календарно - тематическое планирование по русскому языку 2 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс, составитель Седова Н.Ф., учитель начальных классов.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой курса русского языка: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013. – 384с. – (Начальная школа XXI века).
На реализацию рабочей программы по русскому языку отведено 170 часов в (5 часов в неделю).
Для достижения поставленных целей и задач используется учебно – методический комплект, который состоит из:
- Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: 2 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Ю.Романова, Л.В.Петленко. - М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: методический комментарий к урокам./ Иванов С.В., Кузнецова М.И.– М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. Методическое пособие. 2-4 класс./ Романова В.., Петленко Л.В. Под ред. Иванова С.В.– М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»; планируемые результаты освоения программы; содержание учебного курса; календарно-тематическое планирование; описание материально-технического обеспечения учебного процесса.
Формы контроля: контрольные работы (диктанты, словарные диктанты, тестирование, контрольное списывание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 533.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2012. Создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н.Ф.Виноградова) и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель: обеспечение планируемых результатов по достижению второклассником знаний, умений, навыков по предмету, формирование познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Задачи:
- Формировать грамотное, безошибочное письмо с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- развивать способности обучающихся, формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- обучать навыкам общения и сотрудничества, различным видам деятельности через поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширять опыт самостоятельного выбора;
- формировать интеллектуально и духовно развитую личность, готовую к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми на начальном этапе обучения.
Специфика предмета «Русский язык».
Важнейшим условием решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления учеников. В то же время научная информация и методический аппарат средств обучения должны учитывать психологические особенности учащихся данного возраста и служить средством формирования учебной деятельности на уроках русского языка.
Данная программа предусматривает выделение в учебном предмете трёх содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Каждая из выделенных линий характеризуется своим объектом изучения:
- содержательная линия «Система языка» выделяет в качестве объекта изучения единицы: звук (единица речи), морфему, слово, часть речи, предложение;
- содержательная линия «Орфография и пунктуация» выделяет в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму;
- содержательная линия «Развитие речи» выделяет в качестве объекта изучения текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.
Методический принцип «один урок – один объект – одна цель» позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на её основе, три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
- Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научно-исследовательскую (познавательную) цель – познакомить учащихся начальной школы с основами лингвистических знаний; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Система языка» и изучают языковые единицы следующих уровней: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
- Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социокультурной цели – сформировать у учащихся начальной школы навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Орфография и пунктуация» и изучают орфограммы и пунктограммы.
- Уроки блока «Развитие речи» также реализуют социокультурную цель в аспекте совершенствования коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Развитие речи» и изучают текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка – социокультурной и научно-исследовательской (познавательной).
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и, развивая письменную и устную речь, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- Грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- Навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренныхметодическим аппаратом средств обучения;
- Разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль состороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- Научить правильной речи – это значит научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них представление о системе и структуре языка развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной язык как часть окружающего их мира.
Реализация заявленных целейвозможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке привыполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так ка хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык – часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык – это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Русский язык входит в образовательную область «Филология». На изучение предметного курса во втором классе по программе отводится 170 часов (5 часов в неделю).
Число контрольных работ:
- диктант – 4;
- словарный диктант – 4;
- контрольная работа – 4;
- тестирование – 1;
- контрольное списывание – 1.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
Формы контроля:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос; опрос в парах;
- диктант; словарный диктант;
- контрольная работа;
- тестирование;
- контрольное списывание.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М. :Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: 2класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – 2-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: 2 класс: тетрадь для контрольных работ:для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Ю.Романова, Л.В.Петленко. -М.: Вентана-Граф, 2012.
Методические материалы для учителя:
- Русский язык: методический комментарий к урокам./ Иванов С.В., Кузнецова М.И.– М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. Методическое пособие. 2-4 класс./ Романова В.., Петленко Л.В. Под ред. Иванова С.В.– М.: Вентана-Граф, 20
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено, тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметнымирезультатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты освоения программы
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
- делить слова на слоги;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок:об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
- применять правило правописания суффиксов имен прилагательных:-ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста; составлять план текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)(57 ч)
1.1. Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
1.4. Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
1.5. Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)(58 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок:об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
- правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
- Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (34 ч)
3.1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
3.2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (5 ч)
V. Резервные уроки (16 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Характеристика основной деятельности ученика | Примечание | |
план | факт | |||||
Фонетика (7 ч) | ||||||
1 | Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв | 1 | 02.09 | 02.09 | Различение звуков и букв. Обозначение звуков на письме. Анализ и краткая характеристика звуков речи. Различение произношения и написания слов. Знакомство с понятиями «фонетика», «графика». Транскрипция как способ записи звукового состава слова. | |
2 | Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв | 1 | 03.09 | 03.09 | ||
3 | Различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. | 1 | 04.09 | 04.09 | Повторение согласных мягких и твердых. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Соотнесение звуковой и буквенной записей слова. гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. | |
4 | Различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. | 1 | 05.09 | 05.09 | Повторение согласных мягких и твердых. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Соотнесение звуковой и буквенной записей слова. гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Знакомство с понятием «лексика». | |
5 | Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков, по звонкости-глухости согласных звуков. | 1 | 06.09 | 06.09 | Повторение согласных звонких и глухих. Повторение согласного звука | |
6 | Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков, по звонкости-глухости согласных звуков. | 1 | 09.09 | 09.09 | ||
7 | Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах. | 1 | 10.09 | 10.09 | Повторение согласных звонких и глухих. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости; звонкости – глухости. | |
Правописание жи – ши, ча – ща, чу –щу (3 ч) | ||||||
8 | Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе (сочетания жи-ши). | 1 | 11.09 | 11.09 | Обсуждение вопроса: есть ли мягкие пары у звуков [ж] и [ш]. Проблемная ситуация: чем объясняется выбор гласной буквы после шипящих? | |
9 | Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе (сочетание ча-ща). | 1 | 12.09 | 11.09 | Упражнения: обозначение звуков буквами. Проблемная ситуация: чем объясняется выбор гласных после [ч'] и [щ']. | |
10 | Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе (сочетания чу-щу). | 1 | 13.09 | 13.09 | Обсуждение вопроса: есть ли твёрдые пары у звуков [ч'] и [щ']. Решение лингвистической задачи: как объяснить написание буквы упосле [ч'] и [щ']. | |
Фонетика. (Как устроен наш язык) (2 ч) | ||||||
11 | Ознакомление с правилами правописания и их применение: разделительный мягкий знак (ь) | 1 | 16.09 | 16.09 | Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | |
12 | Входная контрольная работа (диктант №1) | 1 | 17.09 | 17.09 | Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах. | |
Перенос слов. (Правописание) | ||||||
13 | Деление слов на слоги. Словарный диктант № 1. | 1 | 18.09 | 18.09 | Упражнения: правила переноса слов; способы определения ударения. Правила переноса слов с буквами й, ь, ъ. | |
14 | Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов | 1 | 19.09 | 19.09 | Повторение изученных орфограмм. Выбор правила написания. Отработка навыков работы по алгоритму. | |
15 | Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов. | 1 | 20.09 | 20.09 | Упражнения: правила переноса слов; способы определения ударения. Правила переноса слов с буквами й, ь, ъ. | |
16 | Повторение правописания. | 1 | 23.09 | 23.09 | Упражнения: правила переноса слов. Отработка правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | |
Фонетика. (Как устроен наш язык) | ||||||
17 | Слоги ударные и безударные. Роль ударения | 1 | 24.09 | 24.09 | Определение ударного гласного в слове. восприятие на слух и правильное произношение слов. Наблюдение за словами, различающимися местом ударения. | |
Слово и предложение. Слова в предложении. (Как устроен наш язык) (6 ч) | ||||||
18 | Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. | 1 | 25.09 | 25.09 | Наблюдение над значением слова.Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с текстом. Наблюдение за значением слова. Работа со схемами. | |
19 | Слова с предметным значением — имена существительные. | 1 | 26.09 | 26.09 | Наблюдение: слова, отвечающие на вопрос «что?». Обсуждение правила, работа с таблицей. | |
20 | Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. | 1 | 27.09 | 27.09 | Знакомство с понятием «имя прилагательное», «глагол». Введение термина «часть речи». | |
21 | Предложение. Отличие предложения от слова. | 1 | 30.09 | 30.09 | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Составление предложений разных видов (по цели высказывания) к предложенным схемам. | |
22 | Различение предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | 01.10 | 01.10 | Различение видов предложений по эмоциональной окраске. Произнесение предложений с восклицательной интонацией. | |
23 | Различение слова и предложения | 1 | 02.10 | 02.10 | Наблюдение за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова). | |
Состав слова (морфемика). (Как устроен наш язык) (3 ч) | ||||||
24 | Окончание как часть слова. | 1 | 03.10 | Знакомство с окончанием как изменяемой частью слова. Наблюдение за изменением формы слова. | ||
25 | Изменение формы слова с помощью окончания. | 1 | 04.10 | Нахождение и выделение окончания. Изменение форм имен существительных, имен прилагательных и глаголов с опорой на языковой опыт учащихся. | ||
26 | Различение изменяемых и неизменяемых слов. | 1 | 07.10 | Знакомство со словами, форма которых не меняется. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. | ||
Заглавная буква в словах. (Правописание) (2 ч) | ||||||
27-28 | Повторение правил написания большой буквы. | 2 | 08.10 09.10 | Повторение написания заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях Проблемная задача (с опорой на сюжетную картинку). Анализ слов и заполнение пропусков в них. | ||
Состав слова (морфемика). (Как устроен наш язык) (1 ч) | ||||||
29 | Корень как часть слова. | 1 | 10.10 | Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «родственные слова». Наблюдение за группами родственных слов и формами одного и того же слова. Работа с иллюстрацией учебника, наблюдение: значение и состав родственных слов. Коллективное формулирование выводов. | ||
Проверяемые безударные гласные в корне слова. (Правописание) (3 ч) | ||||||
30-31 | Ознакомление с правилами правописания и их применение: проверяемые безударные гласные в корнях слов. | 2 | 11.10 14.10 | Наблюдение: способ обозначения безударных гласных в корне слова. Сравнение: обозначение буквами ударных и безударных гласных; способы проверки. Выведениеправила. | ||
32 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | 15.10 | |||
Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч) | ||||||
33 | Корень как часть слова. Родственные (однокоренные) слова. | 1 | 16.10 | Работа с группами родственных слов. Письмо с пропусками букв. Сравнение звуковых моделей слов. Закрепление представления о двух признаках родственных слов. | ||
Проверяемые безударные гласные в корне слова. (Правописание) (4 ч) | ||||||
34 | Ознакомление с правилами правописания и их применение: проверяемые безударные гласные в корнях слов. | 1 | 17.10 | Анализ слов с целью выявления безударного гласного звука в слове. Упражнения: постановка орфографических задач, классификация слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. | ||
35-36 | Учимся писать буквы безударных гласных корня. | 2 | 18.10 21.10 | |||
37 | Корень как общая часть родственных слов. | 1 | 22.10 | Нахождение способов проверки написания слова;соблюдение изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения и написания слов. | ||
38 | Диктант №2 по темам: «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу». «Перенос слов». «Безударные гласные в корне слова» | 1 | 23.10 | |||
39 | Проверяемые безударные гласные в корнях слов. | 1 | 24.10 | |||
40 | Однокоренные слова. | 1 | 25.10 | |||
Состав слова (Как устроен наш язык) (1 ч) | ||||||
41 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 1 | 05.11 | Работа с группами родственных слов. Письмо с пропусками букв. Сравнение звуковых моделей слов. Закрепление представления о двух признаках родственных слов. | ||
Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова. (Правописание) (3 ч) | ||||||
42-43 | Ознакомление с правилами правописания и их применение: парные звонкие и глухие согласные в корнях слов. | 2 | 05.11. 06.11 | Наблюдение за языковым материалом, формулирование правила. Упражнения: установление принципа проверки. Разграничение звуков, вызывающих трудности написания, и звуков, не вызывающих трудностей; заполнение таблицы. | ||
44 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | 07.11 | |||
Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч) | ||||||
45 | Корень слова с чередованием согласных | 1 | 08.11 | Наблюдение за языковым материалом, формулирование правила. Упражнения: установление принципа проверки. Разграничение звуков, вызывающих трудности написания, и звуков, не вызывающих трудностей; заполнение таблицы. | ||
Орфограммы в корне слова (Правописание) (5 ч) | ||||||
46-47 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 2 | 11.11 12.11 | Знакомство с орфограммой | ||
48-49 | Повторение правил правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова. Словарный диктант №2. | 2 | 13.11 14.11 | |||
50 | Соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой. | 1 | 15.11 | |||
51-52 | Контрольная работа №1 по теме «Слово и предложение». Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». | 2 | 18.11 19.11 | Нахождение способов проверки написания слова; соблюдение изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения и написания слов. | ||
Состав слова. (Как устроен наш язык) (2 ч) | ||||||
53-54 | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. | 2 | 20.11 21.11 | Наблюдение над языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом. | ||
Непроизносимые согласные в корне слова. (Правописание) (3 ч) | ||||||
55-56 | Ознакомление с правилами правописания и их применение:непроизносимые согласные. | 2 | 22.11 25.11 | Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Письмо по памяти. | ||
57 | Повторение правописания. | 1 | 26.11 | Нахождение способов проверки написания слова; соблюдение изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения и написания слов. | ||
58 | Контрольное списывание | 1 | 27.11 | |||
Состав слова. (Как устроен наш язык)(1 ч) | ||||||
59 | Значения суффиксов | 1 | 28.11 | Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов -оват-, -еват-, -инк-, -ин-. | ||
Суффиксы в словах. (Правописание) (3 ч) | ||||||
60 | Правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; | 1 | 29.11 | Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ёнок-, -онок-, -ек; -ик. Упражнения: алгоритм выполнения правила. Сопоставление звуковой и буквенной записей слов. | ||
61-62 | Правописание суффиксов имен существительных: -ек; -ик. | 2 | 02.12 03.12 | |||
Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч) | ||||||
63 | Значение суффиксов | 1 | 04.12 | Наблюдение над языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом. | ||
Правописание суффиксов. (Правописание) | ||||||
64 | Правописание слов с суффиксом - ость- | 1 | 05.12 | Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ёнок-, -онок-, -ек; -ик. Упражнения: алгоритм выполнения правила. Сопоставление звуковой и буквенной записей слов. | ||
Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч) | ||||||
65 | образование слов при помощи суффиксов. | 1 | 06.12 | Введение термина «суффиксальный способ» образования слов | ||
Правописание суффиксов. (Правописание) (1 ч) | ||||||
66 | Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив; | 1 | 09.12 | Выделение суффиксов в именах прилагательных. Значение суффиксов. Правописание суффиксов имен прилагательных -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов- | ||
Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч) | ||||||
67 | Образование слов при помощи суффиксов | 1 | 10.12 | Выделение частей слова: корня, суффикса, окончания. отработка правописания изученных суффиксов. | ||
Корень и суффикс. (Правописание) | ||||||
68 | Правописание корней и суффиксов в словах. | 1 | 11.12 | Повторение всех изученных орфограмм в корне слова | ||
69 | Диктант №3 по теме «Правописание корней и суффиксов в словах». | 1 | 12.12 | Нахождение способов проверки написания слова; соблюдение изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения и написания слов. | ||
Состав слова. (Как устроен наш язык) | ||||||
70 | Приставка как часть слова | 1 | 13.12 | Знакомство с приставкой как значимой частью слова. выделение приставки из состава слова. значение приставок. Анализ и краткая характеристика состава слова. | ||
71 | Значение приставок | 1 | 16.12 | Выделение приставки в слове. Объяснение значения приставок. | ||
Правописание приставок (Правописание) (3ч) | ||||||
72-73 | Правописание приставок:об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-. | 2 | 17.12 18.12 | Знакомство с группами приставок, в которых пишутся буквы «о» и «а». Освоение правила правописания приставок. Выделение приставок в словах. | ||
74 | Различение приставок с буквами «о», «а». | 1 | 19.12 | Знакомство с группами приставок, в которых пишутся буквы «о» и «а». Правила правописания приставок. Выделение приставок в словах. | ||
Состав слова. (Как устроен наш язык) | ||||||
75 | Приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. | 1 | 20.12 | Знакомствос приставочным способом словообразования в соответствии с заданной моделью. Выделение приставок в словах. Значение приставок. | ||
Твердый знак. (Правописание) | ||||||
76 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | 23.12 | Знакомство с частными случаями правописания слов с ъ и ь знаками. Знакомство с правилом написания. | ||
77 | Итоговая контрольная работа за I полугодие.(№2) | 1 | 24.12 | Различение разделительных ъ и ь знаков на основе определения места орфограммы. | ||
Состав слова. (Как устроен наш язык) | ||||||
78 | Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. | 1 | 25.12 | Образование слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения. Выделение приставок и суффиксов в словах. | ||
Твердый и мягкий знаки. (Правописание) | ||||||
79 | Различение разделительных ь и ъ знаков | 1 | 26.12 | Различение разделительных ь и ъ знаков. Частные случаи правописания слов с ъ и ь знаками. | ||
Состав слова. (Как устроен наш язык) | ||||||
80 | Основа слова. | 1 | 27.12 | Выделение значимых частей слова. Знакомство с понятием «основа слова». Алгоритм нахождения основы слова. Подбор слов к схемам. | ||
81 | Состав слова. | 1 | 13.01 | Нахождение способов проверки написания слова; соблюдение изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения и написания слов. | ||
Приставки и предлоги. (Правописание) | ||||||
82-83 | Основа слова. | 2 | 14.01 15.01 | Знакомство с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Анализ и краткая характеристика состава слова, части речи. | ||
Повторение | ||||||
84-85 | Повторение: состав слова. | 2 | 16.01 17.01 | Определение способа образования слов. Выделение значимых частей слова. | ||
86-87 | Повторение: правописание частей слова | 2 | 20.01 21.01 | Подбор способов проверки орфограмм во всех частях слова. Правописание приставок и суффиксов. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
88 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 22.01 | Слово и его значение. Толкование значения слова. Работа со словарями. Словарное богатство русского языка. | ||
Повторение пройденного.(Правописание) | ||||||
89 | Повторение по разделу «Части слова». Словарный диктант №3. | 1 | 23.01 | Повторение изученных орфограмм (безударные гласные в корне слова, заглавная буква, гласные после шипящих, парные согласные в корне). | ||
90 | Повторение по разделу «Части слова». Контрольная работа по теме «Части слова» | 1 | 24.01 | |||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
91 | Текст. | 1 | 27.01 | Различение слова, словосочетания и предложения. Различение текста и не текста. | ||
92 | Текст. Заглавие текста. | 1 | 28.01 | Различение предложения и текста. Признаки текста. Знакомство с заголовком. Связь заголовка и общего смысла. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
93 | Лексическое значение слов | 1 | 29.01 | Наблюдения за сочетаемостью слов, как сочетаются слова. | ||
94 | Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 1 | 30.01 | Наблюдение за значением слов. Определение значений слов. Незнакомое слово в тексте. Понимание его значения из сочетания с другими словами. | ||
Повторение пройденного.(Правописание) | ||||||
95 | Повторение правописания частей слова. | 1 | 31.01 | Выделение частей слова. Способы проверки орфограмм. Правописание приставок и суффиксов. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
96 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | 03.02 | Наблюдение надсвязью заголовка с основной мыслью текста. | ||
97 | Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. | 1 | 04.02 | Чтение и понимание текста. Определение по заглавию основного содержания текста. Создание текста по его заглавию. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
98 | Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 1 | 05.02 | Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря. Прямое и переносное значение слова. | ||
99 | Различение однозначных и многозначных слов. | 1 | 06.02 | Сравнение значения слова в словаре и тексте. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
100 | Повторение правописания. | 1 | 07.02 | Нахождение в слове орфограмм и определение их места в слове. Правописание приставок и суффиксов. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
101 | Озаглавливание текста | 1 | 10.02 | Восприятие и понимание звучащей речи. Озаглавливание текста. Соотнесение заголовка с основной мыслью текста. | ||
102 | Текст. Окончание текста | 1 | 11.02 | Соблюдение орфоэпических норм и правильной речи. Первоначальное представление о структуре текста и цельности текста. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
103-104 | Различение однозначных и многозначных слов. | 2 | 12.02 13.02 | Списывание текста. Использование толкового словаря. Знакомство с многозначными словами. Выяснение причин появления у слова нескольких значений. Переносное значение слов. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
105 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | 14.02 | Повторение изученных орфограмм корня; правила написания заглавной буквы. правописание ь и ъзнаков. | ||
106 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | 17.02 | |||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
107 | Составление текста. | 1 | 18.01 | Восприятие и понимание звучащей речи. Работа с незаконченным текстом. Подбор заголовка к тексту. Сравнение вариантов окончания исходного текста. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
108-109 | Наблюдение за использованием в речи синонимов. | 2 | 19.02 20.02 | Слово и его значение. Знакомство с синонимами. Наблюдение за сходством и различием слов-синонимов. Использование их в речи. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
110 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 1 | 21.02 | Нахождение в слове орфограмм. Безошибочное написание слов с изученными орфограммами. | ||
111-112 | Начало текста. | 2 | 24.02 25.02 | Восприятие и понимание звучащей речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации в речи. Наблюдение за структурой текста. Восстанавливание начала текста, его структуры. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
113-114 | Наблюдение за использованием в речи синонимов. | 2 | 26.02 27.02 | Слово и его значение. Наблюдение за значением слов-синонимов, возможностями использования их в речи. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
115 | Повторение правописания. | 1 | 28.02 | Правописание слов с изученными орфограммами. Правописание изученных словарных слов. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
116 | Составление текст | 1 | 03.03 | Составление текста по его началу или заключению. Структурные элементы текста – начало и заключение. | ||
117 | Последовательность предложений в тексте. | 1 | 04.03 | Чтение и понимание текста. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
118-119 | Наблюдение за использованием в речи антонимов. | 2 | 05.03 06.03 | Слово и его значение. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение. Введение термина «антонимы». Сравнение антонимов и синонимов. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
120 | Повторение правописания. | 1 | 07.03 | Обозначение буквами безударных гласных в приставках и корнях. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
121 | Последовательность предложений в тексте. | 1 | 10.03 | Различение предложения и текста. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. Редактирование текстов. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
122 | Наблюдение над словами омонимами. | 1 | 11.03 | Слово и его значение. Введение термина «омонимы». Наблюдение за использованием омонимов. | ||
123 | Слова исконные и заимствованные. | 1 | 12.03 | Слово и его значение. Наблюдение за словами исконными и заимствованными. Расширение словарного запаса учащихся. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
124 | Абзац. Последовательность абзацев в тексте. | 1 | 13.03 | Повторение правописания изученных орфограмм. Закрепление алгоритма работы над ошибками. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
125 | Итоговая контрольная работа №3. | 1 | 14.03 | Чтение и понимание текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Наблюдение за структурой текста. Выделение абзацев в тексте. Определение порядка следования абзацев. | ||
126 | Абзац. Последовательность абзацев в тексте | 1 | 17.03 | |||
127 | Комплексная контрольная работа | 1 | 18.03 | |||
Заимствованные слова. | 1 | 19.03 | Наблюдение за исконными и заимствованными частями слов. | |||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
128-129 | Повторение правописания. | 2 | 20.03 21.03 | Правописание слов с изученными орфограммами. Поиск «чужих» ошибок. Отработка алгоритма работы над ошибками. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
130 | Последовательность абзацев. | 1 | 31.03 | Восприятие и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам. | ||
131 | Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. | 1 | 01.04 | Чтение и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам. Исправление деформированных текстов. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
132-133 | Устаревшие слова. | 2 | 02.04 03.04 | Выяснение причин, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений). | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
134 | Повторение правописания | 1 | 04.04 | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы над ошибками. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
135-136 | Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. | 2 | 07.04 08.04 | Чтение и понимание текста. Краткое изложение текста. Составление текста по заданной структуре с использованием ключевых слов. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
137-138 | Повторение лексики и состава слова. Повторение правописания. Словарный диктант№4. | 2 | 09.04 10.04 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова. Наблюдение за омонимами, синонимами, антонимами. Отработка алгоритма работы с орфограммами. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
139-140 | План текста. Словарный диктант№4. | 2 | 11.04 14.04 | Чтение и понимание текста. Составление плана к тексту. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
141 | Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. | 1 | 15.04 | Слово и его значение. Наблюдение за фразеологизмами. сравнение значения устойчивых и свободных сочетаний слов. расширение словарного запаса. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
142 | Повторение правописания. | 1 | 16.04 | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами. | ||
Текст. ( Развитие речи) | ||||||
143-144 | Создание текстов по предложенным планам. | 2 | 17.04 18.04 | Чтение и понимание текста. Составление плана исходного текста. Создание собственного текста по плану. | ||
Лексика. (Как устроен наш язык) | ||||||
145 | Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. | 1 | 21.04 | Слово и его значение. Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов. Сравнение фразеологизма и слова. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
146 | Повторение правописания | 1 | 22.04 | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
147 | Составление текста по плану | 1 | 23.05 | Чтение и понимание текста. Составление плана будущего текста. Анализ и редактирование предложенного плана текста. Знакомство с текстом- описанием. Наблюдение за текстами-описаниями. | ||
148 | Текст-описание | 1 | 24.04 | |||
Повторение пройденного (Правописание) | ||||||
149 | Особенности текста-описания. | 1 | 25.04 | Правописание слов с изученными орфограммами. Написание словарных слов. Алгоритм работы с орфограммами. | ||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
150-151 | Повторение правописания. | 2 | 28.04 29.04 | Чтение и понимание текста. Знакомство с особенностями текста-описания. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
152 | Повторение правописания. | 1 | 30.04 | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами. | ||
153 | Повторение правописания. | 1 | 02.05 | |||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
154 | Текст-описание. | 1 | 02.05 | Чтение и понимание текста. Создание текста-описания и составление плана к нему. | ||
155-156 | Текст-повествование. Особенности текста-повествования. | 2 | 05.05 | Наблюдение за текстом- повествованием. Редактирование текста. Сравнение описания и повествования. | ||
Повторение пройденного. (Правописание) | ||||||
157 | Тест «Правописание изученных орфограмм». | 1 | 06.05 | Правописание слов с изученными орфограммами. Закрепление алгоритма работы с орфограммами | ||
158 | Повторение правописания. | 1 | 07.05 | |||
Текст. (Развитие речи) | ||||||
159-160 | Текст-повествование. | 2 | 08.05 12.05 | Чтение и понимание текста. Создание текста-повествования по заданному плану и по основной мысли текста. | ||
161-162 | Описание и повествование в тексте. | 2 | 12.05 13.05 | Чтение и понимание текста. Наблюдение за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Наблюдение за текстом-рассуждением. Создание текста-рассуждения. | ||
163-164 | Текст-рассуждение. Итоговый диктант | 2 | 14.05 15.05 | |||
165 | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. | 1 | 16.05 | |||
Комплексное повторение пройденного | ||||||
166 | Контрольная работа по теме «Лексика». (№4) | 1 | 19.05 | Повторение изученных орфограмм. Выбор правила написания. Отработка умения работать по алгоритму. | ||
167-168 | Повторение. Текст: абзац, тема, заголовок. | 2 | 20.05 21.05 | Комплексная работа с текстами разных видов. | ||
169-170 | Повторение. Правописание слов. | 2 | 22.05 23.05 | Повторение изученных орфограмм. |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов | Примечание |
Книгопечатная продукция 1.Основные средства обучения:
| |
Печатные пособия Демонстрационные картины для изучения словарных слов (2 класс) Демонстрационные картины для развития речи учащихся 2 класса | |
Информационно-коммуникативные средства обучения | |
Экранно-звуковые средства обучения | |
Технические средства обучения Компьютер, принтер Электронная доска Мультимедийный проектор | |
Учебно-практическое и лабораторное оборудование | |
Оборудование |
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ п/п | Виды работ | Количество |
1 | Диктант | 4 |
2 | Словарный диктант | 4 |
3 | Контрольная работа | 4 |
4 | Тестирование | 1 |
5 | Контрольное списывание | 1 |
Входная контрольная работа (диктант № 1)
Хитрый кот
По небу плывёт туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитёр котик.
Грамматические задания:
1) Подчеркнуть буквы гласных звуков в слове 1 вариант – Васька; 2 вариант-камень.
2)Подчеркнуть буквы согласных звуков в слове: 1 вариант –большие; 2 вариант – прыгнул.
3)Разделить слова на слоги и поставить ударение: 1 вариант -1 предложение; 2 вариант -2 предложение.
4) Обозначить буквы мягких звуков в последнем предложении(для обоих вариантов).
Контрольная работа (диктант № 2)
Зима в лесу.
Пришла зима. Пушистый снег укрыл лес. Лёд сковал ручей. Сосны надели снежные шубки. Чудесный шарф лежит на ветках кедра. Вот большой сугроб. Там спит медведь. В лесу стоит тишина.
Грамматические задания.
1. Разбери по составу слова: 1вариант - рука, зимний, домик; 2 вариант - река, водный, грибок.
2. Придумай и запиши не менее 3-х родственных слов: 1вариант – к слову «вода»;2 вариант – к слову «море».
Контрольная работа (диктант № 3)
Котята.
У маленьких котят открылись глазки и прорезались зубки. Ночью малыши в первый раз выбрались из корзины. Один залез под шкаф. Другой под кровать. Там лежали сапожки Ани. Рыжий котёнок забрался в сапог и крепко заснул.
Грамматические задания:
Задание 1: 1вариант – выписать слова с разделительным твёрдым знаком, подчеркнуть орфограмму;
2 вариант - выписать слова с разделительным мягким знаком, подчеркнуть орфограмму.
От…езд, л...ёт, в...юга, об...ехать, в…ют, под…езд
Задание 2: 1 вариант - записать проверочное и проверяемое слова, вставив при необходимости буквы, выделитьорфограмму в словах радос…ный, парус…ный, капус…ный;
2 вариант – записать проверочное и проверяемое слова, вставив при необходимости буквы, выделить орфограмму в словах грус...ный, чудес…ный, мес…ный.
Контрольная работа (диктант № 4)
Весна.
Настали чудные деньки. Солнце съело последний снег. Журчат ручьи. У крыльца зеленеет пушистая травка. В сад вернулись шумные дрозды. Ребята идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Стрелка.
Грамматические задания
1. Подбери и запиши группу однокоренных слов с корнями: 1 вариант– ход; 2 вариант– бег.
2. Из данных слов составить и записать вопросительное невосклицательное предложение: 1 вариант - ребята, куда, сегодня, идут; 2 вариант - вчера, сказал, что, папа.
Словарный диктант № 1
автомобиль, адрес, Красная площадь, автобус, праздник, Кремль, Москва, столица (9 слов)
Словарный диктант № 2
корова, молоко, деревня, капуста, щавель, овощи, чувствовать, лопата, облако, ужин, (10 слов)
Словарный диктант № 3
праздник, адрес, Красная площадь, русский, герой, Кремль, столица, мечта, Москва,завтрак (11слов)
Словарный диктант № 4
язык, мороженое, работа, иней, вдруг, завтра, Красная площадь, Кремль, Россия, Москва, наряд (12 слов)
Контрольная работа № 1
1. Запиши при помощи транскрипции [ ]:
1-й звук в слове мяч;
2-й звук в слове лето;
3-й звук в слове ряд.
2. Выбери и запиши только правильную характеристику звука:
[б] — согласный, звонкий, мягкий;
[б] — согласный, глухой, твёрдый;
[б] — согласный, звонкий, твёрдый.
3. Выпиши слова, называющие предмет (имена существительные).
яркий, ваза, стеклянный, карандаш, трамвай, быстрый, цветной
4. Выпиши вопросительное предложение.
Я очень люблю лето!
Какие ягоды ты любишь?
Мы сегодня едем в театр.
5. Отметь окончания в словах.
ветка, о грибах, к реке, под сосной, о солнце, (вижу) звезду, птицы
6. (дополнительное). Выпиши неизменяемые слова, озеро, метро, окно, зёрнышко, пальто, радио
2 вариант
1. Запиши при помощи транскрипции [ ]:
1) 3-й звук в слове утюг;
2) 2-й звук в слове жизнь;
3) 4-й звук в слове друг.
2. Выбери и запиши только правильную характеристику звука:
[л'] — согласный, звонкий, твёрдый;
[л'] — согласный, звонкий, мягкий;
[л'] — согласный, глухой, мягкий.
3. Выпиши слова, называющие предмет (имена существительные).
петь, песок, мелкий, коньки, играет, ловкий, пол
4. Выпиши повествовательное предложение.
1) Какая сильная гроза началась!
2) Сдай книги в библиотеку.
3) Когда ты закончишь уборку?
5. Отметь окончания в словах.
(с) грозами, рыбаки, кормушка, гриб, ямы, поля, песок
6. (дополнительное). Выпиши неизменяемые слова.
пони, кони, жирафы, кенгуру, сани, такси
3 вариант
1. Запиши при помощи транскрипции [ ]:
1) 1-й звук в слове ёлка;
2) 2-й звук в слове яма;
3) 4-й звук в слове день.
2. Выбери и запиши только правильную характеристику звука:
[р'] - согласный, звонкий парный, мягкий непарный;
[р'] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[р'] - согласный, глухой непарный, мягкий парный.
3. Выпиши слова, называющие предмет (имена существительные).
олень, воздушный, камни, бегает, весёлый, радуга, украшает
4. Выпиши побудительные предложения.
1) Вечером погуляй с собакой.
2) Когда твой день рождения?
3) Обязательно вымой посуду!
5. Отметь окончания в словах.
грохот, (над) рябинами, пень, ясный, (у) синего, семья, (о) лыжниках
6 (дополнительное). Выпиши неизменяемые слова.
печенье, варенье, желе, пирожное, меню, шоссе
Контрольная работа № 2
1. Запиши слова в два столбика: в первый — однокоренные слова, во второй — формы одного и того же слова, обозначь корни.
роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы
2. Все ли слова однокоренные? Запиши только лишнее слово.
смешной, смешить, смешать, смешинка
3. Подбери однокоренные слова, называя профессию человека.
пожарный — ...
морской — ...
футбольный — ...
4. Выпиши слова, которые ласково называют предметы. Отметь суффиксы.
голова, ключик, козочка, дорога, грибок, глазки
5. Выпиши слова с суффиксом -ик-.
домик, дворик, тикать, гномик, лучик, крикнуть
6 (дополнительное). Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить — ...
Житель Москвы — ...
Музыкант, играющий на трубе,
2 вариант
- Запиши слова в два столбика: в первый — однокоренные слова, во второй — формы одного и того же слова, обозначь корни.
петух, с петухами, петушиный, петушиться, петухом, петушок
2. Все ли слова однокоренные? Запиши только лишнее слово.
лес, лестница, лесничий, лесочек
3. Подбери однокоренные слова, называя профессиючеловека.
грузовой — ... подводный — ... лесной — ...
4. Выпиши слова, в которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение. Отметь в них суффиксы.
сказка, книжечка, грибок, ложка, синенький, собака
5. Выпиши слова с суффиксом -ок-.
прыжок, локоток, кружок, срок, сапожок, урок
6 (дополнительное). Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом.
Любящий мечтать — ...
Осиновая роща — ...
Стебелёк соломы — ...
3 вариант
1. Запиши слова в два столбика: в первый — однокоренные слова, во второй — формы одного и того же слова, обозначь корни.
светлый, свет, светлому, светильник, свеча, светить, светлым
2. Все ли слова однокоренные? Запиши только лишнее слово.
дивный, диванный, удивлённый, дивиться
3. Подбери однокоренные слова, называя профессию человека.
музыкальный — ... лётный — ... журнальный — ...
4. Выпиши слова, в которых суффиксы имеют увеличительное значение. Отметь суффиксы.
вазочка, ручища, горка, злющий, серенький, большущий
5. Выпиши слова с суффиксом -ек-.
библиотека, сыночек, река, чулочек, замочек, орешек
6. (дополнительное). Каждое словосочетание замени одним словом.
Человек, совершивший подвиг, — ...
Добрый человек — ...
Тот, кто пишет картины, — ...
Контрольная работа № 3
Вариант I
1.Запиши слово, в котором правильно выделен корень.
2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.
бежал – забежал
плыл – переплыл
мыл – промыл
колол – наколол
3. От данных глаголов образуй глаголы со значением приближения и удаления. Отметь приставки.
ползает –
летает –
плывёт –
4. Выбери и запиши слова с приставкой за-.
запад, зашуметь, забава, забег
5.Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу.
6 (дополнительное). Напиши одним словом название предмета, который "сам летает", "сам катит", сам варит". Отметь в словах корни, подчеркни соединительную гласную.
Вариант II
1.Запиши слово, в котором правильно выделена приставка.
2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.
резал – отрезал
стирал – достирал
шёл – ушёл
вязал – перевязал
3. От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки.
считал –
рисовал –
читал –
4. Выбери и запиши слова с приставкой по-.
посадка, помощь, полка, покрасить, полный
5.Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу.
6 (дополнительное). Образуй слова сложением. Используй нужные корни: -рыб-, -сам-, -вод-. Подчеркни соединительную гласную. Отметь корни.
Вариант III
1.Запиши слово, в котором правильно выделен суффикс.
2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.
крутил – подкрутил
шил – вшил
двинул – передвинул
шёл – пришёл
3. От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки.
строил –
думал –
пел –
4. Выбери и запиши слова с приставкой о-.
остров, окружность, огуречный, овёс, обежать
5.Запиши только то слово, которое правильно разобрано по составу.
6 (дополнительное). Образуй слова сложением. Используй нужные корни: -пул-, -лес-, -земл-, -вод-. Подчеркни соединительные гласные. Отметь корни.
Комплексная контрольная работа № 4
Поющая у проруби
Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла к небольшой знакомой речке, ещё издали увидела у проруби маленькую бурую птичку. Она оживлённо бегала по льду и весело напевала какую-то мелодию.
Я осторожно подошла поближе. Птичка немного подскочила вверх, как на невидимом трамплине, и с размаху – бух в прорубь!
Сомнения исчезли: это же оляпка – водяной воробей! Я вспомнила, что плотное и тёплое оперение птицы не намокает в воде. Оляпка смазывает его жиром, который выделяется хорошо развитой копчиковой железой. Вижу, как серебрится в воде тёмная спинка оляпки: птица плывёт, работая крыльями, как пловец руками. Вот оляпка уже быстро бежит по дну. Вдруг она ненадолго остановилась, ловко перевернула клювом небольшой камешек и вытащила из-под него чёрного жука.
Ещё через минуту она выскочила на лёд через другую прорубь, встряхнулась, и я вновь услышала её весёлую, звонкую песню!
Основная часть
Задание 1
О ком говорится в третьем абзаце текста?
Ответ. В нём говорится об_______________________________.
Задание 2
Найди в тексте ответ на вопрос. Когда девочка гуляла на лыжах по лесу?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо исправь.
Задание 3
1.Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.
2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши на ними: сущ.
Задание 4
- Найди и выпиши из текста названия животных.
Рыбы: _________________________________________________
Птицы:________________________________________________
Насекомые:____________________________________________
- Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
Задание 5
В первый день оляпка съела 8 водяных жуков, а во второй день на 16 больше.
- Запиши вопрос задачи, если она решается так:
8 + 16 =
________________________________________________________________________________________________
Сосчитай и запиши ответ.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
- Во сколько раз оляпка съела во второй день больше жуков, чем в первый?
Запиши выражение и вычисли его значение:
________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Отметь знаком
У какой птицы длина тела больше, чем у оляпки, но меньше, чем у орла.
голубь оляпка орёл колибри
36 см 18 см 90 см 7 см
Дополнительная часть
Задания 7 - 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить их не меньше трех заданий.
Задание 7
Вычисли и расставь числа в порядке уменьшения, затем запиши слово:
9 х 9 = О8 х 5 = Л
36 : 4 = К 12 : 3 = А
7 х 3 = П 4 х 7 = Я
Задание 8
- Найдите и выпишите в третьем абзаце. Сколько действий выполняет оляпка в поиске пищи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оляпка в поиске пищи выполняет _____________действий.
- Колибри весит 20г, это на 50 г меньше веса оляпки. Найди вес оляпки?
_____________________________________________________
Ответ:________________________________________________
Задание 9
Ответь на вопрос. Если нужно перечитай текст. С какого предложения начинается раскрытие темы текста?
Отметь знаком
А.Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу.
Б.Сомнения исчезли: это же оляпка – водяной воробей!
В.Она оживлённо бегала по льду и весело напевала какую-то мелодию.
Задание 10
В охране природы маленьких дел нет. А что ты делаешь, чтобы сохранить природу?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11
Напиши, что означает слово «прорубь»
Подбери проверочное слово.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговое тестирование
Вариант I
1. Отметь знаком "х" слова, в которых после ш пишется и.
ш...рик
ерш...
душ...стый
ш...мный
ш...шка
2. Отметь "х" слова с проверяемой безударной гласной е в корне.
декабрь
лесной
звезда
летать
герой
3. Отметь "х" слово с ошибкой.
Берега
дожди
наваднение
катить
морской
4. Отметь "х" слова, в которых после ч пишется а.
ч...деса
ч...йка
ч...лан
галч...та
ч...ж
5. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква д.
мё[т]
кро[т]
огоро[т]
тор[т]
мос[т]
6. Отметь "х" слова, в корне которых пропущена буква о.
c...довник
д...ждливый
стр...на
под...рить
тр...пинка
7. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква ж.
доро[ш]ка
бро[ш]ка
варе[ш]ка
ча[ш]ка
малы[ш]ка
8. Отметь "х" слова с орфограммой "Непроизносимые согласные в корне".
радостный
весёлый
холодный
поздний
гибкий
9. Отметь "х" все слова с ошибками.
наехал
вьюн
сёжились
объявление
подьём
10. Отметь "х" слова, где в приставках пишется о.
н...лететь
п...бежать
п...дплыть
з...крыть
н...дрезать
11. Отметь "х" слова с ошибочным написанием суффиксов.
львёнок
бельчёнок
арбузик
кармашек
радость
12. Отметь "х" раздельное написание.
(на)певать
(у)летать
(на)берегу
(у) крыльца
(не)жный
13. Отметь "х", в каких словах надо писать ь.
солов...и
сквореч...ник
хищ...ник
грибоч...ки
воз...му
14. Отметь "х", какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.
лебеди
клён
ёлка
сосна
Вариант II
1. Отметь "х" слова, в которых после ж пишется и.
этаж...
Ж...ня
ж...вой
пруж...на
ж...ркий
2. Отметь "х" слова с проверяемой безударной гласной и в корне.
рисунок
листок
синеть
ужин
удивление
3. Отметь "х" слово с ошибкой.
домишко
капелька
молодой
накармить
веселить
4. Отметь "х" слова, в которых после щ пишется а.
рощ...
щ...чка
щ...ве'ль
тащ...
щ...пка
5. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква г.
бере[к]
като[к]
кусо[к]
пиро[к]
звоно[к]
6. Отметь "х" слова, в корне которых пропущена буква о.
тр...винка
к...чать
в...лна
ч...совой
п...левой
7. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква б.
кре[п]кий
ю[п]ка
ро[п]кий
тро[п]ка
ша[п]ка
8. Отметь "х" слова с орфограммой "Непроизносимые согласные в корне".
резкий
местный
морозный
грустный
длинный
9. Отметь "х" слова с ошибками.
вьюга
съехали
съел
подезд
заявление
10. Отметь "х" слова, где в приставках пропущена буква а.
з...пасать
п...дбежать
н...дпилить
д...плыть
п...встречать
11. Отметь "х" слова с ошибочным написанием суффиксов.
бантик
тигрёнок
часочек
билетек
ясность
12. Отметь "х" раздельное написание.
(от)мороза
(от)крывать
(у)дома
(у)бегать
(не)бесный
13. Отметь "х", в каких словах надо писать ь.
лодоч...ка
ден...ки
барабан...щик
яблоч...ный
руч...и
14. Отметь "х", какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.
голова
яма
слон
поёт
ручка
Контрольное списывание
Спиши текст, определяя границы предложений.
В жару
Солнышко сильно прогрело воду в речке играют в ней солнечные зайчики лежат на воде листья кувшинок под этими листьями неподвижно стоят рыбки они спрятались от жары вот красивая стрекоза присела на цветок ромашки прозрачные крылышки блестят в лучах солнца. (41 слово)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.Основные средства обучения:
- Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: 2 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Ю.Романова, Л.В.Петленко. - М. :Вентана-Граф, 2012.
- Методические материалы для учителя:
- Русский язык: методический комментарий к урокам./ Иванов С.В.,Кузнецова М.И.– М.: Вентана-Граф, 2012.
- Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. Методическое пособие. 2-4 класс./ Романова В.., Петленко Л.В. Под ред. Иванова С.В.– М.: Вентана-Граф, 2012.
- Раздаточный материал и оборудование
Обязательное материально-техническое оснащение
№ п/п | Название | Вид | Количество |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Фишки | Раздаточный материал: фишки величиной 1,5×1,5 см. Демонстрационный материал: фишки величиной 10×10 см | Фишки – квадраты жёлтые, красные, синие, зелёные по 10 шт. |
2 | Касса букв | Раздаточный материал: касса пластиковая с кармашками, буквы величиной 1,5×1,5см. Демонстрационный материал: касса ластиковая с кармашками, буквы величиной 15×10 см. | Буквы заглавные (6 шт.), и строчные (6 шт.) |
3 | Пособие «окошки», лента с гласными буквами, лента с согласными буквами | Раздаточный материал | Основание для «окошек», ленты с гласными и согласными буквами – по 1 шт. |
4 | Плакат с алфавитом, написанным курсивным шрифтом | Демонстрационный плакат | 1 экз. на класс |
5 | Набор карточек с изображением письменных букв | Демонстрационный набор | 1 набор на класс |
№ п/п | Комплект аппаратуры, необходимой для организации занятий | Комплект учебного оборудования, указанного в «Перечне типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для 1 класса» | Аудиовизуальные средства обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Компьютер | Компьютерные диски | Фонохристоматия для начальной школы |
2 | Диапроектор | Диафильмы, диапозитивы | |
3 | Магнитная доска | ||
4 | Демонстрационные картины для изучения словарных слов (2 класс) | ||
5 | Демонстрационные картины для развития речи учащихся 2 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. УМК "Школа 2100" 2 класс...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс
Планирование создано с основными требованиями ФГОС (с УУД), включает пояснительную записку...
календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа 21 века" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс УМК "Школа 21 века"...
календарно- тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России"
планирование по новым ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса. Составлено по учебнику Иванова. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку программа "Школа России"
Программа "Школа России"...
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 2класс. "Школа России".
Русский язык. 2класс. "Школа России"....