Урок по теме "Отрицательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Высоцкая Татьяна Викторовна

Урок -  исследование, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otr._mest_6_kl.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Отрицательные местоимения»        6 класс

Цель урока: способствовать усвоению знаний учащихся по теме «Отрицательные местоимения», распознаванию приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях с предлогами;

                     создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти обучающихся;

                      формировать способность сопереживать товарищам, ответственно относится к дружбе.

Метод обучения: исследовательский.

Форма урока: урок-исследование.

Средства обучения: карточки-задания, демонстрационная таблица, листы с уровневыми заданиями, сигнальные карты.

                                Ход урока

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать со слов: «Познание начинается с удивления». Сегодня на уроке, познавая новое в стране Морфология, мы не перестанем с вами удивляться богатству нашего русского языка.

  1. Актуализация знаний и умений.

- Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений:

                                               Ты на земле этой дома. Ты – дома!

                                                Её у тебя не отнять никому.

                                                                                  (В. Луговской)

                                                Развесистый дуб на холме зеленеет,

                                                Раскинувши ветви широко,

                                                И в землю родную своими корнями

                                                Он входит глубоко-глубоко.

                                                 И пусть над вершиной проносятся тучи,

                                                 Пусть ветры над ним завывают, -

                                                 Он держится крепко за землю родную,

                                                 И бури его не сломают.

                                                                                       (М. Исаковский)

- Установите их смысловую связь. (Земля – дом, на своей земле не страшны никакие препятствия, трудности, опасности.)

- Назовите местоимения из каждого отрывка.

- К какому разряду они относятся? (Личные)

- Расскажите о личных местоимениях по плану:

                                             1. Какие местоимения называются личными?

                                              2. Как изменяются личные местоимения?

                                              3. Синтаксическа роль личных местоимений в

                                                  предложении.

- Расскажите о других разрядах, приведите примеры.

  1. Этап мотивации.

- Найдите в первом отрывке местоимение, заключающее в себе отрицание. (Никому)

- Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение. Сформулируйте тему урока.

- Тема сегодняшнего исследования – «Отрицательные местоимения».

  1. Постановка проблемы, определение темы и цели исследования.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и опорные слова.

  Познакомиться ……..     ОМ.

Учиться ………..  ОМ …….. других разрядов.

(познакомиться с отрицательными местоимениями; учиться правильно писать отрицательные местоимения и отличать их от местоимений других разрядов.)

- Прочитайте внимательно запись, какая проблема поставлена перед вами?

- Для чего необходимо правильно писать отрицательные местоимения?

Тема исследования

Теоретический анализ

Гипотеза

Отрицательные местоимения

Кто? – (н(е,и))кто

Что? – (н(и, е)) что

Какой – (н(е, и))какой

Чей? – (н(е,и))чей

 Кого? – (н(е,и))кого

- Прочитайте местоимения в левом столбике. Определите их разряд. (Вопросительные)

- Образуйте устно от вопросительных местоимений отрицательные, опираясь на запись справа.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо предмета.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо признака.

  1. Выдвижение гипотезы.

- Обобщите первую часть наших наблюдений и попытайтесь выдвинуть гипотезу, какие местоимения называются отрицательными.

Гипотеза № 1. Если местоимения образованы от вопросительных местоимений с помощью приставок НЕ-, НИ-, выражают отрицание предмета, признака, то это отрицательные местоимения.

- Поставьте ударение в отрицательных местоимениях. Попытайтесь выдвинуть гипотезу о правописании отрицательных местоимений.

Гипотеза № 2. Если приставка безударная, в ней пишется буква И; если приставка ударная, в ней пишется буква Е.

- Рассмотрите внимательно в путевом листе карточку 1, какое задание можно выполнить?

- Просклоняйте отрицательные местоимения, вписывая окончания.

- На основании выполненной работы сделайте вывод, как изменяются отрицательные местоимения?

- Что вы можете сказать о местоимениях НЕКОГО, НЕЧЕГО? (нет формы И.п)

  1. Проверка гипотезы и вывод по результатам исследовательской работы.

- Обобщите знания, полученные при проведении исследования. Что вы узнали об отрицательных местоимениях?

- Сравните свой вывод с материалом учебника: § 74, с.177

Физпауза.

- Проследите путь следования нашего героя:

3 клетки вверх; 2 клетки по диагонали вниз;

2 клетки по диагонали в правый верхний угол;

2 клетки вниз.

- Где должен находиться наблюдаемый предмет?

- Обведите путь следования предмета, что он вам напоминает?  (М)

  1. Применение новых знаний в учебной деятельности.

- Продолжим нашу работу. Прочитайте пословицы в                                                  упражнении 2.

1. Красно говорит, а слушать н..чего.

2. Делать не я, работать не я, а есть кисель нет против меня.

3. Моя хата с краю, н..чего (не) знаю.

4. На зеркало н..чего пенять, коли рожа крива.

5. Худо тому, кто добра (не)делает н..кому.

6. Есть -  так сегодня, а работать – так завтра.

 

- Напишите только те из них, в которых говорится об отрицательных качествах человека и в которых есть отрицательные местоимения.

- Расскажите о написании отрицательных местоимений, используемых в пословицах, объедините их попарно.

- Назовите ряд слов с безударной гласной, проверяемой ударением, чтобы одно слово было лишним.

- Что общего в написанных предложениях?

- Продолжаем отрабатывать умения в написании отрицательных местоимений. Выберите задание по силам. (Смотреть путевой лист)

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Работа с сигнальными картами.

- Я буду диктовать слова с отрицательными местоимениями. Если в приставке местоимения пишется буква Е, вы должны поднять жёлтый квадрат, если пишется в приставке буква И, вы должны поднять розовый квадрат.

 

Некому рассказать, никого не знаешь, некем гордиться, ничем не удивишь, никто не может, никакой доброты, ничего страшного.

- С каким разрядом местоимений  вы познакомились на уроке?

- Кто хорошо усвоил тему урока, поднимите карточку с «!», у кого возникли затруднения, поднимите карточку с «?»

Д/З. «5» - составить орфографическую диктовку по теме «Отрицательные местоимения» (20 слов);

          «4» - выписать 5 предложений с отрицательными местоимениями из произведений художественной литературы;

         «З» - упр. 422.

Ключи к уровневым заданиям.

«3» - упр. 423

  1. Рядился-рядился, а  ни к чему не пригодился.
  2. Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
  3. Обидеть – то каждый может, а пожалеть некому.
  4. Любят того, кто не обидит  никого.

«4» - упр. 421.

  1. Нечего (отр. Р.п.) тому страшиться, кто ничего не боится.
  2. Хоть в шёлк одень неряху, а всё глядеть не на что (отр. Вп.).
  3. Если за день ничему (отр. Д.п.)не научился, зря прожил день.
  4. За напрасный труд никто (отр. И.п.) спасибо не скажет.
  5. Ничьими (отр. Т.п.) похвалами не возносись.

«5» 1. В течение столетий никто не бывал на Северном полюсе и никем он не был изучен.

2. В начале двадцатого века кое-кто из полярных путешественников сумел добраться до полюса, но никому не удалось там продержаться более двух суток.

3. Учёные многих стран возвращались из Африки, ничем не обогатив науку.

4. Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в тридцатые годы двадцатого века.

Ключи к уровневым заданиям.

«3» - упр. 423

  1. Рядился-рядился, а  ни к чему не пригодился.
  2. Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
  3. Обидеть – то каждый может, а пожалеть некому.
  4. Любят того, кто не обидит  никого.

«4» - упр. 421.

  1. Нечего (отр. Р.п.) тому страшиться, кто ничего не боится.
  2. Хоть в шёлк одень неряху, а всё глядеть не на что (отр. Вп.).
  3. Если за день ничему (отр. Д.п.)не научился, зря прожил день.
  4. За напрасный труд никто (отр. И.п.) спасибо не скажет.
  5. Ничьими (отр. Т.п.) похвалами не возносись.

«5» 1. В течение столетий никто не бывал на Северном полюсе и никем он не был изучен.

2. В начале двадцатого века кое-кто из полярных путешественников сумел добраться до полюса, но никому не удалось там продержаться более двух суток.

3. Учёные многих стран возвращались из Африки, ничем не обогатив науку.

4. Основательное изучение Северного полюса было начато русскими людьми в тридцатые годы двадцатого века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Местоимение как часть речи (4 класс)

Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, который посвящен Всемирному дню борьбы со СПИДом...

конспект урока по теме: "Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности" 3 класс.

Цель урока: открыть новое знание, местоимение - часть речи, которая уптребляется вместо имени существительного....

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Понятие о местоимении. Личные местоимения".

Урок открытий новых знаний, урок - исследования по теме "Понятие о местоимении. Личные местоимения"....

Конспект урока русского языка "Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица» Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях. Планируемые...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" 2 урок 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимение как часть речи»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи; формирование умения распозна...