"Отрицательные местоимения"
классный час по русскому языку по теме

Высоцкая Татьяна Викторовна

урок - исследование: выдвижение гипотез, их проверка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon исследовательский метод45 КБ

Предварительный просмотр:

                  Классный час «Свет в окне – пусть не гаснет он никогда».         

Цель: обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «СЕМЬЯ» в их жизни;

сделать совместные выводы о качествах зрелой личности и применении их  в реальной жизни, в семейных отношениях.

                   

Наш классный час хочется начать с притчи.

Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря  и полностью скрыла береговую линию. А в это самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг дотла их жильё и всё имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который  в тумане указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома – пусть не гаснет он никогда – такова тема нашего классного часа.

Наш разговор пойдёт о семье, о взаимопонимании в семье и путях его достижения.

Свет в окне дома…

-  Очень хочется узнать, какие чувства он у вас вызывает,  т. к. именно вы, через небольшой промежуток времени станете мамами и папами и будете зажигать свет в своих окнах.  (Радость, что тебя ждут; слёзы облегчения: «Ну вот я и дома»…  Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»  Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»)  

- Что такое семья в вашем понимании?

Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка… Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

- Я хочу вам предложить игру «Незаконченное предложение». ( У каждого ученика по одному предложению).

1. Мои родители – это…

2. Свет в окнах моего дома – это…

3. Горе моей семьи – это…

4. Вдали от родительского дома я буду вспоминать…

5. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью …

6. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье …

7. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…

8. Больше всего мои родители боятся, что…

Все мы с вами очень разные люди со своими « +»  и «-«. Я вам и нашим гостям (родителям) даю по ромашке, и вы должны отрывать лепестки по принципу  « нравится – не нравится».

Послушайте внимательно притчу и ответьте на вопрос:

 какие качества необходимы человеку для того, чтобы в вашем доме царили всегда любовь и дружба?

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?»- удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться  во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги  и стал терпеливо писать на нём одно и тоже слово – «понимание», - пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя. (Выслушиваются ответы детей).

Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждёт изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

В  « корзине мнений» находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведёт к взаимопониманию. ( Учащиеся вытаскивают из «корзины» листы и зачитывают их вслух, составляют книгу).

Правила жизни, выполнение которых ведёт к взаимопониманию.

 1.Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать её.

3. Будь верен и надёжен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к другим точкам зрения.

6. воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись всё делать как можно лучше.

«Мой дом – моя крепость»,- гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, изречение. Рушатся идеалы, распадаются державы… Но есть ценности, которые, остаются вечными и незыблемыми, и к ним  принадлежит семья.

Семья, дом – это крепость, которая не поддаётся волнениям самого лихого времени. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надёжной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

* Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это….(крепость, очаг…)

* Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

* Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно….., что нельзя…..

А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. (Допускаются дополнения. ) Дом для семьи построен.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.

-Нужно ли разрешать конфликты?

-Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации?

Для работы мне потребуются помощники: 2 пары родителей, 2 пары детей. Их задача: определить, какие чувства испытывают родители и дети в предлагаемой ситуации. Вы должны прочитать описание ситуации, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить, какие меры можно будет предпринять для предупреждения конфликта.

Ситуация №1 Дочь (сын) очень плохо учатся. Маму вызвали в школу. После посещения состоялся её разговор с дочерью (сыном).

Ситуация №2Дочь (сын) требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. (Каждая группа предлагает свой вариант ответа)

- Видите, у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам

- Какие качества делают семью единой, крепкой, а какие способствуют её разрушению? (Работа в группах: на альбомном листе изобразить эти качества. Родители и дети в своих группах создают плакат, который затем защищают.)

-Что получилось?

-Как видим, семья-это маленькое солнце (так изобразили дети), благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память: родители, учащиеся).

- У меня в руке ромашки с одним лепестком. Вспомните сказку «Цветик – семицветик».  Если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье? Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали?

      Классный час мне хотелось бы закончить стихами:

Свет в окне – я хочу,       Свет в окне – свет                    Свет в окне – чередою бегут года!

Чтобы он не гас.              Тревожных любимых глаз!      Свет в окне – пусть не гаснет он              никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как сельскохозяйственная деятельность отрицательно влияет на окружающую среду.»

Обострение экологической ситуации во многих регионах России в значительной мере связано с влиянием сельскохозяйственной деятельности на природную среду....

Проект на тему: «Как сельскохозяйственная деятельность отрицательно влияет на окружающую среду»

Сельскохозяйственная деятельность человека вызвала серьезные изменения в окружающей среде. Развитие сельского хозяйства сопровождается полным уничтожением естественного растительного покрова и крупных...

Эмоции положительные и отрицательные

Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и д...

Эмоции положительные и отрицательные

Статья создана с целью познакомить родителей с ролью положительных  и отрицательных эмоций в развитии ребёнка, определить причины преобладания  негативных или позитивных эмоций у...

Родительское собрание в первом классе "Эмоции положительные и отрицательные"

Родительское собрание в первом классе по теме: "Эмоции положительные и отрицательные" Форма проведения: семейный совет....

Отрицательное воздействие Интернета на здоровье человека

Полезен или вреден Интернет решали мои коллеги вместе со мною на педсовете. Представляю Вашему вниманию моё выступление и презентацию....

Урок по теме "Отрицательные местоимения"

Урок -  исследование, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение....