Урок русского языка "Текст"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Кашина Наталья Михайловна
Володарский район
С.Марфино
МБОУ «Марфинская СОШ»
Программа Н.Ф.Виноградовой Русский Язык
Автор учебника С.В.Иванов
Класс 4 с.115-116 урок 52
Тип урока: открытие нового знания
Тема: Текст
Основные цели:
- Познакомиться с текстом, построенным на основе противопоставления; научить составлять собственный текст, используя прием противопоставления.
- Продолжить работу над правильностью речи на основе наблюдения, анализа, сравнения и исправления речевых ошибок.
- Развивать универсальные учебные действия на уроке.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Этап целеполагания
- Ребята, откройте страницу 115.
- Прочитайте тему урока.
- К какому блоку относится данная тема? (Развитие речи)
- Это новая для вас тема? регулятивные
- Давайте уточним.
- Когда так называется тема?
- Что на ней изучаем?
- Какие знания получаем при изучении данной темы?
3) Этап актуализации знаний.
- Как вы думаете, нужны ли будут знания, полученные на предшествующих уроках блока «Развитие речи»
- Какие именно.
- Кто помнит, какие целевые установки на прошлом уроке мы определяли?
- Что умеете делать?
- А сегодня на уроке мы будем учиться составлять собственный текст, используя прием противопоставления.
4) Этап изучения нового.
- Послушайте задание.
- Что в задании непонятно? регулятивные
- Кто уверен, что вы все поняли?
- Как понимаете слова «противоположности» «противопоставляются»? познавательные
- Из каких источников можно найти объяснения новым словам?
- Послушайте текст ( наблюдение за текстом )
- Что нового для себя вы узнали из текста? ( В августе может зацвести сирень , плоды у сирени- ржавенькие стручочки) познавательные
- Прочитайте текст самостоятельно. познавательные
- Какие задания нужно выполнить сначала? (озаглавьте текст), (выслушиваются ответы)
- Как вы думаете, какое название подходит больше остальных?
- Почему?
- С какой целью автор выбрал именно эти два дерева?
- Как описывает автор сирень?
- А рябину?
- Какие признаки помогают сравнить и противопоставить деревья?
- Что сравнивается?
- Как автор называет деревья?
- Какие слова он подбирает чтобы описать их цветы?
- Какую картину вы представляете при чтении выражения « кипящий куст»?
- Подберите другие слова (пышно цветет, будто кипит , похоже га пену при кипении)
- Как автор называет плоды деревьев?
- Найдите уменьшительно-ласкательное выражение, передающее цвет. ( стручочки ржавенькие )
- Как вы понимаете, какие по цвету стручочки? ( рыжие, коричневые ) познавательные
- Найдите олицетворение.
- Почему испытали затруднения?
- Что для этого вам надо вспомнить?
- Где можно прочитать объяснение этому слову ( литературное значение )
В ходе обсуждения текста учителем на доске записываются признаки, по которым автор сравнивает и противопоставляет деревья. ( ученики записывают в тетрадь )
Что сравнивается | Сирень | Рябина |
Сестры | Весенняя | Осенняя |
Цветы | Кипящий куст | Цветов никто не замечает |
Плоды | Стручочки ржавенькие | Рябиновые гроздья |
Весна | Кто думает весной о рябине? | |
Август | Иногда зацветает |
- Ребята, почему кисти сирени и грозди рябины никогда не встречаются? познавательные
- Для чего именно автор сказал, что сирень хочет поглядеть, хороша ли нынче рябина?
Групповая работа. коммуникативные
- Давайте вспомним, какое задание мы должны выполнить? ( написать собственный текст, основываясь на приеме противопоставления )
- Попробуйте объединиться в группы по 4 человека. Каждая группа должна составить текст.
- Какая главная задача будет у каждой группы ( подобрать сравниваемы предметы ).
- В чем ваше затруднение?
- Почему вы испытали это затруднение?
- Попробуйте обсудить это в группе.
- Дайте высказаться каждому – проанализируйте и выберете лучшие предложения для сравнения и противопоставления.
- Итак, с чего начинаем работу? ( выслушиваются 1-2 группы )
- Какой будет следующий шаг?
- Разделили ли вы обязанности по составлению текста?
- Если нужно поправляйте друг друга.
- Ошибки исправляйте вместе.
- Вам все теперь понятно? ( Учитель предлагает группе, которая испытывает большие трудности в подборе сравниваемых предметов свои варианты: цветы или животные, игрушки , дома или города, явления )
Самостоятельная работа. Ребята текст записывают в тетрадь.
Проверка написанного.( Каждая группа читает текст.)
- У какой группы задание по составлению текста на сравнение и противопоставление вызвало затруднение?
- Как вы думаете, почему? ( Слабые знания по сравниваемым предметам)
- Как устранить эти затруднения?
5) Этап закрепления нового материала. регулятивные
- Ребята, скажите, почему возникла необходимость изучать новую тему?
- Где мы будем применять новые знания?
- Как связан сегодняшний материал с тем, что изучали на предыдущем уроке, ведь название темы такое же « Текст»? познавательные
6) Инструктаж по выполнению домашнего задания.познавательные
- Ребята, прочитайте задание к упражнению №2
- Встречалось ли вам такое задание?
- Как будете выполнять? Уточните пожалуйста.
- Прочитайте и попробуйте найти предложения, которые исправление не подлежат.(1,2,3)
- Что нам помешает исправить 1 предложение?(нет логичности)
- Где же ошибка во 2 предложении?(нужен более широкий конспект)
- Задумайтесь над 3 предложением.(поправке не поддается, т.к автомобиль может быть либо красный, либо синий)
- Давайте найдем причину ошибки в 4 предложении?(неправильно построено высказывание)
- Кто сможет охарактеризовать ошибку в 5 предложении.(грамматическая ошибка- плавал недалеко от берега, или лексическое незнание слова мелководье)
- Что нужно знать, чтобы правильно выполнить задание?
- Постарайтесь дома написать 4 и 5 предложения в исправленном виде.
7) Итог урока.Рефлексия
- Что необходимо сделать прежде чем мы закончим урок?( подвести итог работы)регулятивные
- Какая тема урока?
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Достигли ли вы поставленной цели?
- В чем было затруднение?
- Над чем надо еще поработать?
- Что помогло открыть новое знание?
- Довольны ли вы своей работой на уроке? личностные
- Молодцы.
8) Оценивание. Комментирование оцено Кашина Наталья Михайловна повторная работа
Володарский район
С.Марфино
МБОУ «Марфинская СОШ»
Программа Н.Ф.Виноградовой Русский Язык
Автор учебника С.В.Иванов
Класс 4 с.115-116 урок 52
Тип урока: открытие нового знания
Тема: Текст
Основные цели:
- Познакомиться с текстом, построенным на основе противопоставления; научить составлять собственный текст, используя прием противопоставления.
- Продолжить работу над правильностью речи на основе наблюдения, анализа, сравнения и исправления речевых ошибок.
- Развивать универсальные учебные действия на уроке.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Этап целеполагания
- Ребята, откройте страницу 115.
- Прочитайте тему урока.
- К какому блоку относится данная тема? (Развитие речи)
- Это новая для вас тема? регулятивные
- Давайте уточним.
- Когда так называется тема?
- Что на ней изучаем?
- Какие знания получаем при изучении данной темы?
3) Этап актуализации знаний.
- Как вы думаете, нужны ли будут знания, полученные на предшествующих уроках блока «Развитие речи»
- Какие именно.
- Кто помнит, какие целевые установки на прошлом уроке мы определяли?
- Что умеете делать?
- А сегодня на уроке мы будем учиться составлять собственный текст, используя прием противопоставления.
4) Этап изучения нового.
- Послушайте задание.
- Что в задании непонятно? регулятивные
- Кто уверен, что вы все поняли?
- Как понимаете слова «противоположности» «противопоставляются»? познавательные
- Из каких источников можно найти объяснения новым словам?
- Послушайте текст ( наблюдение за текстом )
- Что нового для себя вы узнали из текста? ( В августе может зацвести сирень , плоды у сирени- ржавенькие стручочки) познавательные
- Прочитайте текст самостоятельно. познавательные
- Какие задания нужно выполнить сначала? (озаглавьте текст), (выслушиваются ответы)
- Как вы думаете, какое название подходит больше остальных?
- Почему?
- С какой целью автор выбрал именно эти два дерева?
- Как описывает автор сирень?
- А рябину?
- Какие признаки помогают сравнить и противопоставить деревья?
- Что сравнивается?
- Как автор называет деревья?
- Какие слова он подбирает чтобы описать их цветы?
- Какую картину вы представляете при чтении выражения « кипящий куст»?
- Подберите другие слова (пышно цветет, будто кипит , похоже га пену при кипении)
- Как автор называет плоды деревьев?
- Найдите уменьшительно-ласкательное выражение, передающее цвет. ( стручочки ржавенькие )
- Как вы понимаете, какие по цвету стручочки? ( рыжие, коричневые ) познавательные
- Найдите олицетворение.
- Почему испытали затруднения?
- Что для этого вам надо вспомнить?
- Где можно прочитать объяснение этому слову ( литературное значение )
В ходе обсуждения текста учителем на доске записываются признаки, по которым автор сравнивает и противопоставляет деревья. ( ученики записывают в тетрадь )
Что сравнивается | Сирень | Рябина |
Сестры | Весенняя | Осенняя |
Цветы | Кипящий куст | Цветов никто не замечает |
Плоды | Стручочки ржавенькие | Рябиновые гроздья |
Весна | Кто думает весной о рябине? | |
Август | Иногда зацветает |
- Ребята, почему кисти сирени и грозди рябины никогда не встречаются? познавательные
- Для чего именно автор сказал, что сирень хочет поглядеть, хороша ли нынче рябина?
Групповая работа. коммуникативные
- Давайте вспомним, какое задание мы должны выполнить? ( написать собственный текст, основываясь на приеме противопоставления )
- Попробуйте объединиться в группы по 4 человека. Каждая группа должна составить текст.
- Какая главная задача будет у каждой группы ( подобрать сравниваемы предметы ).
- В чем ваше затруднение?
- Почему вы испытали это затруднение?
- Попробуйте обсудить это в группе.
- Дайте высказаться каждому – проанализируйте и выберете лучшие предложения для сравнения и противопоставления.
- Итак, с чего начинаем работу? ( выслушиваются 1-2 группы )
- Какой будет следующий шаг?
- Разделили ли вы обязанности по составлению текста?
- Если нужно поправляйте друг друга.
- Ошибки исправляйте вместе.
- Вам все теперь понятно? ( Учитель предлагает группе, которая испытывает большие трудности в подборе сравниваемых предметов свои варианты: цветы или животные, игрушки , дома или города, явления )
Самостоятельная работа. Ребята текст записывают в тетрадь.
Проверка написанного.( Каждая группа читает текст.)
- У какой группы задание по составлению текста на сравнение и противопоставление вызвало затруднение?
- Как вы думаете, почему? ( Слабые знания по сравниваемым предметам)
- Как устранить эти затруднения?
5) Этап закрепления нового материала. регулятивные
- Ребята, скажите, почему возникла необходимость изучать новую тему?
- Где мы будем применять новые знания?
- Как связан сегодняшний материал с тем, что изучали на предыдущем уроке, ведь название темы такое же « Текст»? познавательные
6) Инструктаж по выполнению домашнего задания.познавательные
- Ребята, прочитайте задание к упражнению №2
- Встречалось ли вам такое задание?
- Как будете выполнять? Уточните пожалуйста.
- Прочитайте и попробуйте найти предложения, которые исправление не подлежат.(1,2,3)
- Что нам помешает исправить 1 предложение?(нет логичности)
- Где же ошибка во 2 предложении?(нужен более широкий конспект)
- Задумайтесь над 3 предложением.(поправке не поддается, т.к автомобиль может быть либо красный, либо синий)
- Давайте найдем причину ошибки в 4 предложении?(неправильно построено высказывание)
- Кто сможет охарактеризовать ошибку в 5 предложении.(грамматическая ошибка- плавал недалеко от берега, или лексическое незнание слова мелководье)
- Что нужно знать, чтобы правильно выполнить задание?
- Постарайтесь дома написать 4 и 5 предложения в исправленном виде.
7) Итог урока.Рефлексия
- Что необходимо сделать прежде чем мы закончим урок?( подвести итог работы)регулятивные
- Какая тема урока?
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Достигли ли вы поставленной цели?
- В чем было затруднение?
- Над чем надо еще поработать?
- Что помогло открыть новое знание?
- Довольны ли вы своей работой на уроке? личностные
- Молодцы.
8) Оценивание. Комментирование оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....