Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык" Рамзаева, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Малышева Надежда Игоревна

Пояснительная записка, разработанная по всем требованиям ФГОС к КТМ "Русский язык" 4 класс по программе РИТМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.z._rus.yaz_.docx147.21 КБ

Предварительный просмотр:

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль и место дисциплины.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.

Значение и функции курса «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку спехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Образовательная область.

Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».

Адресат.

Рабочая программа  разработана для обучения  по курсу « Русский язык» в 4 классе МБОУ Одинцовская гимназия № 7.

Соответствие Государственному образовательному стандарту.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  N  273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями  и дополнениями, вступил в силу с 24.07.2015)
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015 – 2016 учебный год,
  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  • Локальный акт МБОУ Одинцовская гимназия № 7   ( положение об утверждении  структуры рабочей программы)
  • Примерной программы начального общего образования  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
  • Образовательная программа начального общего образования МБОУ Одинцовская гимназия № 7 на 2015-2019 учебный год;
  • Учебный план МБОУ Одинцовская гимназия № 7  на 2015-2016 уч. г.;
  • Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» , 4 класс. , М.: Дрофа, 2014 г.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Начальная школа — новый этап в жизни ребенка, важный для всего последующего его обучения и развития. Здесь закладывается фундамент дальнейшего образования. Здесь формируются универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие умение учиться и творчески применять знания для решения жизненных задач.

Начальная школа— важный этап в духовно-нравственном развитии и воспитании школьника. Здесь формируются основы социальной культуры личности, становления гуманистических и демократических ценностных ориентиров учащегося, происходит его знакомство с базовыми национальными ценностями.

Новизна программы заключается в том, обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Ведущее место предмета  « Русский язык »  в  системе  общего образования

обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской

Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Целесообразность программы продиктована требованиями ФГОС нового поколения к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и с учетом программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Отличительные особенности программы. 

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений,  которые  проводиться на как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышле-

ния, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, соци-

ализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Введением в курс русского языка является обучение грамоте — интегри-рованный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения. Обучение грамоте направлено на формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., автора Т. Г. Рамзаевой, Л. П. Савинковой, Е.М. Тихомировой.  

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

      Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

      Рабочая программа по русскому языку  для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного  стандарта начального общего  образования по  русскому языку,  примерной программы начального общего образования по  русскому языку,

    Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента

государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из рас-

счета  4 часа в неделю, 136 часов в год.  Каждый раздел темы имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.

         Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

Значимость программы:

Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. Именно в начальной школе он вступает в систему активных социальных отношений, для чего ему совершенно необходимо владеть социально значимыми средствами для развития личности и социализации. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся в начальной школе: познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия.

На базе всех учебных предметов, в первую очередь на базе русского языка, формируются важнейшие качества младшего школьника как субъекта учебной деятельности: ориентировка в учебной ситуации, планирование, контроль, оценка, обобщение, классификация. Процесс овладения языком в младшем школьном возрасте является средством формирования у учащихся представлений о мире и языке как составляющей целостной научной картины мира. Уровень владения языком (предметные результаты) во многом определяет формирование знаково-символического и логического мышления учеников.

  В настоящее время общество предъявляет все более высокие требования к начальному языковому образованию в школе: к его содержанию, структуре, компетентности учителя.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык» : развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности – чтения, письма, слушания, говорения ; формирование элементарной лингвистической компетенции; формирование функционально грамотной личности, обеспечение языкового и речевого развития ребёнка.

Задачи:   

— освоение системы языковых понятий из области фонетики, лексики, морфемики, грамматики;

—  формирование познавательной деятельности учащихся средствами родного

языка;

— совершенствование психических функций ребенка в процессе усвоения языка как средства общения: восприятия, анализа, синтеза, сопоставления, сравнения и др.

—формирование и развитие личностной сферы выпускника начальной школы;

—формирование и развитие личностной сферы выпускника начальной школы;

— формирование языковой личности учащегося в первую очередь средствами ведущего учебного предмета начальной школы — русского (родного) языка;

— формирование языковой личности учащегося в первую очередь средствами ведущего учебного предмета начальной школы — русского (родного) языка;

Особенности содержания программы

 «Русский язык» является ведущим предметом в начальном обучении, так как именно на его основе происходит формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности младшего школьника.

Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга.

 Современное языковое образование в начальной школе интегрирует в своем содержании обучение языку, развитие устной и письменной речи, знания об окружающем мире и роли в нем грамотного человека.

Установкой на полноценное овладение обучающимися коммуникативной функцией языка обусловлены содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.

         Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

В программу отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы их использовать) детьми 7—11 лет в процессе речевого, устного и письменного, общения.

           Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями  включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура текста, виды текста (повествование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства языка.

В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие.

Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учениками совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для обучающихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.

Безусловно, усвоение лингвистических знаний — это только одно из условий развития речи. В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы школьники осознали, что изучают они те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей. Осознание функциональных особенностей языковых единиц ведет к формированию языковой и коммуникативной компетентности учащихся.

           В начальных классах большое место отводится наблюдениям над лексическим значением слова; постепенно усваиваются грамматические признаки слова, а также его морфемный состав, обусловленность лексического значения слова его морфемным строением. Слово познается как основная номинативная единица языка (называет предметы, признаки предметов, действия предметов, признаки действий предметов и т. д.). Работа над этой единицей языка позволяет обеспечить курсу русского языка познавательную направленность: всякое слово обобщает, любое понятие, в том числе и языковое, выражается словом. Всесторонняя работа над словом обеспечивает всему курсу коммуникативную направленность: слово выполняет свои функции в составе предложения и текста.

Начиная с 1 класса и постепенно усложняясь, осуществляется целенаправленное изучение предложения, которое познается обучающимися как минимальная единица сообщения (коммуникации). Предложения, объединенные по смыслу и грамматически, рассматриваются как текст. Текст тоже познается учениками как единица сообщения, только более крупная, чем предложение. С его помощью можно передать развернутое сообщение на определенную тему, описать предмет или явление, доказать и убедить в чем - либо своего собеседника и т. п.

Применительно к каждому году обучения программой определен объем знаний о слове, предложении, тексте, что в целом придает курсу познавательно - коммуникативную направленность, в том числе осознание обучающимися функций единиц языка и языковых категорий.

Изучение каждой части речи во всех классах начинается с выявления ее роли в общении: для чего в речи служат имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, предлоги, союзы. Виды предложений изучаются с учетом цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и эмоциональной окраски (восклицательные и невосклицательные).

Каждая значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) рассматривается с точки зрения ее функционального назначения: окончание выполняет формообразующую роль (служит для связи слов в составе словосочетания и предложения); приставки и суффиксы осуществляют словообразовательную функцию (с их помощью образуются новые слова); корень слова является основным носителем лексического значения в слове.

Место курса в учебном плане.

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 641 ч.

В 1 классе — 165 часов  (5 часов в неделю, 33 учебные недели): из них 115

часов (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период  обуче-

ния грамоте  и 50 часов (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2 классе на уроки русского языка отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные_недели).

В 3 классе на уроки русского языка отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34_учебные_недели).

В 4 классе на уроки русского языка отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные_недели).
Ценностные ориентиры содержания курса.

Реализуя  социокультурную цель, курс русского языка способствует социа –

лизации ребенка, готовит его к роли будущего полноправного члена человеческо -

го сообщества. Будучи частью национальной культуры, язык обладает самостоятельной ценностью, поэтому процесс овладения языком следует считать ценностным и личностно значимым.

К концу обучения в начальной школе у учащихся сформируется отношение

к языковой и речевой норме как к культурному феномену, что позволит им пра -

вильно ориентироваться в речевой ситуации: целях, задачах, средствах и условиях

общения, поможет выбрать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи.

Языковая личность определяется прежде всего как личность речевая, коммуникативная, поэтому другим важным результатом языкового образования следует считать формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

У обучающихся возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом — носителем этого языка, у них начинает формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому (родному) языку, осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры.

Таким образом, основная задача обучения родному языку (в ее общей исходной формулировке) —развитие школьника как личности, не только полноценно владеющей устной и письменной речью, но итоговой и способной к саморазвитию на основе сформированной мотивации к учению и познанию, ценностных и мировоззренческих установок.

Особую значимость для общего и речевого развития учащихся имеет познание языка как одной из сторон культуры народа. История языка неотделима от истории народа, носителя этого языка. Язык в своем развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой. Ученики с интересом узнают, как появились на Руси первые печатные книги, как развивалось книгопечатание, какое значение это имело для развития культуры народа.

Даже элементарные представления о роли языка в жизни общества и каждого человека, о развитии языка в связи с развитием общества чрезвычайно важны для формирования научных мировоззренческих взглядов школьников. Необходимо подчеркнуть, что ознакомление обучающихся с совокупностью сведений о языке — это возможность приобщить их к истории языка, культуре русского народа, культуре других народов, это естественный путь развития интереса к родному языку и потребности познавать его.

Такая целевая установка обусловливает методику обучения языку. Она носит творческий характер, предоставляет свободу как учителю, так и ученикам. Учитель свободен в выборе дополнительных тем и объема раскрытия вопроса, в выборе организационных форм обучения (урок, внеклассное занятие, игра-конкурс, индивидуальная самостоятельная работа обучающихся в библиотеке по заданию учителя, просмотр фильма или экскурсия в этнографический музей .

Содержание курса.

При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика самого учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями.

Принимаются во внимание также и возрастные возможности школьников 7—11 лет, особенности их познавательной деятельности. Поскольку все подсистемы языка — фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая — взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка, при этом каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Так, например, части речи постигаются на базе предложения и в тесной связи с лексикой и словообразованием.

Морфемный состав слова познается обучающимися во взаимосвязи с лексикой и элементами стилистики. Работа над составом слова, наблюдение и усвоение минимальных значимых единиц языка, входящих в основу слова (корень, приставка, суффикс), позволяет учащимся задуматься над лексическим значением слова, более осознанно подходить к выбору слова в речи. На базе фонетических знаний и знаний морфемного состава слова обучающиеся овладевают орфографическими навыками.

При этом для ученика предметом наблюдений становятся связи, которые существуют в языке, что и позволяет применять знания по языку в целях общения. Благодаря системно-концентрическому принципу построения курса учебный материал усваивается крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его компонентами. Обучение русскому языку в 1—4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку.

В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном школьникам 7—11 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей) а также связей между понятиями (межпонятийных связей).

Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы школьники осознали, что изучают они те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.

Во всех классах большое место отводится наблюдениям за лексическим зна-

чением слова, за системными отношениями в лексике (синонимия, антонимия, словообразовательные связи), у учащихся формируются представления о том, из каких минимально значимых единиц (морфем) складывается лексическое значение слова. Постепенно усваиваются грамматические признаки слова (т. е. слово познается как часть речи), а также роль слова в предложении

Начиная с 1 класса и постепенно усложняясь, осуществляется целенаправленное изучение предложения. Предложение познается как минимальная единица сообщения (коммуникации), слово — как единица номинативная (называет предметы, признаки предметов, действия предметов, признаки действий предметов и т. д.). Предложения, объединенные по смыслу и грамматически, рассматриваются как текст. Текст тоже познается учениками как единица сообщения, только более крупная, чем предложение. С помощью текста можно передать развернутое сообщение на определенную тему, описать предмет или явление, доказать и убедить в чем-либо своего собеседника и т. п.

Итак, применительно к каждому году обучения программой определен объем знаний о слове, предложении, тексте. Направленность на осознание обучающимися функций единиц языка, языковых категорий выражается, например, в том, что изучение каждой части речи начинается с выявления ее роли в общении: для чего служат в речи имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, предлоги, союзы. Виды предложений изучаются с учетом цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и эмоциональной окраски (восклицательные и невосклицательные).

Каждая значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) рассматривается с точки зрения ее функции в слове.

Распределение изучения тем программы в 4 классе

1. Повторение

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание.

Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).

Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и из-

меняемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).

Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь? что сделаешь?

2. Однородные члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.

3. Текст.

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

4. Имя существительное

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.

5. Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

6. Местоимение

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).Раздельное написание предлогов с местоимениями.

7. Глагол.

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола:

употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Ь после шипящих в окончаниях 2-го лица единственного числа и правописание безударных личных окончаний глаголов.

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать – слышал, увидеть – увидел.

Возвратные глаголы (Ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться)

8. Повторение в конце учебного года

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи.

Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Планируемые результаты освоения программы курса.

           В ходе обучения русскому языку у учащихся начальной школы формируются такие способности и качества, которые оказывают решающее влияние на становление их личности: формирование ценностных и мировоззренческих установок, формирование интереса и познавательных потребностей, становление структуры их учебной деятельности.

         В результате освоения учебного предмета «Русский язык» формируются такие личностные универсальные учебные действия младшего школьника, как:

- осознавать язык как основное средство мышления и общения людей;

- воспринимать русский язык как явление национальной культуры, понимать связь развития языка с развитием культуры русского народа;

- понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности при сочетании социальных, учебно-познавательных и внешних мотивов на базе положительного отношения к школе и учению;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, анализа причин успеха, результата и внешних оценок своей деятельности (со сторон учителя, товарищей, родителей); ценностно-смысловые установки, отражающие личностные качества и социальные компетентности.

Основные функции языка (коммуникативная, познавательная, регулятивная,) способствуют формированию у учащихся универсальных учебных действий — познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают успехи по другим школьным предметам, что в целом позволяет говорить о достижении выпускниками начальной школы метапредметных результатов в освоении основной образовательной программы.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является формирование УУД.

 Познание окружающей действительности осуществляется через овладение системой родного языка. При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как анализ, обобщение, классификация, установление аналогий. Другие познавательные универсальные действия (поиск, переработка и отправление информации) совершаются с преимущественным использованием языковых средств, наряду со знаково-символическими, основой для формирования которых служит также язык.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: чтение, письмо, эффективная работа с учебной книгой, справочной литературой. Языковое начальное образование оказывает существенное влияние на процесс формирования регулятивных универсальных действий (целеполагание, ориентировка, планирование, коррекция, волевая саморегуляция, контроль и оценка), которые могут формулироваться учащимися в громкоречевой и умственной форме благодаря освоению основных языковых единиц. Это позволит им перейти от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке, поможет в организации сотрудничества и планирования учебной деятельности.

В процессе изучения русского языка ученик научится осознавать богатства языка, умело использовать язык для эффективного общения, как устного, так и письменного. Языковая личность младшего школьника характеризуется тем, что в ее структуре развиваются компетенции, позволяющие ему адекватно использовать речевые и языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой общения, ориентироваться в ситуации общения.

Курс русского языка имеет коммуникативно-познавательную направленность, что обусловливает коммуникативную мотивацию при изучении различных разделов и тем курса, функциональное рассмотрение языковых единиц. Формирование коммуникативных умений происходит в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

Предметные результаты обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и взаимообусловлены. Среди них можно назвать следующие:

- овладение разными видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание);

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: основа слова, корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение

и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

- выявление слов, значение которых требует уточнения, обогащение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

В целом можно определить предметные результаты обучения как компетенции — способности применять личностные свойства, практический опыт, знания и умения для успешной деятельности: общения, обучения, игры, образования.

Коммуникативные УУД:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- ставить вопрос  - сотрудничать в поиске и сборе информации;

- управлять поведением партнёра- осуществлять контроль, оценку действий партнёра;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку  зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности.

Познавательные УУД

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- искать и выделять необходимую информацию;

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- определять основную и второстепенную информацию;

- понимать и адекватно оценивать языка средствами массовой информации;

- извлекать информацию, представленную в разных формах ;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;  

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Формы организации образовательного процесса.

Общеклассные формы: урок, зачетный урок, тематический урок, урок - путешествие, урок – конференция, урок – викторина,  урок -  контрольная работа, самостоятельная  и проверочная  работы,  тесты,  урок – диагностическая работа.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.

Индивидуальные формы: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий

Место проведения занятий: учебный кабинет.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 9 - 10 лет.

Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной,  текущий,  тематический,  итоговый.

Формы контроля:

Программа предусматривает многоуровневую систему контроля :

- самоконтроль,

- взаимоконтроль,

- устный опрос;

- письменный опрос (списывание, диктанты разных видов, тесты, самостоятельная работа  по карточкам, грамматический разбор и т.д.);

- электронный тест.

         Промежуточная аттестация проводится  в форме  административных контрольных работ (диктант, задания для грамматического разбора; изложение; списывание с заданием, диагностическая работа ).

         Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений_и_навыков.
          Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Критерии оценивания.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.
         Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреж- дать
_неуспеваемость_учащихся.
          Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
          Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.

Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
         Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возмож-

ность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количе-

ство изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Оценка «2»

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, меются существенные отклонения от норм каллиграфии.

ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического_характера.

При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, при которых выставляются оценки

4 класс

"5"

1 исправление

"4"

1 ошибка и 1 исправление

"3"

2 ошибки и 1 исправление

"2"

3 ошибки

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим: 

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
  • умение приводить свои примеры на данное правило или определение.

Оценка "5"

Оценка "4"

Оценка "3"

Оценка "2"

ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок)

В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.

Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.

В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложений (сочинений)

 Является  достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.

Оценка "5"

Оценка "4"

Оценка "3"

Оценка "2"

ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.

ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.

ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть).

 Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется_правилами. 

Словарный диктант                                                Количество слов

(оценивается строже контрольного диктанта).                для словарного диктанта.

«5» – нет ошибок;                                                1 класс – 7 – 8 слов;

«4» – 1 – 2 ошибки;                                                2 класс – 10 – 12 слов;

«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);                        3 класс – 12 – 15 слов;

«2» – 5 – 7 ошибок;                                                4 класс – до 20 слов.

«1» – более 7 ошибок.

Оценка устных ответов.

Устный ответ является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.

Оценка "5"

Оценка "4"

Оценка "3"

Оценка "2"

ставится, если ученик:
- дает полный и правильный ответ;
- обнаруживает осознанное усвоение программного материала;
- подтверждает ответ своими примерами;
- самостоятельно и правильно применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания;
- отвечает связно, последовательно, без недочетов в речи.

ставится, если ученик:
- дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки "5", но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и разборе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но:
- отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
- затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
- допускает ошибки при работе с текстом и разборе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя;
- излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

ставится, если ученик:
- обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в разборе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:

"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо вы    делить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Итоговая оценка знаний, умений и навыков
          Итоговая оценка выставляется в конце каждого триместра и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.

Основные технологии обучения, используемые при реализации программы :

1.        Информационные  (проведение электронного тестирования , использование презентаций на различных этапах урока, поиск информации в сети Интернет по заданию учителя).

2.        Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего вида их деятельности).

3.        Проблемно-поисковые технологии (включение в учебный процесс проектов).

4.        Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).

5.        Технологии системно – деятельностного подхода в обучении.

Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроках атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений:

  • поставить познавательную задачу,
  • найти способ её решения,
  • провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила,
  • сравнивать, обобщать,
  • точно формулировать вывод,
  • применять правило в условиях разной степени сложности.

Методы обучения :

C:\Documents and Settings\Ольга\Мои документы\Мои рисунки\470120_html_m271d4110.gif

Интерактивные методы:

1. Мозговая атака – метод коллективного обсуждения, выражения мнения всех учеников.

2. Дидактические игры (ролевая, деловая игра).

3. Логические задачи, когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему.

4. Составление кластера, когда определяется ключевое слово тематической группы.

5. Дебаты.

6. Исследовательская деятельность.

7. Дискуссии.

8. Тренинги.

9. Разноуровневые задания и др.

10. Ролевые игры.

Формы работы на уроке русского языка

Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.

Опрос : устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по карточкам).

Формы опроса: индивидуальный, фронтальный.

Виды заданий : работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание, словарная работа, разбор слов и предложений и др.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету в соответствии с требованиями ФГОС.

Раздел № 1. Тема: « Повторение  изученного за курс 3 класса»

Комплексно-дидактическая цель: в результате повторения материала за курс 3 класса обучающиеся должны знать:

-что такое предложение; -виды предложений по цели высказывания и интонации;

-общее значение главных и второстепенных членов предложения; -звуко-буквенный анализ слов; -состав слова; -определение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и их признаки; -орфограммы, изученные в курсе 3го класса и способы их проверки; - текст и его особенности.

уметь:

1 уровень

-различать, выявлять, распределять части речи, виды предложений; -давать определение частям речи; -        находить главные и второстепенные члены предложения; -уметь делать звуко-буквенный анализ слов; -морфемный анализ слов; -уметь находить орфограммы и проверять их.

2 уровень

-устанавливать зависимость главных и второстепенных членов предложения;-анализировать предложения по цели высказывания, по интонации; -        сравнивать части речи; -обосновывать изученные правила и уметь группировать слова по изученным орфограммам; -обобщать свойства частей речи с помощью схем; -уметь классифицировать части речи по определенным признакам.

3 уровень

-выполнять задания творческого характера; -писать сочинения по рисунку и опорным словам - прилагательным; -самостоятельно составить план к изложению; -уметь отредактировать текст с допущенными ошибками; -        составлять диктанты на изученные орфограммы.

Развивать:

1. Учебно-организационные умения:

-составлять план; -записывать по диктовку; - написать изложение, сочинение;-умение пользоваться учебников; -работать в группе; -навыки самоконтроля, взаимоконтроля.        

2. Учебно-коммуникативные умения:

-четко излагать свои мысли; -отвечать на вопросы; -        слушать; -        рассуждать;-ставить вопросы.

3. Учебно-интеллектуальные умения:

-выделять главное в тексте; -        сравнивать; -анализировать; -классифицировать; -наблюдать.

Воспитывать:

-умение работать в паре; -культуру общения; -        умение слушать; -аккуратность; -самостоятельность; -интерес к изучаемому предмету; -уверенность в себе        

Раздел № 2.  Тема: Предложения с однородными членами.

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы  обучающиеся 4 класса  должны :

Знать:      

-   особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки;

-   союзы при однородных членах; -   правило постановки знаков между однородными членами.

уметь:

1 уровень    

-     находить в предложении однородные члены и различать их; -     соблюдать интонацию перечисления; -    уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но, да в предложении с однородными членами.

2 уровень    

-    устанавливать зависимость однородных членов предложений; -   сравнить различные однородные члены и доказывать; -   формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами; -    составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам; -   составлять ОК (опорный конспект) по теме однородные члены предложения; -   составлять план по изученной теме.

3 уровень    

-  выполнять задания творческого характера: -     восстанавливать деформированный текст с однородными членами; -     составлять самостоятельно предложения с однородными членами;  -  распространять пословицу однородными членами; -  составлять рассказ, включая предложения с однородными членами.

Развивать:

1. Учебно-интеллектуальные умения:  

-выделять главное в тексте; -        сравнивать; -анализировать; -классифицировать; -наблюдать                    

2. Учебно-коммуникативные умения:

-четко излагать свои мысли; - отвечать на вопросы; -        слушать; -        рассуждать;

-ставить вопросы; -устную и письменную речь учащихся с употреблением однородных членов предложения; - слуховую память при написании различных диктантов с однородными членами; - выразительность чтения предложений с однородными членами.

Воспитывать:

-умение работать в паре; - культуру общения; -         умение слушать; - вырабатывать самостоятельность; -уверенность в себе; умение согласовывать свои действия с другими.

Раздел № 3 . Тема: «Текст».

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы  обучающиеся 4 класса  должны :

знать:          

-    что такое текст; -   что такое тема текста (узкая и широкая); -   виды текстов.

уметь:          

1 уровень    

-    формировать умение озаглавливать текст; -        составлять план текста; -давать определение «Что такое текст?»; -        отвечать на вопросы по тексту; -строить ответ по предложенному плану.

2 уровень    

-    сравнивать, сопоставление темы и основной мысли текста; -        анализировать повествовательные описательные и текстовые рассуждения; -устанавливать различия; -применять знания в практической деятельности.

3 уровень    

-     выполнять задания творческого характера: -напиши изложение по самостоятельно составленному плану; - исправить деформированный текст; -напиши сочинение по плану (различного характера).

Развивать:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

-составлять план; -делить текст на части; -выделять главные мысли; -записывать под диктовку; - написать изложение, сочинение; -самостоятельно работать с учебником; -самоконтроль и взаимоконтроль.        

2. Учебно-коммуникативные умения:

-четко и лаконично излагать свои мысли; -отвечать на вопросы; -слушать; -рассуждать; -ставить вопросы; -пересказывать.

3. Учебно-интеллектуальные умения.

-сравнивать;  -анализировать;  -наблюдать.        

Воспитывать:

-работать в паре; -культуру речи, общения; -умение слушать; -вырабатывать самостоятельность; -уверенность в себе; -требовательность к себе и товарищу; -внимание и собранность; -интерес к играемому предмету (в зависимости какие тексты будут рассматривать); -        аккуратность.

Раздел № 4.  Тема: «Имя существительное»

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы  обучающиеся 4 класса  должны:

знать:

-правило, что такое имя существительное; -род имен существительных; -склонение существительных; -число имен существительных; -особенности каждого из падежей.

уметь:

1 уровень

-различение имен существительных от других частей речи; -находить имя существительное; -различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам; -давать определение; -отвечать на вопросы по теме; -уметь писать изложения и сочинения обучающего характера.

2 уровень

-устанавливать зависимость, сходства, различия имен существительных с другими частями речи; -сравнивать падежи; -классифицировать имя существительное по различным признакам; -обосновывать изученные правила; -применять знания правописания падежных окончаний в практике; -обобщить свойства имени существительного с помощью опорных таблиц; -работать по алгоритму; -составить таблицу падежных окончаний существительных.

3 уровень

-выполнять задания творческого характера -напиши сочинение по серии иллюстраций; -уметь продолжать начатое изложение; -доказывать, что это имя существительное; -делать выводы по теме; -уметь описать любой цветок, предмет.

Развивать:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

-формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и во множественном числе; -развитие умения сознательно использовать формы существительных в различных упражнениях; -самостоятельно работать с текстом учебника (упражнением)  словами; -работать в паре; -работать с памятками; -оценить себя и товарища; -обогащать словарь учащихся.        

2. Учебно-коммуникативные умения:

-четко и лаконично излагать свои мысли; -отвечать на вопросы по теме «Имя существительное»; -слушать; -рассуждать; -доказывать.

3. Учебно-интеллектуальные умения.

-выделять главное; -сравнивать падежные окончания разных склонений; -классифицировать существительные по их признакам.        

4. Овладение всеми видами памяти.

5. Развивать познавательные интересы учащихся на основе текстов А. Макеева, Ю. Яковлева

Воспитывать:

-умение работать в паре; - культуру общения; -аккуратность, добросовестность;

-вырабатывать самостоятельность; - самообладание; - уверенность в себе; - умение согласовывать свои действия с другими; - дисциплинированность

Раздел № 5. Тема: «Имя прилагательное»

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся должны :

знать:

- что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает имя прилагательное;    - зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного;   - правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и множ. числе;

-правописание родовых окончаний.

уметь:

1 уровень.

- различать имя прилагательное от других частей речи; -уметь точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи; -уметь устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное от которого зависит прилагательное;

- уметь правильно ставить вопрос к имени прилагательному и сопоставлять окончание имен прилагательного с окончанием в вопросе; -уметь писать безударные падежные окончания имен прилагательных; - формулировать правила; - отвечать на вопросы; -уметь производить морфологический разбор имени прилагательного; - применять знания в практике.

2 уровень:

-устанавливать зависимость, сходства, различия между именем существительным и прилагательным; - находить существенные признаки прилагательного; -сравнивать прилагательное с существительным; - обосновывать изученные правила; - обобщать свойства прилагательных с помощью опорных таблиц; - работать по алгоритму; - составлять модели слов прилагательных.

3 уровень:

- выполнять задания творческого характера (составить повествовательный текст с элементами описания, используя имена прилагательные); - составить таблицу падежных окончаний прилагательных; - составлять план по теме «Имя прилагательное как часть речи»; - писать сочинение по рисунку.

Развивать:

1. Учебно-организационные умения.

-умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж; - развитие умения правильно писать родовые окончания прилагательных;

- записывать под диктовку; - писать сочинения, используя имя прилагательное;

- умение пользоваться учебником, словарем, справочником; - самостоятельно работать  с учебником; - работать в паре; - составлять схему ответа; - работать с памятками, алгоритмом; - оценить себя и товарища.

2. Учебно-коммуникативные умения:

- четко и лаконично излагать свои мысли по теме «Имя прилагательное»;                - отвечать на вопросы; - ставить вопросы к прилагательным; - пересказывать текст, используя имена прилагательные; -писать свободный диктант.

3. Учебно-интеллектуальные умения.

- сравнивать с другими частями речи; - группировать имена прилагательные по существенным признакам.

Воспитывать:

- культуру общения работы в паре, группе, коллективе; - умение слушать и слышать; - аккуратность и добросовестность в выполнении заданного;                           - самостоятельность; - уверенность в себе; - требовательность к себе.

Раздел № 6 . Тема «Местоимение».

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся должны :

знать:

-что такое местоимение; - личные местоимения; - грамматические особенности личных местоимений 1,2 и 3-го лица; - правописание личных местоимений с предлогами.

Уметь:

1 уровень.

- отличать местоимения от других частей речи; - уметь распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять в речи; - устанавливать зависимость, сходства, различия местоимений с другими частями речи; - уметь делать морфологический разбор местоимений; - уметь правильно писать местоимения с предлогами 1, 2, 3 лица.

2 уровень:

-формирование умения заменять имена существительные личными местоимениями 3-го лица; -обосновывать изученные правила; - обобщать знания с помощью опорных таблиц; -работать по алгоритму, составленному самостоятельно; - группировать местоимения по определенным морфологическим признакам.

3 уровень:

- применять знания в новой ситуации; -выполнять задания творческого характера  (Например: а) составить 6 предложений на зимнюю тему с употреблением разных местоимений; б) составь и запиши с каждым местоимением словосочетания и предложения: его, него, ему, нему, им, ним, её.); -составить план ответа на тему: «Местоимения»; -сочинить сказку «Я местоимение»; -редактировать предложения с речевыми ошибками.

Развивать:                                                                

-монологическую речь учащихся через правильное употребление местоимений в речи; -развивать умение самостоятельно работать с деформированным текстом;

-оценивать свою деятельность и товарища; -устную речь через различные разговорные ситуации с употреблением местоимений; -развивать слуховую, зрительную память при написании различных видов упражнений, диктантов; - коммуникативные функции языка для осуществления мыслительных процедур (сравнение, сопоставление, анализ, рассуждение); -развивать творческий потенциал учащихся.

Раздел № 7 . Тема: «Глагол ».

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы  обучающиеся должны

знать:

-что такое глагол; -лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение  по числам, временам; -        синтаксическую роль в предложении -правописание безударных личных окончаний глаголов; -        знать глаголы-исклю -чения.

уметь:

-нравственные ценности ученика через любовь к родному языку, к слову, к творчеству; -культуру общения и речи на разговорном уровне; -требовательность к себе и товарищам; -любовь к труду через различные пословицы, через работу по сюжетным картинкам через произведения Зубкова, Маршака, Михалкова;-        бережное отношение к природе, животным на примере отрывков из произведений Паустовского, Сладкова, Соколова-Микитова, Никитина, Воронковой; - воспита -ние уважения, доброты, любви к своим близким через содержание произведений, Квитко,  Найденовой и др.

1 уровень.

-различать глагол от других частей речи; - находить глагол в предложении; -различать временные формы глагола и правильно их употреблять; -уметь правильно ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать? -уметь правильно (по образцу) работать над орфограммами; -различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения; -распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания; -работать по алгоритму, строить морфемную модель глаголов.

2 уровень:   -   устанавливать зависимость, сходства, различия глагола с другими частями    речи; -формирование умения соотносить начальную форму и личную форму глагола; -уметь спрягать глаголы; -распознавать лицо глагола в тексте по местоимению; вопросу к окончанию; -уметь распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания; -обобщать знания по теме «Глагол».

3 уровень:    - выполнять задания творческого характера; -        уметь писать изложения по самостоятельно составленному плану, точно употреблять глаголы; составить таблицу безударных личных окончаний глаголов; -составить план разбора глагола; -уметь самостоятельно составить текст повествовательного характера с элементами рассуждения.

Развивать:

1. Учебно-организационные умения.

-формирование навыка правописания безударных личных окончаний глагола;

-развивать умения включать в повествовательный текст элемент рассуждения, точно употреблять глаголы; -написать изложение по самостоятельно составленному плану; -самостоятельно работать с учебником (упражнением); -работать в паре, группе; -работать с памяткой, алгоритмом; -оценивать себя и товарища.

2. Учебно-коммуникативные умения:

-поддерживать дискуссию и вести диалог по определенной теме; - рассуждать;

-составить вопросы к теме; -пересказывать текст близко к содержанию.

3. Учебно-интеллектуальные умения.

-сравнивать; -анализировать; -группировать; -наблюдать; -исследовать.

4. Овладение всеми видами памяти.

5. Развитие познавательных интересов.

воспитывать:

-культуру речи и общения; -умение слушать и слышать; -аккуратность в выполнении заданий; -самостоятельность; -внимание и собранность; -интерес к изучаемой теме; -желание совершенствовать свои знания, интерес к предмету; -воспитывать любовь к людям труда, к профессиям через содержание различных текстов; -расширять познавательные интересы учащихся к удивительному миру растений, животных, к событиям страны через различные произведения писателей (Л.Толстого, С.Сахарнова, В.Митяева, Г.Кублицкого); -воспитывать заботу о сохранении собственного здоровья; -продолжать воспитывать у учащихся чувство ответственности за мир природы, учить учащихся охранять природу через репродукции картин русских художников, различные тексты М.Сладкова, Г.Скребицкого, А,Плещеева,  А.Чехова, И.Носова и др.

Раздел № 8. Тема «Повторение изученного за курс 4 класса».

Комплексно-дидактическая цель: в результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

-изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол; -однородные члены предложения; -особенности каждой части речи; -правила правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов; -морфемный состав слов и правописание корней слов; -морфологический анализ частей речи (разбор); -что такое текст, однородные члены предложения, виды текста.

Уметь:

1 уровень.

-находить различия, распределять по признакам части речи; -уметь сопоставлять каждую часть речи по плану: а) что обозначает, б) на какие вопросы отвечает, в) как изменяется, г) каким членом предложения чаще всего бывает; -безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами; -проводить фонетических разбор слов; -проводить морфемный анализ слов; -проводить разбор слов как части речи; (морфологический); -производить элементарный синтаксический разбор предложений; -писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях.

2 уровень:

-правильно строить предложения; -уметь находить орфографические и синтаксические, речевые ошибки; -обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах предложения; -применять знания в практической деятельности (составлять схемы, таблицы, моделировать предложения);                 -устанавливать причины следствия связи.

3 уровень:

-составить план своего текста; -исправить деформированный текст; -писать сочинения различного направления; -редактировать текст с различными ошибками;     -составлять рассказы из жизни.

Развивать:

1. Учебно-организационные умения.

-умение распознавать однородные члены предложения, части речи, правильно строить предложения; -развивать умение передавать содержание картины о природе; -умение исправлять орфографические ошибки; обобщение знаний о составе слова; -писать изложение, сочинение; -самостоятельно работать с текстом; -составлять схему, опору; -оценить себя и товарища.

2. Учебно-коммуникативные умения:

-четко и лаконично излагать свои мысли; -отвечать на вопросы; -слушать; -рассуждать; -ставить вопросы.

3. Учебно-интеллектуальные умения.

-пересказывать, выделяя главное; -сравнивать, анализировать; -классифицировать; -наблюдать.

4.  Овладение всеми видами памяти.

5. Развитие познавательных интересов.

Воспитывать:

-умение работать в коллективе; -культуру речи; -ответственность за результаты своего труда; -самостоятельность; -самообладание; -интерес к изучаемому предмету.

Основные требования

к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу4 класса.

Обучающиеся должны знать:

  • изученные части речи и их признаки;
  • признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов)   с   изученными   орфограммами   (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами а, но, и;
  • производить фонетический разбор слов типа лодка, школьный, площадь;
  • производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку»   суффикс  (городской,   дошкольный,   позвонит);
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
  • составлять план текста;
  • распознавать тексты:  повествование,  описание, рассуждение и использовать их в речи;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
  • писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);
  • различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные),  по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (распространенные и нераспространенные) предложения; распознавать простые распространенные и сложносочиненные предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.

Формирование компетеций :

1Учебно-познавательные компетенции:  

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.

          2. Коммуникативные компетенции:  

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

3. Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

График проведения  контрольных работ по русскому языку

в 4 Б классе в 2015-2016 уч. г.

Учитель: Степанова М.А.

Дата

Номер урока по плану (номер урока в теме)

Форма проведения

Повторение (19 часов)

15 (15)

Контрольный диктант «Прогулка» по теме «Повторение изученного в 3 классе».

19 (19)

Изложение «Купание медвежат».

Однородные члены предложения (5 часов)

24 (5)

Диктант по теме «Однородные члены предложения».

Текст (2 часа)

26 (2)

Изложение «Белый гусь».

Имя существительное (35 часов)

36 (10)

Контрольный диктант «Улетают журавли» по теме «Падежи имен существительных».

38 (12)

Изложение «Как собака спасла людей».

43 (18)

Изложение «Спасенный сад».

45 (21)

Контрольный диктант «Друг» по теме «Правописание окончаний имен существительных ».

58 (34)

Контрольный диктант «Тетерева» по теме «Множественное число имен существительных».

Имя прилагательное (27 часов)

70 (9)

Контрольный диктант «В каникулы» по теме «Правописание имен прилагательных мужского и среднего рода».

75 (14)

Изложение текста-описания «Морж».

78 (17)

Сжатое изложение по готовому плану «Перевозка».

81 (20)

Контрольное списывание «Лисичкин хлеб».

87 (26)

Контрольное изложение.

Местоимение (8 часов)

94 (6)

Изложение «Утро в сосновом бору».

Глагол (29 часов)

114 (18)

Контрольный диктант по теме «Глагол».

116 (20)

Сочинение с элементами описания по картине Левитана «Март».

122 (26)

Сочинение по картине К.Юона «Конец зимы. Полдень».

124 (29)

Контрольный диктант по теме « Правописание окончаний глаголов».

Повторение (11 часов)

128 (4)

Краткое изложение «Скворец»

134 (9)

Итоговый контрольный диктант.

Учебно – тематический план

курс «Русский язык» , 4 класс.

Наименование

разделов и тем.

Всего часов.

1.

Раздел№1

Тема: Повторение изученного за курс 3 класса.

20 ч.

2.

Раздел№2

Тема: Предложения с однородными членами.

7 ч.

3.

Раздел№3

Тема: Текст.

2 ч.

4.

Раздел№4

Тема: Имя существительное

36 ч.

5.

Раздел№5

Тема: Имя прилагательное

25 ч.

6.

Раздел№6

Тема: Местоимение.

5 ч.

7.

Раздел№7

Тема: Глагол.

27ч.

8.

Раздел№8

Тема: Повторение изученного за курс 4 класса.

14 ч.

ИТОГО:

136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Пояснительная записка к рабочей программе 1 класс раздел "Математика"

Раздел 1. Пояснительная запискаПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...