Конспект урока по русскому языку по теме: «Единообразное написание корня в однокоренных словах»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
во 2 «А» классе
Тема: «Единообразное написание корня в однокоренных словах»
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 2 класс
Цель урока: дать понятие о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Задачи урока:
а) образовательные: дать знания учащимся о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; развивать орфографическую зоркость; развивать каллиграфию; обогащать словарный запас учеников
б) воспитательные: прививать любовь к родному языку; учить прислушиваться к мнению других людей; развивать умение вежливо соглашаться и не соглашаться с другими учениками класса
в) развивающие: развивать речь учащихся; работать над правильной посадкой учащихся и заботиться о сохранении их здоровья на уроке, используя здоровьесберегающие технологии.
С точки зрения системно-деятельностного подхода на уроке решаются следующие задачи:
а) личностные: учить детей адекватно воспринимать и анализировать мнение других людей; прививать учащимся чувство гордости за родной язык; работать над правильной посадкой учащихся и заботиться о сохранении их здоровья на уроке, используя здоровьесберегающие технологии
б) регулятивные: учить самостоятельно искать цель деятельности на уроке; учить формулировать учебную проблему вместе с учителем и решать ее; продолжать развивать умение учащихся оценивать свою деятельность
в) познавательные: продолжать учить работать с информацией, текстом, необходимым для решения учебной задачи; развивать умение оперировать понятиями; учить анализировать информацию и выбирать из нее необходимое для решения учебной проблемы
г) коммуникативные: продолжать развивать умение работать в парах; развивать навык «сознательного чтения»; учить слушать других учащихся класса.
Оборудование: проектор и экран с презентацией к уроку, «шкала знаний» по теме урока, опорные карточки на доску, учебник по русскому языку, индивидуальные карточки с заданием для учащихся, ноутбуки на парту; учебный мольберт для самостоятельной работы у доски.
Используемые технологии: технология проблемного обучения; технология дифференцированного обучения, элементы диалогического обучения.
Этапы урока | Ход урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Логопедическая направленность |
Оргмомент (самоопределение, мотивация к деятельности) | - Ребята, у нас сегодня необычный урок, у нас на уроке гости, поздоровайтесь с ним. - У нас урок русского языка, проверьте свою готовность к уроку – на партах должны лежать учебники, рабочие тетради, пеналы, карточки, ноутбуки. - Я уверена, что сегодня на уроке вы будете активно работать и узнавать новые знания, что у вас будет хорошее настроение и все будет успешно! - Улыбнитесь друг другу и мне, садитесь, пожалуйста. | Проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями. | |
Постановка учебной проблемы | - Ребята, цель нашего сегодняшнего урока вы найдете в учебнике, а тему урока определите сами (карточка на доске «Тема урока»). - Скажите, где в учебнике мы можем найти цель урока? (в вопросе Почемучки) - Давайте откроем книги на стр.6 и найдем вопрос Почемучки. - Прочитай вопрос вслух, Аня. - Так что же мы будем выяснять сегодня на уроке? (как пишется корень в однокоренных словах) (слайд 1) (карточка на доске с темой урока) | Открывают учебники, ищут вопрос. | |
Актуализация знаний | - Для того чтобы выяснить, как же пишется корень в однокоренных словах, мы вспомним то, что уже знаем по этой теме. - У вас на партах лежат карточки с числовой шкалой – положите их перед собой. Каждое деление – это одно знание по теме «Корень, однокоренные слова». Подготовьте, пожалуйста, красные карандаши. Я буду задавать вам вопрос по изучаемой теме и, если вы сможете на него ответить, то на шкале вы будете подниматься на одно деление вверх (слайд 2). К концу урока мы выясним, насколько хорошо вы знаете тему «Корень, однокоренные слова». - Итак, ребята, скажите, пожалуйста, какие слова называются родственными? (слова, которые имеют общую часть и общее значение). (карточка на доске) - Хорошо, значит, на шкале знаний мы можем подняться на одно деление вверх. - Следующий вопрос: Как называется общая часть родственных слов? (корнем) (карточка на доске). Поднимемся еще по шкале знаний. - А как иначе называются родственные слова, если у них есть одинаковый корень? (однокоренными) (карточка на доске). - Итак, ребята, мы поднялись на 3 деления вверх. А еще осталось место, куда подниматься? (да). - Что это значит? (будем еще что-то узнавать по этой теме) - Значит, сегодня нам обязательно нужно выяснить, как пишется корень в однокоренных словах, чтобы к концу урока подняться еще на 1 деление вверх. | Раскладывают карточки со шкалами. Отвечают на вопросы учителя, работают со «шкалами знаний». | |
Решение проблемы | - Сейчас вы будете работать в парах. - Какие правила работы в парах вам известны? - Откроем ноутбуки, пожалуйста. Найдите на рабочем столе черепашку с названием «Задание для 2 А». Откройте файл. Вы видите 3 слова (слайд 3). Прочитайте их, пожалуйста, вслух (гр_б, гр_бник, гр_бок). - Какие это слова? (однокоренные, т.к. у них общее значение и общий корень). - Обсудите со своим напарником и вставьте, пожалуйста, нужные буквы вместо пропусков. - Какую букву вставила, Женя с Алешей? Данил с Вероникой? - Хорошо, ребята. Закрывайте ноутбуки, пожалуйста. - Какой вывод мы можем сделать? Как мы можем ответить на вопрос Почемучки? (слайд 4). (Корень в однокоренных словах пишется одинаково) (слайд 5) (карточка на доске). - Давайте найдем правило в учебнике на стр.6 и убедимся, что правильно ответили на вопрос. - Решили мы проблему, которую поставили в начале урока? (да). | Работают на ноутбуках. Отвечают на вопрос Почемучки. | |
Релаксационная пауза | - Вы очень хорошо трудитесь во время урока, трудится ваш мозг и даже мышцы трудятся, т.к. вы занимаете определенное положение за партой. Пора всему организму расслабиться. - Сядьте удобно на стуле, развалитесь, расслабьте плечи, шею, опустите голову к груди, закройте глаза и послушайте меня. Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. - Сделали вдох-выдох, потянулись и открыли глазки – взбодрились! Продолжаем работать. | Выполняют действия. | |
Моделирование учебных заданий работа в тетради (словарная работа, чистописание, фонетическая работа, выполнение заданий). | - Ребята, на основе нашего открытия мы попробуем потренироваться в записи однокоренных слов. Но для начала подготовим наши тетради к работе. Правила посадки - Записываем число, классная работа. - Обратите внимание, что в слове «классная» удвоенная согласная с, а в слове «работа» мы запоминаем гласную а. - Чистописание – сегодня мы прописываем строчные буквы е, о, р, м. Пишем на следующей строке зеленой ручкой, стараемся писать самые красивые буквы, которые можем. - Ребята, из букв, которые мы записали, можно составить слово, какое? (море). - А что такое море (слайд 6)? (это обширный водоем с соленой водой). - Запишите это слово самостоятельно на следующей строчке, обращая внимание на соединение букв. - Проверьте, правильно ли вы записали это слово (открывается слово, написанное учителем). - Произнеси первый звук в слове, Настя, дай ему характеристику (согласный, звонкий, непарный, твердый, парный). - Какая буква написана в конце слова, Артем? А какой звук она обозначает в этом слове? (е, э) - Ребята, а я знаю чистоговорку про море и хочу выучить ее вместе с вами. Послушайте: Знаешь, в море кто живет? Чудо-юдо кашалот! - Есть ли в чистоговорке слова, значение которых вам неизвестно? - Кашалот (слайд 6 (б)) – это вид кита. - Произнесем хором, медленно, четко проговаривая слова. - Теперь вместе быстрее. - Попробуй сам, Коля, Рома. - Умницы! - Итак, слово «море» мы записали не просто так. Давайте попробуем придумать и записать однокоренные слова (морской, моряк). - Какое слово придумала Женя? Выходи к доске, записывай. - Как будем писать корень в однокоренных словах? (одинаково). - Выделяем общий корень. | Записывают число, классная работа. Пишут чистописание. Комментированное письмо, запись слова «море». Придумывание слов, доказательство того, что слова родственные, комментированная запись у доски. | Разучивание чистоговорки (отработка шипящих звуков) |
Физминутка | - Встанем, отдохнем. Мы на море отдыхали, Плавали, скакали. Мяч ловили, рыбу удили. Отдохнули, загорели И на место сели. | Повторяют движения. | |
Моделирование учебных заданий | - Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием, положите их перед собой. Сейчас вы будете выполнять это задание самостоятельно. Что в нем надо сделать, Алеша? (вписать в слова нужные буквы). - О чем будем помнить при выполнении этого задания? (корень в однокоренных словах пишется одинаково). - Начинаем работать, Алеша будет выполнять задание на мольберте у доски. - Алеша, поворачивай мольберт к нам. Читай, пары слов, называй общий корень. А вы внимательно слушайте и проверяйте, верно ли вы справились с заданием. | Выполняют задание, коллективная проверка. | |
Рефлексия | - Ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте вспомним, что хотели мы узнать в начале урока? (слайд 7) - Так как же пишется корень в однокоренных словах? (слайд 8) - Ответили мы на вопрос? Значит, цель урока достигнута, и вы достигли ее сами - умницы! Мы можем вернуться к нашему отрезку и подняться на нем еще на одно деление вверх. - На отрезке еще есть место, значит, мы будем продолжать получать знания об однокоренных словах. Урок окончен! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»
Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....
Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"
Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...
План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...
Конспект урока по русскому языку на тему : "Орфограммы в корнях слова"
Орфограммы в корнях слова...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание парных согласных в конце слова" (2 класс)
Тип данного урока рефлексия, основная цель, которого состоит в продолжении изучения слов с парной согласной в конце слова, в отработке навыков по поиску и исправлению своих ошибок. В ходе урока формир...
Конспект урока по русскому языку на тему "Раздельное написание частица не с глаголами" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей не; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные:- знать: как пишется частица не с...
Конспект урока по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение многозначных слов" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов. Планируемые результаты: Предметные:...