихрь
Земля, карта, воевода, улица
Дочь, радость, любовь, путь
Солнце, плечо, счастье, поле
Дядя, кошка, братишка, папа
Имя, доля, земля, стезя
(Проверка по слайду №19)
6. Слуховой диктант с сигнальными карточками. (Слайд №16)
Искать в рощ.. , жить в деревн.. , расти в пол.. , расцвел на дерев.. , убежал от девочк.. , играть на свирел.. , не нашел трост.. , спрятался в малин.. , устроился в город.. , остался в пустын.. , договориться о свидании..
(Проверка по слайду №17)
7. Определи, в какой строке во всех словах окончание –И? (слайд №20)
1) У бабушк.., о дом.., в стран.., на кошк..
2) На зелен.. , в пачк.., у девушк.., в кошельк..
3) На зорьк.., в берлог.., у рощ.., из ткани..
4) О сирен.., у девочк.., без песн.., к двер..
8. Определи, в какой строке во всех словах окончание –Е?
Из пустын.., на завод.., в песк.., до дяд..
О вечер.., на природ.., по погод.., в фильм..
На тропк.., о чест.., в темнот.., у черемух..
О жизн.., в ноч.., о дружб.., о помощ..
III. Итог урока.
- Оцените трудность урока и сложность материала для вас.
- Оцени своё участие в уроке.
- Оцени своё настроение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы учебной темы: В каком случае необходимо определять склонение существительных? Как определить склонение существительного ? В каких случаях в безударном окончании пишется буква Е, а в каких – И ?
Дидактические цели урока: *умение увидеть орфограмму и наметить пути её решения *приобретение навыков самостоятельной работы.
Методические задачи: * формирование умения определять склонение существительного; * рассмотрение правила написания букв Е и И в безударных окончаниях имён существительных
Поставь существительное в начальную форму Кто? Что?
Имя существительное Она,моя Он, мой Оно, моё Женский род Мужской род Средний род
Определи склонение существительного Женский и мужской род с окончанием - а , - я 1-ое скл. Мужской род без окончания, Средний род с окончанием - о , - е 2-ое скл. Женский род без окончания 3-е скл.
Существительные 1-ого склонения имеют ударные окончания: И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. -а, -я -и -е -у -ой, -ей -е Река, земля Рек и , земл и Рек е , земл е Реку, землю Рекой, землёй О рек е , о земл е
Безударные окончания пишутся так же, как и ударные : Река, земля Рек и , земл и Рек е , земл е Реку, землю Рекой, землёй О рек е , о земл е мышка мышк и мышк е мышку мышкой о мышк е
Существительные 2-ого склонения имеют ударные окончания: И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. -о, -е -а,-я -у,-ю -а,-о,-е -ом, -ем -е слон, село слона, села слону, селу слона, село слоном, селом о слон е , о сел е
Безударные окончания пишутся так же, как и ударные : гнездо гнезда гнезду гнездо гнездом О гнезд е закат, поле,облако заката, поля,облака закату, полю,облаку закат, поле, облако закатом, полем о закат е , о пол е
Существительные 3-его склонения имеют ударные окончания: И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. - -и -и - -ю -и любовь любв и любв и любовь любовью о любв и
Безударные окончания пишутся так же, как и ударные : любовь любв и любв и любовь любовью о любв и речь, печаль реч и , печал и реч и , печал и речь, печаль речью, печалью о реч и , о печал и
Распредели слова на три группы по склонениям Веселье, тень, трость, трапеза, тюль, адрес, глушь, башня, гость, дядя, солнце, малина, болото, мозоль, басня, роща, удаль, удача, блеск, трель, свирель.
Проверь: 1 скл. 2 скл. 3 скл. Трапеза Башня Дядя Малина Басня Роща Удача Веселье Гость Адрес Тюль Солнце Болото Блеск тень Трость Глушь Мозоль Удаль Трель Свирель
Допиши словосочетания: Искать в рощ . , жить в деревн . , расти в пол . , расцвел на дерев . , убежал от девочк . , играть на свирел . , не нашел трост . , спрятался в малин. , устроился в город . , остался в пустын. .
Проверь: Искать в рощ е , жить в деревн е , расти в пол е , расцвел на дерев е , убежал от девочк и , играть на свирел и , не нашел трост и ,спрятался в малин е , устроился в город е , остался в пустын е ,
Исключи на строке лишнее слово Житель, огонь, радость, вихрь Земля, карта, воевода, улица Дочь, радость, любовь, путь Солнце, плечо, счастье, поле Дядя, кошка, братишка, папа Имя, доля, земля, стезя
Проверь: Житель, огонь, радость , вихрь Земля, карта, воевода , улица Дочь, радость, любовь, путь Солнце, плечо , счастье, поле Дядя, кошка , братишка, папа Имя , доля, земля, стезя
В какой строке во всех словах окончание –И? 1) У бабушк., о дом., в стран., на кошк. 2) На зелен., в пачк., у девушк., в кошельк. 3) На зорьк., в берлог., у рощ., из ткани. 4) О сирен., у девочк., без песн., к двер.
В какой строке во всех словах окончание –Е? Из пустын., на завод., в песк., до дяд. О вечер., на природ., по погод., в фильм. На тропк., о чест., в темнот., у черемух. О жизн., в ноч., о дружб., о помощ.
Оценка Оцени трудность урока и сложность материала для себя. Оцени долю своего участия в уроке. Оцени своё настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...