Развивающие упражнения на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Куруленко Ирина Николаевна

Упражнения для младших школьников на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_uprazhneniya_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие упражнения на уроках русского языка.

          Развитие  мыслительной  деятельности  учащихся  тесно  связано  как  со  знаниями,  приобретёнными  в  ходе  обучения,  так  и  со  способами  их  приобретения,  то  есть  степенью  мыслительной  активности  школьников  в  ходе  оперирования  знаниями.  Мыслительная  деятельность  учащихся  может  быть  по  преимуществу  воспроизводящей  усвоенные способы деятельности  с  материалом,  или  репродуктивной, может  быть  и  творческой,  самостоятельной,  или  продуктивной.  Развитие  мыслительной  деятельности  характеризуется  мерой  увеличения  самостоятельности  при  оперировании  знаниями  в  новых  условиях,  то  есть  в  условиях  непривычной  формулировки  задания,  применения  нового  материала  языкового,  необходимости  сделать  самостоятельный  вывод,  обобщение.

          Чтобы  в  процессе  обучения  больше  влиять  на  продвижение  учеников  в  развитии  мышления,  ввожу  более  трудные,  по  сравнению  с  обычными,   вопросы,  задания  на  всех  этапах  обучения: при  введении  нового  материала,  при  закреплении  и  повторении.   Это  задания,  требующие  от  учащихся  на  каждом  уроке  хотя  бы  небольшого  поиска,  включающие  элементы  проблемности,  будящие  мысль  учеников.   Регулярное  включение  в  учебный  процесс  таких  заданий  приучает  к  ним  учащихся,  пусть  не  сразу,  но  поднимает  их  мыслительную  активность.

Упражнения, используемые  мною

 при   закреплении  изученного  учебного  материала.

          При  интенсификации  интеллектуального  развития  младших  школьников  в  процессе  закрепления  изученного  материала  выделяется  четыре  группы  приёмов.

Первая  группа  включает  упражнения-комплексы,  использовавшиеся  в  первые  годы  обучения  с  одновременным  увеличением  степени  воздействия  на    интеллектуальные важнейшие  качества  ребёнка.  Предусматриваются  следующие  способы.

Способ № 1.  Увеличение  количества  признаков,  по  которым  дети  должны  самостоятельно  осуществлять  группировку  учебного  материала,  от  одного-двух  до  трёх-пяти  признаков  одновременно.

Формируемый  комплекс:  устойчивость,  распределение,  переключение,  объём  внимания,  умение  осуществлять  группировку  по  нескольким  признакам.  Также  аналитико-синтетическое  мышление,  оперативная  память,  речь,  лингвистическая  интуиция.

Н а п р и м е р.

При  изучении  темы  « I  и  I I спряжения  глаголов»  даю  задание:

          Прочитайте  фразеологические  обороты.  Сгруппируйте  их  по  пяти  признакам   одновременно.  Признаки  группировки  определите  самостоятельно.  Напишите, вставляя  пропущенные  буквы.

        Пал…чики   …ближешь;  точим  лясы;  за  уши  не  …тянешь;  травим  баланду;  

        складывает   оружие;   спускает  флаги;  р…зводим   узоры;   п…днимаем   руки  

        кверху;  склоняет  голову.

Справка:  при   группировке  учитываются  значение  фразеологических  оборотов, время, лицо, число  и  спряжение  глаголов.

Способ № 2.  Увеличение  количества  поисковых  объектов  в  заданиях  на  исключение  лишнего  слова.

 Формируемый  комплекс:   аналитико-синтетическое  мышление,  устойчивость,  распределение,  переключение,  объём  внимания,  речь,  умение  строить  рассуждение.

Н а п р и м е р.

При  изучении  темы «Правописание  глаголов  2-го  лица  единственного  числа»  даётся  задание:

          Прочитайте;  исключите  из  цепочки  лишние  слова  по  какому-либо  признаку  так,  чтобы  в  ней  осталось  одно  слово.  Причину  исключения  обоснуйте.

        Разрушаеш… ,  гладят,  поменяеш… ,  дружба,  расшатаеш… ,  подсчитаеш… ,  

        накормиш… .

Справка:   

дружба – лишнее  слово,  так  как  это  существительное,  а  остальные  слова – глаголы;

гладят – лишнее  слово,  так  как  это  глагол  во  множественном  числе,  а  остальные  в  единственном;

разрушаешь – лишнее  слово,  так  как  это   глагол  в  настоящем  времени,  а  остальные  в  будущем;

накормишь –   этот  глагол  имеет  окончание   -ишь,  а  остальные –   -ешь;

поменяешь –  в  нём  приставка  оканчивается  на  гласную  букву,  а  в  остальных – на  согласную;

подсчитаешь –  в  нём  приставка  с  гласной  о,  а  в  остальных  словах – с  гласной  а;

расшатаешь –   имеет  безударную  гласную  в  корне,  а  в  слове  надпишешь,  её  нет;

надпишешь –  последнее  слово  в  цепочке.

 Способ № 3.  Введение  упражнений  с  заданиями,  предусматривающими  группировки  по  словесному  шифру.

 Н а п р и м е р.

При  изучении  темы «Три  склонения  имён  существительных»  даю  задание:

          Прочитайте;  сгруппируйте  пары  слов  в  соответствии  с  шифром.  Для  этого  определите  смысловую  связь  каждого  из  шифров.  Подберите  к  ним  из  левого  столбика  другие  пары  слов  с  такой  же  смысловой  связью.  Составленные  группы  напишите.  Определите  склонение  существительных.

       Исходный  материал.                                                    Шифр.              

        холод – жара                                                        школа – учитель

        лес – степь                                                            озеро – река

        ложь – правда                                                      трусость – храбрость

        лес – тигр

        трамвай – автобус

        море – корабль

        яблоко – вишня

        голод – сытость

        стакан – вода

        дуб – берёза          

   

Способ № 4.     Введение  упражнений  с заданиями,  предусматривающими  группировку  слов  одновременно  по  двум  критериям,  опирающимися  на  отрицание  тех  или  иных  грамматических  признаков  определённых  частей  речи.

Н а п р и м е р.

При  изучении  темы «Местоимения  3-го  лица»  даю  задание:

          Прочитайте;  объедините  в  группы  пары  слов,  в  которых:

  • нет  местоимений  в  женском и  среднем   роде  и  глаголов  в  настоящем  и  будущем  времени;
  • нет  местоимений  в  мужском   и  среднем   роде  и  глаголов  в  прошедшем  и  будущем  времени;
  • нет  местоимений  в мужском  и  женском  роде  и  глаголов  в прошедшем  и настоящем  времени;

        Он  оценил,    она  готовит,    оно  подъедет,   он  заземлил,  она  ужинает,  оно  

        объявит,  она  рисует,  он  залетел,  оно  объяснит,  оно  съёжится,  он  смешал,  

        она  велит,  она  завтракает,  оно  объединяет,  он  списал.

Справка:    если  задание  выполнено  правильно,  то  в  каждой  группе  должно  быть  одинаковое  количество  пар  слов,  содержащих  одну  и  ту же  орфограмму.

Способ № 5.     Использование  упражнений,  предусматривающих  самостоятельное  формулирование  учащимися  задания,  в  основе  которого  лежит  группировка  слов  по  двум-трём  признакам  одновременно.

Формируемый  комплекс:   аналитико-синтетическое  мышление, гибкость  мышления,  устойчивость,  распределение,  переключение,  объём  внимания,  наблюдательность,  лингвистическая  интуиция,  умение  находить  принцип  группировки,  речь.

Н а п р и м е р.

При  изучении  темы «Правописание  глаголов  в  прошедшем  времени»  даётся задание:

          Прочитайте  написанные  слова;  сформулируйте  и  выполните  своё  задание,  предусматривающее  группировку.

        Слышал,  таяла,  встретило,  чистило,  плавал,  сеяло,  печатал,  готовило,  веяло,  

        ставило,  лелеяла,  путала,  сгладило,  вырвал.

Справка:   

признаки  группировки:  род  глаголов,  гласная  перед  суффиксом  -л,  окончание  глаголов.

Способ № 6.   Введение  упражнений  с  заданиями,  предусматривающими  осуществление  классификации  по  самостоятельно  найденным  учащимися  признакам  (основаниям).

Н а п р и м е р.

При  изучении  темы «Понятие  о  местоимении»  даю  задание:

          Прочитайте;  осуществите  классификацию  слов  по  самостоятельно  найденному    признаку.  Устно  существительные  замените  подходящими  местоимениями.

        Здание,  изба,  гнездо,  берлога,  хата,  улей,  нора,  конура.

Справка:    классификация  может  быть  проведена  по  роду  имени  существительных  и  по   принадлежности  жилища.

Способ № 7.    Увеличение  количества  слов (словосочетаний)  в  упражнениях,   предусматривающих  развитие  определённых  видов  памяти.  На  четвёртом  году  обучения  их  количество  увеличивается  до  12-15  при  сохранении  одинакового  времени  предъявления.

Формируемый  комплекс:   устойчивость  и  объём  внимания,   зрительная  смысловая  память,  речь,  аналитико-синтетическое  мышление.

Н а п р и м е р.

При  изучении  темы «Правописание  глаголов  2-го  лица   единственного  числа»  даю  задание:

          Прочитайте  написанные  пары  слов;  постарайтесь  их  запомнить (1-2 минуты,  после  чего  первое  слово  каждого  словосочетания  закрывается).  Напишите  по  памяти  первые  слова  словосочетания.  Найдите  среди  них  лишнее.  Подчеркните  орфограммы.

        растрачива…шь  силы                                разъясняеш…     задачу

        обижа…шь   ребёнка                                  меняеш…       книгу

        жела…шь     удачи                                      приветствуеш…    друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе

Конспект урока русского языка "Состав слова. Приставка - значимая часть слова"...

Эффективность использования развивающего обучения на уроках русского языка.

Обучение грамоте-очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком.От глубины приобретённых знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе общеучебных ум...

Коррекционно - развивающий компонент на уроках русского языка.

Данный комплекс заданий отрабатывает орфографическую зоркость корневых орфограмм для учащихся 3 - 4 классов....

Статья "Формирующее оценивание как фактор создания учебно - развивающей среды на уроках русского языка в начальных классах"

В статье показаны приёмы работы на уроках русского языка  в начальной школе по самооценке учащихся....

Развивающие упражнения на уроках русского языка как способ повышения интереса к предмету

В статье покааны упражнения , которые способствуют развитию и корректировке познавательных процессов, активизации познавательной деятельности младших школьников....

Статья «Формирование культуры письменной речи через использование развивающих упражнений на уроках русского языка в первом классе»

Данная статья будет полезна учителям начальных классов и студентам педагогического колледжа, изучающих раздел «Методика письма» в МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания....