План-конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
План -конспект урока по русскому языку на тему:
СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [д], [д’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Д, д |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 46
СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [д], [д’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Д, д
Ход урока
- Сообщение темы урока.
- Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду.)
- Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (Динь-динь-динь.)
- Какие звуки слышим в начале этих слов?
- Что вы можете сказать об этих звуках?
- Назовите тему урока.
- Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 46).
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
- Что изображено слева? (Дыня.)
- Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «дыня».
- Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
- Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».)
- Кто изображен справа? (Девочка.)
- Проанализируйте схему-модель слова и определите, как зовут девочку. (Дина.)
- Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «Дина».
- Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
- Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».)
- Конструирование большой и малой букв Д, д.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Д», «д».
Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» - труба печная.
В. Степанов
- Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Д», «д».
1
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
- Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «д» и звуков [д], [д’].
Буква «д» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [д] и мягкий звонкий [д’].
- Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
- Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Дом, дым, Дима.)
- Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове «дом» стоит буква «д»?
- Какой звук обозначает буква «д» в слове «дом»?
- Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
- Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «о».)
- Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- Произнесите первый звук в слове «дым».
- Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
- Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».)
- Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове «Дима» стоит буква «д»?
- Какой звук обозначает буква «д» в слове «Дима»?
- Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
- Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».)
- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
- Чтение слогов по заданным схемам.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
2
- Чем похожи слоги в каждом столбике?
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором - слоги начина ются со звука [д\ В третьем - слоги начинаются со звука [()'].)
VII. Чтение слогов и слов (с. 47). Чтение рассказа «Данила».
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, ело- ва-признаки, слова-действия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета - слова-признаки, прямоугольники голубого цвета - слова-действия.
Далее учитель проводит словарную работу.
Домино - настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек.
Наудил - наловил много рыбы.
Надымил - напустил много дыма.
- Прочитайте текст «Данила».
- Объясните значение слов «лён», «лодырь».
Лён- травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени - масло.
- Отгадайте загадку:
В чистом поле - не в лесу Хворостинок припасу:
Чтоб семья оделась,
Чтобы вкусно елось,
Чтобы хата грелась.
(Лён.)
Слово «лён» является родственным латинскому «линия», «нитка». Уже само название растения «намекает» на то, что оно используется для ткачества.
Лён- первое прядильное растение, которое узнал человек. Культуре льна около 9 тысяч лет. Из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем в Египет. Древние египтяне стали запеленывать мумии узкими полосками не шерстяной, а льняной ткани за 3 тысячи лет до н. э. Одежду фараонов и высших жрецов шили из тончайших льняных тканей, сквозь пять слоев которых просвечивало тело. Позднее льняные ткани русских мастериц тоже славились своей тонкостью и красотой, их звали «северным шелком». Нигде лён так не прижился, как в России. Даже и представить себе трудно, что не было когда-то у нас голубых льняных полей.
з
Лодырь - лентяй, бездельник. Это слово пришло к нам из немецкого языка.
- Найдите и прочитайте слова с твердым звуком [д]. (Данила, рад, лодырь, дуда.)
- Найдите слова с мягким звуком [д’]. (Дудел, дело, делал.)
VTII. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.
Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение, указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.
- Игра «Кто больше запомнит слов со звуками [д], [д’]. Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка - дверь.
Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки. (Л. Яхнин)
- Загадки.
Учащиеся отгадывают загадки и делят слова на слоги.
Кто в дни болезней всех полезней Лежит - ниже коня,
И лечит нас от всех болезней? Встанет - выше коня.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IX. Задания на развитие внимания.
- Игра «Звук заблудился».
Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села.
На поляне весной Вырос зуб (дуб) молодой.
Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.
На улице столбом, А в избе скатертью.
(Доктор.)
Она идет между сел и полей, А люди все идут по ней.
(gpgojaj
Он по-рабочему одет - Удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет И пестрая спецовка.
Его весной и летом Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.
4
ж
X. Итог урока.
- Какие звуки обозначает буква «д»?
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, показывает работу обучающихся с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".
На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"
Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...