Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.
статья по русскому языку по теме
Развитие интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий в совершенствовании форм. Методов и средств обучения проблемы построения интересных занятий по русскому языку играют существенную роль. Под интересом понимают такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol-nayayanchenko.doc | 541.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, просто научив правильно писать слово и поставить в нужном месте запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму.
Решая проблему развития интереса у учащихся к изучению русского языка, следует учитывать, что русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Русский язык – это не только предмет изучения. Но и средство обучения в работе по другим предметам, так как во многих сферах общения язык выступает как «непосредственная действительность мысли».
Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что для этого школьника надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть и на своем уровне) его философские основы.
Если идти по этому пути, то многое приходится как бы открывать заново, выходя за рамки привычного формального понимания русского языка как предмета. К сожалению, "на практике изучение грамматики русского языка иногда сводится к сведениям типа: "В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми"; "Числительные, состоящие из одного слова, - простые"; "Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом" и т.д. неужели именно это и обеспечивает русскому языку и великолепие, и живость, и крепость, и нежность, и краткость, и выразительность?" (11) Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят "мертвыми", потому что мы, словесники, часто недооцениваем самого слова, а тем более если это слово - грамматический термин. Сделать многие понятия "живыми" для учащихся можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке.
Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Пробудить у детей интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный вызывать интерес, привлечь внимание детей, заставить мысль каждого ребенка работать.
Развитие интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий в совершенствовании форм. Методов и средств обучения проблемы построения интересных занятий по русскому языку играют существенную роль. Под интересом понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.
Родной язык заключает в себе богатые возможности для формирования и школьника как личности. Основная цель обучения родному языку в целом состоит в формировании и совершенствовании умений и навыков владения языком в различных сферах речевого общения.
Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.
Нетрадиционные уроки как средство повышения познавательной активности.
Урок – викторина
Викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов решения учебных задач, норм, практическое применение правил. Вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне.
Урок – поиск
Требует серьезной предварительной подготовки, привычки учащихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный урок.
Этапы урока:
- Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.
- Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
- Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными правилами и образцами.
- Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, подходов, мыслей.
- Анализ и рефлексия обсуждения. Поиска, участия.
Проектный урок
Уроку предшествует «мозговой штурм», в ходе которого просматривается тематика возможных проектов.
Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования. При этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон, результатом защиты становится награждение разработчиков лучших проектов.
Урок взаимообучения
Ученики попарно задают вопросы по изученной теме и выслушивают ответы. Затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и за вопросы, и за ответы.
Ученики совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют себе оценки за активность и участие.
Урок – пресс-конференция
Этот урок завершает изучение темы и проводится двумя способами.
- Несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции. Класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ.
- Учащиеся задают вопросы на пресс-конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет учащимся и учителю за вопросы и ответы.
Интегрированные уроки
Проводятся в течение целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках одной темы. Ведут уроки 2-3 педагога. Используются различные способы воздействия на учащегося: видео – художественный, музыкальный ряд, телевидение пресса, чтение и показ нужных материалов.
Урок – сказка
Урок построен на основе сюжета известной сказки и использованием героев произведения.
Урок – игра
Игра со всеми ее атрибутами, преодолением препятствий, фантазированием, актерством.
Урок – поход
В классе моделируются станции преодоления, класс делится на подгруппы, движение осуществляется от станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки и решения.
Урок самостоятельного поиска знаний
Учитель дает гуманитарную или другую задачу учащимся, на столах разложены разнообразные источники, приборы и материалы. Дело детей найти ответ, рассуждение, доказательство.
Урок творчества
Учащиеся разбиваются на несколько групп. Они получат задание, например: внимательно посмотреть в окно – 1 группа - пишет стихи, вторая – прозаический текст.
Наиболее интересны уроки – соревнования, уроки-праздники - Клуб Веселых и Находчивых, Клуб знатоков русского языка и многие другие типы уроков.
Нестандартные формы работы на уроках
Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета. Понятие «нестандартное задание» является широким. Оно фактически в большей мере связано с деятельность, которую в психологии называют продуктивной.
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, то есть ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать. Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности, либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью.
Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.
Все нестандартные задания разделены на два типа: учебно-поисковые и исследовательские.
Исследовательские задания могут быть различными. Интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности. Удивляющей своей необычностью: ученику предлагается вести посильное исследование. Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером. Элементы исследовательских заданий можно использовать в конце 4 класса.
Учебно-поисковые задания разграничиваются по источникам возникновения интереса на две группы: проблемные задания и задания с компонентами занимательности. Проблемные задания – это задания с опознавательной и объяснительной функциями. Сущность проблемных заданий заключается в создании учителем проблемной ситуации, в постановке такого вопроса. Который стал бы для учащихся проблемой, задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов – догадок, а ученик должен найти ключ к решению этой задачи и выбрать лишь один верный ответ. Поиск правильного пути решения проблемы активизирует мыслительную деятельность ребенка.
Игровые технологии
Игровые технологии являются не только одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, развивает устную и письменную речь у учащихся. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, а ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Грамматические игры позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики: временные формы глаголов, порядок слов в предложении, употребление предлогов и т. д. Лексические игры помогают освоить орфографию слов, вспоминая их или комбинируя из предложенных букв или частей слова , проверить или пополнить свой словарный запас, определить свой диапазон знания лексики, и, может быть, расширить его. Игры с пословицами напомнят о том, что русский язык также богат и неисчерпаем. Ролевые игры способствуют развитию речевых навыков и умений.
Целесообразно использовать дидактические игры на уроках русского языка, которые способствуют не только активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока - цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы ; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Она используется также и на уроках разного типа.
Игра – один из приёмов преодоления пассивности. Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету.
Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на данном этапе обучения. С самых первых дней обучения должно обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные способности и интересы. В связи с этим особое значение приобретают задания с компонентами занимательности. В процессе выполнения занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается решение проблемной ситуации, предложенной в задании.
Использование занимательного материала
Занимательный материал: ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, загадки, сказки и др.
Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинациями фигур, букв или знаков. Ребусы развивают у детей мышление, сообразительность, воображение, интерес к предмету и повышает эффективность урока. Их я использую при объяснении новой темы, закреплении ее и на обобщающих уроках.
Кроссворды - игры-задачи, в которых фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческие способностей ребенка, тренировки памяти и развивает интерес к урокам. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она на закреплении материала.
Загадки - один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разнообразные темы. Самые древние загадки раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных. В наше время загадки создаются не только сказителями, но и профессиональными писателями.
Лингвистические сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:
- в качестве дидактического материала;
- как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
- как вид творческой работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
"Сказочность" является обрамлением увлекательных, но вполне реалистичных рассказов о русском языке.
Использование ИКТ на уроках
Также одним из эффективных методов пробуждения интереса к предмету является использование ИКТ на уроках. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. На уроках и во внеклассной деятельности возможно использование интерактивной доски. Детей привлекает не только работа с панелью инструментов, но и работа с мультимедийной программой. Особенно в старших классах детей привлекают уроки –презентации. Дети активно принимают участие в сборе материала по жизни и творчеству писателей, создают самостоятельно слайд-шоу.
Важным моментом является то, что ИКТ необходимо использовать систематически и правильно. Не нужно превращать мультимедийные установки только для отображения текстов или заданий. Нужно дать ребятам возможность самостоятельно подготовить материал (таблицу, орфографический компакт, презентацию) по теме и продемонстрировать в классе свою работу.
Организация творческой работы на уроках русского языка
Эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках русского языка достигается через использование творческих заданий:
а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам;
б) направленных на формирование понятий.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме творческой деятельности учащихся. Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали знаниями, умениями и навыками, но и развивали познавательные способности. Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя самостоятельность в решении поставленных вопросов, учащиеся в работе не ограничиваются запоминанием изученного материала, а самостоятельно ею осмысливают, в объяснение и пересказ материала вносят свои собственные мысли.
Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения.
Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер.
Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели, всесторонне понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.
Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения задания.
В-третьих, предстоящей творческой деятельности придается строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.
В-четвертых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.
В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.
На всех этапах учебного процесса протекает разнообразная воспроизводящая и познавательная деятельность учащихся. Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого. Они протекают в ограниченном единстве между собою, они не редко протекают слитно.
Для развития интереса к предмету изучения следует включать в урок исторические, этимологические справки, которые могут заинтересовать детей, использовать творческие эксперименты, конкурсы, олимпиады.
Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, олимпиады, игры по предмету на различных уровнях.
Проектные технологии
Метод проектов – ориентированная на интересы ученика модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.
Использование проектной технологии:
- повысит и углубит интерес детей;
- разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;
- поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).
В результате обучения с использованием проектной технологии повысится мыслительная деятельность школьников, обеспечится овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по предмету.
Современный школьник должен уметь пользоваться различными видами информации, социализироваться в обществе. Следовательно, использование проектной технологии является актуальным на сегодняшний день, поскольку для многих информационное пространство является доступным, интересным и полезным. Применяя проектную технологию, учитель имеет возможность повысить и углубить интерес к предмету, а, в свою очередь, ученик обычной общеобразовательной школы может работать в инновационных условиях, побуждающих к учению.
Использование таких технологий и их приёмов вырабатывает у учащихся интерес к учению, повышает мотивацию успешной учебной деятельности, формирует личную ответственность за результаты своей деятельности, учитывает индивидуально - возрастные особенности учащихся, т.е. делает обучение личностно-ориентированным.
Заключение.
Воспитание любви к родному языку – одна из важных задач учителя. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Заложить основы для овладения устной и письменной формами русского литературного языка невозможно, если не заинтересовать учащихся.
Познавательные интересы школьников оказывают благоприятное влияние на глубину, интенсивность, продуктивность и положительный эмоциональный тонус учения. Под их влиянием учебная деятельность учащихся протекает легче, быстрее, в силу чего снимает утомление, хотя сама деятельность сопровождается высоким интеллектуальным и волевым напряжением. Развитие познавательных интересов благотворно сказывается на качестве и эффективности обучения, поскольку интересы поддерживают и подкрепляют познавательную активность учеников («учиться легче тому, кто учится охотно»).
Если учебная деятельность детей управляется с помощью отметки, то радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности и после ее завершения, покидает ребенка. Отметки неизбежно подменяют прямые мотивы учения косвенными, и, кроме того, насаждают в процессе обучения страх, нервозность, неприязнь к учителю.
Важным условием формирования осмысленного отношения к изучаемым фактам языка является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся (т.е. как объект), но и как самостоятельно действующая личность (т.е. как субъект). Такой формой общения является сотрудничество. При этом ребенок ощущает доверие к себе, уважение к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться, считаются, мнение которой ценят. Педагог не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советом. Они вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути решения
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занимательный материал
Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.
Кроссворд по теме «Лексика»
По горизонтали: 1. Раздел науки о языке, изучающий лексику. 2. Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более). 3. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 4. Совокупность слов языка, какого-либо произведения, диалекта и др. 5. Слова, вышедшие из активного употребления. 6. Жаргонные слова или выражения. 7. Слова, которые пришли к нам из других языков. 8. Особая группа слов, которые называют понятия разных наук. 9. Новые слова, возникающие в языке. 10. Устойчивые выражения с самостоятельным значением. 11. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
По вертикали: 1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. 2. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 3. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 4. Слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. 5. Слова, известные всему народу и употребляемые всеми. 6. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
Ребусы
Анна, Алла, Геннадий, Инна.
Сверкать.
Лингвистическая сказка
«Глагол и его дети»
Жил-был Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина: весь в делах, он постоянно что-то делал. Никакой личной жизни! Всю свою деятельность он согласовывал с Существительным, управлял и командовал другими существительными или Местоимениями. А около Существительного очень часто находилось Прилагательное. Эта была такая чудесная часть речи, что не обратить внимание на её качества просто было невозможно. И Глагол обратил! Это был прекрасный союз! Красивый! Что с качественной, что с действенной стороны. И от этого союза родилась новая форма глагола: Причастие! Это было прелестное создание, похожее как на папу – Глагол, так и на маму – Прилагательное.
Как Глагол, Причастие обозначало действие предмета, только через признак: несгибаемая, несомая, придумавшая, проверенная. Как Глагол, Причастие имело вид: совершенный и несовершенный, изменялось по временам (настоящее и прошедшее время), но только формы будущего времени у него не было, а почему – узнаете позже. Как Глагол, Причастие могло быть возвратным и невозвратным.
А как Прилагательное, Причастие изменялось по родам, числам и падежам, в предложении согласовывалось с существительным, в полной форме чаще всего было определением, а в краткой – сказуемым.
А почему у Причастия не было формы будущего времени? А потому что в будущем Глагол покинул эту семью.
По долгу службы Глаголу всё чаще всего приходилось общаться с Наречием. Наречие верой и правдой служило Глаголу и обозначало его признак. В своих привязанностях Наречие было неизменяемым и постоянным, оно просто примыкало к Глаголу. И Глагол это, в конце концов, заметил и оценил: Прилагательное – то какое? Всё около Существительного, да около Существительного. А Наречие-то вот, здесь, около.
Так и зародился новый союз: Глагол + Наречие. Ну и сынок у них родился, всем на зависть! Как Глагол, обозначал действие, правда добавочное при основном, выраженным Глаголом. На то он и сын.
Но действие того же лица, что и Глагол. Отвечал на вопросы: что делая? что сделав?, имел вид: совершенный и несовершенный. Возвратность. Но как Наречие, не изменялся, примыкая к Глаголу . И даже как член предложения отвечал на вопросы обстоятельств, как Наречие.
Вот так и появились у Глагола его производные особые формы. А в нашей лингвистической терминологии появились новые термины: причастие и деепричастие. Иногда их даже называют самостоятельными частями речи.
Прочитайте лингвистическую сказку. Сформулируйте правило правописания суффиксов имен существительных –чик-/-щик-.
Жили-были два брата – ЧИК И ЩИК. ЧИК БЫЛ ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ И ГОСТЕПРИИМНЫЙ, А ЩИК
БЫЛ НЕ ОЧЕНЬ ДРУЖЕЛЮБЕН. ОДНАЖДЫ ПОСТУЧАЛИСЬ В ДОМ ЩИКА БУКВЫ Д, Т, З, С, И Ж. НО ЩИК ИХ НЕ ВПУСТИЛ. СКАЗАЛ: «ВАС СЛИШКОМ МНОГО! У МЕНЯ И ТАК МЕСТА МАЛО!» ТОГДА ПОШЛИ БУКВЫ К ЧИКУ. ЧИК ВСЕХ ПРИНЯЛ, НАКОРМИЛ И СПАТЬ УЛОЖИЛ. ДА ТАК И ОСТАВИЛ ИХ У СЕБЯ ЖИТЬ. С ТЕХ ПОР БУКВЫ Д, Т, З, С, И Ж ЖИВУТ С ЧИКОМ. А ЩИК ОДИН ЖИВЁТ.
Игры
Игра «Найди ошибку!» Прочитайте письмо Пети Ошибкина. Найдите все допущенные ошибки, запишите исправленный вариант.
«Дарагие рибята! Я петя Ошибкин. Мой папа – стекольчик, моя мама – перевочик. Мой дедушка был фонарчиком, а дядя – автопогрузщиком. А кагда я вы расту, стану каменчиком. Ведь неместо красит челавека а чилавек место. Буду я атличником но может и харашыстом. Рибята! Пришлити мне пажалуста учебнек по рускому изыку и славарь. Буду занимаца. Дасведание».
Игра «Найди лишнее!» В каждой строчке найдите лишнее слово. Соединив буквы-орфограммы, найдите загаданное слово.
1). Ра(с,з)крутил, ра(с,з)вил, ра(с,з)пустил, ра(с,з)красил.
2). Мес(т?)ный, радос(т?)ный, сер(д?)це, грус(т?)ный.
3). Вын(е,и)с, выл(е,и)л, выч(е,и)стил, выч(е,и)тал.
4). Ра(с,з)цвет, ра(с,з)бег, ра(с,з)дел, ра(с,з)дул.
5). Плащ(ь?), грач(ь?), лещ(ь?), рож(ь?).
(Ответ: Здесь)
Игра « Схема предложения»
На доске начерчены схемы сложных предложений. Учитель вызывает отвечать по очереди учеников от двух соревнующихся групп. Учащийся берёт со стола карточку с написанным на ней предложением, чётко читает вслух два раза, объясняет знаки и показывает схему этого предложения. Если ошибка не допущена, команде записывается условленное количество очков. Если же ученик не разобрался в структуре предложения, то отвечает кто-нибудь из другой группы и при правильном ответе очки записываются этой команде.
Игра вырабатывает навык быстро и безошибочно разбираться в структурных особенностях предложений, простых и сложных, находить данное синтаксическое явление среди других.
Игра «Ответ без слов»
Эта игра проводится при закреплении слитного и раздельного написания слов, но может использоваться и в других случаях.
Учащиеся класса делятся на две группы (по рядам). Учитель договаривается со школьниками, какими условными знаками надо показать правописание слов, которые будут называться. Например, при слитном написании учащиеся должны поставить локти на парту и прижать ладонь к ладони. При раздельном написании слова учащиеся разводят руки в стороны. Учитель ведёт учёт, какая группа делает меньше ошибок, вызывает кого-нибудь из допустивших ошибку и просит объяснить правописание. Вместо условных знаков можно предложить детям поднимать карточки с нужными морфемами или буквами.
Игра «Перевертыш»
Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка.
Игра «Корректор»
Найди ошибку в выборе слова.
1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.
4) В центре города построен памятник герою.
Игра «Шеренга»
Расставь синонимы в порядке возрастания признака.
Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).
Творческие задания
В 8 классе при изучении темы «Назывные предложения» предложить школьникам следующие разноуровневые задания:
- организовать внутриклассный конкурс на лучший сценарий (например, из школьной жизни);
- переделать заданный текст так, чтобы он состоял только из назывных предложений (при этом для слабых ребят был дан образец);
- написать сочинение «Я. Взгляд в зеркало»: опишите, кого вы там видите, используя назывные предложения;
- найти такие стихи, басни, где много односоставных назывных предложений, и подготовить их выразительное чтение, можно наизусть.
Список литературы:
- "Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка", И.М.Подгаецкая, Москва, "Просвещение", 1985г.
- Грибанская Е.Э., Новикова Л.И., «Лингвистические сказки и рассказы»: Метод. пособ., Брянск, «Курсив», 2008г.
- Милославский И.Г. «Зачем нужна грамматика?»: Кн. Для внеклассного чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1988г.
- «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы», Дюсенбаева А.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"
В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...
Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"
Цель работы: - развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично – поискового...
Активизация познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе
Одна из актуальных проблем современной педагогики - активизация познавательного интереса у обучающихся. В работе перечислены и описаны некоторые приёмы и методы, развивающие познавательный интерес у м...
Формирование познавательного интереса на уроках русского языка
из опыта работы по формированию познавательного интереса на уроках русского языка через разные занимательные упражнения, головоломки, задания повышенной сложности...
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка
Роль игры в развитии познавательного интереса на уроках русского языка...
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка
Роль игры в развитии познавательного интереса на уроках русского языка...