Конспект урока "Письмо строчной буквы э" 1 класс. В.Г.Горецкий УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Кутазова  Наталья Викторовна

Традиционный урок открытие новых знаний с игровыми элементами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pisma.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ряжская средняя общеобразовательная школа№2»

                            17.12.2013 г.

План-конспект урока «Письмо»

В.Г.Горецкий УМК «Школа России»

Тема урока: Письмо строчной буквы э.

Цель: сформировать у детей четкий зрительно-двигательный образ буквы э.

Задачи:

Образовательные:     Отрабатывать начертание буквы в целом; учить списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.

Развивающие:  развивать аналитико-синтетическую деятельность, фонематический слух, умение перекодировать  в контексте слова изучаемый звук-фонему в соответствующую букву, ставить ударение в слове, делить слова на слоги и проверять написанное слово;  учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательные:  воспитывать потребность в знаниях, позитивное отношение к письму как к виду речевой деятельности, умение работать  в парах.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, документкамера, Прописи 4, смайлики.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Форма урока: Традиционный урок с игровыми элементами.

Ход урока.

Этапы урока

№ слайда

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Орг. момент.

1

2

3

Вот звенит для нас звонок-

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели.

Психологический настрой на урок.

Психологический настрой.

- Ребята, сегодня к нам за помощью обратился Буратино. Ему надо добраться до золотого ключика, а каждая ступенька – это выполненное задание и найденное слово. Поможем ему?

Да, поможем.

Личност-

ные: действие смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

II. Актуали-зация

знаний.

1.Беседа.

2.Буквенный диктант.

4

5

6

-С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке обучения грамоте?

- Какой звук она обозначает?

-Чем он отличается от согласного звука?

- Чем звук отличается от буквы?

-А сейчас мы вспомним буквы, изученные ранее. Я буду давать описание буквы, а вы производить названные действия. Отгадайте букву.

-ставим ручку на 1/3 сверху рабочей строки, влево вверх пишем крышечку, опускаемся по наклонной вниз, выполняем качалочку, поднимаемся по крючку до середины, две части соединяем секретом, по секрету наклонная вниз, качалочка, крючок до середины.

-ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной вниз выполняем качалочку, поднимаемся по крючку до середины, пишем секрет, по секрету длинная наклонная вниз, петелька, перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины;

-ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной, поднимаемся по наклонной до середины, выполняем узелок, уходим вправо-вверх и на 1/3 выписываем секрет, по секрету наклонная вниз, качалочка, крючок до середины;

- ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по наклонной до середины, бугорком уходим вправо-вверх, коснувшись линеечки, опускаемся на 1/3, снимаем ручку, ставим на середину и выписываем стульчик, качалочку, крючок до середины.

- Запомните:

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё – произносить,

Но не трогать и носить.

Вывод: - О чём мы сейчас говорили?

-Все правильно вы говорили. Мы узнали первые необходимые для Буратино слова – звуки и буквы. Он может теперь подняться на первую ступеньку

-А чего вы ещё не знаете или не умеете?

-А хотите узнать?

Мы познакомились с буквой Э.

-Она обозначает гласный звук.

-При произношении воздух проходит свободно, не встречает преград.

-Звуки слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

-буква а строчная

-строчная бука у

-строчная буква н

-строчная буква к

- Мы говорили о звуках и буквах.

- Мы не знаем как пишется строчная и заглавная буква э.

- Да, хотим.

Познавательные:

Структурирование знания;

Рефлексия, контроль и оценка процесса результатов  деятельности;

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез как составление целого из частей;

III.Сообщение темы и целей урока.

7

- Кто уже догадался, какая будет тема урока?

( появляется тема на доске)

- А какую цель вы поставите перед собой?

- А зачем вам это нужно?

- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «э», которая обозначает гласный звук [э]. Повторим изученное  о звуках и буквах русского языка, о предложении, будем учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.

- Письмо строчной буквы э.

- Научиться писать строчную букву э, соединять её с другими буквами, писать в слогах, словах и предложениях.

- Красиво и грамотно писать, это пригодится в жизни.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической  формами речи.

IV.Открытие нового знания.

1.Сравнение печатной и письменной строчной буквы «э» (на доске образец печатной и письменной буквы «э»).

2.Алгоритм написания буквы.

8

- Посмотрите ещё раз на эти буквы. Они похожи?

- На написание какой буквы они похожи?

- Вы уже умеете писать эту букву?

- Значит, научиться писать строчную букву э вам не составит большого труда.

- Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Средство есть наверняка,

Только нету языка.

-Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, выписываем вправо вверх крышечку, опускаемся по наклонной линии вниз и влево выписываем клюшку. Снимаем ручку. На середине высоты буквы пишем перекладину.

-Да, похожи.

-Буквы с, только в другую сторону.

-Да, умеем.

Обучающиеся тренируются в написании буквы э в воздухе с проговариванием алгоритма хором.

V.Первичное закрепление.

1.Отработка написания новой буквы.

а)наблюдение за письмом буквы

б)предупреждение ошибок в написании

в)пальчиковая гимнастика

г)письмо строчной буквы э в блокнотиках

д)правила посадки

е)письмо новой буквы в Прописи стр. 25

2.Работа по развитию речи.

9

10

11-

14

15

16

17

-Давайте еще раз посмотрим, как пишется буква э.

-Посмотрите, как у Буратино получилось написать букву э. Что он сделал не так? (документкамера)

-Этот пальчик- дедушка.

Этот пальчик- бабушка.

Этот пальчик- папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

-в подготовленном шаблоне силуэта Буратино пропишите несколько образцов буквы э

- подчеркните самую красивую свою букву.

-покажите соседу по парте (дети проводят самоанализ)

-Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою.

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не склонюсь.

За работу я возьмусь.

- Обведите элементы букв по контуру и узор в широкой строке.

- Помните о правилах  письма:
1. Посадка и наклон букв.
2. Расстояние между буквами.
3. Высота букв.

-Напишите букву  э в рабочей строке.

-Смотрите, на страничке 25 Прописей нас кто-то встречает.

 -Кто  это?

-  Это представитель народности эскимосов. Эскимосы - это жители Крайнего Севера нашей страны, как и ханты, ненцы, якуты.

- А как называется их жилище?

- А что было в руках у эскимоса?

- Что такое эскимо?

Да, это сливочное или молочное мороженое в шоколадной глазури на палочке.

- Где стоит звук э в слове эскимо?

-Слишком широкая крышечка, не доводит до верхней линеечки рабочей строки.

Дети массируют подушечки

Пальцев

-Эскимос.

               

-Иглу.

-Эскимо.

-Это мороженое.

-В начале.

VI. Физкультминутка. Зарядка для глаз.

18

VII.Продолжение работы по теме урока.

1.Письмо слогов и слов с буквой э.

2.Звуко-буквенный анализ слова.

19

- Что говорят, когда рыба срывается с крючка?

-Письмо слова эх.

- Сколько в нем слогов?

-Почему один?

- Отгадайте загадку, о чем идет речь? Живет без тела, говорит без языка.Никто его не видит, а всякий слышит.

- Звуковой анализ слова эхо, ( один человек выполняет разбор у доски, остальные в прописях).

-Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.

Вывод: из каких частей состоят слова?

Мы узнали второе необходимое Буратино слово – слог.

-Эх!

-Один.

-Потому что одна гласная.

-Эхо.

-2 слога. Буква э дает звук [э] –гласный, ударный. Буква х дает звук [х] – согласный, твердый, глухой, закрашиваем синим. Буква о дает звук [а], гласный безударный. Это опасное место.

-В этом слове 3 буквы, 3 звука.

-Слова состоят из слогов.

VIII.Физкультминутка.

- Мы  красиво написали,

А теперь все дружно встали.

- Я называю слова. Если услышите звук э, приседаете, если нет, то хлопните 1 раз в ладоши.

Слова:  этот, ёлка, этажи, юбка, ива, экскурсия, ели, эхо.

IX.Продолжение работы по теме урока.

1.Работа над предложением.

2.Ребус.

2.Работа над словами.

3.Работа с деформированным предложением. (Работа в парах).

20

21

22

23

24

25

26

27

Отгадайте загадку:

Живёт без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

- Что такое эхо?

 Поиграемвэхо

-Что можно сказать об этой записи?

- Какое задание вы могли бы предложить?

- Как назовём эту запись?

-Значит, как его нужно писать?

Учитель исправляет ошибки.

- Запишите это  предложение в тетрадь

-В слове поиграем обозначить ударение, подчеркнуть гласные, разделить на слоги самостоятельно. (Коллективная проверка)

Вывод: из чего состоит предложение?

-Отгадайте ребус.

-Мы помогли подняться Буратино еще на одну ступеньку (слово)

-Прочитайте записи на двух следующих строчках: это, этот, этажи, эти.(Документкамера)

-  Какое слово лишнее? Почему?

-Какая орфограмма – опасное место есть в этом слове?  

-Подчеркните.  (Если не сразу находят, прошу найти трехсложное слово – этажи).

- В каком числе стоит это слово, сколько предметов оно обозначает?

- Прочитайте оставшиеся слова.

- Эти слова не называют предмет, а только указывают на него. Например, это – дерево,

 Эти – цветы, ….

Этот - мальчик, …

- Посмотрите внимательно на все слова, как буква э соединяется с другими буквами? (снизу, т.е. при помощи нижнего соединения)

- Запишите самостоятельно по одному слову, поставьте в словах ударение.

- Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог.

-Прочитайте.  Можно ли эту запись назвать предложением?

- Почему?

- Подумайте вместе в парах и обсудите как надо поменять местами слова, чтобы получить предложение?

-Проверка. (Дети зачитывают варианты ответов).

- Какие надо помнить правила записи предложения?

- Запишите в тетрадь это предложение с комментированием.

- Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук. -Назовите этот звук [м’].

-Почему он мягкий?

-Какой буквой он обозначен? («

- Давайте сделаем вывод: - Что можно составить из слов?

Это четвертое слово.

- Как называется всё то, что мы сейчас произносили?

Это пятое слово и пятая ступенька.

- Какая бывает речь?

-Эхо.

-Отраженный звук.

- С ошибками.

- Исправить ошибки и записать письменными буквами.

- Предложение.

- Предложение пишется с заглавной буквы, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка.

Ученики записывают предложение в тетрадь.

- Предложение состоит из слов.

-экран

-Этажи. В нем 3 слога.

-жи-ши пиши с буквой и.

Во множественном

-Это, этот, эти.

-солнце, зеркало…

Дети дополняют.

-При помощи нижнего соединения.

-Это, этот, эти.

- Нет, нельзя.

- Непонятно.

Дети работают в парах, обсуждают.

-Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Слова в предложении пишутся отдельно. На конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Записывают предложение и проверяют.

-доме

-[м’]

-буква е командует ему быть мягким.

-«эм»

-Предложение.

-Предложение.

-Речь.

-Устная и письменная.

X.Рефлексия.

28

29

30

-Посмотрите, мы помогли Буратино добраться до золотого ключика.

- Давайте прочитаем ещё раз по порядку все его слова.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли этой цели?

- Что понравилось на уроке?

- Кому было трудно?

- Почему? Что для этого нужно?

- Если вам всё понятно сегодня на уроке и нет никаких трудностей, то покажите зеленый смайлик.

- Если есть ещё над чем поработать, то  жёлтый.

- Если многое осталось непонятным, то красный.

- Спасибо всем за хорошую и дружную работу. И Буратино вас тоже благодарит. Урок окончен.

- 1. Всё, что мы произносим – это речь.

- 2. Она состоит из предложений.

- 3. Предложения состоят из слов.

- 4. Слова состоят из слогов.

- 5. Слоги состоят звуков и букв.

- Научиться писать строчную букву э, соединять её с другими буквами, писать в слогах, словах и предложениях.

-Да.

Формирование самооценки и самоанализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 1 класс "Число и цифра 4" (Школа России)

В конспекте отображена подробная работа по теме "Число и цифра 4" в учебнике....

Конспект урока математики в 3 классе "Запись трехзначных чисел" УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию Конспект урока математики в 3 классе "Запись трехзначных чисел" УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс. "Куда текут реки?" УМК "Школа России"

Методическая разработка урока окружающего мира с применением Сингапурских технологий....

Конспект урока по истории (4 класс). Тема: Права ребенка. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления  о «Конвенции о правах ребенка», ее главной идее; ознакомление учащихся с правами гражданина в обществе; формирование убежд...

Конспект урока по истории (4 класс). Тема: Мудрый выбор. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  формирование  у детей знание об истории крещения Руси; расширение представления  о Кирилле и Мифодии; развитие познавательного интереса.Планируемые результат...

Конспект урока по ИЗО (1 класс). Тема: "Здравствуй, лето!"(УМК "Школа России" 1 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о разнообразии летних цветах на примере летнего пейзажа.Планируемые результаты: Предметные:Осваивать: приёмы применять т...

Строчная буква ч. Урок обучения грамоте (письмо). Программа "Школа России" 1 класс

Материал содержит презентацию  и технологическую карту урока на тему "Строчная буква ч"...