Рабочая программа: русский язык, Рамзаева
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме
Полная рабочая программа по предмету в соответствии с календарём текущего года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rus.yaz_.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
по курсу «Русский язык» в 4 классе
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Цели обучения
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.
Основные содержательные линии.
В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.
Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение». Кроме основных разделов программы отводятс17 часов на развитие речи обучающихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.
В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты, взаимодиктант, тесты, работа по карточкам, зачеты, сочинения, изложения).
Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложения;
- признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
- признаки однородных членов предложения;
- лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
- признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
- простое и сложное предложение;
- главные и второстепенные члены предложения;
- лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
- типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
- правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Курс обеспечен:
Учебник: Т. Г Рамзаева. Русский язык. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 4 классе отводится 170 часов из расчета 5 часа в неделю.
Количество часов в неделю по программе - 5
Количество часов в год – 170
Тематический план базового курса «Русский язык» в 4 классе.
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Повторение | 23 | Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление). Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь? что сделаешь? | Обучающиеся должны знать: части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные; слова с непроверяемыми написаниями. Обучающиеся должны уметь: грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); изменять имена существительные по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; определять тему и основную мысль текста; делить текст на части, соблюдать красную строку; устанавливать связь между частями текста; устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; составлять устный ответ-рассуждение. |
2 | Однородные члены предложения | 10 | Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях. | Обучающиеся должны знать: признаки однородных членов предложения; Обучающиеся должны уметь: производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; пользоваться в речи предложениями с однородными членами; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами. |
3 | Текст | 4 | Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста. | Обучающиеся должны уметь: определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована; озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста; распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи. |
4 | Имя существительное | 44 | Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок | Обучающиеся должны знать: определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж); Обучающиеся должны уметь: склонять имена существительные в единственном и во множественном числе; определять падеж имени существительного; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных; правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении. |
5 | Имя прилагательное | 33 | Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. | Обучающиеся должны знать: определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж); Обучающиеся должны уметь: склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении. |
6 | Местоимение | 7 | Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений). Раздельное написание предлогов с местоимениями. | Обучающиеся должны знать: определение местоимения и его признаки; Обучающиеся должны уметь: находить местоимения в предложениях; склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями; правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах; использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте. |
7 | Глагол | 37 | Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание безударных личных окончании глаголов. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться). | Обучающиеся должны знать: определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число); глаголы-исключения Обучающиеся должны уметь: отличать неопределенную форму глагола от временных форм; спрягать глаголы; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении. |
8 | Повторение в конце учебного года | 11 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени. |
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | Тема урока | Сопутствующее повторение | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Словарная работа | УМК | |
Повторение изученного в 3 классе (23ч.) | |||||||
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | Признаки предложения | Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации | Знать типы предложений по цели высказывания и интонации. Уметь расставлять знаки препинания. | с. № Спр. с. № | |||
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения | Виды предложений, главные и второстепенные члены предложения | Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала | Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов). Уметь различать главные и второстепенные члены предложения | одиннадцать | с. № Спр. с. № | ||
Связь слов в предложении. Словосочетание. | Признаки словосочетания | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании | Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации | Москва, Красная площадь столица | с. № Спр. с. № | ||
Текст. Виды текстов. | Виды текстов | Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение. | Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов). Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, выписывать словосочетания. | с. № Спр. с. № | |||
Звуки, буквы. Алфавит. Слоги. | алфавит | Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов. | Знать смыслоразличительную и форморазличительную роль ударения. | дорога | с12-15. №22 Спр. с. № | ||
Однокоренные слова. Корень слова. | Состав слова | Части речи. Морфемный состав слова. | Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова. | агроном | с.16-17 №27 Спр. с.36-37 №33,34 | ||
Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. | Приставка суффикс, окончание | Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. | Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова. | комбайн, хозяйство, сеялка, | с.17-19 №30 Спр. с.60,72, №97,98,133,137 | ||
Входной диктант | Написание и проверка слов с изученными орфограммами. Дифференцирование частей речи | Уметь писать текст под диктовку, дифференцировать изученные орфограммы | Спр. с.60,72, №97,98,133,137 | ||||
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слов. |
| семена, чеснок | с.20-23 №40 Спр.с.39-41 №39,40,43 | ||||
Р.р. Сочинение по рисунку и опорным словам | Опорные слова и рисунок. | Уметь правильно строить предложения, передающие содержание рисунка. | с15. №23 Спр. с.41-44 №44,47 | ||||
Упражнение в правописание гласных и согласных в корне слов. | Способы проверки безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова | Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. | Знать правописание корневых орфограмм и способы проверки. Уметь применять знания на практике. | автомобиль 12 | с.24 №41-43 Спр. с.43-47 №48,54-56 | ||
СД Упражнение в написании корня слов | с.25 №45 Спр. с.43-47 №49,56,57, 50 | ||||||
Упражнение в написании слов с двойными и непроизносимыми согласными. | // коллектив, | с.26 №47-50 Спр. с.47- 49 №61,64 | |||||
Спр. с.50-57 №68,71,82 | |||||||
Приставки и предлоги. Правописание приставок. | Приставки и предлоги | Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи. | Знать отличительные признаки приставок и предлогов. Уметь правильно их писать. | пассажир перрон локомотив | с.28-31 №56 Спр. с.66-67 №111-114 | ||
Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | значение разделительных Ъ и Ь знаков | Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие. | Знать правописание Ь и Ъ знаков. | очевидец | с.31-33 №61 Спр. с.68-72 №121,128 | ||
Р.р. Структура повествовательного текста. Красная строка. Изложение зрительно восприятие текста по самостоятельно составленному плану. | Красная строка, виды текстов | Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь выделять основные части текста. | с.25 №44 Спр. с. № | |||
Части речи. Род имён существительных. | Части речи | Общие сведения о сущ., прилаг., глаголах. Распознавание частей речи. Определять род им сущ. | Знать признаки имени существительного. Уметь определять род, писать родовые окончания сущ-х. | путешественник, шоссе | с.33-36 №69 Спр. с.85-88 №157 | ||
Склонение имён существительных. | Падежи | Склонение имен сущ-х. Разбор слова по составу. | Знать падежи. Уметь склонять имена существительные | равнина, долина, | с.36-38 №73,74 Спр. с.88-89 №158 | ||
Имя прилагательное. | Признаки им. прил. как части речи | Признаки имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам. | Знать лексико-грамматические признаки имени прилагательного | тайга, камыш, болото | с.38-40 №78 Спр. с.112-114 №209 | ||
Глагол как часть речи | Признаки гл. как части речи | Признаки глагола как части речи. Время глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени. | Знать лексико-грамматические признаки глагола. | свитер | с.41-42 №81 Спр. с.174-177 №315,318, 323 | ||
Контрольный диктант по теме: «Повторение». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации | Спр. с.178 №324 | ||||
Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | аллея, | с. № Спр. с.179-181, 182-183 №330-335;336-342 | ||||
Однородные члены предложения. (10 ч.) | |||||||
Однородные члены предложения. (общее понятие) | Синтаксический разбор | Особенности однородных членов предложения. | Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | вертикаль, горизонталь (горизонт) | с.44-46 №85 | ||
Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. | Главные и второстепенные члены предложения | Однородные члены предложения. | Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | с.46-48 №88 | |||
СД Связь однородных членов предложения без союзов и с помощью союзов. Запятая между однородными членами | союзы | Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами. | Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | с.48-50 №94 Спр. с.18-22 №22-25 | |||
Предложения с однородными членами, соединенные союзами а, но. | Однородные члены предложения. | Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи | Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые». Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | //искусство, | с.51-52 №95 | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами соединённые без союзов или союзом и. | Разбор предложения по членам предложения. | Предложения с однородными членами предложения. Разбор предложения по членам предложения. | Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, сказуемых. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | удовольствие | с.52-54 №99-101 | ||
Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. | Однородные члены предложения. | Построение предложений с однородными членами предложений. Употребление в речи предложений с однородными членами предложений. | композитор, мелодия | Спр. с.18,21 №27 | |||
Р.р. Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат» | Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | интонация | с.43 №82 | |||
Обобщение знаний об однородных членах предложениях. | Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи | Знать признаки однородных членов предложения. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами | мотив, пронзительный | Спр. с.22-24 №28,29 | |||
Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Спр. с.27№6 | ||||
Анализ диктанта. Закрепление по теме: «Однородные члены предложения». | Знать признаки однородных членов предложения. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами | изображение, портрет | Спр. с.27-35 | ||||
Текст (4 ч.) | |||||||
Текст и основная мысль текста. | Виды текста | Сопоставление темы и основной мысли текста. | Знать признаки темы и основной мысли текста. Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль. | пейзаж, карикатура | с.55-57 №102-105 Спр. с. 27-35 | ||
Заголовок текста. | Тексты и его составляющие | Озаглавливание текста. Анализ содержания текста по опорным словам. Построение простых и сложных предложений. | Знать признаки темы и основной мысли текста. Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль. | акварель, альбом | с.57-58 №106 Спр. с.256 №3(заголовок, знаки, орф.) | ||
План текста. | Деление текста на смысловые части. Составление плана. | Знать признаки и оформление прямой речи на письме. | орнамент, оттенок | с.58-59 №107,108 Спр. с. № | |||
Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану. | Части текста | Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | РМ | |||
Контрольный диктант за 1 четверть | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами | |||||
Имя существительное (44часа) | |||||||
Работа над ошибками. Склонение имён существительных. | падежи | Изменение существительных по числам и падежам | Знать лексико-грамматические признаки имен существительных. Уметь определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками | с.61-63 №109-112 Спр. с.85-86, 88 №151,152,157,158 | |||
СД Упражнения в склонении имён существительных и в распознавании падежа. | падежи | Изменение существительных по числам и падежам Несклоняемые имена существительные. | Знать особенности несклоняемых имен сущ-х. Уметь определять падеж имен существительных | с.63-65 №113-115 Спр. с.91-92 №167-168 | |||
Несклоняемые имена существительные. Именительный падеж имён существительных. | Алгоритм определения падежа | Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки именительного падежа имен сущ-х. Уметь его определять. | //волшебник, кудесник | с.65-67 №118-119 | ||
Родительный падеж имён существительных. | Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки родительного падежа. Уметь его определять. | невероятный | с.67-70 №122-126 | |||
Дательный падеж имён существительных. | Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки дательного падежа. Уметь его определять. | будущий, следующий | с.70-71 №127-130 | |||
Винительный падеж имён существительных. | Особенности имен сущ-х в винительном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать отличия винительного и именительного падежей. | с.72-74 №131-135 |
2 четверть
Дата проведения | Тема урока | Сопутствующее повторение | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Словарная работа | УМК | |
Р.р. Составление текста по серии иллюстраций | РМ | ||||||
Творительный падеж имён существительных. | Алгоритм определения падежа | Особенности имен сущ-х в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки творительного падежа. Уметь его определять. | маляр | с.74-76 №136-140 | ||
Предложный падеж имён существительных. | Особенности имен сущ-х в предложном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Знать признаки предложного падежа. Уметь его определять. | лабиринт | с.76-79 №142-148 Спр. с. № | |||
Повторение сведений о падежах существительных. | квартал, район | с.79-81 №149-152 | |||||
пароль | Спр. с.259 №2 (ПАДЕЖ), РМ | ||||||
Распознавание именительного и винительного падежей. | Отличия имен. от винит. падежей | Изменение существительных по числам и падежам. Различие падежей по совокупности их признаков. | Знать отличительные признаки именительного, винительного и предложного падежей. Уметь безошибочно их определять | оборона, командир | с.81-82 №153-155 | ||
Распознавание винительного и предложного падежей. | комета, орбита, виток 15 | с.82-85 №156-160 | |||||
СД Обобщение знаний о падежах имён существительных | Различие падежей по совокупности их признаков. Падежи. Склонение имен сущ-х. | Знать, как и уметь определить падеж имени существительного. Уметь применять полученные знания на практике. | с.85-87 №162-164 | ||||
Контрольный диктант по теме «Склонение имён существительных» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | |||||
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Три склонения имён существительных в единственном числе. | склонение | Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | с.87-90 №165-169 Спр. с.88-90 №159-164 | |||
Р.р. Структура повествовательного текста. Изложение по коллективно составленному плану. | Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли. | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | с.86 №163 | ||||
Упражнение в определении склонений имён существительных. | Алгоритм определения склонения | Распознавание склонений сущ-х по роду и окончанию в именительном падеже. | // конечно, наверное | с.90-91 №170-173 Спр. с.91-93 №165-171 | |||
Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах. | Склонение имени сущ-го, если оно стоит не в именительном падеже. | Знать о склонении имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных | абсолютно, совершенно | с.91-93 №174-178 | |||
Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе. | ударение | Правописание безударных и ударных падежных окончаний имен существительных 1 скл. | Знать о 1 склонении имен существительных. Уметь распознавать тип склонения имен существительных | необычайно, необычно | с.94-95 №179-182 | ||
Проверка безударных падежных окончаний им. сущ. 1,2, 3-го склонения. | три типа склонения | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин) | Знать грамматические признаки имени существительного. Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных | одинаково, наоборот, | с.96-97 №184-185 Спр. с.93-95 №172-177,179 | ||
Р.р. Повествовательный текст с элементами описания. Изложение текста-повествования. | Текст -повествование | Выделение в тексте существенного и точная передача содержания. | Знать виды текстов. Уметь их различать, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста | с.99-100 №191 | |||
Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже. | Алгоритм определения самой речи | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение имен существительных по падежам и числам | Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже. | осторожно, приятно | с.97-101 №186-190, | ||
Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже. | Вопросы родительного падежа | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. | Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями им. сущ. в родительном падеже | совсем, мельком, иногда издалека | с. 97-101 №192,193 | ||
Правописание безударных окончаний сущ. в дательном падеже. | Вопросы дательного падежа | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в дательном падеже. Изменение имен существительных по падежам и числам. | Знать падежные окончания имен существительных в дательном падеже. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже. | сверху, снизу | с.101-102 №194-195 Спр. с. № | ||
Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. | Алгоритм определение падежа, способы проверки изученных орфограмм | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам. | Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном падежах. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном падежах | с.102-104 №196-199 | |||
СД // Сравнение окончаний сущ. 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах. | Родительный и дательный падеж сущ-х 1-го и 3-го скл. Правописание окончаний сущ-х в родительном и дательном падежах. | с.104-106 №200-203 Спр. с. № | |||||
Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений. | Три типа склонения | Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Способы постановки при распознавании падежа сущ-х 2-го скл. без предлога. | Уметь различать типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных в винительном падеже, употреблять предлоги про, через, сквозь | // шестнадцать, восемь | с.106-108 №204-207 | ||
Контрольное списывание по теме: «Правописание окончаний существительных». | Списывание в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | |||||
Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. | Безударные гласные | Правописание имен существительных в творительном падеже. | Уметь писать окончания имен существительных в творительном падеже. | с.108-110 №208-213 Спр. с.98-101 №187-193 | |||
Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже | Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний. | Знать падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в предложном падеже. | двенадцать | с.110-114 №214-224 | |||
Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Последовательность действий при написании окончаний. | тысяча, сумма | |||||
Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения | Знать грамматические признаки имени существительного. Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | миллион | с.115-122 №225-240 | |||
Упражнение в правописании окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Изменение имен существительных по падежам и числам. | Знать падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать. | килограмм, километр | ||||
Контрольный диктант за II четверть по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | |||||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Алгоритм определения падежа им. сущ | Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ-х Анализ допущенных ошибок в диктанте. | Знать изученные падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать. | с.115-122 №225-240 | |||
Р.р. Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег» | Отличия письменной речи от устной. Составление плана текста и его написание. | Уметь находить способы проверки написания слов. | с. № Спр. с. № | ||||
Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа. | Число им. сущ. | Склонение имен сущ-х во мн.ч. Особенности окончаний имен сущ-х в именительном падеже мн.ч. | Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе. Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных | секунда, минута | с.122-124 №241-247 Спр. с.101-104 №194-200 | ||
Именительный и винительный падежи им. сущ. во множественном числе. | Алгоритм определения падежа им. сущ. | Употребление сущ-х во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей. | Знать различия именительного и винительного падежей имен существительных. Уметь правильно употреблять их в речи | момент, мгновение 12 | с.125-127 №248-251 Спр. с. № | ||
Родительный падеж имён существительных множественного числа. | Особенности окончаний имен сущ-х в родительном падеже мн.ч. | Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч. | с.128-132 №253-260 | ||||
СД Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа. | Распознавание родительного и винительного падежей. | Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч. Уметь распознавать родительный и винительный падежи. | Спр. с.101-104 №194-200 | ||||
Р.р. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь создавать несложные монологические тексты |
3 четверть
Дата проведения | Тема урока | Сопутствующее повторение | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Словарная работа | УМК | |
Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе. | Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ-х мн.ч. Правописание окончаний в данных падежах. | Знать окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах мн.ч. | // Электростанция, электричество | с.132-135 №261-267 | |||
Тест по теме: "Имя существительное." Обобщение знаний об имёни существительном | Им сущ и его существенные признаки | Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления. | Знать окончания сущ-х в ед.ч и во мн.ч. Уметь отличать сущ-е мн.ч. в родительном падеже от винительного, писать и правильно употреблять имена существительные в речи.. | с. № Спр. с. № | |||
Имя прилагательное (33 часа) | |||||||
Имя прилагательное как часть речи. | Им. прил. как часть речи | Имя прилагательное, значение и употребление в речи | Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных | железо, металл | с.136-137 №268-270 Спр. с.112-113 №206-207 | ||
Родовые окончания имён прилагательных. | Род им. прил. | Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного. | Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных. Уметь определять род и число имен прилагательных | едкий | с.138-140 №271-274 Спр. с.112-113 №209-210 | ||
Склонение имён прилагательных. | Склонение им сущ | Приёмы распознавания падежа имени прилагательного. Склонение имен прилагательных в ед.ч. | Знать склонение имен прилагательных. Уметь определять склонение имен прилагательных | бирюзовый, лазурный | с.141-144 №275-283 | ||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Безударные гласные | Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц) | Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Уметь находить способы проверки написания слов | серебряный, деревянный | II часть с.3-6 №284-287 Спр. с.117-119 №218,221 | ||
Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода. | падежи | Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ. | Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | вежливый, деликатный | с.6- 9 №289-294 Спр. с.117-119 №218,221 | ||
Свободный диктант | Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных. | Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Спр. с.117-119 №220,224 | ||||
Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | Алгоритм определения падежа у прилагательных | Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже. | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | грамотный, настоящий | с.10-13 №295-301 Спр. с.120-123 №225-231 | ||
опрятный | |||||||
Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже. | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | искренний 15 | с.13-14 №302-304 Спр. с.123-125 №232-238 | |||
Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг. | |||||||
СД Творительный и предложный падежи им. прилаг. мужского и среднего рода. | Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах. | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных в данных падежах.. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | с.14-18 №305-310 Спр. с.126-128 №239-245 | ||||
Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных в данных падежах. | |||||||
Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода». | Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Спр. с.128-131 №246-252 | ||||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода. | склонение | Анализ ошибок диктанта. Склонение. Имя прилагательное | Знать склонение имен прилагательных женского рода единственного числа. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа | Спр. с.135-137 №253-259 | |||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг. | Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц) | Уметь определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов. Знать значимые части слова | // фонтан | с.18-22 №313-321 | ||
бассейн, финиш | |||||||
Различие безударных окончаний им. прил. женского и среднего рода. | Окончания прилагательных женского рода и среднего рода | Знать окончания прилагательных. Уметь определять падежи имен прилагательных | олимпиада | с.23-26 №322-328 | |||
Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану. | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | Знать правописание имен сущ-х и прилагательных. | с.35-36 №345 Спр. с. № | ||||
Анализ сочинений и работа над ошибками. Различие безударных окончаний им. прил. женского рода и среднего рода. | Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг. | Окончания прилагательных женского рода и среднего рода | Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных | директор, биография | Спр. с.145-147 №267-273 | ||
Различие безударных окончаний им. прилагательных мужского и женского рода. | Различие сходных по произношению окончаний. | Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных | кабинет, фойе | с.26-29 №329-334 Спр. с.138-141 №260-266 | |||
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг. | Различие сходных по произношению окончаний и их правописание. | Знать правописание безударных падежных окончаний прилагательных единственного числа. Уметь определять окончания имён прилагательных женского рода. | доверие | с.29-33 №335-341 | ||
Контрольное списывание по теме: «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе». | Отличие письменной речи от устной. Списывание текста | Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами | Спр. с.161 | ||||
Работа над ошибками. Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе. | Анализ ошибок, допущенных в изложении и списывании. | Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных. Уметь определять склонение и падеж имен прилагательных. | Спр. с.141-144 | ||||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. | Число прилаг. | Склонение Имя прилагательное Множественное число | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во множественном числе | диалог, цитата | с.33-37 №342-346 | ||
Именительный и винительные падежи множественного числа имён прилагательных. | склонение | Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. имен прилагательных. | Уметь склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч. | библиотека, каталог | с.37-38 №347-349 Спр. с.151-153 | ||
Родительный и предложный падежи мн. ч. имён прилагательных. | падежи | Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. имен прилагательных. | порог 14 | с.39-40 №350-353 Спр. с.151-153 | |||
Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных. | Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. имен прилагательных. | с.40-41 №354-357 Спр. с. 151-153 | |||||
Р.р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» | Основные приемы передачи содержания иллюстрации. | Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные. | с.45-46 №367 | ||||
СД Повторение изученного об имени прилагательном. | Прилаг. как часть речи | Сходства и различия между данными частями речи. | Уметь сравнивать, делать выводы. | с.42- 45 №358-366 Спр. с.154-156 №288-294 | |||
Тест по теме: «Имя прилагательное» Обобщение об имени существительном и имени прилагательном. | Им сущ, им прил | Сходства и различия между данными частями речи. | Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных и сущ-х. | с.46-48 №368-371 Спр. с.162-165 | |||
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» | Склонение прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин | Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных. Уметь определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | Спр. с.156-161 | ||||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение пройденного. | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных и сущ-х. | Спр. с.156-165 | ||||
Местоимение (8 ч.) | |||||||
Понятие о местоимении. | предлоги | Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление | Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | // председатель | с.49-51 №372-376 Спр. с.165-168 №296-302 | ||
Личные местоимения 1, 2 и 3–его лица | Личные местоимения, значение и употребление в речи | Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | правительство, аппарат | с.51-53 №377-379 Спр. с.165-168 №296-302 | |||
Правописание местоимений с предлогами. | Местоимения и предлоги | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями | Конституция отечество | с.53-55 №380-386 Спр. с.168-171 №303-309 | ||
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. | Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа | Знать признаки и склонение личных местоимений. Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений | федерация, гражданин | с.56-60 №387-397 | |||
Р.р. Композиция повествовательного текста. Изложение по самостоятельно составленному плану. | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | Знать правописание местоимений 1,2,3-го лица. | с.57-58 №390 | ||||
Работа над ошибками. Закрепление пройденного. | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение и употребление в речи | Знать о местоимении. Уметь писать местоимения с предлогами. | революция, колонна | РМ | |||
Тест по теме «Местоимение» Правописание местоимений с предлогами. | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи | Уметь писать личные местоимения с предлогами | товарищ инициатива, активный | Спр. с.168-171 №303-309 | |||
Контрольный диктант по итогам 3 четверти | Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | ||||||
Глагол ( 36 ч.) | |||||||
Глагол. Общее понятие.Изменение глаголов по временам. | Что такое глагол? Время глагола | Глагол, значение и употребление в речи Существенные признаки глагола. Временные формы глагола. | Знать лексико-грамматические признаки глагола. Уметь анализировать слово как часть речи | грандиозный торжественный 14 | с.61--65 №398-406 Спр. с. 186-189 №350-355 | ||
Изменение глаголов прошедшего времени | Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени. | Знать лексико-грамматические признаки глагола. Уметь употреблять глаголы в речи | с.65-68 №407-408 Спр. с.226-229 №420-426 | ||||
СД Неопределённая форма глагола. | Неопределённая форма | Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений | Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы, задавать вопросы к глаголам | с.68-69 №411-413 Спр. с.174-177 №315-321 | |||
Неопределённая форма глагола. | Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?» | Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы | // шествовать, шефствовать | с.70-71 №414-418 Спр. с.174-177 №315-321 | |||
Неопределённая форма глагола. Начальная форма. | Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?» | Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов | телеграмма | с.72-73 №419-422 | |||
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). | Число и лицо глагола | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала | Уметь распознавать лицо глаголов. Уметь определять время глагола | грамматика, предмет | с.74-76 №423-427 Спр. с.189-191 №357-363 | ||
Р.р. Сжатое изложение повествовательного текста. | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | Уметь сжато передавать текст | с.66-68 №409/410 |
4 четверть
2-е лицо глаголов единственного числа. | местоимение | Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь) | Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. Уметь писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. | викторина | с.77-79 №431-435 Спр. с.192-194 №364-370 | ||
2-е лицо глаголов единственного числа. | спряжение | Лицо глаголов. Окончания глаголов 2-го лица ед.ч. | Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. | правильно, понимать | Спр.с.211-213 | ||
I и II спряжение глаголов | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | Знать признаки I и II спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени | секрет | с.79-80 №436-438 | |||
Окончания глаголов I и II спряжения. | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | Знать признаки I и II спряжения глаголов. | ситуация, свобода | с.81-82 №439-443 | |||
Спряжение глаголов в будущем времени. | Время глагола | Особенности спряжения глаголов в будущем времени. | Знать об окончаниях глаголов I и II спряжения. | романтика, юмор 13 | с.84-87 №446-452 Спр. с.194-197 №371-377 | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). | Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | с.88-91 №453-461 | ||||
СД Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. | Неопределенная форма | Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов. | Уметь определять спряжение глагола по неопределенной форме | с.92-93 №462-465 | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | Настоящее время | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | //мираж | с.94-95 №466-470 Спр. с. № | ||
Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | Безударных личных окончаний глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов. Состав слова. | Уметь находить способ проверки написания слов | |||||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение по теме: «Спряжение глагола» | Спряжение глаголов | Безударных личных окончаний глаголов. | Уметь находить способы проверки написания слов | Спр. с.197-201 №378-384 | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Будущее и настоящее время | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов | метель, ураган | с.96-98 №471-477 Спр. с. № | ||
Правописание безударных личных окончаний глагола. | Анализ допущенных ошибок в диктанте и сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов | Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | аромат | Спр. с.197-201 №378-384 | |||
Глаголы – исключения. | спряжение | Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окончания глаголов. | Знать глаголы-исключения. Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов | бутерброд, винегрет, | с.99-101 №479-484 | ||
Р.р. Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.» | Отличие письменной речи от устной | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста | с.102-103 №487 | ||||
Глаголы – исключения. | спряжение | Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окончания глаголов. | Знать глаголы-исключения. Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов | салат | Спр. с.201-204 №385-391 | ||
Правописание глаголов – исключений. | Глаголы-исключения | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопределенной форме. | обернуться | с.102-105 №485-492 | |||
Обобщение пройденного о глаголе. Наблюдение над точным употреблением глагола в речи. | определить | РМ | |||||
Правописание глаголов прошедшего времени | Прошедшее время | Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени. | Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | обращаться | с.106-108 №493-499 | ||
Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени. | Признаки определения времени | Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы. | Знать написание глагольных суффиксов. Уметь правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени. | желать | с.109-110 №500-501 | ||
Изменение глаголов по временам. | время | Изменение глаголов по временам | Уметь определять время глагола | стеречь | с.111-112 №503-506 | ||
Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам | Безударные окончания глаголов. Спряжение глаголов. Временные формы глаголов. | Знать лексико-грамматические признаки глагола. Спряжения глаголов. Уметь употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы. | с.113-115 №507-512 | ||||
Р.р. Текст описание. Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | Использование в сочинении элементов описания. | Уметь точно употреблять в письменной речи имена прилаг., сущ., глаголы, самостоятельно работать.. | |||||
Анализ сочинений и работа над ошибками. Упражнение в изменении глаголов совершенного и несовершенного вида по временам | время | Изменение глаголов по временам | Уметь определять время глагола | РМ | |||
СД Повторение Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений. | Глаголы-исключения | Правописание безударных личных окончаний глаголов- исключений (I и П спряжения) | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | с.116-118 №513-518 Спр. с. № | |||
Контрольный диктант по теме: «Глагол». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов. | Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами, анализировать слово, предложение | |||||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Упражнение в образовании временных форм глагола. | время | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | Знать признаки глаголов. Уметь употреблять, находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов | РМ | |||
Упражнение в правописание безударных личных окончаний глаголов. | Личные окончания гл. | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов | РМ | |||
Тест по теме: «Глагол» Обобщение знаний о глаголе как части речи. | Обобщение знаний о глаголе. | РМ | |||||
Повторение изученного за год (11 ч.) | |||||||
Обобщение знаний о предложении | предложение | Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Знать признаки однородных членов предложения. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами | с.119-121 №519-524 | |||
Состав слова | Состав слова | Морфемный состав слова | Уметь разбирать слова по составу. | с.122 №525-527 | |||
Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании. | безударные гласные | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова | Уметь находить способ проверки написания слов (в том числе по словарю) с безударными гласными в корне | с.123-128 №528-539 | |||
Р.р. Контрольное изложение «Медаль». | Осознанное использование изученных частей речи. | Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное. | с.110-111 №502 Спр. с. № | ||||
Анализ и работа над ошибками. Части речи (обобщение) Грамматические признаки частей речи. | Части речи | Части речи , значение и употребление | Знать признаки частей речи. Уметь применять их на практике. | с. 129-136 №543-555 | |||
Итоговый контрольный диктант | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами | |||||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Имя существительное как часть речи. | Им сущ | Различение имен существительных мужского, женского и среднего родов. Изменение по падежам и числам. Различение 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных | Знать признаки имен существительных. Уметь различать род, падеж и число существительных, выполнять работу над ошибками | с. 129-136 №543-555 | |||
Имя прилагательное | Им прил | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Правописание безударных окончаний имен прилагательных | Знать признаки имен прилагательных. Уметь изменять прилагательные по родам, числам, падежам, правильно писать безударные окончания имен прилагательных | с.137-139 №556-561 | |||
Местоимение. | местоим | Местоимение, значение и употребление. | Знать признаки местоимений. Уметь их распознавать и употреблять в речи. | с.139-140 №562-563 | |||
Глагол как часть речи. | глагол | Существенные признаки глагола. Временные формы глагола. | Знать признаки глаголов. Уметь употреблять глаголы и правильно писать | с.140-145 №564-576 | |||
Проверочное списывание | Виды текстов. Части речи. Правописание безударных гласных в корне слова. | Уметь безошибочно списывать данный текст | с.145-146 №576 | ||||
Урок КВН Турнир знатоков русского языка | Совершенствование навыка письма по данным темам. | Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Русский язык. Т.Г. Рамзаева 4 класс
Рабочая программа. Русский язык. Т.Г. Рамзаева 4 класс...
рабочая программа "Русский язык" 4кл. Рамзаева
Рабочая программа по русскому языку 4 кл. по учебнику Т.Г. Рамзаевой. Программа рассчитана на 4 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "РУССКИЙ ЯЗЫК" РАМЗАЕВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАМЗАЕВА 2 КЛАСС...
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык" Рамзаева, 4 класс
Пояснительная записка, разработанная по всем требованиям ФГОС к КТМ "Русский язык" 4 класс по программе РИТМ...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...