ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Роль взаимной связи между словами при построении высказываний»
учебно-методический материал (русский язык, 4 класс) по теме

Ефанова Валентина Петровна

Данный урок 21 в разделе «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» 

Основной вопрос данного раздела: «КАК СВЯЗЫВАЮТСЯ СЛОВА ДРУГ С ДРУГОМ В РЕЧИ?»

С этого вопроса начиналось введение в изучение синтаксических понятий.

Учащиеся уже понимают, что слова присоединяются друг к другу благодаря своим грамматическим формам. Изучая морфологию, выявили грамматические особенности каждой части речи и уже выяснили, что в высказывании одно слово может зависеть от другого по одному грамматическому значению или по всем грамматическим значениям. Определили, какие бывают типы грамматической связи (сочинительная, подчинительная, взаимная). Очень подробно изучили такую синтаксическую единицу как словосочетание (слова связанные подчинительной связью).

На данном уроке детям предстоит выяснить, какую роль играет взаимная связь в высказывании и сформировать понятие о словах связанных взаимной связью, как об основе предложения.

По типу - это урок решения частных задач, состоит из  6 тесно взаимосвязанных этапов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«Роль взаимной связи между словами при построении высказываний»

Ефанова Валентна Петровна

                                                                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                                                                             МБОУ «Средняя школа № 6»

                                                                                                                                        город Когалым

2013г

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык. 4 класс. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Учебник: русский язык, 4 класс, II часть.

Авторы В.В.Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова

Тема урока. Роль взаимной связи между словами при построении высказываний.

Место урока по теме.

 21 урок    в разделе «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение»

Основной вопрос данного раздела          «Как связываются слова друг с другом в речи?»

Тип урока. Урок решения частных задач

Формы, приемы, методы.

Формы: работа фронтальная, в паре, в группе.

Приёмы:   проблемный диалог, побуждающий диалог, проблемная ситуация.

Методы: эвристическая беседа, метод  проблемного диалога

Цель урока.

Задачи урока

Выявление роли взаимной связи при построении высказывания.

 

Ι. Предметные:

-обобщить знания об известных детям типах грамматической  связи в синтаксических единицах;

- определить работу взаимной связи в речи;

- формирование понятия предложения как синтаксической единицы.

                II. Метапредметные:

  1.   Познавательные УУД:

- проводить сравнение, анализировать и делать выводы;

-  формировать умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания);

  1.   Регулятивные УУД:

- формировать умение самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, планировать свою деятельность и действовать по плану;

 3.  Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе, в паре;

         4.  Личностные результаты:

-формировать положительную мотивацию к обучению;

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

В конце урока ученики узнают, что синтаксическая единица, которая образуется с помощью взаимной связи и является в речи высказыванием, называется предложением 

В конце урока ученики смогут:

-  определить как связаны между собой слова в словосочетаниях и в высказываниях

-  смогут определить из каких словосочетаний состоит высказывание;

-  смогут  на основании  полученных знаний, определить основу предложения ;

-  оценить результаты своей деятельности, и соотнести их с целью урока.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Познавательные УУД: поиск и выделение и анализ необходимой информации, моделирование. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование.

-  Регулятивные УУД: Формулирование  цели на уроке с помощью учителя, определение пути её достижения, оценивание результатов  деятельности.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Технология проблемного обучения. Технология обучение в сотрудничестве. Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Учебник

Компьютер

Мультимедийный проектор

Презентация

Карточки для выполнения КОЗ

Ход урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

1 этап. Организационный.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

-Ребята,  прозвенел  звонок на очередной урок русского языка.

- Проверим,  готовы  ли вы к уроку.

-Зачем пришли сегодня в школу?

 -Слушала  ваши ответы и вспомнила такую пословицу.

Почему? Как вы думаете-

 - Проверим на деле, что это так?

Учащиеся отвечают на вопросы и настраивают внимание на урок.

Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться.      (Слайд1.)

Рассуждают.

Приходят к выводу: научить можно того, кто этого хочет

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Эмоциональный настрой на урок.

Личная заинтересованность.

Первичная

мотивация.

2. Создание ситуации успеха. Актуализация опорных знаний.

Подготовить мышление учащихся и способствовать  развитию ощущения удовольствия от собственных знаний, а также осознание внутренней потребности  узнавать новое.

 Организует деятельность по  актуализации опорных знаний. Создает ситуацию успеха для учащихся в продвижении по предмету.

- Настроение отличное.

- Что я произнесла? (с точки зрения  знаний о синтаксических единицах речи)

- А что такое словосочетание?

- Какая связь между словами называется подчинительной?

- Какую работу в речи выполняют словосочетания?

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы. Демонстрируют свои знания по теме, доказывают, участвуют в разминке для «ума».

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию моделей.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Контроль с помощью  взаимопроверки и фронтального    обсуждения результата.

Повышение мотивации,

3.  Создание ситуации в которой учащиеся обнаружат недостаточность знаний для решения новой учебной задачи

Создание проблемной ситуации  для постановки цели урока

Создает ситуацию, в которой дети обнаружат недостаточность своих знаний для решения возникшей задачи.

  - Тогда я думаю, вам не составит труда применить свои знания и умения для разрешения спора ребят из соседнего класса.

- Было дано задание определить являются ли сочетания слов СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ.

улыбнуться маме

мама  улыбнется    (Слайд 2.)

- Один  решил, что здесь только одно словосочетание, а другой сказал, что оба являются словосочетаниями, т. к. они состоят из одинаковых по смыслу слов.

Учащиеся  в парах выполняют задание на применение  знаний.  Возникшие затруднения фиксируют в громкой речи.

Определяют, что одно сочетание является словосочетанием, а другое не словосочетание, потому что слова связаны взаимной связью.

Определяют работу словосочетания (уточняет на кого направлено действие)

- А  для чего же это сочетание слов?

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Словесная оценка учителя

Фиксация во внешней речи места и причин затруднений.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

4. Формулирование учебной задачи. Анализ условия решения задачи.

Зафиксировать недостаток знаний о данном предмете речи, определить цели урока.

Составить план учебных действий, направленных на реализацию цели.

Организует работу обучающихся по постановке цели и задач урока.

- Если я вас правильно поняла, вам интересно  узнать о работе слов связанных взаимной связью (координацией)

-Какую же цель мы поставим перед собой сегодня?

-Как мы это будем выяснять?

 

Учащиеся участвуют в   диалоге. В итоге которого,   ставят перед собой цель:

- Выяснить какую работу выполняют слова связанные взаимной связью (координацией).

 (Слайд3. )

Выдвигают гипотезы.

Предлагают  исследовать  

где в речи встречаются слова связанные взаимной связью.  Можно ли  обойтись  без  употребления в речи данных синтаксических единиц.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Словесная оценка учителя

Сформулирована цель урока.

5 этап: Решение учебной задачи

Организовать коммуникативное взаимодействие для  проведения исследования

наблюдения

за  работой  различных типов связи слов в высказывании

Организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Создаёт условия для решения учебной задачи.

-Тогда предлагаю понаблюдать.

Предлагает  в группе  исследовать как связаны слова в высказывании   Любимая мама нежно улыбнется.  *КОЗ 1.

-Что связывает между собой взаимная связь?  (Какие слова…)

 - В высказывании вы обнаружили  два типа связи.  (Можно подобрать высказывание, в котором будут все типы связи)  Без какого из них высказывание разрушилось бы?

Высказывает сомнение:

- Может это только в этом высказывании так получилось, что без слов, связанных взаимной связью оно разрушилось?

 (КОЗ 2)

Самое сложное высказывание предлагает проанализировать у интерактивной доски

-Какова же роль взаимной связи между словами при построении высказывания?

(Можно построить высказывание без взаимной связи?  Высказывание получится без взаимной связи?)

 -  Какую задачу вы ставили перед собой?

-Так можете вы утверждать, что теперь знаете какую работу выполняют слова, связанные взаимной связью?

Подводит учащихся к вопросу о том можно ли считать что высказывание и предложение – это одно и то же?

 

Выполняют КОЗ 1.

Определяют все типы связи, выделяют словосочетания, уточняют какую работу в речи они выполняют.

любимая мама

(обозначает признак предмета)

нежно улыбнется (уточняет название действия)

-  Взаимной связью связаны независимые слова словосочетаний, из которых состоит высказывание.

 Исследуют в группах

Анализируют и делают вывод о том, что предложение разрушилось бы без слов связанных взаимной связью

(одна группа у интерактивной доски)

Дети предлагают проверить : (КОЗ 2)

1) в каждом ли высказывании присутствуют слова связанные взаимной связью;

2) всем ли высказываниям грозит разрушение, если  извлечь слова связанные взаимной связью?

Проверку выполняют используя упражнение из учебника.

(самостоятельно)

1.Определяют все типы связи слов в данном высказывании.

2. Убирают поочередно слова связанные подчинительной, сочинительной и взаимной связью.

 Отвечают на вопрос опираясь на результаты своих исследований

Проводят рефлексию.

Взаимная связь в высказывании является основной . (основой предложения)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

-выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи.

Самооценка групп, по ходу выполнения

 КОЗ 1, рефлексия данного этапа.

Каждый ученик усваивает материал в процессе продуктивной коммуникации и взаимообучения.

Формулируют понятие  

6 этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организовать рефлексию и самооценку обучающихся; обсудить и записать домашнее задание.

Организует рефлексию и самооценку, мотивирует детей на работу на следующих уроках по достижению главной цели:  

Какие задачи вы ставили перед собой?

  Удалось   решить все?

- Какова же будет цель следующих наших уроков?

Как вы оценили свою работу на уроке? (Приложение. Листы самооценки)

Оценивают свою работу на листах самооценки.

В ходе рефлексии дети анализируют поставленные задачи и приходят к выводу, что есть задача, которую они не решили: можно ли считать что высказывание и предложение – это одно и то же.

Цель следующих уроков : как можно больше узнать о предложении.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Лист самооценки работы на уроке (Приложение )

Дети умеют находить все типы связей слов в предложении.

Умеют выделять основу предложения.

Отличают словосочетание от предложения.

*КОЗ – компетентно- ориентированное задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание....

технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Слог. Перенос слов"

В технологической карте представлена подробная методическая разработка урока  по теме "Слог.Перенос слов" с использованием презентационного материала по теме. Урок разработан в системно...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...

Технологическая карта урока математики во 2 классе ««Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом действия умножения»»

Тема: «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом действия умножения» Цели деятельности учителя: Формирование умения находить результат действия деления при п...

Технологическая карта по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Связь слов в предложении"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Развитие у обучающихся умений устанавливать связь слов в предложении. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Формиро...