Конспект урока по русскому языку по теме: «Единообразное написание корня в однокоренных словах»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Субханкулова  Евгения Валерьевна

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

во 2 «А» классе

Тема: «Единообразное написание корня в однокоренных словах»

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 2 класс

Цель урока: дать понятие о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Задачи урока:

а) образовательные: дать знания учащимся о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; развивать орфографическую зоркость; развивать каллиграфию; обогащать словарный запас учеников

б) воспитательные: прививать любовь к родному языку; учить прислушиваться к мнению других людей; развивать умение вежливо соглашаться  и не соглашаться с другими учениками класса

в) развивающие: развивать речь учащихся; работать над правильной посадкой учащихся и заботиться о сохранении их здоровья на уроке, используя здоровьесберегающие технологии.

С точки зрения системно-деятельностного подхода на уроке решаются следующие задачи:

а) личностные: учить детей адекватно воспринимать и анализировать мнение других людей; прививать учащимся чувство гордости за родной язык; работать над правильной посадкой учащихся и заботиться о сохранении их здоровья на уроке, используя здоровьесберегающие технологии

б) регулятивные: учить самостоятельно искать цель деятельности на уроке; учить формулировать учебную проблему вместе с учителем и решать ее; продолжать развивать умение учащихся оценивать свою деятельность

в) познавательные: продолжать учить работать с информацией, текстом, необходимым для решения учебной задачи; развивать умение оперировать понятиями; учить анализировать информацию и выбирать из нее необходимое для решения учебной проблемы

г) коммуникативные: продолжать развивать умение работать в парах; развивать навык «сознательного чтения»; учить слушать других учащихся класса.

Оборудование: проектор и экран с презентацией к уроку, «шкала знаний» по теме урока, опорные карточки на доску, учебник по русскому языку, индивидуальные карточки с заданием для учащихся, ноутбуки на парту; учебный мольберт для самостоятельной работы у доски.

Используемые технологии: технология проблемного обучения; технология дифференцированного обучения, элементы диалогического обучения.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Логопедическая

направленность

Оргмомент (самоопределение,

мотивация

к деятельности)

-  Ребята, у нас сегодня необычный урок, у нас на уроке гости, поздоровайтесь с ним.

- У нас урок русского языка,  проверьте свою готовность к уроку – на партах должны лежать учебники, рабочие тетради, пеналы, карточки, ноутбуки.

- Я уверена, что сегодня на уроке вы будете активно работать и узнавать новые знания, что у вас будет хорошее настроение и все будет успешно!

- Улыбнитесь друг другу и мне, садитесь, пожалуйста.

Проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями.

Постановка учебной проблемы

- Ребята, цель нашего сегодняшнего урока вы найдете в учебнике, а тему урока определите сами (карточка на доске «Тема урока»).

- Скажите, где в учебнике мы можем найти цель урока? (в вопросе Почемучки)

- Давайте откроем книги на стр.6 и найдем вопрос Почемучки.

- Прочитай вопрос вслух, Аня.

- Так что же мы будем выяснять сегодня на уроке? (как пишется корень в однокоренных словах) (слайд 1) (карточка на доске с темой урока)

Открывают учебники, ищут вопрос.

Актуализация знаний

- Для того чтобы выяснить, как же пишется корень в однокоренных словах, мы вспомним то, что уже знаем по этой теме.

- У вас на партах лежат карточки с числовой шкалой – положите их перед собой. Каждое деление – это одно знание по теме «Корень, однокоренные слова». Подготовьте, пожалуйста, красные карандаши. Я буду задавать вам вопрос по изучаемой теме и, если вы сможете на него ответить, то на шкале вы будете подниматься на одно деление вверх (слайд 2). К концу урока мы выясним, насколько хорошо вы знаете тему «Корень, однокоренные слова».

- Итак, ребята, скажите, пожалуйста, какие слова называются родственными? (слова, которые имеют общую часть и общее значение). (карточка на доске)

- Хорошо, значит, на шкале знаний мы можем подняться на одно деление вверх.

- Следующий вопрос: Как называется общая часть родственных слов? (корнем) (карточка на доске). Поднимемся еще по шкале знаний.

- А как иначе называются родственные слова, если у них есть одинаковый корень? (однокоренными) (карточка на доске).

- Итак, ребята, мы поднялись на 3 деления вверх. А еще осталось место, куда подниматься? (да).

- Что это значит? (будем еще что-то узнавать по этой теме)

- Значит, сегодня нам обязательно нужно выяснить, как пишется корень в однокоренных словах, чтобы к концу урока подняться еще на 1 деление вверх.

Раскладывают карточки со шкалами.

Отвечают на вопросы учителя, работают со «шкалами знаний».

Решение проблемы

- Сейчас вы будете работать в парах.

- Какие правила работы в парах вам известны?

- Откроем ноутбуки, пожалуйста. Найдите на рабочем столе черепашку с названием «Задание для 2 А». Откройте файл.  Вы видите 3 слова (слайд 3). Прочитайте их, пожалуйста, вслух (гр_б, гр_бник, гр_бок).

- Какие это слова? (однокоренные, т.к. у них общее значение и общий корень).

- Обсудите со своим напарником и вставьте, пожалуйста, нужные буквы вместо пропусков.

- Какую букву вставила, Женя с Алешей? Данил с Вероникой?

- Хорошо, ребята. Закрывайте ноутбуки, пожалуйста.

- Какой вывод мы можем сделать? Как мы можем ответить на вопрос Почемучки? (слайд 4). (Корень в однокоренных словах пишется одинаково) (слайд 5) (карточка на доске).

- Давайте найдем правило в учебнике на стр.6 и убедимся, что правильно ответили на вопрос.

- Решили мы проблему, которую поставили в начале урока? (да).

Работают на ноутбуках.

Отвечают на вопрос Почемучки.

Релаксационная пауза

- Вы очень хорошо трудитесь во время урока, трудится ваш мозг и даже мышцы трудятся, т.к. вы занимаете определенное положение за партой. Пора всему организму расслабиться.

- Сядьте удобно на стуле, развалитесь, расслабьте плечи, шею, опустите голову к груди, закройте глаза и послушайте меня.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!

- Сделали вдох-выдох, потянулись и открыли глазки – взбодрились! Продолжаем работать.

Выполняют действия.

Моделирование учебных заданий

работа в тетради

(словарная работа, чистописание, фонетическая работа, выполнение заданий).

- Ребята, на основе нашего открытия мы попробуем потренироваться в записи однокоренных слов. Но для начала подготовим наши тетради к работе.

Правила посадки

- Записываем число, классная работа.

- Обратите внимание, что в слове «классная» удвоенная согласная с, а в слове «работа» мы запоминаем гласную а.

- Чистописание – сегодня мы прописываем строчные буквы е, о, р, м. Пишем на следующей строке зеленой ручкой, стараемся писать самые красивые буквы, которые можем.

- Ребята, из букв, которые мы записали, можно составить слово, какое? (море). 

- А что такое море (слайд 6)? (это обширный водоем с соленой водой).

- Запишите это слово самостоятельно на следующей строчке, обращая внимание на соединение букв.

-    Проверьте, правильно ли вы записали это слово (открывается слово, написанное учителем).

- Произнеси первый звук в слове, Настя, дай ему характеристику (согласный, звонкий, непарный, твердый, парный).

- Какая буква написана в конце слова, Артем? А какой звук она обозначает в этом слове? (е, э)

- Ребята, а я знаю чистоговорку про море и хочу выучить ее вместе с вами. Послушайте:

Знаешь,  в море кто живет?

Чудо-юдо кашалот!

- Есть ли в чистоговорке слова, значение которых вам неизвестно?

- Кашалот (слайд 6 (б)) – это вид кита.

- Произнесем хором, медленно, четко проговаривая слова.

- Теперь вместе быстрее.

- Попробуй сам, Коля, Рома.

- Умницы!

- Итак, слово «море» мы записали не просто так. Давайте попробуем придумать и записать однокоренные слова (морской, моряк).

- Какое слово придумала Женя? Выходи к доске, записывай.

- Как будем писать корень в однокоренных словах? (одинаково). 

- Выделяем общий корень.

Записывают число, классная работа.

Пишут чистописание.

Комментированное письмо, запись слова «море».

Придумывание слов, доказательство того, что слова родственные, комментированная  запись у доски.

Разучивание чистоговорки (отработка шипящих звуков)

Физминутка

- Встанем, отдохнем.

Мы на море отдыхали,

Плавали, скакали.

Мяч ловили, рыбу удили.

Отдохнули, загорели

И на место сели.

Повторяют движения.

Моделирование учебных заданий

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием, положите их перед собой. Сейчас вы будете выполнять это задание самостоятельно. Что в нем надо сделать, Алеша? (вписать в слова нужные буквы).

- О чем будем помнить при выполнении этого задания? (корень в однокоренных словах пишется одинаково).

- Начинаем работать, Алеша будет выполнять задание на мольберте у доски.

- Алеша, поворачивай мольберт к нам. Читай, пары слов, называй общий корень. А вы внимательно слушайте и проверяйте, верно ли вы справились с заданием.

Выполняют задание, коллективная проверка.

Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Давайте вспомним, что хотели мы узнать в начале урока? (слайд 7)

- Так как же пишется корень в однокоренных словах? (слайд 8)

- Ответили мы на вопрос? Значит, цель урока достигнута, и вы достигли ее сами  - умницы! Мы можем вернуться к нашему отрезку и подняться на нем еще на одно деление вверх.

- На отрезке еще есть место, значит, мы будем продолжать получать знания об однокоренных словах. Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"

Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание парных согласных в конце слова" (2 класс)

Тип данного урока рефлексия, основная цель, которого состоит в продолжении изучения слов с парной согласной в конце слова, в отработке навыков по поиску и исправлению своих ошибок. В ходе урока формир...

Конспект урока по русскому языку на тему "Раздельное написание частица не с глаголами" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей не; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные:- знать: как пишется частица не с...

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение многозначных слов" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов. Планируемые результаты: Предметные:...