1. Работа в «Букваре». 5 6 2 Сейчас мы отправляемся в район Словино. Как вы думаете, с кем или чем мы там встретимся? Откройте «Букварь» на странице 112. Читаем слова 1 столбика. Посмотрите на картинки и скажите, что они обозначают. (Бра – настенный светильник. Брак – семейные отношения между мужчиной и женщиной или недоброкачественное изделие. Брат – сын по отношению к другим детям своих родителей. Брод – мелкое место в реке.) (Слайды 8, 9) Прочитайте слова 2 столбика. Что они обозначают? Давайте узнаем значение этих слов Прочитайте слова 3 столбика. Как пишутся слова в банке и в банке? Значение у них одинаковое? Посмотрите на картинку. В какой банке помидоры? А где находится банкир? Слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение называются омонимами. (Слайд 10) банк – учреждение, которое проводит различные денежные операции; банкир – владелец банка; банкнота – бумажные деньги; банкрот – должник, отказывающийся платить банку (кредиторам) из-за своего разорения; банка – сосуд цилиндрической формы. 2) Чтение предложений. – Прочитайте 1-е предложение. – Какое слово повторяется в предложении? – У этого слова одно значение? – Может ли банкир оказаться в банке, где помидоры? (Нет. Он в здании – в банке.) – Прочитайте 2-е предложение. – Что и куда сдала Марина Ивановна? – Кто она? – Как пишется слово кассир? – Подберите однокоренные слова. – Напечатайте их в тетради. (Касса, кассовый.) – Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Выделите заглавные буквы уголком. – Чему мы сейчас учились? – Какие знания повторили? – А что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) Гимнастика для глаз 2. Работа в прописи. 4 2 1) Написание слов. – Прочитайте слова. Что означает каждое слово? – Какие слова могут быть лишними? (Берег – два слога, боб – читается слева направо и справа налево одинаково.) – В каких словах не совпадают произношение и написание? (Бег, боб, берег.) – Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании? – Как соединяется буква б с последующими буквами? (При помощи соединительного короткого элемента.) – Чтобы правильно соединить букву б с последующей, надо сделать отрыв, написав букву б, затем снизу вывести соединительный элемент и написать следующую букву. Учитель показывает на доске написание слова боб. Обведение письменного образца. 2) Упражнение на различие звуков [б] – [д], букв б и д. – Прочитайте слова следующей строчки. – Какие это слова? (Однокоренные.) – Выделите корень. – Что такое дубрава? – Произнесите слова дуб, дубки. – Сравните, как они пишутся и как звучат. Что заметили? – А почему пишем букву Б? – Подчеркните букву Б в однокоренных проверочных словах. – Звонкие звуки [б] и [б’], находясь в слабой позиции – на конце слова или перед глухими согласными, оглушаются и превращаются в звуки [п] и [п’]. Надо быть очень внимательными в написании таких слов, подбирать проверочные. Обведение слов. Подчёркивание «опасных мест» в словах. – А как вы думаете, почему в уроке, посвящённом букве б, есть целая строчка слов с буквой д? Учитель обращает внимание на надстрочный и подстрочный элементы этих букв и предупреждает о возможных ошибках. 4 3. Работа в «Букваре». 1 4 7 1 Чтение слов и текста. 1) Чтение 6-го столбика слов, выделение корня, суффиксов. Вывод: при помощи суффиксов образуются новые слова. Отправляемся в район Рассказово(.слайд 13) 2) Чтение текста (с. 110). а) До чтения. – Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней необычного? – Что случилось? Вы узнали мальчика? – О каких словах, подходящих к этой иллюстрации, мы уже сегодня говорили? – Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте? б) Чтение про себя, затем вслух по одному предложению. После 1-го предложения: – Что значит «кто кем станет»? Замените другими словами. (Какую выберет профессию; кем будет работать.) После 2-го предложения: – Почему Маша хочет быть библиотекарем? – Чем занимаются люди этой профессии? После 3-го и 4-го предложений: – Кто и что повлияло на Петин выбор? – Как он про свою мечту говорит? (Гордо.) – Почему? После 5–6-го предложений: – Кем хочет стать Вова? После 7-го предложения: – Какие слова Вовы развеселили всех? После 8-го предложения: – Ответьте на вопрос. в) Беседа после чтения. – Кем на самом деле хочет стать Вова? – Почему он ошибся? (Спутал значения однокоренных слов банкир и банкрот.) – Сколько ребят участвовало в разговоре? – Как называется разговор двух или нескольких лиц? (Диалог.) – Прочитайте только слова автора. – Как можно назвать весь этот диалог? г) Подготовка к выразительному чтению по ролям. – Кто произносит каждую реплику? – Как он её произносит? – Найдите и отметьте слова автора. – Какое предложение надо прочитать с вопросительной интонацией? д) Упражнения в чтении: подготовка чтения в парах, выразительное чтение вслух. Вопросы к ученикам, прочитавшим текст: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. е) – Какую работу мы сейчас выполняли в «Букваре»? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.) Физминутка 4. Работа в прописи. 4 2 5 1) Списывание слов с печатного образца. – Прочитайте все слова. Что у них общего? – Во сколько столбиков они записаны? – Что общего у слов 1-го столбика? – Второго? – Третьего? Самостоятельная запись слов 1-го столбика, обозначение звуков цветными точками. Комментированная запись слов 2-го столбика. 2) Чтение и запись предложений с письменного образца. – Прочитайте предложения. – Сколько их? – О чём эти предложения? – Поставьте знак ударения во всех словах. – Подчеркните безударные слоги, обведите букву безударного гласного звука в корне, который мы выделили. – Прочитайте эти слова по слогам орфографически. Запись предложений, подчёркивание «опасных мест». Проверка. Вопросы к ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? 3) Самооценка работы в прописи за сегодняшний урок. – Что у вас на этой странице получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 5. – Как оценили свою работу? Почему? 5. Работа в «Букваре». 1 4 7 1 Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111). 1) До чтения. – Кто автор текста? – Вы знакомы с этим писателем? (О чём он пишет? Для кого?) – Прочитайте заглавие. – Кого называют мастером? (Человека, который умеет хорошо что-либо делать, специалиста, достигшего высокого искусства в своём деле.) – Рассмотрите иллюстрацию. А это что за мастер? Что он умеет делать? 2) Работа с текстом во время чтения. а) Чтение про себя. Чтение вслух по логически законченным частям с попутным комментарием. Лесные мастера. Пора Бельчонку профессию выбирать, в лесу ведь без профессии не прожить. Кем лучше стать? (А кем можно в лесу стать, чтобы прожить?) – Эй, Дятел, у тебя какая профессия? – ДОКТОР я! – отвечает Дятел. – Больные деревья с утра до ночи выстукиваю. (А что значит выстукиваю?) – Нос у меня не дорос! – пожалел Бельчонок. – А ты, Барсук, кто будешь? (А какая профессия у Барсука?) – ЗЕМЛЕКОП я! Туннели в земле рою! – Тебе можно рыть, лапы-то у тебя, что лопаты! А мои лапки слабенькие. А ты, Паук, что умеешь? (А вы уже догадались, кем работает Паук?) – Ткать умею, ТКАЧОМ работаю! Ловчие сети-тенёта в лесу плету! (Правильно догадались!) – И я бы сети плёл, будь у меня восемь ног и восемь глаз, как у тебя! Посоветуюсь-ка с Оляпкой! (Кто это?) – ВОДОЛАЗ я! – чирикнул с камня Оляпка. И без долгих слов плюх с камня в воду! И побежал по дну реки. (Видели? Оляпка – птица, водяной воробей.) – Куда уж мне! – испугался Бельчонок. – Я и плавать-то не умею! Мудрый Бобр, может, хоть ты подскажешь? – Я, Бельчонок, на все лапы мастер, всё могу, разве что только – хе-хе – грибы собирать не умею... – Грибы? Вот я ГРИБНИКОМ и стану! Чем плохая профессия? – обрадовался Бельчонок. – Насушу грибов – зиму перезимую! По душе и по силам мне это дело! И отправился по грибы. б) Выявление первичного восприятия. – Про каких же мастеров нам рассказал Николай Сладков? в) Обобщающая беседа. – Зачем нужен длинный нос дятлу? – Кто такие землекопы? (Те, кто копает землю.) – Зачем Барсуку туннели? (Ищут насекомых в земле для питания, и получается длинный коридор под землёй.) – Интересно, чем Барсук роет туннель? – Почему Бельчонок не сможет быть землекопом? – А ему это необходимо? – Зачем Пауку сети? Кто он по профессии? – Сможет ли Бельчонок стать ткачом? – Что ищет Оляпка под камешками на дне? (Насекомых, живущих на мелководье.) – Чего испугался Бельчонок? – Каким представляете Бобра? – Про кого говорят: мастер на все руки? – А почему так про себя сказал Бобр? (Он умеет строить хатки, плотины, хорошо плавать, валить деревья...) – Почему Бобр не умеет собирать грибы? (Они ему не нужны.) – Кто подсказал Бельчонку профессию? г) Вопросы ко всему тексту. – Подходит ли заглавие к тексту? – Почему названия животных написаны с большой буквы? (Они выступают как имена действующих лиц сказки.) – Сказка ли это? Докажите. – Кто автор этой сказки? Николай Сладков написал много интересных сказок, рассказов о природе, животных. д) Выразительное чтение сказки. е) После чтения: – Что нового вы узнали о лесных обитателях? – Какая профессия, на ваш взгляд, у медведя, волка, лисы, зайца, сороки? – А от чего зависит выбор профессии лесных мастеров? – Что объединяет рассказ на с. 110 и сказку Н. Сладкова? (Тема: кем стать?) – Что мы сейчас делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.) Отправляемся в последний район «Угадайкино» Что за слова здесь спрятались? (Слайд 15) |