Урок русского языка "Изменение глаголов по родам и числам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка "Изменение глаголов по родам и числам", закрепление, 4 класс, по Занкову
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 38.68 КБ |
презентация к уроку | 358.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам»
Цели:
- Систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
- Прививать орфоэпические нормы.
- Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
- Развивать речь.
- Развивать познавательный интерес.
Тип урока: закрепление
Оборудование: Учебник: Русский язык, А.В. Полякова. 4 класс; мультимедиа проектор; компьютер, презентация к уроку, карточки с вопросами
Конспект
- Орг. момент
Ребята! Вы, конечно же, обратили внимание на это странное объявление!(Слайд 1)
Вы хотите участвовать в научном эксперименте? Тогда мы отправляемся в Институт Времени, Между прочим, вход туда – строго по пропускам!
- Повторение. Систематизация знаний.
Ребята! Я раздала вам билетики с вопросами. Тот, у кого №1, начинает наш «Блиц-опрос» по теме «Глагол».
- Что такое глагол?
- Какую роль в предложении выполняет глагол?
- Назовите временные формы глагола.
- Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?
- Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?
- Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол будущего времени?
- Какие формы будущего времени вы знаете?
- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
- Какие формы лица глагола вы знаете?
Что общего у глаголов прошедшего и будущего времени?
- Формулирование темы урока. Постановка целей.
Молодцы, ребята, прекрасно ответили на вопросы. Я считаю, что мы с вами владеем достаточной информацией о глаголе, поэтому отправляемся в научную лабораторию к Профессору Зубрилкин и его ассистентке Елене Почемучкиной. А вот их «археологические находки».
- Какую информацию содержат эти фрагменты?
- Какие из них считаете «лишними»?
- Как вы думаете, какова тема урока?
Итак, тема исследования (а стало быть, и урока): «Прошедшее время глагола».
Цель нашей работы сегодня: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
Все свои научные наблюдения и выводы будем записывать в «Тетрадь исследовательских работ».
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Работа с фразеологизмами
Узнавание глаголов прошедшего времени. Разбор глаголов по составу.
- Как называются устойчивые выражения, используемые для яркости, образности речи?
- Объясните смысл данных фразеологизмов.
Зарубила на носу. |
|
Взяли себя в руки. |
|
Сел в галошу. |
|
Вылетело из головы. |
|
- Найдите глаголы. Дайте им характеристику (время, показатель прошедшего времени, число, род).
- Разберите по составу глаголы прошедшего времени. О чём нужно помнить, выделяя основу этих глаголов? (В основу глагола входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов.)
Какой мы можем сделать вывод?
- Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.
Учитель: Для дальнейшего исследования нам необходимо совершить путешествие во времени. На этой машине времени мы отправимся в прошлое. Перемещение будет проходить безболезненно, если вы опустите головки на парту, закроете глаза и расслабитесь.
Физкультурная пауза.
Включение фонограммы, релаксация под «Звуки тропического леса».
Наблюдение.
Можете открыть глаза, т.к. мы уже прибыли к месту назначения – времена расцвета динозавров, гигантских насекомых и насекомых. Начинаем свои наблюдения за древними животными и, конечно же, за глаголами прошедшего времени.
На слайде
Динозавр Птица Насекомое
Что сделал? Что сделала? Что сделали?
Ожил ожил… ожил…
______________________________________________
Животные (что сделали?) ожил…
Какие окончания нужно вставить?
Записываем слова в тетрадь с окончаниями.
Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.
Слайд
Таблица окончаний глаголов прошедшего времени.
Давайте повторим окончания глаголов прошедшего времени по схеме.
Закрепление знаний, использование их на практике.
- Изменить глагол по числам и родам.
- Фонетический анализ глаголов прошедшего времени.
Орфограмма в родовых окончаниях глаголов.
А) Проблемный вопрос/
- Существует ли опасность в написании родовых окончаниях глаголов?
Б) Наблюдение.(слайд)
Какую букву мы слышим? А какую пишем?
В) Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/.
Г) Закрепление.
- Записать предложения в тетрадь, вставить окончания:
- Роса сверкал..., колье сверкал..., пламя сиял..., улыбка сиял..., звезда светил..., солнце светил...
- Роль окончаний глагола в установлении связи слов в предложении. Обогащение словарного запаса глаголами прошедшего времени.
А) Проблемный вопрос.
- Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания. Так ли это необходимо в нашей речи?
Б) Наблюдение.
Учитель: Для решения этой проблемы отправляемся в каменный век к древним людям.
В) Работа по карточкам в парах.
Упражнение «Корректоры».
В давние-предавние времена в знаменитой ныне пещере Шульган-Таш обитало древние люди. Художник каменного века оставила на стенах рисунки, по которым мы можем представить, как жил и чем занималась наши предки. Мужчина ходила на охоту, добывало пищу. Женщина поддерживали огонь в пещере, готовил еду, шило одежду из шкур. Дети же собирал съедобные коренья, ягоды.
- Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?
8. Закрепление. Работа по учебнику.
Выполняем упражнение 90 со страницы 67.
Спишите, вставьте окончания глаголов.
9.Домашнее задание
Упражнение 91, стр.67
- Итог урока
- В начале урока мы ставили перед собой цель: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
- Как вы думаете, мы выполнили свою цель?
- Как можете оценить свою работу на уроке? (Мысленно поставьте себе оценку.)
Молодцы, ребята! Сегодня вы очень старались, активно участвовали в нашем исследовании. ........... заслужили оценки «5», ........... получают оценку «4». А ........... нужно дополнительно поработать над этой темой.
Всем спасибо за плодотворную работу. Урок окончен
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
е т , л, ло , ть , ла , ли
Зарубила на носу. Взяли себя в руки. Сел в галошу. Вылетело из головы.
а о и
Окончания глаголов прошедшего времени
Роса сверкал..., колье сверкал..., пламя сиял..., улыбка сиял..., звезда светил..., солнце светил... а а а о о о
Домашняя работа Упражнение 91, стр.67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Глаголы 3 лица ед.числа с частицей -ся".
Конспект и презентация к уроку русского языка "Глаголы 3 лица ед.числа с частицей -ся".Урок русского языка по теме: "Глаголы 3 лица ед.числа с частицей -ся" и презентация к нему.Данный урок построен т...
Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число глаголов.
Цель деятельности учителя: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки....
"Согласование существительных с глаголами в роде и числе"
Технологическая карта открытого логопедического занятия....
Конспект урока русского языка. Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:знать: как изменяются глаголы по числам; как определяется числ...
Конспект урока русского языка «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»
Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»Цели деятельности учителя: ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:П...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Число глаголов" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам; формирование умения определять число глаголаПлан...
Технологическая карта урока Русского языка "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" (УМК "Перспектива", 3класс)
Цель урока:формирование знаний о изменении глаголов прошедшего времени по родам. Задачи урока:Дидактические:1) Учить определять род глаголов единственного числа прошедшего времени;2) Учить п...