Тема: «Правописание разделительного твёрдого знака»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Ольга Анатольевна Селезнёва

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) создать условия длярешение орфографической задачи –правописание разделительного ъ;

2) развивать умение видеть проблему, исследовать и добиваться её разрешения;

3) развивать орфографическую зоркость;

4) воспитывать у обучающихся инициативность в построении совместных учебных действий.

Русский язык, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Селезнёва О.А.,

            учитель начальных классов

МАОУ "СОШ 24 с УИОП"

  г. Старый Оскол

Русский язык, 2 класс

Тема: «Правописание разделительного твёрдого знака »

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) создать условия для решение орфографической задачи – правописание разделительного ъ;

2) развивать умение видеть проблему, исследовать и добиваться её разрешения;

3) развивать орфографическую зоркость;

4) воспитывать у обучающихся инициативность в построении совместных учебных действий.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- Начинается урок.

  Он пойдет ребятам впрок.

  Постарайтесь все понять,

  Учитесь тайны открывать.

 - Какие тайны мы открываем на уроках русского языка? (Новые правила, новые знания)

 -  Как мы открываем новое знание?

   (Поймем, что еще не знаем, а потом постараемся сами открыть новое.)

  -Народная мудрость гласит: «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется».

- Чтобы был результат как мы должны работать? (С желанием, активно.)

   -  С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Записаны буквы:

     л о п ь ё т

- Найдите «лишнюю» букву. (Варианты ответов: ь, ё) – Почему? (Не имеет звука, может обозначать два звука.)

- Есть ли ещё такие буквы в русском алфавите? (ъ, я, ю, е)

- Пропишите их соединения.

- Составьте из данных букв слова с ь. (льёт, польёт, пьёт).

- Какую роль выполняет ь в этих словах.

- Определите количество букв и звуков в этих словах. Почему? Найдите

 лишнее слово.

- Как образовали родственное слово? (С помощью приставки.)

- Что такое приставка?

- Распределите приставки в два столбика.

   об-, до-, вы -, с-, за -, под -, раз -, на -, по- .
 -Почему?

 -Что мы повторили? (Что такое приставка, немые буквы и их роль в слове)

- Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие)

 - Поставьте где нужно Ъ.

У…ехал, пред…явить,  б…ёт.

-У кого нет результата? Что вы не смогли сделать? (Я пока не могу найти слово, где нужно написать твёрдый знак.)

- У кого есть результат? Что вы не можете сделать? (Я  пока не могу доказать, что правильно выбрал слово, в которое нужно поставить твёрдый знак)

-  Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти слово, где нужно поставить твёрдый знак).

- В чем затруднение? (Не смогли определить слово с Ъ; не смогли доказать, почему написали Ъ.)

- Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) для записи слов с Ъ.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило написания Ъ в словах.)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание Ъ в словах.)

- Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.

На доску вывешивается план:

1.Проанализировать слова и распределить их на группы.

2.Разобрать слова по составу.

3.Определить, есть ли в слове приставка.

4.На какую букву оканчивается?

5.С какой буквы начинается корень?

6.Сформулируйте правило

5. Реализация построенного проекта.

- Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните правила работы в группах.

 Группы получают карточки со словами и приступают к работе по плану.

Въезд, приезд, подъём, заезд, въехал, переехал.

 Проверка

-По какому признаку распределили слова?

- Какие части слов вы выделили?

- На что обратили внимание?

- Какую роль выполняет ъ в словах?

- Какой сделали вывод?

Дети формулируют правило: если приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы: е, ё, ю. я, после приставки пишем разделительный твердый знак)

Показывают графическую модель.

- Молодцы, вы проделали большую работу.

- Давайте проверим наш вывод, сверим его с учебником. Не зря говорят: «Золото добывают из земли, а знания – из книги.»

Вспоминаем задание на пробное действие.

- Какое слово мы напишем с твёрдым знаком? Обоснуйте свой ответ.

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

 - Что вы  теперь знаете? (Мы знаем правило (эталон) написания  слов с разделительным Ъ.)

 -  Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило (эталон)).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 -Поставьте, где нужно твёрдый знак, обозначьте орфограмму.

Учащиеся работают в тетрадях, по очереди комментируют:

 Под…ехал, по…ехал, раз…езд, об…яснил, с..ел, под…коп, под…ём,  за…явление, в…ъезд

- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Замените выделенные слова словами с разделительным “ъ” знаком с противоположным значением

Приезд гостей - _________________(отъезд)

Спуск с горы - __________________(подъём)

Соединить концы - _____________(разъединить)

Приехать к дому - _____________(отъехать)

-У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- Какие слова у вас вызвали затруднение?

- Каким правилом вы должны были воспользоваться?

- Исправьте ошибку.

- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)

- У кого задание не вызвало затруднения?

-Сделайте вывод. (Мы  хорошо усвоили новое правило.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

-Попробуйте разрешить спор знаков: нужны ли они и где должны стоять?

Подготовленные ученики инсценируют басню

Басня.

-Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку мягкому промолвил

Твердый знак.-

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-

Знак мягкий твердому  на ото отвечал.-

Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным -  давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять…

-Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,-

Услыша этот спор, сказала буква  А,-

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

-Что же нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительными Ъ и Ь? (Нужно знать правила написания Ъ и Ь.)

Назовите слова, в которых пропущен разделительный мягкий знак

Жизн… ,счаст…е, б…ёт, пис…мо.

Назовите слова, в которых пропущен разделительный твёрдый знак:

 У…ехал, пред…явить, в…ёт, об…яснить.

Задание по вариантам.

Дети I варианта выписывают слова с ъ знаком, II–c ь знаком.

Об..ясни, руч..и, ноч..ю, от..езд,дерев..я, ,осен..ю, об..явление, раз..единение.

Фронтальная проверка.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 - Какую цель вы ставили перед собой ? (Открыть эталон написания Ъ в словах.)

- Удалось ли достичь цели?

  - Кто из вас смог сам открыть новое знание?

  - Кто встретил трудности? В чем? Почему?

  -Над чем еще вам надо будет поработать?

  - Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка,тема:"Правописание разделительного мягкого знака"

Цель урока на основе игровых моментов, на основе современных методов работы развить в детях навык правописания мягкого знака и мягкого разделительного знака, прививать любовь к русскому языку....

Презентация по теме "Правописание разделительного Ъ знака"

Правописание разделительного Ъ знака (введение правила, тренировочное упражнение)....

Конспект урока "Правописание разделительного твёрдого знака" (с презентацией), 2 класс

Конспект урока и презентация  по русскому языку по теме " Правописание разделительного твёрдого знака" 2 класс  по программе "Школа 2100"...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака".

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака". Разработка может быть использована любым учителем начальных класов для ознакомления обучающихся с те...

Фрагмент урока русского языка "Правописание разделительного твёрдого знака"

Фрагмент  урока  русского  языка "Правописание  разделительного  твёрдого  знака" в 3 классе  проводился  в  рамках  семинара "Особенности  работ...