Рабочая программа по Обучению грамоте 1 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utverzhdeno.docx | 79.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса
«Обучение грамоте. Обучение письму»
на 2013/2014 учебный год
УМК «Перспектива»
1 класс
Учитель: Занина А.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Концепции УМК «Перспектива», авторской программы Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 207 часов (94 часа на обучение первоначальному чтению и 113 часов на обучение письму) в год.
Количество часов в год: 207.
Количество часов в неделю: 9 (обучение грамоте 4 часа, письмо 5 часов)
Количество часов по учебным четвертям:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
81 | 63 | 63 | - |
Цели и задачи курса
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
- сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
- обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
- развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Данная система обучения грамоте базируется на трех основных принципах:
- коммуникативном,
- познавательном,
- семиотическом (знаковом).
1. Коммуникативная направленность курса позволяет:
- сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
- дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
- осознать язык как средство общения;
- сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
- изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
- освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
- формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
- обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);
- развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
3. Семиотический принцип даёт возможность:
- раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
- осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
- выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
- познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
Общая характеристика курса
В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в общении.
Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить.
Период обучения грамоте включает три этапа:
1. Подготовительный период обучения (45 ч)
Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты. Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова. Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
Одновременно с азбукой дети работают в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.
2. Основной (букварный) период обучения (144 ч)
В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.
Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название — «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре. При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме. Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное. Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников. «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения. Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями. Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов. При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта. Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.
В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №1 и №2 «Мой алфавит».
3. Послебукварный период обучения (18 ч)
Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете». Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.
Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя
с писателем, книгой, ее героями.
Параллельно с литературной частью азбуки идет работа в Рабочей тетради «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.
Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Содержание учебного предмета
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
• употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
• употребление ъ и ь как разделительных знаков;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | |
Чтение | Письмо | ||
1 | Добукварный период (45 ч.) | «Азбука». Ч. 1. «Давайте знакомиться» 20 | Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» 25 |
2 | Букварный период (144 ч.) | «Азбука». Ч. 1, ч. 2. «Страна АБВГДейка» 64 | Прописи «Мой алфавит». ч. 1, ч. 2. 80 |
3 | Послебукварный период (18 ч.) | «Азбука». Ч. 2. «Про всё на свете», «Читалочка» 8 | Рабочая тетрадь «Пиши красиво» 10 |
Итого | 92 | 115 | |
207 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Обучающиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и)
и мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
- устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;
- знать гигиенические правила письма;
- правильно писать формы букв и соединения между ними;
- уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Навыки чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
• умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
• умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
• овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
• определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
• готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
• первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
• понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
• формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
2. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Москва: - Просвещение, 2012
3. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2013.
4. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
5. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. . 1 класс. М.: Просвещение, 2012.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
2. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. Москва: - Просвещение, 2012.
3. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2013.
4. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
5. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. . 1 класс. М.: Просвещение, 2012.
6. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2012.
8. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2013.
Календарно - тематическое планирование уроков
(обучение чтению)
№ п/п | № урока | Дата | Тема урока | Ко-во часов | Страницы учебника | УУД |
1 четверть (34 ч) | ||||||
Добукварный период. «Давайте знакомиться» (20 ч.) | ||||||
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с Азбукой. Мир общения. | 1 | с. 3-5 | Освоение понятия «общение», представления о роли знакомства для вступления в общение. Формирование представлений о цели и результатах общения. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе норм речевого этикета | |
2 | 2 | Мы теперь ученики. Культура общения | 1 | с. 6-7 | Освоение понятия «культура общения». Формирование представлений о правилах поведения в классе, о своём новом социальном статусе – ученика школы | |
3 | 3 | Книжки – мои друзья | 1 | с. 8-9 | Освоение понятия «общение с книгой». Формирование умения рассказывать о прочитанной или предложенной для обсуждения книге | |
4 | 4 | Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать | 1 | с. 10-13 | Формирование представлений о нравственных ценностях миролюбия и дружелюбия, об интонации как средстве передачи эмоционального отношения. Развитие умения договариваться и согласовывать действия при выполнении заданий в паре | |
5 | 5 | Помощники слова в общении. Страшный зверь | 1 | с. 14-15 | Освоение понятия «жест». Развитие умения различать многозначность жестов; использовать жесты в речевом общении. Формирование умения высказывать своё мнение; сравнивать мнения товарищей | |
6 | 6 | Мы пришли в театр | 1 | с. 16-17 | Освоение понятий «мимика» и «выражение лица». Формирование умения по выражению лица определять настроение человека. Развитие умения толковать фразеологизмы | |
7 | 7 | Общение без слов. Как понять животных? | 1 | с. 18-23 | Развитие творческих умений создавать с помощью жестов и поз заданный образ. Формирование речевых умений описывать животных , их поведение и действия | |
8 | 8 | Разговаривают ли предметы? | 1 | с. 24-25 | Формирование представлений о средствах художественной выразительности, основанной на сравнении явлений. Освоение понятия о технических средствах как посредниках общения | |
9 | 9 | Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении | 1 | с. 26-29 | Осмысление понятий «слово», «предмет», «знак». Развитие умения сравнивать роли предмета и слова в общении. Формирование представления о замещающей функции знака, о роли рисунков как простейших графических знаках. Развитие речемыслительных умений в классификации | |
10 | 10 | В Цветочном городе. Знаки охраны природы | 1 | с. 30-33 | Развитие речевых умений: вести диалог, убеждать собеседника. Формирование умения сравнивать два способа письменного обозначения: рисунками и буквами | |
11 | 11 | Как найти дорогу? Дорожные знаки | 1 | с. 34-37 | Освоение представления об ориентировочной функции знаков в общении. Формирование представления о роли предметов как возможных ориентиров в пространстве. Развитие умения читать знаки дорожного движения | |
12 | 12 | Удивительная встреча. Звёздное небо | 1 | с. 38-39 | Освоение понятия «высказывание». Формирование умения в построении высказываний по количеству заданных слов, умения записывать и читать высказывание с помощью рисунков и условных знаков | |
13 | 13 | Загадочное письмо | 1 | с. 40-41 | Общеучебные – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; постановка и решение проблем – самостоятельное решение заданий творческого характера. | |
14 | 14 | Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов | 1 | с. 42-45 | Формирование представления о звуковых способах передачи сообщений. Освоение представления о понятии «звуки речи». Развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове на основе условных обозначений | |
15 | 15 | Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов | 1 | с. 46-49 | Освоение понятий «гласный звук» и «согласный звук». Формирование умения в звуковом анализе слов. Освоение представления о различных способах обозначения звуков устной речи | |
16 | 16 | Твёрдые и мягкие согласные. Модели слов | 1 | с. 50-51 | Развитие умения графически обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки. Формирование умения классифицировать звуки, анализировать звуковой состав слова | |
17 | 17 | Звучание и значение слова | 1 | с. 52-53 | Развитие умения соотносить звучание и значение слова, устанавливать количество звуков в слове, их последовательность, характеризовать звуки | |
18 | 18 | Слова и слоги. Ударение в слове | 1 | с. 54-57 | Формирование представления о слоге как о части слова. Развитие умения произносить слова по слогам. Освоение понятия «ударение» | |
19 | 19 | Слово и предложение | 1 | с. 58-61 | Формирование представления о предложении и его функции. Развитие умения различать слово и предложение, выделять предложения в тексте | |
20 | 20 | «Повторение – мать учения» | 1 | с. 62-64 | Развитие умения обобщать и делать выводы, толковать фразеологизмы, объяснять смысл русских пословиц | |
Букварный период. «Страна АБВГДейка» (64 ч.) | ||||||
21, 22 | 1, 2 | Звуки [а] и [о]; буквы А а, О о | 2 | с. 65-69 | Развитие умения различать звуки [а] и [о] в словах. Освоение представления об их отличительных особенностях и характерных признаках как гласных | |
23, 24 | 3, 4 | Звук [у], буква Уу | 2 | с. 70-71 | Развитие умения различать звук [у] в словах и сопоставлять со звуком [о]. Развитие умения распознавать эти буквы в тексте, выполнять звуковой анализ слов | |
25 | 5 | Звуки [и] и [ы]. Буквы Ии, ы. | 1 | с. 72-73 | Развитие умения различать звуки [и] и [ы] в словах, проводить звуковой анализ и синтез. Формирование умения сотрудничать при работе в парах и группах | |
26 | 6 | Звук [э], буква Ээ | 1 | с. 74-75 | Освоение представления различать звук [э] в словах. Формирование умения в познавательной мотивации | |
27 | 7 | «Узелки на память» | 1 | с. 76-77 | Освоение представления о фразеологизме «узелки на память». Развитие умения соотносить гласные звуки и обозначающие их буквы | |
28 | 8 | Звуки [м] и [м`], буква Мм | 1 | с. 78 | Развитие умения различать звуки [м] и [м`] в словах и обозначать их буквами. Формирование умения читать слоги и слова с изученными буквами | |
29 | 9 | Звуки [с] и [с`], буква Сс | 1 | с. 79 | Развитие умения различать звуки [с] и [с`] в словах и обозначать их буквами Сс. Формирование умения составлять звуковые модели слов и делать звуковой анализ слов по их моделям | |
30 | 10 | Звуки [н] и [н`], буква Нн | 1 | с. 80 | Развитие умения различать звуки [н] и [н`] в словах и обозначать их буквами Нн. Формирование умения работать самостоятельно | |
31 | 11 | Звуки [л] и [л`], буква Лл | 1 | с. 81 | Развитие умения дифференцировать сонорные звуки. Развитие умения мотивировать учение и чтение. Развитие умения различать звуки [л] и [л`] в словах и обозначать их буквами Лл | |
32 | 12 | Закрепление изученных букв М, С, Н, Л | 1 | с. 82-83 | Развитие умения читать изученные буквы на основе позиционного принципа чтения. Развитие мыслительных умений в классификации и обобщении | |
33 | 13 | Звуки [т] и [т`], буква Тт | 1 | с. 84 | Развитие умения различать звуки [т] и [т`] в словах и обозначать их буквами Тт. Формирование представления о многозначности некоторых слов. Развитие умения объяснять фразеологизмы | |
34 | 14 | Буква Тт. Закрепление | 1 | с. 85 | ||
II четверть (28 ч.) | ||||||
35 | 15 | Звуки [к] и [к`], буква Кк | 1 | с. 86 | Развитие умения различать звуки [н] и [н`] в словах и обозначать их буквами Нн. Формирование умения выделять заданные звуки из речи, проводить звуко – буквенный анализ слов | |
36 | 16 | Буква Кк. Закрепление | 1 | с. 87 | ||
37 | 17 | Чтение слов и текстов с изученными буквами | 1 | с. 88-89 | Развитие умения читать трёхсложные слова. Формирование умения читать и воспринимать текст по структурно – смысловым частям | |
38 | 18 | «Узелки на память» | 1 | с. 90-91 | Развитие умения проводить звуко – буквенный анализ и синтез. Развитие умения составлять рассказ по картинке с помощью опорных слов | |
39 | 19 | Звуки [р] и [р`], буква Рр | 1 | с. 92 | Развитие умения различать звуки [р] и [р`] в словах и обозначать их буквами Рр. Формирование умения строить рассказ по опорным словам | |
40 | 20 | Звуки [в] и [в`], буква Вв | 1 | с. 93 | Развитие умения различать звуки [в] и [в`] в словах и обозначать их буквами Вв. Формирование представления о разнице в произношении и написании слов | |
41 | 21 | Звуки [п] и [п`], буква Пп | 1 | с. 94-95 | Развитие умения различать звуки [п] и [п`] в словах и обозначать их буквами Пп. Формирование умения читать трёхсложные и четырёхсложные слова | |
42 | 22 | Звуки [г] и [г`], буква Гг | 1 | с. 96-97 | Развитие умения различать звуки [п] и [п`] в словах и обозначать их буквами Пп. Формирование умения работать самостоятельно | |
43 | 23 | Сравнение звуков [г], [г`] и [к] и [к`] | 1 | с. 97-99 | Формирование представления о парных согласных по глухости – звонкости. Развитие умения подбирать слова, противоположные по значению | |
44 | 24 | Закрепление изученных букв Рр, Пп, Гг, Кк | 1 | с. 100-101 | Развитие умения классифицировать и обобщать. Развитие коммуникативных умений: формирование представления о культуре общения в магазине | |
45 | 25 | Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных | 1 | с. 102-103 | Освоение представления об омонимах. Формирование представления о нравственных нормах во взаимоотношениях людей | |
46 | 26 | Буквы е и ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука | 1 | с. 104-105 | Формирование ценностных представлений об общении с природой, об истории нашей Родины. Развитие речевых умений. Формирование умения решать проблемные ситуации | |
47 | 27 | Упражнение в чтении букв Ее и Ёё | 1 | с. 106-107 | Развитие умения читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами. Развитие умения читать выразительно, выполнять творческие задания | |
48 | 28 | «Узелки на память». Литературно – художественная страничка «Великое русское слово» | 1 | с. 108-110 | Развитие умения излагать изученное, пересказывать содержание прочитанного текста, умения выделять ударный слог. Формирование представления о роли слова в общении на примерах литературно – художественного, поэтического слова. Развитие поэтического слуха, литературно – эстетического вкуса | |
49 | 29 | Звуки [б] и [б`], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п] | 1 | с. 4-5 | Развитие умения различать звуки [б] и [б`] в словах и обозначать их буквами Бб. Развитие умения наблюдать за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на парный согласный звук | |
50 | 30 | Звуки [з] и [з`], буква Зз | 1 | с. 6-7 | Развитие умения различать звуки [з] и [з`] в словах и обозначать их буквами Зз. Формирование умения составлять описание по опорным словам, рассказывать сказку, делить текст на части | |
51 | 31 | Парные звуки по глухости – звонкости [з] и [с],[с`] и [з`], | 1 | с. 8-9 | Развитие творческого воображения, умения связывать слова по смыслу. Освоение представления о парных согласных по глухости - звонкости | |
52 | 32 | «Повторение – мать учения» | 1 | с. 10-11 | Развитие умения работать в группе, умения оказывать взаимовыручку. Формирование активной жизненной позиции | |
53 | 33 | Звуки [д] и [д`], буква Дд | 1 | с. 12 | Развитие умения проводить звуковой анализ слов. Развитие речевых умений: подбирать заголовок к тексту | |
54 | 34 | Сравнение звуков [д] и [т],[д`] и [т`] | 1 | с. 13 | Развитие умения наблюдать за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук. Формирование умения делить текст на части | |
55 | 35 | Звук [ж], буква Жж | 1 | с. 14-15 | Освоение представления об особенности звука , как твёрдого звука, не имеющего парного мягкого звука. Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. Формирование индивидуального стиля деятельности | |
56 | 36 | Закрепление изученного материала | 1 | с. 16-19 | Формирование представления о жанровых особенностях текста. Формирование умения различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа | |
57 | 37 | Упражнение в чтении и рассказывании | 1 | с. 20-21 | Формирование представления о ценностном отношению к здоровому, спортивному образу жизни. Развитие умения рассказывать по картинке, составлять словесную иллюстрацию к тексту, подбирать примеры по изучаемой теме | |
58 | 38 | «Узелки на память» | 1 | с. 22-23 | Освоение представления о родственных словах. Развитие умения наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Формирование умений слышать и слушать | |
59 | 39 | Буква Яя в начале слова и после гласных | 1 | с. 24-25 | Формирование умения читать буквы Яя с учётом её позиции в слове. Формирование положительного отношения к чтению. Развитие умения самостоятельно работать на уроке по заданному плану | |
60 | 40 | Буква я после согласных как указатель их мягкости | 1 | с. 26-27 | Развитие умения составлять рассказ по картинке с помощью опорных слов. Формирование дружелюбного отношения к окружающим. Осмысление алгоритма фонетического анализа слов с буквой я | |
61 | 41 | Игра в слова. Повторение | 1 | с. 28-29 | Формирование положительного отношения к чтению познавательных текстов. Осмысление значения семейного общения. Развитие умения объяснять многозначные слова | |
62 | 42 | Звуки [х] и [х`], буква Хх | 1 | с. 31 | Освоение способов выделения согласных звуков [х] , [х’] и фонетического анализа звуков. Осмысление алгоритма фонетического анализа звуков [х], [х’]. Формирование умений пересказывать прослушанный текст по опорным словам | |
III четверть (30 ч.) | ||||||
63 | 43 | Звуки [х] и [х`], буква Хх | 1 | с.31 | Освоение способов выделения согласных звуков [х] , [х’] и фонетического анализа звуков. Осмысление алгоритма фонетического анализа звуков [х], [х’]. | |
64 | 44 | Знакомство с буквой ь | 1 | с. 32-33 | Освоение способов определения буквы Ь, как показателя мягкости согласных звуков. Осмысление буквы Ь, как буквы, которая не обозначает звуков. Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ | |
65 | 45 | Звук [й`], буква Йй | 1 | с. 34-37 | Формирование представления о здоровом образе жизни. Освоение способов выделения согласного звука [й’] и его фонетического анализа. Осмысление алгоритма фонетического анализа звука [й’]. | |
66 | 46 | Буква Юю в начале слова и после гласных | 1 | с. 38-39 | Формирование индивидуального стиля деятельности. Освоение способов определения звуков [й’] и [у], когда они обозначены буквой Ю. Установление соответствий между звуками [й’] и [у ] и буквой Ю. | |
67 | 47 | Буква ю после согласных | 1 | с. 40-41 | ||
68 | 48 | Закрепление изученного | 1 | с. 42-43 | Развитие умения читать слова с изученными буквами на материале устного народного творчества. Формирование языкового мышления, развитие образного и абстрактного логического мышления, интуиции | |
69 | 49 | «Узелки на память» | 1 | с. 44-45 | Развитие умения обобщать полученные знания о буквах, обозначающих гласные и согласные звуки. Формирование положительного отношения к сотрудничеству | |
70 | 50 | Читаем, сочиняем | 1 | с. 46-47 | Развитие творческих речевых способностей. Формирование умения определять жанр авторского и народного произведения, умения составлять рассказ по картинке и опорным словам | |
71 | 51 | Звук [ш], буква Шш | 1 | с. 48-49 | Освоение способов выделения твердого согласного звука [ш] и фонетического анализа звука. Осмысление алгоритма фонетического анализа звука [ ш]. Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ | |
72 | 52 | Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости – глухости. Буквосочетания «жи» и «ши» | 1 | с. 49 | Освоение представления о расхождении в произношении и написании слогов «жи», «ши», «ше», «шё». Формирование представления о звуках [ж] и [ш] как парных по глухости – звонкости. Усвоение правила написания слогов «жи» и «ши»в словах | |
73 | 53 | Звук [ч`], буква Чч | 1 | с. 50-51 | Формирование индивидуального стиля деятельности. Освоение способов выделения мягкого согласного звука [ч’] и фонетического анализа звука. Осмысление алгоритма фонетического анализа звука [ч’] | |
74 | 54 | Звук [щ`], буква Щщ | 1 | с. 52 | Формирование умения слышать в словах звук [щ`], отличать его от звука. Развитие умения читать слова с буквой щ. Развитие умения анализировать модели слов | |
75 | 55 | Звук [щ`], буква Щщ: закрепление. Буквосочетания «ча-ща», «чу-щу» | 1 | с. 53 | Развитие умения правильно писать слова с буквосочетаниями «ча - ща», «чу - щу». Развитие умения приводить примеры слов на изучаемое правило, моделировать слова. Формирование умения работать в парах | |
76 | 56 | Закрепление изученного | 1 | с. 54-55 | Развитие умения толковать значения слов. Формирование умения понимать прочитанное, отвечать на вопросы и задавать вопросы к прочитанному тексту | |
77 | 57 | Звук [ц], буква Цц | 1 | с. 56 | Развитие познавательного мотива в чтении. Формирование потребности во вдумчивом чтении. Освоение способов выделения твердого согласного звука [ц] и его фонетического анализа | |
78 | 58 | Звуки [ф] и [ф`], буква Фф | 1 | с. 57 | Освоение способов выделения согласных звуков [ф] , [ф’] и их фонетического анализа. Осмысление алгоритма фонетического анализа звуков [ф], [ф’]. Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ | |
79 | 59 | Сравнение звуков [в] и [ф], [в`] и [ф`]. Упражнение в чтении | 1 | с. 58-59 | Развитие умения отгадывать загадки, опираясь на сравнение предметов. Развитие умения наблюдать за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на парный согласный звук | |
80 | 60 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки | 1 | с. 60-61 | Формирование умений читать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Освоение способов определения буквы Ъ в слове. Осмысление буквы Ъ, как буквы, которая не обозначает звуков | |
81 | 61 | Закрепление изученного. Резервный урок | 1 | с. 62-63 | Осмысление значимости чтения, как развитие любознательности, стремление к познанию нового. Формирование умений развивать речь, внимание, мышление, воображение | |
82 | 62 | «Узелки на память» | 1 | с. 64-65 | Осмысление значимости развития навыков чтения. Формирование умений рассуждать на заданную тему. Развитие умения классифицировать буквы и звуки, рассуждать о значении алфавита, о единицах речи. Формирование умения моделировать и синтезировать по модели слова, объяснять значения слов | |
83, 84 | 63, 64 | Закрепление изученного (Резервные уроки) | 2 | с. 66-78 | ||
Послебукварный период (8 ч.) | ||||||
85, 86 | 1, 2 | Про всё на свете. Что, где, когда и почему? | 2 | с.80-81 92-95 | Формирование представления о книге как о источнике знаний, о писателях детских научно – популярных и научно – художественных книг | |
87, 88 | 3, 4 | Об одном и том же по-разному | 2 | С. 98-101 | Развитие умения сравнивать рассказы о временах года, научные и художественные тексты. Формирование умения передавать своё отношение к прочитанному. Развитие умения работать в парах, соблюдая позитивный стиль общения | |
89 | 5 | С чего начинается общение | 1 | С. 82-83 | Формирование доброжелательного стиля общения. Развитие умения сравнивать содержание прочитанных произведений, находить общее и различное, выразительно читать целыми словами | |
90 | 6 | Умеет ли разговаривать природа? | 1 | С. 84-85 | Развитие умения вступать в диалог с автором произведения. Развитие художественно – образного мышления и воображения | |
91 | 7 | Чтобы представить слово. Сравни и подумай | 1 | с.96-97 104-105 | Развитие умения рисовать словесные картины, навыков выборочного чтения. Формирование умения обсуждать прочитанное, анализировать, обобщать | |
92 | 8 | Большие и маленькие секреты. Волшебство слова | 1 | С. 106-109 | Формирование представления о рифме как о созвучии слов. Развитие умения находить рифму в стихах. Развитие умения читать выразительно, отвечать на вопросы аргументировано |
Календарно - тематическое планирование уроков
(обучение письму)
№ п/п | № урока | Дата | Тема урока | Ко-во часов | Страницы учебника | УУД |
1 четверть (43 ч) | ||||||
Добукварный период. Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» (25 ч.) | ||||||
1 | 1 | «Новые друзья» | 1 | с. 3-5 | Формирование умения воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма объяснять свой выбор, . Освоение способов ориентирования в первой учебной тетради. Систематизация знаний о форме предметов, освоение элементов письменных букв | |
2 | 2 | «Что в центре?» | 1 | с. 6-7 | Формирование умения ориентироваться на листе, на рабочей строке. Освоение умения классифицировать слова-названия предметов, находить одно общее слово для группы предметов, составлять устный рассказ по картинке | |
3, 4 | 3, 4 | «Сравни» | 2 | с. 8-11 | Развитие умения сравнивать предметы по форме, величине и количеству; составлять устный рассказ по рисунку. Формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план | |
5 | 5 | «Определи направление». | 1 | с. 12-15 | Формирование умения ориентироваться на рабочей строке, обозначать направление движения стрелкой, рисовать линии по направлению стрелки горизонтальные и вертикальные линии. Развитие умения сравнивать, составлять рассказ по рисунку | |
6 | 6 | «Найди пару». «Лото» | 1 | с. 16-19 | Развитие умения классифицировать логически («Лото») и ассоциативно («Найди пару»), составлять рассказ по рисунку. Формирование умения наиболее точно выполнять задание: писать прямые и наклонные линии | |
7, 8 | 7, 8 | «Целое и часть» | 2 | с. 20-23 | Формирование умения различать целое и часть, дополнять часть до целого и разбивать целое на части. Развитие умения обводить по контуру, проводить параллельные линии, штриховать | |
9, 10 | 9, 10 | «Головоломки». «Весёлые превращения» | 2 | с. 24-27 | Развитие умения анализировать элементы графического рисунка, находить общее и различное, писать элементы печатных букв. Освоение умения воспроизводить линии по образцу и сверять с ним написанные линии и фигуры | |
11, 12 | 11, 12 | «Сравни дома». «В походе» | 2 | с. 28-31 | Освоение умения выполнять штриховку, писать элементы печатных букв по образцу. Формирование умения классифицировать слова по темам, различать название групп предметов и названий каждого предмета | |
13, 14 | 13, 14 | «На коньках». «На волнах» | 2 | с. 32-35 | Формирование умения классифицировать слова по темам, называть вид транспорта для передвижения по воде, по земле и по воздуху. Освоение умения писать линии по образцу: прямые и наклонные, короткие и длинные | |
15 | 15 | «Мы рисуем». «Под грибом» | 1 | с. 36-37 | Формирование алгоритма составления рассказа по сюжетным картинкам, данным в прописи. Освоение способов написания элементов печатных букв, выполнять штриховку по пунктирным линиям, ориентируясь на образец. Систематизация знаний о форме предметов. Формирование умения работать в группе | |
16 | 16 | «Мы рисуем». «Под грибом» | 1 | с. 38-39 | ||
17, 18 | 17, 18 | «Мы спортсмены». «Кто построил домики?» | 2 | с. 40-43 | Формирование представления о пользе занятий спортом. Развитие умения работать по алгоритму, выполнять штриховку | |
19, 20 | 19, 20 | «Рассмотри и расскажи». «»В гости к бабушке» | 2 | с. 44-47 | Освоение пространственных представлений «за» и «перед». Формирование алгоритма обведения графических элементов, предметов по контуру, штриховки, не выходя за контур. Освоение способов написания овалов и полуовалов, чередование их, соблюдая наклон, высоту и интервал между ними | |
21, 22 | 21, 22 | «Прогулка в парке». «Знаки в городе» | 2 | с. 48-53 | ||
23, 24 | 23, 24 | «Подумай и сравни» | 2 | с. 54-57 | Освоение умения различать слово и его значение. Развитие умения определять последовательность и количество звуков в слове, соотносить их со звуковой схемой, подбирать слова с заданным звуком в начале и середине слова, писать элементы письменных букв, составлять предложения по рисункам. | |
25 | 25 | «Проверь себя» | 1 | с. 58-63 | ||
Букварный период (80 ч.) Прописи «Мой алфавит» (1 и 2 части) | ||||||
26 | 1 | Знакомство с тетрадью «Мой алфавит» | 1 | с. 3-5 | Развитие умения мотивировать учебную деятельность. Освоение умения различать печатный и прописной шрифт. Освоение способов ориентирования в учебной тетради | |
27, 28 | 2, 3 | Звуковой анализ слов. Строчные буквы а,о | 2 | с. 6-8 | Освоение звукового анализа слов как установления последовательности звуков в слове. Развитие умения писать печатные буквы, используя ориентиры. Освоение умения анализировать графическую форму букв а и о, выделять элементы, писать в узкой строке эти буквы | |
29 | 4 | Заглавные (прописные) буквы А и О | 1 | с. 7-9 | Освоение правила употребления заглавной буквы на письме в именах собственных и в начале предложения. Развитие умения работать с моделями слов, писать буквы А и О, составлять звуковые схемы слов с опорой на рисунок. Формирование умения составлять предложения с опорой на схему | |
30 | 5 | Строчная и заглавная буква Уу | 1 | с. 10-11 | Освоение умения различать значение и звучание слова на основе моделей, строить связные высказывания по рисунку. Развитие умения проводить звуко- буквенный анализ. Формирование умения писать печатную и письменную букву Уу | |
31 | 6 | Строчные буквы и, ы | 1 | с. 12-14 | Освоение умения определять последовательность действий при написании букв и, ы, использовать контроль и оценку в ходе работы. Развитие умения читать слова после анализа звуковой схемы, писать письменные и печатные буквы и, ы | |
32, 33 | 7, 8 | Заглавная буква И. Звук [э], буква Ээ | 2 | с. 13, 15-16 | Освоение умения характеризовать звуки [и] и [ы], проводить слого – звуковой анализ слов с этими буквами, писать буквы И, Ээ. Развитие умения составлять несколько вариантов предложений по схеме | |
34, 35 | 9, 10 | Повторение изученных букв | 2 | с. 17-19 | Развитие умения проводить слого – звуковой анализ слов на моделях слов и в громко – речевой форме. Формирование умения сравнивать печатные и прописные буквы, находить их особенности. Освоение умения составлять предложения по схеме и правильно оформлять их интонационно, правильно оформлять предложение на письме | |
36, 37 | 11, 12 | Строчная и заглавная буква Мм | 2 | с. 20-21 | Осознание значения доброжелательного общения людей в семье. Формирование умения определять последовательность действий при написании буквы Мм. Развитие умения выделять в словах заданные звуки, характеризовать их | |
38 | 13 | Строчная буква с | 1 | с. 22 | Формирование умения сравнивать и писать письменную и печатную букву Сс. Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, использовать действие контроля и оценки при написании буквы. Развитие умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом. | |
39 | 14 | Заглавная буква С | 1 | с. 23 | ||
40 | 15 | Строчная и заглавная буква Нн | 1 | с. 24 | Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, писать строчную и заглавную букву Нн. Формирование умения анализировать предложение, записывать его, соблюдать правила написания. Развитие умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом | |
41 | 16 | Строчная и заглавная буква Нн | 1 | с. 25 | ||
42, 43 | 17, 18 | Строчная и заглавная буква Лл | 2 | с. 26-27 | Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, писать строчную и заглавную букву Лл. Формирование умения анализировать предложение, записывать его, соблюдать правила написания | |
II четверть (35 ч.) | ||||||
44, 45 | 19, 20 | Повторение изученных букв Мм, Сс, Нн, Лл | 2 | с. 82-83 | Развитие умения писать слоги, слова и предложения с изученными буквами; обозначать на письме мягкость согласного с помощью буквы и. Формирование умения работать в паре, соблюдая формы вежливого общения | |
46, 47, 48 | 21, 22, 23 | Строчная и заглавная буква Тт | 3 | с. 30-33 | Развитие умения выделять в словах звуки [т]-[т˙], характеризовать их, обозначать буквой т. Формирование умения писать букву Тт, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом, работать в паре | |
49 | 24 | Строчная буква к | 1 | с. 34-35, 37 | Развитие умения выделять в словах звуки [к]-[к˙], характеризовать их, обозначать буквой к. Формирование умения писать букву к, определять последовательность действий при написании букв | |
50 | 25 | Заглавная буква К | 1 | с. 35, 36-38 | Развитие умения писать заглавную букву К и слова с ней. Формирование умения анализировать графическую форму заглавных букв, дописывать и составлять предложения. Освоение умения толковать многозначные слова, классифицировать их | |
51, 52 | 26, 27 | Повторение. Буквенная мозаика | 2 | с. 39-41 | Освоение умения проговаривать слова перед написанием. Развитие умения составлять и записывать небольшие предложения, контролировать написание, исправлять ошибки | |
53, 54 | 28, 29 | Строчная и заглавная буква Рр | 2 | с. 42-43 | Развитие умения выделять в словах звуки [р]-[р˙], характеризовать их, обозначать буквой Рр. Формирование умения писать букву Рр. Освоение умения работать в паре | |
55 | 30 | Строчная и заглавная буква Вв | 1 | с. 44 | Развитие умения выделять в словах звуки [в]-[в˙], характеризовать их, обозначать буквой Вв. Формирование умения писать букву Вв, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом, работать в паре, моделировать слова | |
56 | 31 | Строчная и заглавная буква Вв | 1 | с. 45 | ||
57, 58 | 32, 33 | Повторение изученных букв | 2 | с. 46-47 | Освоение умения переводить печатный текст в письменную форму. Развитие умения воспроизводить графический образ изученных письменных букв. Формирование умения самостоятельно составлять короткие слова и небольшие предложения, записывать их, соблюдая правила | |
59, 60 | 34, 35 | Строчная и заглавная буква Пп | 2 | с. 48-49 | Развитие умения выделять в словах звуки [п]-[п˙], характеризовать их, обозначать буквой Пп. Формирование умения писать букву Пп, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения моделировать слова и предложения | |
61, 62 | 36, 37 | Строчная и заглавная буква Гг | 2 | с. 50-53 | Развитие умения выделять в словах звуки [г]-[г˙], характеризовать их, обозначать буквой Гг. Формирование умения писать букву Гг, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения моделировать слова и предложения | |
63 | 38 | Буква Ее в начале слова и после гласных | 1 | с. 54-55 | Развитие умения писать строчную и заглавную букву Ее; обозначать буквой е слитные звуки [й˙э], в начале слова и после гласной. Освоение умения списывать с печатного текста, составлять устные рассказы по картинке, придумывать заглавия и записывать их | |
64 | 39 | Буква Ёё в начале слова и после гласных | 1 | с. 56-57 | Развитие умения писать строчную и заглавную букву Ее; обозначать буквой е слитные звуки [й˙о], в начале слова и после гласной. Освоение умения списывать с печатного текста, составлять устные рассказы по картинке | |
65 | 40 | Буквы е и ё после согласных | 1 | с. 58-59 | Освоение умения обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё. Развитие умения списывать с печатного текста, определять последовательность действий при списывании. Формирование умения работать в паре, соблюдая культуру речевого общения | |
66 | 41 | Повторение | 1 | с. 60-61 | Развитие умения моделировать слова, писать слова и предложения с изученными буквами. Формирование умения выписывать из текста слова по заданному признаку. Освоение умения классифицировать изученные буквы и характеризовать их | |
67 | 42 | «Узелки на память» | 1 | с. 62-63 | ||
68, 69 | 43, 44 | Строчная и заглавная буква Бб. Парные звуки [б] и [п] | 2 | с. 3-6 | Освоение умения писать строчную и заглавную букву Бб и слова с ней, сравнивать парные звуки [б] и [п], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения классифицировать слова по их значению, использовать слова с обобщающим значением | |
70 | 45 | Строчная и заглавная буква Зз | 1 | с. 7 | Освоение умения писать строчную и заглавную букву Зз и слова с ней, сравнивать парные звуки [з] и [с], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения классифицировать слова по их значению, использовать слова с обобщающим значением | |
71 | 46 | Парные звуки [з] и [с] | 1 | с. 8 | ||
72 | 47 | Буквы Бб, Зз. Повторение | 1 | с. 10-11 | Освоение умения словесно описывать последовательность написания элементов букв, соединение их в словах. Формирование умения различать звонкие и глухие согласные, находить парные согласные в словах и писать их. Развитие умения подбирать слова по заданному признаку | |
73, 74, 75 | 48, 49, 50 | Строчная и заглавная буква Дд. Парные звуки [д] и [т] | 3 | с. 12-14 | Освоение умения писать строчную и заглавную букву Дд и слова с ней, сравнивать парные звуки [д] и [т], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения моделировать слова | |
76, 77 | 51, 52 | Строчная и заглавная буква Жж. Слог «жи» | 2 | с. 15-17 | Освоение умения проводить слого – звуковой анализ слов с новым звуком, определять ударный слог, подписывать буквы под звуковыми схемами. Формирование умения писать строчную и заглавную букву Жж и слова с ней, анализировать их графическую форму | |
78 | 53 | Повторение изученных букв Зз, Бб, Дд, Жж | 1 | с. 18-19 | Освоение умения переводить печатный текст в письменную форму. Развитие умения воспроизводить графический образ изученных письменных букв. Формирование умения самостоятельно составлять короткие слова и небольшие предложения, записывать их, соблюдая правила | |
III четверть (37 ч.) | ||||||
79 | 54 | Буква Яя в начале слова и после гласных | 1 | с. 20-21 | Освоение умения делить на слоги слова с новой буквой, выделять слитно произносимый слог [й˙а] и обозначать его буквой я. Развитие умения писать строчную букву я, обозначать буквой я слитные звуки [й˙а] в начале слова и после гласной. Формирование умения списывать с печатного текста, проверять написанное | |
80 | 55 | Буква я после согласных | 1 | с. 21-221 | Освоение умения обозначать мягкость согласных с помощью буквы я. Развитие умения списывать с печатного текста, определять последовательность действий при списывании. Формирование умения работать в паре, соблюдая культуру речевого общения | |
81, 82 | 56, 57 | Повторение | 2 | с. 23-25 | Развитие умения писать слова, в которых после мягких согласных пишутся е, ё, я, и. Формирование умения списывать с печатного текста, проводить слого – звуковой анализ слов с мягкими согласными | |
83 | 58 | Строчная и заглавная буква Хх | 1 | с. 26-27 | Развитие умения выделять в словах звуки [х]-[х˙], характеризовать их, обозначать буквой Хх. Формирование умения писать букву Хх, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения моделировать слова и предложения | |
84, 85 | 59, 60 | Буква ь – показатель мягкости согласных | 2 | с. 28-31 | Освоение умения сравнивать слова с твёрдыми и мягкими согласными; обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака, различать слова с ь на конце и в середине слова. Развитие умения писать букву ь и слова с мягким знаком | |
86, 87 | 61, 62 | Строчная и заглавная буква Йй | 2 | с. 32-35 | Освоение представления о звуке [й˙], как мягком звонком согласном. Развитие умения писать букву й, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой й | |
88 | 63 | Буква Юю в начале слова и после гласных | 1 | с. 36-37 | Освоение умения делить на слоги слова с новой буквой, выделять слитно произносимый слог [й˙у] и обозначать его буквой ю. Развитие умения писать букву Юю | |
89, 90 | 64, 65 | Буква ю после согласных. Повторение | 2 | с. 38-39 | Освоение умения обозначать мягкость согласных с помощью буквы ю. Развитие умения списывать с печатного текста, определять последовательность действий при списывании. Формирование умения работать в паре, соблюдая культуру речевого общения | |
91, 92 | 66, 67 | Строчная и заглавная буква Шш. Парные звуки [ж] и [ш] | 2 | с. 40-43 | Освоение умения писать строчную и заглавную букву Шш и слова с ней, сравнивать парные звуки [ж] и [ш], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения моделировать слова, правильно писать слова с сочетаниями «жи» и «ши» | |
93 | 68 | Строчная и заглавная буква Чч | 1 | с. 44-45 | Освоение представления о звуке [ч˙], как мягком глухом согласном. Развитие умения писать букву Чч, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой ч, правильно писать слова с буквосочетанием «чу» | |
94, 95 | 69, 70 | Строчная и заглавная буква Щщ | 2 | с. 46-49 | Освоение представления о звуке [щ˙], как мягком глухом согласном. Развитие умения писать букву Щщ, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой щ, правильно писать слова с буквосочетанием «щу» | |
96, 97 | 71, 72 | Строчная и заглавная буква Цц | 2 | с. 50-51 | Освоение представления о звуке [ц], как о твёрдом глухом согласном. Развитие умения писать букву Цц, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой ц, работать в паре | |
98, 99 | 73, 74 | Строчная и заглавная буква Фф | 2 | с. 52-56 | Освоение умения писать строчную и заглавную букву Фф и слова с ней, сравнивать парные звуки [в] и [ф], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения моделировать слова, правильно писать имена собственные | |
100 | 75 | Разделительный твёрдый знак (ъ) | 1 | с. 57 | Освоение умения писать букву ъ и слова с этой буквой. Развитие умения сравнивать слова с твёрдым знаком и без него. Формирование умения дополнять предложения словами, работать самостоятельно | |
101, 102 | 76, 77 | Разделительный мягкий знак (ь). Повторение букв ь и ъ | 2 | с. 58-61 | Развитие умения подбирать и выписывать из текста слова по заданному признаку. Формирование умения сравнивать слова с мягким знаком и без него. Освоение умения изменять слова по числам, моделировать слова с ь и ъ знаками | |
103, 104, 105 | 78, 79, 80 | Буквенная мозаика. Обобщение. Алфавит | 3 | с. 54-56, 60, 62-63 | Развитие умения писать выборочный диктант. Формирование творческих способностей через составление предложений по опорным словам. Освоение умения обобщать, анализировать результаты работы, мотивировать учебную деятельность | |
Послебукварный период (10 ч.) Рабочая тетрадь «Пиши красиво» | ||||||
106 | 1 | Алфавит. Письмо основных элементов букв | 1 | С. 4-7 | Освоение представления о старинном русском алфавите. Развитие умения сравнивать буквы старинного алфавита и современное упрощённое написание. Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв | |
107 | 2 | Письмо плавных линий с точкой | 1 | С. 8-9 | Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв. Формирование умения составлять и записывать предложения, моделировать предложения | |
108 | 3 | Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон | 1 | С. 10-11 | ||
109 | 4 | Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями | 1 | С. 12-13 | Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв. Формирование умения составлять и записывать предложения, моделировать слова. Освоение умения подбирать и записывать слова с заданным количеством слогов | |
110 | 5 | Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линиями | 1 | С. 14-15 | Развитие умения объяснять смысл русских народных пословиц, приводить примеры к пословицам. Развитие умения составлять предложения с именами собственными. Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо | |
111, 112 | 6, 7 | Письмо прямых линий с петлёй вверху и внизу | 2 | С. 16-19 | Развитие умения составлять предложения по картинке. Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения моделировать слова | |
113 | 8 | Письмо овалов и полуовалов | 1 | С. 20-21 | Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв. Формирование умения составлять и записывать предложения, моделировать слова. Освоение умения составлять и записывать предложения с заданным количеством слов | |
114, 115 | 9, 10 | Повторение изученного | 2 | С. 22-27 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...