Письмо Деду Морозу
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Слета Галина Дмитриевна

Урок-проект с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishem_pismo_dedu_morozu.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи с использованием ИКТ,

проектной и здоровьесберегающей технологий.

Тема: Пишем письмо Деду Морозу.

Цели и задачи:

1.Познакомить с понятием  «письмо», правилами его написания.

2.Формировать умение создавать собственный текст ( письмо).

3.Научить правильно оформлять адрес на конверте.

4.Развить общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, выполнять действия в определенной последовательности ( в соответствии с образцом), умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

5.Развить у учащихся языковое чутьё.

Оборудование: конверты, листки бумаги, презентация «Письмо Деду Морозу», мультимедийный проектор.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Сегодня у нас необычный урок К нам пришли  гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь.

2. Валеологический массаж.

-Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей.

-Опустите свободно.

-Теперь поочерёдно одно плечо вверх, другое - вниз.

-Разотрите шейный отдел позвоночника.

-Вдох, счет до 5, выдох

-Погладьте себя по головке и скажите:

"Какие мы хорошие.

Мы всё сможем.

Как хорошо уметь писать»

3. Вводная беседа. Актуализация темы занятия.

Учитель.    Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

И узнаете о чём

речь сегодня поведём.

На дворе снежок идёт,

Скоро праздник… (Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от …(ёлки). 

Ветви слабо шелестят

Бусы яркие …(блестят).

Учитель.Очень скоро придёт самый любимый праздник и взрослых и детей – Новый       год. Нас ждут весёлые утренники, волшебные фейерверки

-А кто самый главный на новогодних праздниках? Почему?

/ Ответы детей/

Слайд 2

3.Заочное путешествие на родину Деда Мороза.

-А кто знает, где живет зимний волшебник?

/ В городе Великий Устюг/

Слайд 3

             Ах, красив Великий Устюг!

             В нем родился Дед Мороз.

             Добрый Дедушка Мороз

             Славу городу принес.

 

2.Просмотр в/ записи « В гости к  Деду Морозу»

Учитель. Конечно же, замечательные  подарки готовит и приносит нам Дед Мороз. Но откуда же он узнает о чём мы мечтаем, что хотим получить в подарок?

/Ответы детей/

Учитель. Кому из вас приходилось писать письмо Деду Морозу? Сбывались ли ваши желания?

        -Хотели бы вы написать такое письмо в этом году?.

-Но чтобы Дед Мороз  выполнил нашу просьбу, надо написать письмо грамотно.

        -Так чем же мы будем заниматься сегодня  на уроке?

Слайд 4

3.Актуализация знаний детей об истории письма .

Учитель. Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое , в историю появления почтовой службы. Группа историков  подготовила устный журнал «Из истории почтовой службы».

Слайд 5

Сообщение группы историков.

  Картинка 1.История обмена известиями начинается с каменного века. Раньше информация передавалась дымом костров. Поднимаются над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Язык этот понятен многим племенам индейцев.

  Картинка 2. Информацию можно было передать ударами в сигнальные барабаны. Застучали, загремели барабаны – там-тамы и далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.

  Картинка 3. И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты (язык цветов – очень древнее изобретение).

  Картинка 4. Позже начали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» и пересказывал адресату. Существовала эстафетная почта: один гонец пересказывал «письмо» другому и так пока не добегут до адресата.

  Картинка 5. С появлением письменности письма писались на разных материалах: на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте, бересте и, начиная с 15 века, на бумаге. Такая почта  тоже работала через гонцов.

  Картинка 6. Употребляемую в наше время форму письма, как и заклеенный конверт, начали использовать только в  начале  19 века в Англии. В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки.

4. Работа по теме урока

Учитель. А вы знаете, что такое письмо?

Ответы детей

-У группы энциклопедистов было задание: по словарю  найти толкование слов,
Итак, слушаем их.:

Слайд 6

Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

        а).Работа с учебником

Учитель. Откройте учебник на с.129 и прочитайте письмо девочки Лизы.

        -Почему это письмо самое важное  за весь год?

Ответы детей

        -Почему дед Мороз улыбнулся?

Предположения детей/

        -Закончите рассказ, какие события  могли происходить в царстве Деда Мороза?

        -Что нашла Лиза под ёлочкой  в новогоднюю ночь?

-Прочитайте в учебнике задание, отмеченное галочкой.

б).Структура письма.

Учитель. Можно ли считать письмо текстом? Почему?

Можно, потому что предложения связаны по смыслу,

есть законченная мысль.

-Письмо, как и другой текст, имеет три части: начало, основную часть, и концовку.

-Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресата.

-Эциклопедисты, кто такой адресат?

Адресат- тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка.

-В письмо включены приветствие, прощание, обращение.

-Найдите в письме Лизы начало, обращение.

«Дорогой Дедушка Мороз!»

-Как ещё можно обратиться к Деду Морозу?

Слайд 7

Учитель. Прочитайте основную часть, т.е. рассказ Лизы о себе, о своих желаниях.

-Что бы вы написали в основной части?

                 О себе, о школьных делах; о своих увлечениях и занятиях;

                 можно поздравить с праздником .

-Подумайте, пожалуйста, о чём вы хотели бы попросить Деда Мороза. Задумайте желания. которые вам хотелось бы осуществить. Конечно, свою просьбу никому не говорите.

Слайд 8

-И прочитайте концовку, прощание, добрые слова.

« Ты всё можешь! Спасибо, Лиза.»

Учитель. Что бы вы написали в заключительной части, концовке?

-  В письме употребляются и другие этикетные выражения: « До свидания, милый дедушка!», «До скорой встречи!». Или:  «Извините, что я вас беспокою.»

Слайд 9

5. Физкультминутка.

Учитель. Ребята, сказочным помощником Деда Мороза является Снеговик. Изобразим Снеговика.

Слайд 10

          Давай, дружок, смелей, дружок,

          Кати по снегу свой снежок  -

          Он превратится в толстый ком

          И станет ком сне-го-ви-ком!

          Его улыбка так светла

          Два глаза, шляпа, нос, метла.

          Но солнце припечет слегка,

          Увы! И нет снеговика.

5. Правила написания письма

Учитель.  Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает

мысли, настроение, чувства человека. Говорит о его стремлениях,

симпатиях, увлечениях.

Учитель. Существует порядок написания письма. И группа грамотеев расскажет нам об этих правилах.

Слайд 11

Порядок написания письма:

- письмо пишут чётким, разборчивым почерком
- письмо пишут на аккуратном листе бумаги;
- с левого края, сверху и снизу оставляют поля шириной 2 см
- в письме каждую часть пишут с красной строки;
- письмо можно сопровождать рисунком.

6. Творческая работа.

Дети пишут письмо на выбранную тему, используя карточку-помощь и справочные материалы.

7. Проверка работы.

Слайд 12

Памятка.

Проверь:

  1. Сохранена ли тема?
  2. Не пропустил ли что-нибудь важное?
  3. Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?

Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?

  1. Хорошо ли связаны предложения между собою?

8.Подписывание конверта

Слайд 13

Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты

        Конверт-пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.

Учитель. Чтобы письмо нашло своего адресата, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Адрес-надпись на письме, посылке,, телеграмме, указывающая  получателя и место назначения.

Учитель. Из почтового ящика письма отвозят на почтамт.

Почтамт-главное почтовое отделение города.

Учитель. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки и мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта.  

Слайд 8.

Почтовый индекс-  последовательность цифр, добавляемая к почтовому адресу с целью облегчения автоматической сортировки корреспонденции.

В индексе 6 цифр:

первые 3 цифры обозначают область, город.

три другие – почтовое отделение.

-Укажите индекс на конверте

10.Рефлексия

Учитель. Скажите пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать письма?

-Хлопните в ладоши над головой те ребята, которые согласны с утверждением:

Я узнал много нового о Дедушке Морозе.

Я понял, что Новый год – праздник добра.

Я узнал, что и как писать Деду Морозу.

Захотелось творить, рисовать, сочинять.

Урок оставил меня равнодушным.

Я доволен своей работой.

Учитель. И я довольна вашей работой. Спасибо вам. Пусть сказка, волшебство, чудеса наполняют вашу жизнь добротой, улыбкой, теплотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем письмо Деду Морозу

Каждый из Вас, наверняка, в детстве писал письма Дедушке Морозу. Как научить детей правильно это делать? Как превратить обычный урок русского языка в творческую лабораторию? Попробуйте вместе с нами -...

Мастер класс "Напиши письмо Деду Морозу"

Презентация к мастер классу "Напиши письмо Деду Морозу" по материалам урока русского языка в 3 классе....

Экскурсия "Письмо Деду Морозу"

Ребяда написали письмо Деду Морозу, посетили отделение почты и отправили письма.http://exfile.ru/412806...

Компетентностно-ориентированные задания по предмету окружающий мир и английский язык ( интегрированный урок) :"Правила написания электронного письма. Письмо Деду Морозу и Санта Клаусу " 4 класс

Компетентностно-ориентированные задания по предмету окружающий мир и английский язык ( интегрированный урок) :"Правила написания электронного письма. Письмо Деду Морозу и Санта Клаусу " 4 класс...

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Письмо Деду Морозу.

Технологическая карта урока русского языка. УМК «Перспективная начальная школа». 2 класс. Развитие речи....

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Учимся писать письма. Письмо Деду Морозу"

Обучение развитию письменной речи на основе эпистолярного жанра по УМК "Начальная школа 21 века" начинается в 1 классе. Учащиеся знакомятся с написанием писем, учатся подписывать конверт. В посдедующи...